Если из моих рассуждений о современных видеоиграх вы до сих пор не вынесли основную мысль («почему Square Enix стала делать так много плохих игр»), то постараюсь вкратце пояснить всё прямо сейчас. Естественно, глубинные причины уходят корнями в начало 2000-х к смене руководства компании. Но это всё очень масштабные вещи. На практике всё сводится к тому, что реализация идей плоха банально из-за того… что исполнители подкачали.
Как это было
Внешне не игра - а конфетка!
Жаль, что старания людей, ответственных за картинку, пропали зря.
Мотому Торияма более всего напакостил там, где ему удалось побывать в роли режиссера и сценариста одновременно (Final Fantasy XII: Revenant Wings, Final Fantasy XIII), но не стоит думать, что от того факта, что в The 3rd Birthday «талантливый» разработчик фигурирует только как автор сценария, игра стала лучше, – отнюдь. У Square Enix растет столь же «талантливая» подмена стареющему геймдизайнеру. Но более всего этого меня интересует один-единственный вопрос: почему вдруг The 3rd Birthday?
В 90-х на Playstation вышла, не побоюсь этого слова, революционная RPG: помесь Resident Evil с концепцией традиционной jRPG от Square за авторством самого Сакагути! Называлось это чудо в перьях Parasite Eve. Кому-то казалось, что хоррора в ней нет, кто-то считал ее не совсем полноценной jRPG, но главное не то, какие ярлыки можно навесить на игру, а то, чем она является в конечном счете. А в конечном счете Parasite Eve – одна из достойнейших игр своей платформы, к сожалению, никогда не выходившая в Европе. Вторая часть игры исправила это упущение, но заметно перекроила игровой процесс, сюжет… сменилась и команда разработчиков. The 3rd Birthday не похожа сразу на обе предыдущих части. Снова сменилась команда (хотя, например, вернули ответственную за музыку из самой первой Parasite Eve), игру снова не узнать. Возможно, проект не зря назвали не Parasite Eve III – другое название будто бы снимает часть ответственности с разработчиков в глазах действительно преданных фанатов (а других у серии двенадцатилетней давности быть-то и не может). Но помог ли сей хитрый прием Square Enix?
2012 год. Нью-Йорк. ВНЕЗАПНО из земли начинает вылезать всякое непотребство. Люди в шоке, все кричат, корабли тонут, непотребство рушит многострадальную статую свободы. 2013 год. Там же. ВНЕЗАПНО люди изобрели агрегат, позволяющий душе человека «нырять» в тело другого существа, причем конкретно этот аппарат позволяет нырять в тела людей в прошлом. Особенностью устройства является тот факт, что использовать его может только… Да-да, нисколько не постаревшая за прошедшие 13 лет Айя Брея. Собственно, она сейчас как раз служит в специально созданном отделении по нырянию в прошлое, сформированного для того, чтобы хоть как-нибудь чего-нибудь исправить. Действуя по принципу «а вдруг получится», Брея вольна прыгнуть в кого угодно, в его теле пойти куда угодно и там, подставившись под удар какого-нибудь монстра, храбро перепрыгнуть в тело другого кандидата в спасители мира. Представить себе ужас человека, который только что курил у входа в метро, а потом внезапно оказался в каком-то вонючем подвале и увидел, как гигантская клешня несется ему прямо в глаз, думаю, не очень сложно. Моральные аспекты сего процесса ныряния из тела в тело в расчет не принимаются: не до жиру, знаете ли.
Messiah/Evolva
Прыгать придется очень много.
Очень-очень много. И стрелять по красным... хм... фиговинам на стенах, на полу и т.д.
Во многих локациях монстры будут появляться бесконечно до тех пор, пока не выполнишь поставленную задачу.
Сама задумка The 3rd Birthday в высшей степени хороша. Героиня путешествует по уровням, в случае необходимости вселяется в нужное тело, собирает частички ДНК с поверженных врагов и отращивает новые клешни способности. «Ничего нового в этом нет!» - скажет знаток старых игр и окажется, безусловно, прав. Более того, процесс можно было бы разнообразить применением магии, но она по наследству от оригинальной дилогии незадачливому спин-оффу почему-то не досталась. Типичный же уровень в игре выглядит так: выходим из коридора и попадаем в огромный зал, по которому бегает три спецназовца и парочка монстров. Если у кого-нибудь из людей есть особое, сюжетное оружие – ныряем в него, если ни у кого ничего нет - занимаемся нехитрым combat’ом.
Бой и вправду нехитрый: зажав левый шифт (автоприцел), лупим что есть сил по правому. Вот, собственно, и всё. Если враг слишком близко – уворачиваемся, слишком далеко – подбегаем. Спецназовцы также могут кое-чего предпринять - спрятаться за укрытием и вести оттуда огонь. Что показательно, в игре (если есть желание) можно отыскать даже намеки на некую командную тактику, которая до той же Evolva, конечно, не дотягивает, но иногда имеет место быть. Речь идет в первую очередь о том, чтобы уводить солдат с линии огня, тем самым скорее не спасая их жалкие жизни, а сохраняя для себя пути к отступлению. Следующий этап сотрудничества – перекрестный огонь по врагу, который можно вести по мишени, взятой на мушку кем-то из союзников Айи.
Но основной урон силам зла наносит всё-таки сама героиня. В этом ей помогает, как ни странно, возможность нырять в ослабленных противников, нанося им зверский урон, а также специальная шкала «высвобождения», являющаяся по сути аналогом «лимитов» из Final Fantasy: огромные повреждения врагам за очень короткий промежуток времени. На деле скакать блохой по небольшим локациям и отстреливать однотипных монстров не так скучно, как может показаться на первый взгляд. Но. Если углубиться в механику боя, то можно обнаружить целый ряд неприятных моментов. Во-первых, не всё оружие имеет функцию автоприцела, что кажется несомненным достоинством до тех пор, пока вы лично не познакомитесь с ручным прицеливанием в The 3rd Birthday. Во-вторых, бесконечно прыгать по кругу вокруг очередного босса (а их тут до неприличия много) не удастся: на каждые три «моментальных» прыжка Айа делает один нарочито «медленный», который заканчивается длительным подниманием с колен и чуть ли не отряхиванием пыли с блузки. Нетрудно догадаться, что именно в этот момент Брея и получает львиную долю оплеух от очередного весьма кусачего монстра.
Ахи, охи, вздохи
Иногда дают пострелять из танковой или вертолетной турели.
Это, как его... разнообразие!
Из этого и произрастает раздражение, которое игра неизменно вызывает в дотошном игроке. Айя бесконечно вздыхает и охает, будто речь идет не о динамичном шутере, а о хентайном гумусе (впрочем, пройдя игру 50 раз (!!!), можно посмотреть, как Айя моется в душе, – это как, по-вашему, называется?); персонажи появляются и исчезают, ВНЕЗАПНО проходит два месяца и приезжает старый друг Айи помнишь-я-был-в-первой-части-ну-не-помнишь-ладно-я-всё-равно-буду-тебе-помогать. Люди ВНЕЗАПНО превращаются в огромных монстров, а от развязки голова может лопнуть еще до финальных титров. Да, я снова вернулся к вопросу сюжета: когда игра длится всего-то около 6-7 часов, а большая часть локаций – комнаты с двумя коридорами (в один входишь, в другой выходишь), от сценария ожидаешь чего-то большего, нежели может предложить литературный импотент Торияма. Огромная черная дыра сюжета в финале кое-как проясняется, но это не отменяет того факта, что все события игры – бред редчайшей выдержки, на который даже среди японцев мало кто способен. На секундочку: до самого конца Bayonetta я не мог понять, что именно происходит, но в финале весь этот дурдом внезапно обрел смысл. The 3rd Birthday, естественно, подобное не грозит.
Упор сделан больше на количество различных рюшечек, нежели на создание второго, третьего дна у игрового процесса. Прошли игру? Получайте костюм для Айи «домработница». Just for fun. На этом фоне отходит в сторону неплохая идея с набором таблиц ДНК из изъятых с поверженных врагов ячеек и система улучшения оружия. Даже тот факт, что в сериал вернулось понятие «уровень персонажа», особо не радует: все эти вещи слабо стыкуются между собой и кажутся чем-то инородным, будто бы случайно вляпавшимся в что-то неприятное, да так там и увязшим. К чему прокачка уровней, когда игра абсолютно линейна и ловкость рук гораздо важнее крепкого здоровья и серьезного урона, наносимого во время ныряния в противника? Зачем треть игры целенаправленно прокачивать «бесконечный» пистолет? Правильно, чтобы во второй трети узнать, что он и вовсе ни на что не годен.
Даже неплохая идея с порванной одеждой дает течь в самом неожиданном месте: рвется-то она для того, чтобы у бедняжки Айи в нужный момент мелькнул участок оголенной ягодицы, в разорванной блузке был заметен бюстгальтер, а из дырки в штанах торчали стринги. Собственно, всё это заметно и на игровом арте: Айя и пухлые губы; Айя в белом, вся измазанная в крови; Айя в строгом костюме с торчащим лифчиком; Айя в синем коротком платье; Айя - Санта-Клаус; Айя сует пистолет в рот. В общем, не о том думают…
Возвращение Айи
Айя еще неплохо озвучена, на самом-то деле.
Вот этот ученый-японец совершенно точно заслужил удар кувалдой по голове своей манерой говорить.
Чего не отнимешь у Square Enix последних лет, так это потрясающей графики. Что Final Fantasy XIII ласкает взор, что The 3rd Birthday заставляет не верить своим глазам. Еще бы уровни были чуть больше и сложнее – и цены бы им не было. А так… модельки выглядят здорово, текстуры, в общем-то, тоже неплохо: когда Торияму и еще несколько человек, ответственных за всю ту ересь, что просочилась в FFXIII и The 3rd Birthday, наконец выгонят из компании, хотелось бы, чтобы художники и аниматоры остались. Такую красоту терять нельзя. Увы, графика и ролики – чуть ли не главные достоинства третьей игры в серии Parasite Eve.
Так почему всё-таки The 3rd Birthday? Сериал начался и (до недавнего времени) закончился очень давно - в конце 90-х - и так никогда далее Playstation и не продвинулся (перед релизом новой игры серии оригинальную дилогию выпустили в американском PSN). Неужели Square Enix хочет возродить серию? Быть может, в будущем нас ждет что-то гораздо более традиционное и – хочется верить – с приличным сюжетом? Вопросы, вопросы, одни вопросы. Зачем было делать The 3rd Birthday такой – неизвестно. Но во всём можно найти и светлые стороны: новые приключения Айи – отличное напоминание о том, что когда-то давно была такая игра Parasite Eve; кстати, а не перепройти ли ее по такому случаю? Но это уже совсем другая история.
Как это было
Внешне не игра - а конфетка!
Жаль, что старания людей, ответственных за картинку, пропали зря.
Мотому Торияма более всего напакостил там, где ему удалось побывать в роли режиссера и сценариста одновременно (Final Fantasy XII: Revenant Wings, Final Fantasy XIII), но не стоит думать, что от того факта, что в The 3rd Birthday «талантливый» разработчик фигурирует только как автор сценария, игра стала лучше, – отнюдь. У Square Enix растет столь же «талантливая» подмена стареющему геймдизайнеру. Но более всего этого меня интересует один-единственный вопрос: почему вдруг The 3rd Birthday?
В 90-х на Playstation вышла, не побоюсь этого слова, революционная RPG: помесь Resident Evil с концепцией традиционной jRPG от Square за авторством самого Сакагути! Называлось это чудо в перьях Parasite Eve. Кому-то казалось, что хоррора в ней нет, кто-то считал ее не совсем полноценной jRPG, но главное не то, какие ярлыки можно навесить на игру, а то, чем она является в конечном счете. А в конечном счете Parasite Eve – одна из достойнейших игр своей платформы, к сожалению, никогда не выходившая в Европе. Вторая часть игры исправила это упущение, но заметно перекроила игровой процесс, сюжет… сменилась и команда разработчиков. The 3rd Birthday не похожа сразу на обе предыдущих части. Снова сменилась команда (хотя, например, вернули ответственную за музыку из самой первой Parasite Eve), игру снова не узнать. Возможно, проект не зря назвали не Parasite Eve III – другое название будто бы снимает часть ответственности с разработчиков в глазах действительно преданных фанатов (а других у серии двенадцатилетней давности быть-то и не может). Но помог ли сей хитрый прием Square Enix?
2012 год. Нью-Йорк. ВНЕЗАПНО из земли начинает вылезать всякое непотребство. Люди в шоке, все кричат, корабли тонут, непотребство рушит многострадальную статую свободы. 2013 год. Там же. ВНЕЗАПНО люди изобрели агрегат, позволяющий душе человека «нырять» в тело другого существа, причем конкретно этот аппарат позволяет нырять в тела людей в прошлом. Особенностью устройства является тот факт, что использовать его может только… Да-да, нисколько не постаревшая за прошедшие 13 лет Айя Брея. Собственно, она сейчас как раз служит в специально созданном отделении по нырянию в прошлое, сформированного для того, чтобы хоть как-нибудь чего-нибудь исправить. Действуя по принципу «а вдруг получится», Брея вольна прыгнуть в кого угодно, в его теле пойти куда угодно и там, подставившись под удар какого-нибудь монстра, храбро перепрыгнуть в тело другого кандидата в спасители мира. Представить себе ужас человека, который только что курил у входа в метро, а потом внезапно оказался в каком-то вонючем подвале и увидел, как гигантская клешня несется ему прямо в глаз, думаю, не очень сложно. Моральные аспекты сего процесса ныряния из тела в тело в расчет не принимаются: не до жиру, знаете ли.
Messiah/Evolva
Прыгать придется очень много.
Очень-очень много. И стрелять по красным... хм... фиговинам на стенах, на полу и т.д.
Во многих локациях монстры будут появляться бесконечно до тех пор, пока не выполнишь поставленную задачу.
Сама задумка The 3rd Birthday в высшей степени хороша. Героиня путешествует по уровням, в случае необходимости вселяется в нужное тело, собирает частички ДНК с поверженных врагов и отращивает новые клешни способности. «Ничего нового в этом нет!» - скажет знаток старых игр и окажется, безусловно, прав. Более того, процесс можно было бы разнообразить применением магии, но она по наследству от оригинальной дилогии незадачливому спин-оффу почему-то не досталась. Типичный же уровень в игре выглядит так: выходим из коридора и попадаем в огромный зал, по которому бегает три спецназовца и парочка монстров. Если у кого-нибудь из людей есть особое, сюжетное оружие – ныряем в него, если ни у кого ничего нет - занимаемся нехитрым combat’ом.
Бой и вправду нехитрый: зажав левый шифт (автоприцел), лупим что есть сил по правому. Вот, собственно, и всё. Если враг слишком близко – уворачиваемся, слишком далеко – подбегаем. Спецназовцы также могут кое-чего предпринять - спрятаться за укрытием и вести оттуда огонь. Что показательно, в игре (если есть желание) можно отыскать даже намеки на некую командную тактику, которая до той же Evolva, конечно, не дотягивает, но иногда имеет место быть. Речь идет в первую очередь о том, чтобы уводить солдат с линии огня, тем самым скорее не спасая их жалкие жизни, а сохраняя для себя пути к отступлению. Следующий этап сотрудничества – перекрестный огонь по врагу, который можно вести по мишени, взятой на мушку кем-то из союзников Айи.
Но основной урон силам зла наносит всё-таки сама героиня. В этом ей помогает, как ни странно, возможность нырять в ослабленных противников, нанося им зверский урон, а также специальная шкала «высвобождения», являющаяся по сути аналогом «лимитов» из Final Fantasy: огромные повреждения врагам за очень короткий промежуток времени. На деле скакать блохой по небольшим локациям и отстреливать однотипных монстров не так скучно, как может показаться на первый взгляд. Но. Если углубиться в механику боя, то можно обнаружить целый ряд неприятных моментов. Во-первых, не всё оружие имеет функцию автоприцела, что кажется несомненным достоинством до тех пор, пока вы лично не познакомитесь с ручным прицеливанием в The 3rd Birthday. Во-вторых, бесконечно прыгать по кругу вокруг очередного босса (а их тут до неприличия много) не удастся: на каждые три «моментальных» прыжка Айа делает один нарочито «медленный», который заканчивается длительным подниманием с колен и чуть ли не отряхиванием пыли с блузки. Нетрудно догадаться, что именно в этот момент Брея и получает львиную долю оплеух от очередного весьма кусачего монстра.
Ахи, охи, вздохи
Иногда дают пострелять из танковой или вертолетной турели.
Это, как его... разнообразие!
Из этого и произрастает раздражение, которое игра неизменно вызывает в дотошном игроке. Айя бесконечно вздыхает и охает, будто речь идет не о динамичном шутере, а о хентайном гумусе (впрочем, пройдя игру 50 раз (!!!), можно посмотреть, как Айя моется в душе, – это как, по-вашему, называется?); персонажи появляются и исчезают, ВНЕЗАПНО проходит два месяца и приезжает старый друг Айи помнишь-я-был-в-первой-части-ну-не-помнишь-ладно-я-всё-равно-буду-тебе-помогать. Люди ВНЕЗАПНО превращаются в огромных монстров, а от развязки голова может лопнуть еще до финальных титров. Да, я снова вернулся к вопросу сюжета: когда игра длится всего-то около 6-7 часов, а большая часть локаций – комнаты с двумя коридорами (в один входишь, в другой выходишь), от сценария ожидаешь чего-то большего, нежели может предложить литературный импотент Торияма. Огромная черная дыра сюжета в финале кое-как проясняется, но это не отменяет того факта, что все события игры – бред редчайшей выдержки, на который даже среди японцев мало кто способен. На секундочку: до самого конца Bayonetta я не мог понять, что именно происходит, но в финале весь этот дурдом внезапно обрел смысл. The 3rd Birthday, естественно, подобное не грозит.
Упор сделан больше на количество различных рюшечек, нежели на создание второго, третьего дна у игрового процесса. Прошли игру? Получайте костюм для Айи «домработница». Just for fun. На этом фоне отходит в сторону неплохая идея с набором таблиц ДНК из изъятых с поверженных врагов ячеек и система улучшения оружия. Даже тот факт, что в сериал вернулось понятие «уровень персонажа», особо не радует: все эти вещи слабо стыкуются между собой и кажутся чем-то инородным, будто бы случайно вляпавшимся в что-то неприятное, да так там и увязшим. К чему прокачка уровней, когда игра абсолютно линейна и ловкость рук гораздо важнее крепкого здоровья и серьезного урона, наносимого во время ныряния в противника? Зачем треть игры целенаправленно прокачивать «бесконечный» пистолет? Правильно, чтобы во второй трети узнать, что он и вовсе ни на что не годен.
Даже неплохая идея с порванной одеждой дает течь в самом неожиданном месте: рвется-то она для того, чтобы у бедняжки Айи в нужный момент мелькнул участок оголенной ягодицы, в разорванной блузке был заметен бюстгальтер, а из дырки в штанах торчали стринги. Собственно, всё это заметно и на игровом арте: Айя и пухлые губы; Айя в белом, вся измазанная в крови; Айя в строгом костюме с торчащим лифчиком; Айя в синем коротком платье; Айя - Санта-Клаус; Айя сует пистолет в рот. В общем, не о том думают…
Возвращение Айи
Айя еще неплохо озвучена, на самом-то деле.
Вот этот ученый-японец совершенно точно заслужил удар кувалдой по голове своей манерой говорить.
Чего не отнимешь у Square Enix последних лет, так это потрясающей графики. Что Final Fantasy XIII ласкает взор, что The 3rd Birthday заставляет не верить своим глазам. Еще бы уровни были чуть больше и сложнее – и цены бы им не было. А так… модельки выглядят здорово, текстуры, в общем-то, тоже неплохо: когда Торияму и еще несколько человек, ответственных за всю ту ересь, что просочилась в FFXIII и The 3rd Birthday, наконец выгонят из компании, хотелось бы, чтобы художники и аниматоры остались. Такую красоту терять нельзя. Увы, графика и ролики – чуть ли не главные достоинства третьей игры в серии Parasite Eve.
***
Основную интригу раскрывать не буду.
Но и самостоятельно догадаться, что же там такого придумал Торияма, по-моему, невозможно.
Ни один здоровый человек такого придумать не сможет!
Основную интригу раскрывать не буду.
Но и самостоятельно догадаться, что же там такого придумал Торияма, по-моему, невозможно.
Ни один здоровый человек такого придумать не сможет!
Так почему всё-таки The 3rd Birthday? Сериал начался и (до недавнего времени) закончился очень давно - в конце 90-х - и так никогда далее Playstation и не продвинулся (перед релизом новой игры серии оригинальную дилогию выпустили в американском PSN). Неужели Square Enix хочет возродить серию? Быть может, в будущем нас ждет что-то гораздо более традиционное и – хочется верить – с приличным сюжетом? Вопросы, вопросы, одни вопросы. Зачем было делать The 3rd Birthday такой – неизвестно. Но во всём можно найти и светлые стороны: новые приключения Айи – отличное напоминание о том, что когда-то давно была такая игра Parasite Eve; кстати, а не перепройти ли ее по такому случаю? Но это уже совсем другая история.
Автор: katarn
Дата: 26.04.2011