Scruples

A Question of Scruples: The Computer Edition
Scruples
Жанр: Tabletop
Разработчик: Sentient Software
Издатель: Leisure Genius
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Британское компьютерное воплощение настольной игры, придуманной канадцем Генри Маковым в 1984 году – после состоявшейся у него с друзьями бурной дискуссии на тему нравственности поколения «беби-бумеров», по которой он тогда писал научную статью. Оригинал заинтересовал серьёзных издателей и разошёлся тиражом примерно в 8 млн. экземпляров на шести языках; про электронный вариант данной забавы такого никак не скажешь: к примеру, РС-версия считалась либо потерянной, либо вообще никогда не существовавшей вплоть до появления её на нашем сайте в середине осени 2021 г. Оно и не удивительно: «Scruples» – игра не просто «социальная», но и рассчитанная на участие в партии людей, заведомо хорошо между собой знакомых.

Впрочем, ничто не мешает реализовать то же самое и при помощи ЭВМ: «A Question of Scruples: The Computer Edition» предполагает состязание от трёх до десяти соперников включительно, причём любого из них можно как отдать под управление искусственного интеллекта, так и выставить в качестве «аватара» одушевлённого игрока, сидящего за одной клавиатурой вместе с не менее живыми друзьями. Сразу же после запуска необходимо определиться с количеством участников – и с тем, является ли каждый из таковых компьютерным персонажем. Всего здесь заявлено 64 готовых личности, от священнослужителей до гангстеров, – каждая со своими индивидуальными характеристиками; выбирать оппонентов нужно по портретам, а вот имена им всем придётся вводить вручную. Кстати, о графике: в PC-версии «Scruples» поддерживаются адаптеры CGA и EGA; версии эти запускаются по отдельности и разительно отличаются друг от друга качеством картинки. Как нетрудно догадаться, к применению настоятельно рекомендуется именно второй вариант: в этом случае игра выглядит очень даже недурно – на уровне Atari ST и получше, чем у Commodore 64, Amstrad CPC и ZX Spectrum. А вот звук и музыка на платформе от IBM – в отличие от всех прочих изданий! – по непонятной причине отсутствуют начисто.

При выборе компьютерного персонажа нам продемонстрируют его личные характеристики – целых двенадцать показателей на особом графике в виде столбиков величиной от минус восьми до восьми единиц; для каждого из живых участников партии их нужно будет выставлять вручную. Подписям с обозначениями в игре места не нашлось, так что ориентируйтесь на следующий перечень, слева направо: принципы (насколько он или она тверды в плане следования чему-либо), личная честность (вероятность того, что субъект станет скрупулёзно придерживаться собственных принципов), профессиональная честность (является ли выполнение работы приоритетным для данного лица), доверие (иначе говоря, возможность доверять этому человеку), семейные отношения (т.е. важность таковых для него или для неё), отношения с партнёром (с возлюбленной/возлюбленным или с супругом/супругой), дружба (значимость отношений с друзьями), фактор хлопотливости (насколько характерно для него или для неё вмешиваться в различные ситуации), гуманность (степень заботливости), алчность, скромность и правдивость. Многие из таких качеств очевидно являются взаимосвязанными, так что выставить все из них по максимуму (или же, наоборот, по минимуму) никак не получится – компьютер обязательно отрегулирует введённые вами характеристики в направлении большей реалистичности.

Основной экран «Scruples», на котором мы и будем проводить всё оставшееся время, разделён на собственно игровое поле (большая часть слева вверху), две колонки с портретами всех соперников (справа) и два окошка слева внизу – для описания текущего хода и для секретной демонстрации личных данных. Процесс состязания заключается в следующем. В зависимости от количества участников в начале партии каждому из них выдаётся от трёх до пяти карточек так называемых «дилемм» и одна-единственная карточка «ответа»: таковые отображаются квадратиками с буквами «Q» или «A» (т.е. «рубашкой» вверх) в нижней части основного поля. Для просмотра текста необходимо либо просто подвести к объекту курсор в виде руки с выставленным указательным пальцем (для первого типа), либо ещё и зажать пробел (для второго: картинка при этом появляется в самом маленьком – том самом «секретном» – из окон в левом нижнем углу), – последнее сделано для того, чтобы сидящий за тем же компьютером соперник не мог подсмотреть карты соседа. Кстати говоря, управлять здесь можно как стрелками клавиатуры, так и движениями мыши, а вот все операции осуществляются исключительно нажатием «пробела»: кнопки манипулятора не задействованы.

Выданный нам «ответ» принадлежит к одному из трёх видов: «Yes», «No» и «Depends», – а вот «дилемм» в игре насчитывается более 230. Каждая такая карточка представляет собой описание какой-либо проблемной в этическом плане ситуации, предусматривающей то или иное решение. Например: «Во время поездки по СССР вы сталкиваетесь на улице с незнакомцем, предлагающим купить у вас доллары по курсу, превышающему официальный, – согласитесь ли вы на эту сделку, зная, что она противозаконна?»; «Ваш 14-летний сын попросил купить ему журнал «Playboy»: сделаете ли вы это?»; «Вы вместе с супругом/супругой обедаете в дорогом ресторане и замечаете, что официант забыл добавить в счёт напитки: скажете ли вы ему об этом?», – ну и так далее. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее избавиться от всех имеющихся на руках карточек «дилемм», – для этого во время своего хода каждый участник должен задать один из таких деликатных вопросов кому-то из оппонентов – причём именно тому, кого он имеет основания подозревать в способности решить выбранную проблему именно тем образом, которому соответствует единственная доступная ему карточка ответа.

Когда очередь действовать доходит до нас, следует сначала выбрать одну из «дилемм», а затем щёлкнуть на портрет намеченной «жертвы» справа. Тот, к кому обращён вопрос, сначала указывает свой ответ из трёх общих вариантов (всё те же «Yes», «No» и «Depends»), а затем – и из более подробных разновидностей обоснования и пояснения предпочтённого пути решения проблемы (таких здесь заявлено аж 2750; к примеру, выход из ситуации со счётом в ресторане может зависеть от того, знаком ли вам этот официант и понравилась ли еда, а отказаться покупать ребёнку журнал с сомнительным содержанием можно из соображений как нравственности, так и банальной экономии: зачем ему ещё и свой, пусть мой экземпляр читает!). В случае если выбранный «отвечающим» общий вариант оказывается идентичен задуманному участником, этот вопрос задавшим (т.е. имеющемуся у него в виде карточки), то последний сбрасывает сразу и «дилемму», и «ответ», получая взамен только ещё одну разновидность второго. Если же догадка относительно морального облика соседа по столу оказалась неверной, ходивший лишается текущего «вопроса», но получает вместо него другой (т.е. число карт у него на руках в результате не уменьшается).

В любом случае ходивший при этом ещё и получает возможность «бросить вызов» отвечавшему – иными словами, в открытую заявить, что сообразно своим личным качествам этот последний должен был поступить в данном случае совсем иным образом (потребуется указать, каким именно и на каком основании). Исход «вызова» решается всеобщим голосованием: каждый игрок должен отметить, которую из двух сторон спора он поддерживает (оба задействованных в вопросе лица также берут участие в процессе волеизъявления); победитель, набравший наибольшее количество голосов, выбирает одну из своих карточек «дилемм» – и передаёт её проигравшему. Если соперник, чей ход только что закончился, отказывается «бросать вызов», это может сделать кто угодно другой (кроме, разумеется, самого отвечавшего); если же и среди остальных не обнаруживается никого, кто желал бы рискнуть и поставить под сомнение честность соперника, то ход передаётся следующему из участников. После чего всё повторяется точно таким же образом, пока у кого-то из присутствующих не заканчиваются все карточки «дилемм» – и он не объявляется победителем игры.

К сожалению, порекомендовать сегодня «Scruples» широкой аудитории вряд ли получится. Настольный оригинал сам по себе является забавой весьма специфической, способной принести удовольствие разве что при использовании в тесном дружеском кругу, – состязаться же против компьютерных соперников с абстрактными числовыми характеристиками «честности» и «принципиальности» и вовсе не очень-то интересно. Тем более что некоторые мелкие недоработки представленной на данной страничке PC-версии заставляют подозревать, что перед нами, возможно, не до конца оттестированное или даже выходившее лишь в виде «пресс-версии» издание, – с другой стороны, именно это обстоятельство наверняка способно добавить ему привлекательности в глазах различного рода коллекционеров редкостей.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.