Разработчик: Tarsier Studios
Дата выхода: 11.02.2021 (игра), 25.08.2021 (расширенное издание).
Жанр: платформер, головоломка

Ночной лес. Капканы. Человек с ружьем. Девушка и… выстрел. От грохота я проснулся, вскочил с постели и закричал: «Кто здесь?!». В ответ тишина. Пройдясь по своей ветхой старой квартире и не обнаружив посторонних, я стёр холодный пот со лба и вышел на балкон, чтобы подышать свежим воздухом. Город был погружён в ночную мглу, в которой, казалось, что-то происходило, но ни одной живой души я не видел. Зато услышал детский смешок за стеной, а после – хруст бьющегося фарфора и шипение телевизора, самостоятельно включившегося у меня на кухне. «Опять. Каждый день одно и то же. Это становится невыносимым»…

После успеха Little Nightmares вопрос с продолжением, казалось, был решён. И оно не заставило себя ждать. Сперва три крохотных DLC с новым героем, а потом – полноценная мобильная игра. При этом все проекты оказались весьма недурственными головоломками в мрачном, немного безумном мире, погружённом в депрессивную атмосферу с примесью хоррора. Своеобразная подача сюжета в виде образов и полунамёков также понравилась игрокам, из-за чего лор оброс целым ворохом различных теорий и толкований происходящего безумия. И вот вторая часть, казалось, должна ответить на накопившиеся вопросы, но… Не тут-то было. Если кто-то наивно надеялся, что Little Nightmares 2 раскроет все карты и расскажет наконец, что же кругом происходит, то, смею заверить, этого не произойдёт. Отдельные моменты, возможно, покажутся яснее, но… это не точно.


Первая встреча с нашей боевой подругой. На самом деле она закончилась не очень радужно.

Описание игры знакомит нас с Моно – новым героем серии, облачённым в маску. Что это за маска и зачем она нам – не ясно, по крайней мере поначалу (да чего уж греха таить – в конце особо яснее не станет). Мальчик просыпается в лесу, в котором повсюду расставлены капканы и ловушки, а блюстителем этого извращённого порядка является Охотник. Мы видим его не столь удачливых жертв, подвешенных в огромной сети, и становится ясно – за любой опрометчивый поступок Моно поплатится жизнью. А ошибиться здесь проще простого. Слишком рано решили прыгнуть через утёс – тут же бренные останки Моно окропят собою местные красоты. Или с резким хлопком сомкнутся стальные челюсти капкана, разрывая в клочья тело нашего героя, сделавшего неосторожный шаг.

Вообще, умирать придётся довольно часто. В каком-то смысле гибель героя даже вплетена в игровой процесс, поскольку решение некоторых загадок осознаёшь уже после того, как в результате первого «пробного» захода наш герой погиб. В этом смысле Little Nightmares 2 не слишком сильно отличается от оригинала. Зато различие есть в… скажем так, ощущении игрового мира. Если в первой части Чрево казалось неким замкнутым пространством для героев, то в сиквеле «дышится» значительно свободнее. Способствуют этому совсем другие в плане дизайна локации – лес, море, город… И, хотя немалая часть игры проходит в помещениях, периодические прогулки на свежем воздухе влияют на восприятие мира.


Одно неверное движение - и охотник сделает из Моно решето.

Игровой процесс по-прежнему представляет собой нечто среднее между головоломкой и платформером. С последним её роднят вид «сбоку», передвижение (как правило, в двух плоскостях, но ничто не мешает передвигаться и в трёхмерном пространстве), а также различные препятствия, которые нужно перепрыгивать или перелазить. А близость к головоломкам или даже квестам проявляется в наличии достаточного количества различных загадок. Отмечу, что оные в игре совсем несложные, и лишь пару раз за время прохождения (часов 7-8 геймплея) победоносное шествие Моно застопорилось. Причём один раз из-за бага. Казалось бы, как можно было допустить баги в такой небольшой игре, и всё же они есть. Как минимум пару раз за игру они попадались, и один раз он был критическим, из-за чего пришлось откатываться к началу уровня (благо до него было недалеко). Несмотря на простоту задачек, они занимательны, а отдельные вполне себе оригинальны.


Сыграем партейку?

А ещё игра стала значительно страшнее, нежели предшественница. Достигнут этот эффект благодаря введению двух уровней, проходить которые лично я рекомендую строго в ночное время и с выключенным светом. Это ставшие уже классическими для хорроров (привет, Silent Hill) госпиталь и школа. Здесь разработчики добавили в игру противников, с которыми Моно предстоит бороться. Само собой, наличие вражин породило создание какой-никакой боевой системы. Оная тут хотя и эпизодическая, но вполне полноценная и представлена несколькими возможностями. Первая – это ближний бой с помощью трубы или топорика, когда с размаху через всю спину мы крепко лупим супостатов. На самом деле в сем действии ничего особенного нет, но игровой процесс это разнообразит, а в некоторых моментах, в том числе из-за не самого удобного управления, сражаться становится сложно и даже несколько… страшно. Да, страх здесь уже не совсем психологического толка, поскольку пугает скорее осознание некоторой беспомощности протеже, что мне немного напомнило ощущения от самого первого Resident Evil, когда столкновение с каждым зомби превращалось в настоящую схватку. И сразу же оговорюсь, что фанатам «Обители зла» в «Маленьких кошмариках» делать нечего, поскольку это совсем разные игры.


Школа и школьники - самые настоящие кошмарики.

Вторая же возможность в боевой системе завязана на использовании достаточно удачно заимствованного из Alan Wake фонарика. Рассказывать подробно все тонкости его применения – значит серьёзно спойлерить и лишать части удовольствия от игры, чего я делать не буду. Укажу лишь, что с некоторыми противниками фонарик, да и свет в целом поможет бороться в том числе, скажем так, интеллектуальным способом, с помощью всяких кнопок и прочих хитростей. Иногда же мы будем пользоваться оным напрямую, и основным противником здесь вновь будет управление. Вообще, за внедрение боевой системы, пусть даже и несколько примитивной, хочется поставить жирный плюс. Всё это действительно помогло освежить и улучшить игровой процесс.

На этом ноу-хау второй части не заканчиваются. Во-первых, у Моно, в отличие от героев предыдущих игр и дополнений, есть напарница. То есть большую часть игрового времени мы будет играть в кооперативе с персонажем под управлением компьютерного ИИ. Повлияло ли это как-то на игру? Безусловно, в том числе из-за напарницы ощущения от Little Nightmires 2 несколько отличаются от оных из оригинала. Так, многие головоломки теперь разрешаются только путём коллективного взаимодействия, так что если наша спутница где-то отстала или застряла – извольте-с вернуть! Впрочем, эмоции, свойственные для серии, сиквел по-прежнему передаёт. Мир игры так же отвратителен, как и раньше, – зомбированные люди-самоубийцы, странные и мерзкие монстры, загадочное окружение, – все игровые элементы работают над созданием депрессивной атмосферы и держат в определённом напряжении.


Привет! Да ты никак испугался?

Нельзя забывать и про великолепную аудиовизуальную составляющую, которой просто любуешься. За графику отвечает Unreal Engine 4, а выбранная стилистика крайне приятна для глаз, и даже сегодня Little Nightmires 2 очень приятно смотрится. Не отстаёт и звуковой ряд. Звуки, начиная от шагов и заканчивая дыханием героев, выверены идеально, а уж музыка, точнее, эмбиент создает не меньше, чем треть от игровой атмосферы, добавляя ещё больше депрессии и загадочности в происходящее.

Оценивая это всё вышесказанное в совокупности, несколько теряешься. С одной стороны, геймплей стал немножечко разнообразнее и в целом всё вышеописанное характеризует игру исключительно с положительной стороны. И по большей части Little Nightmires 2 мне действительно понравилась. Но есть в ней всё-таки определённая доля дёгтя, так что настало время сказать, чем же Little Nightmires 2 может не приглянуться.


Фонарик, наконец-то.

А здесь будет, на самом деле, не так и много. Во-первых, нам дают слишком мало конкретики о лоре. Серьёзно, я встречал диаметрально противоположные толкования происходящего, и все они звучали убедительно. Кому-то, возможно, такой подход и нравится, мне же хотелось наконец, чтобы хотя бы часть вопросов после прохождения сиквела отпала. Но не тут-то было…

Во-вторых, самая «головоломистая» часть игры приходится на её финал, однако именно она мне понравилась более всего. До этого какого-либо сопротивления в принципе не ощущалось (имеется в виду от головоломок, поскольку боёвка на пару с местным управлением порой давали «прикурить»), а здесь уже пару раз пришлось подумать, хотя и не скажу, что это отняло слишком много времени. Поэтому задачки, на мой взгляд, следовало сделать несколько сложнее, почаще бросая вызов игроку, а так у нас получился чуть ли не «симулятор ходьбы».


Чем не Resident Evil? Или всё же Silent Hill?

Ещё управление. По большой части претензия надуманная, но всё-таки 5-10 раз я сорвался в пропасть из-за ненадлежащей приспособленности игры к клавиатуре. Ещё проблемы возникают в сражениях, когда Моно машет трубой или топором во все возможные стороны, да всё никак по противнику попасть не может. Это связано, безусловно, с полным «три-дэ» и ненадлежащей адаптацией управления к клавиатуре. Понятно, что управляемость ещё не достигла категории «ужасно», но тем не менее есть повод для разработчиков задуматься и начать «полировку» сего элемента в уже анонсированном триквеле.

Ну и пару слов скажу о Deluxe Edition. Помимо обоев и саундтрека, это издание включает в себя дополнение Nome’s Attic. Само по себе последнее не сказать чтобы очень ценно с геймплейной точки зрения. Добавляет оно лишь один новый секрет, добраться до которого можно путём решения пары несложных задачек. Награда за его выполнение не бог весть какая, но присутствует, так что в целом бонус вполне приятный. И раз уж начал про секреты, отмечу, что в игре их спрятано прилично, найти их все без солюшена вполне возможно, так как ведётся определённая уровневая статистика по их поиску, но лично мне один секретик всё никак не поддавался, и пришлось подсмотреть. Кстати, в части секретиков скрываются альтернативные маски для Моно. А награда за поиск их всех – альтернативная концовка, которая заставляет сильно призадуматься, так что для всех страждущих докопаться до глубинного смысла поиск секретов строго обязателен.


Когда же закончится этот телевизионный кошмар?!!

Подводить итоги с Little Nightmires 2 на самом деле не очень просто. Это игра с ярко выраженными достоинствами и отдельными, но достаточно существенными недостатками. Лучше ли она оригинала? На мой взгляд, в целом – да, хотя и не во всём. Могла ли стать лучше? Конечно, да! И в первую очередь это касается управления и простоты большинства головоломок. Подачу истории и лора местного мира всё-таки относить к недостаткам «для всех» не буду – людям-то нравится! Ну и, конечно же, ждём 3-ю часть, которая, надеюсь, будет как минимум не хуже.

Оценка: 8.0 из 10.


Автор: LEKA
Дата: 21.03.2024

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей