«Еще за мгновение до своей смерти я был обычным полицейским. Я патрулирую улицы Sex City - ну, знаете, чтоб чего не случилось. В этот раз мы с напарником задержали едва одетую девушку: она зачем-то присела на корточки и стала кричать. Нам это показалось подозрительным, и мы произвели успокоительный выстрел дробью в лоб. Потом мимо прошел какой-то странный бомж, скрывшийся у нас за спинами. Затем у меня жутко заболела голова, а дальше – как в тумане: я направляю дробовик на своего друга и коллегу, его мозги стекают по витрине магазина, забираюсь на ограждение и прыгаю вниз. Перед самым прыжком мой разум очищается – будто наказание божье, ведь теперь я осознаю свою страшную участь! В воздухе меня разворачивает, и я вижу, как от меня улетает маленький пухлый младенец… с крыльями?»

Messiah
(в России игра вышла под названием Мессия)

И придет спаситель

[​IMG]
Активированное взрывное устройство предлагает игроку сделать шаг назад.
Какая удивительная (по меркам Messiah) забота!

Игра от Shiny до 2001 года выпуска – это всегда нечто особенное, не такое, как у других. Тем и ценное. То ли сумрачный гений Дэвида Перри, то ли удачное сочетание звезд на небе, но что-то явно влияло на Shiny все удачные годы ее творчества. А каким успешным был 2000 год для Interplay в плане экшенов: MDK 2, Evolva, Giants, Sacrifice - и вот еще Messiah. Что ни выстрел – всё попадание, что ни концепция – шедевр, ни команда – мастера. Messiah из тех игр, которые на других ничем не похожи, но вполне легко описываются сочетанием жанров «3D-action», adventure и «платформер». Впрочем, для «3D-action» игра слишком комплексна и богата возможностями, для adventure – наоборот! – кровава и слишком часто взывает к спинномозговым рефлексам. Платформер – он платформер и есть, хотя будь Messiah просто платформером – никто бы о нем и не вспомнил, наверное.

Каким образом Shiny удалось создать абсолютно линейную игру с возможностью проходить ее абсолютно нелинейно, да еще и потеряться по ходу прохождения? Маленькие и большие помещения, открытые (ну, насколько могут быть «открытыми» мрачные улочки дистопического города будущего) пространства, какие-то подсобки, гаражи, хранилища, соединенные между собой лестницами, лифтами и техническими помещениями, заполненными разнообразными опасными механизмами. В этой игре stealth – он stealth и есть: будь ты хоть трижды терминатор, в первой же комнате встревоженная охрана пресечет учиненный тобой беспредел. Сугубо «мясные» эпизоды есть, но и там легко могут щелкнуть по носу и отправить на последний… ага, чекпоинтов-то тут и нет, а сохраняться придется очень часто, ибо что ни комната – то смертельная опасность, что ни прыжок – то попытка самоубийства. Сохраняться надо часто и во все слоты, иначе в последний момент ты поймешь, что сделал что-то не так, а былого-то уже и не вернуть… кроме как опаснейшим путешествием назад.

Боб
Просто Боб


[​IMG]
Крысеныш Боб и смертельный лабиринт.

В будущем человечество погрязло во грехе, и дабы наставить его на путь божий, автор программы по реабилитации содомитов и грешников помельче отправляет на Землю мессию. В прошлый раз, когда подобное происходило (читай: в Requiem), вниз отправился мощный качок с запасом стволов разных калибров. Для битвы со всеми смертельными грехами Бог отчего-то выбрал купидона, лишь в прыжке достающего до сиденья стула и вещающего умильным детским голосом. Всё вооружение – божественный памперс и хилые крылышки. Как хочешь, так и крутись, дитя моё!

Напоминает Курта, не правда ли? Крылья однозначно подсказывают, что нам придется часто летать и планировать, но в MDK это было намного проще. Пухлый ангельский ребенок весьма посредственно машет лишними конечностями: оттачивание маневра «взлет и карабканье на платформу чуть выше, но значительно дальше от меня» занимает не одну и не две минуты. К счастью, к тому моменту, когда перелеты будут действительно очень рискованными, вы уже научитесь сносно управляться с потоками воздуха. Иначе просто не дойдете дотуда.

Но главный секрет Боба заключается в том, что он может вселиться в любое живое существо. Последнее скрючится так, будто ему по оголенному мозгу ударили молоточком, но потом придет в себя и будет исполнять божественную (или всё-таки Боба?) волю. Вот так и продвигаемся по уровням до тех пор, пока не совершаем страшную ошибку - выпускаем на волю самого князя тьмы. И кто же будет разбираться со стотонным чудищем размером с дом? Естественно, Боб – по лбу хлоп.

Все силы небесные

[​IMG]
Увидели на коробке умильного толстенького ребенка и решили, что в Messiah могут играть дети?
А как вам стриптизерша в низком разрешении? Ох уж эта Shiny...

Для обычной аркадной игры Messiah слишком сложна, я бы сказал – умна. Если вселиться в полицейского, зайти в охраняемое помещение, выстрелить в стену и переселиться в гражданского, то на выходе ваше прошлое тело будет атаковано охраной: она слышала звуки выстрелов, а так как в комнате были только гражданский и коп, то и вывод может быть один-единственный, верно ведь? Стравливать ИИ – увлекательное занятие, которое не надоест никогда. Но внимательность противников часто играет против нас. Мало того, что силы правопорядка не терпят праздношатающихся электриков и ученых, так еще и одного испуганного взгляда другого ученого на нас достаточно, чтобы полицейский заподозрил, что что-то не так. Stealth-action с самым неприспособленным для stealth-action’а главным героем? Безусловно.

Переселение из командира батальона, которой все отдают честь, в обычную крысу – акт весьма философский. Для Боба не важно то, что очередная его оболочка упадет в огромную мясорубку, переломает ноги, свалившись с третьего этажа, или же будет застрелена подозрительными полицейскими. Он спасает мир, а люди (и животные) – всего лишь средство достижения высокой цели, которая, очевидно, оправдывается при любом раскладе. Ничего личного. Особенное обострение несоответствия действий образу происходит при детальном рассмотрении пухленькой модели круглолицего малыша: с приклеенной улыбкой, маленькими, коротенькими ножками и ясными, добрыми глазами. Если вы вдруг забудете, что у вас в руках нет оружия и вообще в данный момент вы не сидите в чьем-то теле, и нажмете на клавишу выстрела, Боб вытянет вперед руку и «застрелит» проходящего мимо NPC детским «пиф-паф». Удивительно, но подобное проявление «агрессии» вызывает у вооруженных персонажей желание пристрелить Боба, но на этот раз по-настоящему…

Казни египетские

[​IMG]
Знаете, что это?
2000 год. PC-эксклюзив. QTE-сценка.

Дизайн локаций стабильно великолепный: промышленный сектор, генетические лаборатории, улочки Sex City и традиционный для дистопий и киберпанковых драм ночной клуб будущего. Путешествий по запутанным улицам и коридорам, прыжков и перелетов между опасно подвижными платформами, беготни по смертоносным лабиринтам в облике крысы – всего ровно столько, сколько нужно. Успеваешь обратить внимание на голограмму стриптизерши в витрине или на какой-нибудь ролик на огромном телевизоре в комнате для совещаний. Вся суть в том, что для продвижения дальше надо не просто занять чье-то тело, - надо занять вполне конкретное тело. Рабочего в костюме радиационной защиты, командирши в обтягивающем комбинезоне или же танцовщицы в баре – у каждого из этих персонажей, как ни странно, свой уровень допуска. В каких-то эпизодах вам в принципе не особо и важно, в чьем теле вы находитесь, в каких-то – наоборот.

Но беготни по локациям туда-сюда достаточно в любом случае, потому что многие действия банально неочевидны. Нас никто не ведет за ручку, и цели Боба более чем расплывчаты. Надо обладать истинно ангельским терпением и дьявольски изворотливым умом, чтобы пройти через некоторые *особо* непонятные моменты. Кажется, что игровой дизайн должен быть таким, чтобы сразу было понятно что, где и как. Но, на самом деле, от подхода Shiny к этому вопросу игра только выиграла: нам, как и Бобу, совершенно неизвестно, что, где и как. В этом и соль.

Дурная репутация

[​IMG]
Боб в своей всемогущей ипостаси.

Мессия – очень капризная игрушка. В отличие от своих коллег по году выпуска из-под крыла Interplay, она официально не признает ничего выше Win ME. Запуск игры под Windows 7 – тот еще танец дождя, по ходу которого мы лишаемся локализованных текстов и треков с аудио-диска (ибо патч уничтожает первое, а noCD – второе). Но никакого другого варианта нет: "1С" считает, что достаточно написать на коробке системные требования, и всё. Для многих ведь не очевиден тот факт, что локализованная в 2004 году игра 2000 года выпуска не будет работать на большинстве современных систем (естественно, без вышеуказанных песен и плясок). Оттого и такой негатив: при запуске под Win 7 лично у меня отсутствовали как минимум эффекты огня. И Боб знает что еще...

Сам же перевод (точнее, озвучка) на вполне достойном уровне. В некоторых ситуациях, правда, сатана уж как-то слишком тихо бурчал в микрофон, но умильный голос Боба, равно как и неплохая озвучка всех остальных персонажей, делают свое дело – перевод не раздражает. Раздражает то, что NPC очень часто повторяют одни и те же фразы, но это ведь проблема не "1С", не так ли?.. А вот звуковое сопровождение – это что-то с чем-то. Из того, что удалось услышать непосредственно в игре, всё произвело сугубо негативное впечатление. Поклонники группы Fear Factory и композитора Hitman: Blood Money и Gears of War могут готовить колюще-режущие предметы, но я вас не убоюсь: агрессивная, ритмичная музыка игре совершенно не к лицу. Даже в главном меню.

Bob Vult

[​IMG]
Отличная пушка: пришпиливает противника к стене.
Но если гражданского застукают с оружием в руках...

Messiah – затягивающее, но достаточно короткое действо. Если не застревать на каждой платформенной головоломке, то игру можно одолеть за один день. В памяти останется отличная концепция, увлекательнейший игровой процесс, приятная графика и дикие крики боли человека, которого мы заставили упасть с высоты и переломать себе ноги. Ничего не поделаешь: того хотел Боб.


Автор: katarn
Дата: 30.08.2011

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей