И. В. Сталин ответил:
— Доигрался, подлец! Жаль, что не удалось взять его живым. Где труп Гитлера?
— По сообщению генерала Кребса, труп Гитлера сожжен на костре.
— Передайте Соколовскому, — сказал Верховный, — никаких переговоров, кроме безоговорочной капитуляции, ни с Кребсом, ни с другими гитлеровцами не вести. Если ничего не будет чрезвычайного, не звоните до утра, хочу немного отдохнуть перед парадом.
Жуков Г К. Воспоминания и размышления.​



Как и в «родственной» ей игре Europa Universalis, в Hearts of Iron на выбор нам предлагают несколько наций и сценариев. Среди стран представлены не только «мастодонты» вроде СССР, Германии или США, но и более мелкие – Аргентина, Бразилия, Норвегия, франкистская и республиканская Испания, Польша, Чехословакия и другие. В первой части приходилось начинать с 1941, а это, соответственно, уменьшало наши стратегические возможности по созданию армий, налаживанию дипломатических отношений и заключению союзов. Сейчас же появилась возможность начинать игру с 1936, 1938, 1941,1944 и уже после окончания Второй Мировой войны в 1945. Есть и неплохие отдельные сценарии, рассказывающих о «плане Барбаросса», захвате Японии, операциях «Лиса пустыни» генерал-фельдмаршала Роммеля в Африке, гражданской войне в Испании и других военных действиях, хоть разработчики так и не порадовали обещанными миссиями об арабо-израильском конфликте и войне в Корее.

[​IMG]
А вот стран могло быть и больше​


Интерфейс довольно понятен интуитивно. Вверху отображается список ресурсов, финансы, дата, количество ядерных бомб, уровень недовольства населения и уровень промышленной мощности. Но недостаточно просто построить заводы, им нужно сырье. Чем выше у вас это самый Industrial Capacity, тем больше очков можно бросить на постройку армии, создание товаров первой необходимости для населения (если вам повезло управлять коммунистической или фашистской страной, требования граждан будут низкими; а много ли нам надо – поесть да поспать, а вот буржуи в демократических странах требуют, понимаешь ли, мармелад в шоколаде), поставки для армии и ее переобучение.

[​IMG]
Вы еще не едите гамбургеры - тогда мы идем к вам.​


В игре есть большое древо технологий, где представлены образцы реально существовавшей техники. Иногда и глаза разбегаются, что исследовать – новый танк Т-34 или стратегию блицкрига. Но не рекомендуется опережать события – для каждой технологии есть определенный год, в который нужно сделать это открытие, так что исследовать технологию производства пехоты 41-го года в 1936 теоретически можно, но с большими штрафами к скорости исследования. А вообще под разные стратегические задумки игрока можно подобрать разные технические изыски. Жаль только, что разработчики так низко ценят советских ученых – большинство из них имеют в среднем уровень 4-5, как какие-нибудь южноамериканцы, или упаси Боже, азиаты.

[​IMG]
Не Galactic Civilisations, но и так неплохо...​


Дипломатия и шпионаж являются неотъемлемой частью любой войны и тут можно развернутся во всю широту души. Заключение альянсов, влияние на другие нации деньгами, пакты о ненападении, предоставление гарантий независимости, возможность получать контроль над союзными войсками и посылать им экспедиционные корпуса – все это здесь есть.

Шпионаж – один из самых полезных аспектов игры. Можно не только шпионить за войсками противника, украсть его разработки, саботировать производство, но и повалить режим недружественной страны и, возможно, впоследствии включить ее в свой альянс. Однако шансы этих операций очень невысокие, требуется большое число шпионов в стране-противнице, хотя эти шансы повышают некоторые члены правительства.

Непосредственно боевые действия ведутся на глобальной карте. Но не нужно тупо посылать в бой войска – выбирайте тщательно, не забывайте отдавать юнитам в соседних провинциях приказы о поддержке. Лучше использовать юниты, которые имеют навыки войны в данных условиях, например, завоевывать Альпы легче с несколькими горными дивизиями, а местности, где много рек – при поддержке инженерных частей. Генералы же теперь - не просто дядьки на картинке, а чрезвычайно полезные юниты, особенно с высоким опытом и в званиях, так как чем ниже звание, тем меньшим количеством войск он может управлять без штрафов. Правда у меня есть серьезные нарекания к AI – он бывает иногда непролазно глуп, и, например, Германия не могла очень долго справиться с Польшей, пока я по пакту Молотова-Риббентропа спокойно за пару недель отхватил свою часть. Я уже не говорю о каких-то более сложных стратегических задумках – при тактическом отступлении и последующем окружении и уничтожении армии при помощи быстрых танковых ударов с фланга, отрезающих армии противника от поставок у компьютера просто глаза на лоб вылезают от удивления.

[​IMG]
Гитлер не смотрел на карту перед нападением на СССР - вон какая здоровая страна...​


Ну и графика не вызывают трепетного почтения как для игры 2006 года, хотя в звуковом оформлении есть пара бравурных мелодий.

В целом, это довольно неплохая стратегия. Вы можете переписать историю, играя за Германию или воплотить в жизнь мечты Мао Цзе Дуна (и кошмары европейцев) прошагав кирзовым сапогом с надписью «Made in China» через всю Азию, а потом и Европу – выбор за вами. Игра обязательно понравится поклонникам глобалок, а если закрыть глаза на некоторые огрехи вообще может считаться одной из лучших в своем жанре.

Автор: Suvoroff
Дата: 29.05.2008

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей