Людям нравится испытывать чувство страха. Фильмы ужасов, которые показывают посреди ночи, - один из способов прикоснуться к сладкому упоению того ощущения, когда мурашки бегут по коже. Такие писатели, как Стивен Кинг, Клайв Баркер и Питер Страуб, построили себе карьеру на рассказывании страшных историй, и их произведения разошлись миллионными тиражами. Даже статическое искусство, живопись и скульптура, часто способно соприкасаться с ужасом и беспокойством: мастерство Иеронима Босха в изображении мучений в христианском аду легендарно, а иллюстрации Стивена Гэммела не дают уснуть многим детям за последние 25 лет.

Игры также пытались донести до игроков чувство опасения, ужаса и тревоги, но результаты зачастую становились смешанными. Частично корни проблемы уходят в тот факт, что игрока наделяют дополнительными возможностями или неординарной силой - ведь игры рассчитаны на то, чтобы их можно было пройти. Сложившийся жанр "survival horror" также страдает от ряда дешевых трюков: неудобное управление, превосходящее число монстров, постоянно заканчивающийся запас боеприпасов - все эти клише могут привести к тому, что игрок вместо ужаса будет чувствовать лишь раздражение. Более того, нудные и алогичные головоломки могут разрушить впечатление и атмосферу. Гейм-дизайнер хоррор-игры должен очень тщательно продумывать баланс, практически оказываясь в ситуации ходьбы по канату.

Как же сделать так, чтобы игрок не терял интерес? Это был вопрос, который задали себе в 1998 году Team Silent, и ответом была игра Silent Hill на Sony PlayStation. Эта игра считается классикой, и небезосновательно: она атмосферная, жуткая, успешно сочетает приемы западного хоррор-кинематографа с нотками психологизма, традиционными для Японии. Team Silent выпустила еще три игры в серии в последующие пять лет и разошлась разными путями. Несколько сотрудников решили, что недостаточно напугали игроков, - они примкнули к SCE Japan Studio, и начали работать над проектом, который бы воплотил их идеи. Так зародилась Forbidden Siren. Кейтиро Тояма и Наоко Сато принялись за сценарий, а Исао Такахаси занял позицию арт-директора. Кейтиро Тояма был создателем и режиссером первого Silent Hill (но не принимал участие в создании последующих игр серии ). Наоко Сато был дизайнером монстров вместе с Масахиро Ито в Silent Hill, а Исао Такахаси создавал локации туманного городка. Так как у обеих серий (Silent Hill и Siren) одни и те же люди были ответственны за важные аспекты создания, невозможно обойтись без проведения аналогий, хотя схожесть зачастую оказывается только поверхностной.


Forbidden Siren, 2004, PlayStation 2

В тихом, изолированном городке Хануда сельских провинций Японии происходят массовые убийства и страшный ритуал, приводящий к землетрясению. Когда бедствие затихает, оказывается, что город стал отделен от внешнего мира, образовав остров посреди красных вод. Хуже того: большая часть населения деревни превратилась в бессмертных мертвецов "Сибито". Игроку предстоит прожить три дня в шкуре десяти разных персонажей, пытающихся выжить в этом хаосе. Ни один из героев не застрахован от медленного превращения в "сибито". Во время пребывания в Хануде вы узнаете все секреты продавшего душу городка и поймете, на что способны пойти люди, чтобы выжить.

Персонажи, за которых можно играть и с которыми можно взаимодействовать во время трехдневного ужаса, интересны. У них мало общих черт, кроме одной: стремление выжить в смертельной ловушке, которой стала Хануда. В Siren присутствует основной сюжет, но некоторые персонажи связаны с ним только косвенно. История каждого героя проработана и добавляет веса к общему повествованию.

Siren использует игровую механику, называемую "link system", как метод подачи сюжета. В каждой главе есть побочные сюжетные линии, связанные с общей историей. Различные подробности, помогающие пониманию, можно узнавать, прочитывая документы и описания предметов, появляющиеся в отдельном меню. Эти объекты располагаются в хронологическом порядке, а не в порядке открытия, что может немного затруднить определение, пропустил ли игрок что-либо важное.


Несмотря на то, что некоторые персонажи никогда не пересекают свои пути, действия, которые игрок принимает в некоторых главах, повлияют на более поздние эпизоды. Это происходит при выполнении побочных квестов, открывающих альтернативные пути и сценарии последующих глав. Эти сабквесты не влияют на понимание сюжета, но полученные предметы и освоение маршрутов могут облегчить прохождение игры.

"Актерский состав" в Siren ближе к фильму или повести, чем к игре. В нем нет супергероев - напротив, персонажами являются, например, школьный учитель, врач, профессор. История каждого из них рассказывается через кат-сцены и описания предметов. И формула работает: когда приходится пробираться через город, наполненный бессмертными мертвецами, в качестве беспомощного 10-летнего ребенка, то приходит понимание - никто не придет на помощь, никто не спасет их. Все эти люди, обычные горожане, должны выжить сами. Кто-то останется в живых, кто-то погибнет, а кто-то безвозвратно изменится.

Siren (Forbidden Siren в европейском регионе) состоит из коротких глав, в каждой из которых игроку предоставляется управление одним из выживших, с возможным присутствием других персонажей. В сюжете Siren присутствует утонченность, которой лишены некоторые другие представители жанра; подобно Silent Hill 2, она полагается на проницательность зрителя и поощряет игрока составлять свои собственные теории происходящего. В игре присутствует нелинейная временная шкала и необходимость склеивать кусочки повествования при изучении локаций, добывая различные предметы, которые невнимательный игрок может пропустить.


Ни одно обсуждение Siren не может обойтись без упоминания ее трудности: Siren является одной из самых сложных игр, способной порядочно истрепать нервы. "Сибито" умны, с ними очень сложно драться (и зачастую бессмысленно), и они редко ходят по одиночке. У некоторых играбельных персонажей полностью отсутствует возможность самозащиты, и один неверный шаг приведет к загрузке последнего сохранения. Но Siren сама по себе "играет честно". Терпение и понимание игровой механики в Forbidden Siren вознаграждается больше, чем во многих играх жанра. Эта игра не прощает ошибок, но если вы будете делать всё чисто и слаженно, то испытаете удовольствие, которое, возможно, не получите ни в одной другой игре. Возможно, иногда Siren слишком давит на игрока, но баланс никогда не нарушается. Аккуратный игрок не окажется жертвой неудобного управления или непредвиденной ситуации. Так как многие персонажи не способны сражаться с "сибито", то об ограниченном количестве боезапасов можно не беспокоиться. Оставаться в укрытиях и передвигаться с осторожностью - вот главное оружие игрока в Siren.

А патронами к этому оружию является "sight-jacking", способность видеть глазами других персонажей и, что весьма важно, глазами ближайших "сибито". Настраивание на различные "точки зрения" можно сравнить с переключением радиостанций. Во время применения этой способности персонаж не может передвигаться, поэтому необходимо убедиться, что он находится вне возможной опасности обнаружения. "Sight-jacking" позволяет продумать маршруты выполнения квестов и облегчает нахождение предметов.


"Сибито", противники в игре, являются бывшими жителями Хануды, погибшими во время катастрофы и оживленными с приходом красной воды. Они бродят по всему городу и округе, пытаясь отыскать героев игры или имитируя жизненную активность. Их можно сравнить с классическими зомби, но в них есть что-то отталкивающее в манере, близкой к монстрам серии Silent Hill. Странные вялые движения, причудливые произносимые звуки и мертвые глаза. Есть несколько видов "сибито", но все достаточно близки к людям.

"Сибито" очень сложно убить, и многие из них являются бессмертными. Некоторые персонажи достаточно сильны или экипированы, чтобы оглушить их, но некоторые абсолютно беспомощны. У каждого "сибито" есть свой маршрут передвижений. Их нельзя сравнивать с охранниками из Metal Gear Solid: звук привлекает их внимание гораздо быстрее, их передвижения сложны и не разнообразны, а если они заметят игрока, то шанс их убить достаточно мал.

В игре нет аптечек - герои восстанавливают здоровье со временем. Учитывая общую сложность игры, регенерация воспринимается чуть ли не благословением. Если вас поранил "сибито", но вы сумели убежать и спрятаться, то стоит переждать некоторое время, пока здоровье не восполнится. В Siren, как и в Silent Hill, есть фонарик, но никто в здравом уме не будет им пользоваться, если поблизости ходят враги. Свет привлекает "сибито" очень быстро. Конечно, некоторые персонажи вооружены и могут дать отпор, но в большинстве случаев использование фонарика приводит к смерти.


Необходимо упомянуть звуковой дизайн и художественное решение Siren. Сравнения с Silent Hill очевидны и бесспорны, но этого и следовало ожидать - ведь среди ключевых разработчиков одни и те же люди. Графика достаточно хороша для PlayStation 2, а звуковое сопровождение прекрасно справляется с задачей держать игрока в напряжении и пугать. "Сибито" двигаются неестественно и странно, а их крики ужасают и вызывают отторжение. Единственное, что немного странно в визуальном плане, - персонажи выглядят, как будто разработчики оцифровали фотографии актеров и насадили их на модели. В результате они выглядят немного неестественно, но их вид сочетается с атмосферой. Однако англоязычная озвучка не хватает с неба звезд.

Уровни логично спроектированы, и вы никогда не столкнетесь с алогичными загадками из Resident Evil или Silent Hill. Забудьте о потребности нахождения пятигранного алмаза для открытия двери в женском туалете. Siren фокусируется на удерживании игрока в игровом мире.

К моменту релиза игры Sony запустила два вирусных сайта, связанных с игровым сюжетом. Первый, http://www.occultland.com/, выглядит как форум о расследовании сверхъестественных событий, и на нем упоминается планы поездки в Хануду. Второй, Urban Folklore, первоначально являлся страничкой со слухами о событиях, произошедших в Хануде, но позже стал сайтом с информацией по играм всей серии Siren. Эти сайты довольно примитивны и аскетичны, но являются интересным примером маркетинга, который доставит удовольствие и поклонникам продукта.

В конечном счете Siren предлагает игроку интересный и насыщенный опыт и впечатления, и каждый фанат жанра survival-horror должен попробовать ее пройти. Да, она сложна и не прощает ошибок, требуя большое количество терпения, но она также позволяет получить и не меньшее удовольствие.

Продолжение следует...


Оригинал - статья Geoff Van der Linden (Metazoa) и John Szczepaniak
http://www.hardcoregaming101.net/siren/siren.htm

Автор: Кишмиш
Дата: 29.05.2013

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей