Фильм «Матрица», снятый братьями Вачовски в 1999 году, получил статус культового практически сразу после своего выхода. Вряд ли кто-то спустя прошедшие годы хотя бы не слышал о последнем городе человечества Зионе и отважных лидерах людей-повстанцев Нео, Морфеусе и Тринити, сражающихся против поработителей-машин, создавших для абсолютного большинства населения Земли иллюзию, которую они и считают реальным (то есть нашим) миром. Естественно, почти сразу же после выхода «вокруг» фильма возникло огромнейшее множество так называемых «сопутствующих продуктов», однако в мир компьютерных игр «Матрица» пришла не сразу: понадобилось целых четыре года, за которые успели выйти вторая и третья части киноэпопеи, чтобы получить возможность входить в Матрицу прямо со своего компьютера.
Enter the Matrix – это action от третьего лица с (по крайней мере, «официально») сильным элементом «файтинга на прохождение». Игра (опять же – «официально») сделана по сюжету второго фильма трилогии, «Матрица: Перезагрузка», будучи также связана с сериалом «Аниматрица», но на деле в гораздо большей степени является именно игрой «по мотивам», по миру «Матрицы». Это проявляется в первую очередь в том, что играть за какого-то известного героя фильма (например, Нео или Тринити) вам не дадут – вместо этого на первый план выходят пусть и присутствовавшие в фильме, но даже не второстепенные, а гораздо более «-степенные» герои.
Героев этих у нас на выбор двое: Призрак и Ниобе; проходить игру можно за каждого из них. Первый является отличным стрелком, вторая – превосходным пилотом (и вообще «дружит» с техникой), в связи с чем прохождение игры за обоих героев всё-таки несколько отличается, но именно что «несколько» - то есть в очень незначительных эпизодах; все основные и даже второстепенные события, уровни и так далее – одни и те же.
О смысле игры уже было косвенно сказано выше: игра линейна (хотя небольшие отклонения от сюжета возможны), от нас требуется выполнение различных миссий, чему обязательно сопутствуют многочисленные сражения с врагами, погони, стрельба, элементы файтинга (значительные) и автосимулятора (незначительные), а также самого настоящего паззла (не очень значительные, но важные). Несмотря на то, что в игре немало придётся драться без оружия, арсенал довольно значителен: несколько видов пистолетов, автоматов, дробовиков, гранат (в том числе разрывные и ослепляющие), снайперская винтовка, взрывное устройство и даже… осиновый кол. Добывать себе новое оружие можно путём его поднятия с мёртвых тел противников.
В игре есть целый ряд комбинаций (обычно трёхкнопочных) для рукопашного боя, с помощью которых выполняются весьма эффектные приёмы руками и ногами, всевозможные броски, захваты, серии ударов в разные части тела врага, подсечки, выбивания оружия из рук, сальто и так далее. Главной же «фишкой» игры является так называемый «Bullet-time» (или «slow-mo») – «замедление времени». Благодаря этой возможности герои игры способны лихо уворачиваться от летящих в них пуль, прыгать на огромные расстояния, применять недоступные в «обычном» режиме приёмы (например, отбросить противника на десять метров или расстрелять врагов в «прыжке-полёте») и даже бегать по стенам (!). Впрочем, постоянно применять этот режим не дадут: для его последующей активации надо ждать, пока вновь заполнится соответствующая полоска интерфейса.
Из других интересных (по крайней мере, для 2003 года) особенностей Enter the Matrix (пусть и далеко не все из них впервые появились именно в ней) можно отметить возможность залезать на те или иные возвышенности, передвигаться, повиснув на руках, по, например, трубам, а также использовать ящики и другие большие предметы как укрытия (герой может присесть и прижаться спиной к объекту); наконец, через какое-то время после ранения здоровье у персонажа восстанавливается автоматически (правда, надо признать, что это не слишком сильно упрощает игру).
Врагов в Enter the Matrix довольно много, но именно самих врагов, а не их типов. Последних здесь имеется, впрочем, не три, как описано в известном месте, а всё-таки шесть. Это охранники, полицейские, спецназовцы (которые, в свою очередь, тоже делятся на приличное число «подвидов»), вертолёты, естественно – вездесущие агенты Смиты, а также настоящая экзотика – вампиры (для которых, как вы, должно быть, догадались, как раз и нужны осиновые колья). Надо сказать, что сравнительно (сравнительно!) простыми можно назвать схватки только с первыми тремя типами врагов. Агенты в игре сильны просто фантастически; справиться с ними возможно, но только начиная где-то с «конца начала» игры, - в самом же начале остаётся только убегать (ибо в рукопашной схватке они вас победят, а от пуль, скажем так, увернутся). В сражениях с вампирами помогают только означенные колья: драться с ними и стрелять в них из чего угодно бесполезно. Ну а про вертолёты (уничтожить которые, впрочем, тоже реально) и речи нет – сами всё увидите.
Надо заметить, что после своего выхода Enter the Matrix получила самые разнообразные оценки, но большей частью всё-таки негативные (хотя имеется и немало наград). Хотя в первую очередь остановиться стоит именно на безусловных достоинствах игры (помимо тех, что описаны выше). Итак, во-первых, здесь просто потрясающая музыка (что признавалось, пожалуй, абсолютно всеми рецензентами). Но описывать её бесполезно – это надо слышать. Во-вторых – игра довольно велика по продолжительности и при этом разнообразна в плане локаций. Да, самые первые миссии запросто могут показаться простыми и даже скучными, но зато потом начнётся такое, что наверняка заставит вас перезагружаться не раз и не два. А уж по-настоящему красивых и оригинальных уровней здесь хватает – чего стоят одни только подземные катакомбы…
Наконец, третьим аспектом игры, вызвавшим по большей части (хотя и не только) положительные отзывы, является наличие в ней большого количества видеороликов с живыми актёрами – как из фильма, так и снятых специально для игры, причём высококачественных во всех отношениях (это, кстати, одновременно и ответ на вопрос, почему игра жанра TPS занимает целых четыре диска). К недостаткам же относили якобы «устаревшую» графику и целый ряд «технических недоработок». Со вторым поспорить сложно, но на сегодняшний день все они давно устранены официальными патчами, вышедшими практически сразу же после появления игры.
Что же касается графики – то здесь она замечательная. Нет, конечно, даже в те времена находились придирчивые эстеты, которые утверждали, что уровень картинки здесь «2001, а не 2003 года», - так что же тогда ждать от «современных» игроков?.. Но для человека, ценящего старые игры, именно такая графика является, по сути, пределом мечтаний и восприятия. Как можно назвать ЭТО устаревшим – понять просто нельзя. Поэтому в этот раз никакого описания различных эффектов и графических красот локаций или прорисовки лиц героев не будет – просто скачайте и запустите игру.
Требуется ли заключение? Пожалуй, всё-таки да. Enter the Matrix не стала хитом, но в первую очередь потому, что вышла уже не в «своё» время, на заре эпохи «настоящих» игр. Если бы её сделали раньше хотя бы на год (а лучше – на четыре, как раз к первому фильму), то даже «критики» наверняка простили ей гораздо большее количество недостатков. Она не стала и какой-то «вехой» в истории TPS или применении новых игровых технологий, ибо почти всё, что было в ней, мы уже видели до этого. Но Enter the Matrix стала первой игрой по миру Матрицы, первой игрой, дающей возможность почувствовать себя в этой загадочной, немного пугающей, но всё равно безумно притягательной вселенной. А если помножить этот факт на то, что достоинств у игры всё-таки при любом раскладе куда больше, чем недостатков, - то мы получим просто ещё одну замечательную игру. Одну из последних, которые действительно можно назвать «старыми», причём в лучшем смысле этого слова. И теперь этот раритет 2003 года – а игра никогда официально не издавалась в нашей стране даже на английском – доступен всем желающим, поэтому можно будет не покривив душой опровергнуть лозунг «The Matrix has you» - это у вас теперь есть Матрица.
Enter the Matrix – это action от третьего лица с (по крайней мере, «официально») сильным элементом «файтинга на прохождение». Игра (опять же – «официально») сделана по сюжету второго фильма трилогии, «Матрица: Перезагрузка», будучи также связана с сериалом «Аниматрица», но на деле в гораздо большей степени является именно игрой «по мотивам», по миру «Матрицы». Это проявляется в первую очередь в том, что играть за какого-то известного героя фильма (например, Нео или Тринити) вам не дадут – вместо этого на первый план выходят пусть и присутствовавшие в фильме, но даже не второстепенные, а гораздо более «-степенные» герои.
Героев этих у нас на выбор двое: Призрак и Ниобе; проходить игру можно за каждого из них. Первый является отличным стрелком, вторая – превосходным пилотом (и вообще «дружит» с техникой), в связи с чем прохождение игры за обоих героев всё-таки несколько отличается, но именно что «несколько» - то есть в очень незначительных эпизодах; все основные и даже второстепенные события, уровни и так далее – одни и те же.
О смысле игры уже было косвенно сказано выше: игра линейна (хотя небольшие отклонения от сюжета возможны), от нас требуется выполнение различных миссий, чему обязательно сопутствуют многочисленные сражения с врагами, погони, стрельба, элементы файтинга (значительные) и автосимулятора (незначительные), а также самого настоящего паззла (не очень значительные, но важные). Несмотря на то, что в игре немало придётся драться без оружия, арсенал довольно значителен: несколько видов пистолетов, автоматов, дробовиков, гранат (в том числе разрывные и ослепляющие), снайперская винтовка, взрывное устройство и даже… осиновый кол. Добывать себе новое оружие можно путём его поднятия с мёртвых тел противников.
В игре есть целый ряд комбинаций (обычно трёхкнопочных) для рукопашного боя, с помощью которых выполняются весьма эффектные приёмы руками и ногами, всевозможные броски, захваты, серии ударов в разные части тела врага, подсечки, выбивания оружия из рук, сальто и так далее. Главной же «фишкой» игры является так называемый «Bullet-time» (или «slow-mo») – «замедление времени». Благодаря этой возможности герои игры способны лихо уворачиваться от летящих в них пуль, прыгать на огромные расстояния, применять недоступные в «обычном» режиме приёмы (например, отбросить противника на десять метров или расстрелять врагов в «прыжке-полёте») и даже бегать по стенам (!). Впрочем, постоянно применять этот режим не дадут: для его последующей активации надо ждать, пока вновь заполнится соответствующая полоска интерфейса.
Из других интересных (по крайней мере, для 2003 года) особенностей Enter the Matrix (пусть и далеко не все из них впервые появились именно в ней) можно отметить возможность залезать на те или иные возвышенности, передвигаться, повиснув на руках, по, например, трубам, а также использовать ящики и другие большие предметы как укрытия (герой может присесть и прижаться спиной к объекту); наконец, через какое-то время после ранения здоровье у персонажа восстанавливается автоматически (правда, надо признать, что это не слишком сильно упрощает игру).
Врагов в Enter the Matrix довольно много, но именно самих врагов, а не их типов. Последних здесь имеется, впрочем, не три, как описано в известном месте, а всё-таки шесть. Это охранники, полицейские, спецназовцы (которые, в свою очередь, тоже делятся на приличное число «подвидов»), вертолёты, естественно – вездесущие агенты Смиты, а также настоящая экзотика – вампиры (для которых, как вы, должно быть, догадались, как раз и нужны осиновые колья). Надо сказать, что сравнительно (сравнительно!) простыми можно назвать схватки только с первыми тремя типами врагов. Агенты в игре сильны просто фантастически; справиться с ними возможно, но только начиная где-то с «конца начала» игры, - в самом же начале остаётся только убегать (ибо в рукопашной схватке они вас победят, а от пуль, скажем так, увернутся). В сражениях с вампирами помогают только означенные колья: драться с ними и стрелять в них из чего угодно бесполезно. Ну а про вертолёты (уничтожить которые, впрочем, тоже реально) и речи нет – сами всё увидите.
Надо заметить, что после своего выхода Enter the Matrix получила самые разнообразные оценки, но большей частью всё-таки негативные (хотя имеется и немало наград). Хотя в первую очередь остановиться стоит именно на безусловных достоинствах игры (помимо тех, что описаны выше). Итак, во-первых, здесь просто потрясающая музыка (что признавалось, пожалуй, абсолютно всеми рецензентами). Но описывать её бесполезно – это надо слышать. Во-вторых – игра довольно велика по продолжительности и при этом разнообразна в плане локаций. Да, самые первые миссии запросто могут показаться простыми и даже скучными, но зато потом начнётся такое, что наверняка заставит вас перезагружаться не раз и не два. А уж по-настоящему красивых и оригинальных уровней здесь хватает – чего стоят одни только подземные катакомбы…
Наконец, третьим аспектом игры, вызвавшим по большей части (хотя и не только) положительные отзывы, является наличие в ней большого количества видеороликов с живыми актёрами – как из фильма, так и снятых специально для игры, причём высококачественных во всех отношениях (это, кстати, одновременно и ответ на вопрос, почему игра жанра TPS занимает целых четыре диска). К недостаткам же относили якобы «устаревшую» графику и целый ряд «технических недоработок». Со вторым поспорить сложно, но на сегодняшний день все они давно устранены официальными патчами, вышедшими практически сразу же после появления игры.
Что же касается графики – то здесь она замечательная. Нет, конечно, даже в те времена находились придирчивые эстеты, которые утверждали, что уровень картинки здесь «2001, а не 2003 года», - так что же тогда ждать от «современных» игроков?.. Но для человека, ценящего старые игры, именно такая графика является, по сути, пределом мечтаний и восприятия. Как можно назвать ЭТО устаревшим – понять просто нельзя. Поэтому в этот раз никакого описания различных эффектов и графических красот локаций или прорисовки лиц героев не будет – просто скачайте и запустите игру.
Требуется ли заключение? Пожалуй, всё-таки да. Enter the Matrix не стала хитом, но в первую очередь потому, что вышла уже не в «своё» время, на заре эпохи «настоящих» игр. Если бы её сделали раньше хотя бы на год (а лучше – на четыре, как раз к первому фильму), то даже «критики» наверняка простили ей гораздо большее количество недостатков. Она не стала и какой-то «вехой» в истории TPS или применении новых игровых технологий, ибо почти всё, что было в ней, мы уже видели до этого. Но Enter the Matrix стала первой игрой по миру Матрицы, первой игрой, дающей возможность почувствовать себя в этой загадочной, немного пугающей, но всё равно безумно притягательной вселенной. А если помножить этот факт на то, что достоинств у игры всё-таки при любом раскладе куда больше, чем недостатков, - то мы получим просто ещё одну замечательную игру. Одну из последних, которые действительно можно назвать «старыми», причём в лучшем смысле этого слова. И теперь этот раритет 2003 года – а игра никогда официально не издавалась в нашей стране даже на английском – доступен всем желающим, поэтому можно будет не покривив душой опровергнуть лозунг «The Matrix has you» - это у вас теперь есть Матрица.
- Время и место:
Параллельные миры - Главный герой:
Женский персонаж - Многопользовательская игра:
Друг против друга - Особенность геймплея:
Slo-mo - Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Киберпанк
Виртуальная реальность - Элемент жанра:
Beat ’em up - Язык:
English
- Музыка
- Эффектный рукопашный бой (анимации отличные для того времени)
- Обилие кат-сцен, прям каждые несколько минут
- Темп игры (на "лёгком" несёшься вперед и входишь в "поток")
- Прямые отсылки на первую часть фильма (битва в мраморном фойе, прыжки в окно "нырком" и проч.), приятно
Минусы
- Графика местами прям ну ваще халтурно сделана
- Машинные миссии реализованы как то криво и убого
- Первая миссия - вас туда и обратно будут гонять по тем же комнатам раза три, неудачное начало игры
Ощущения общие двоякие: вроде игра и неплохая, эффектная - а вроде как то всё скудно, бедненько, кривенько...
P.S. Играть лучше с оригинальной озвучкой.
Режим Hacking - просто уникальный experience, во многом повлиял на мой выбор профессии.
1. "Деревянный" product placement (реклама Pentium 4, хотя странно, это вроде 2003 - 2004 годы и Р4 уже в продаже пару-тройку лет).
2. Пункт "Hacking" в главном меню - вот это любопытная штука по сути есть доступ к игровому контенту (концепт-арт, персонажи, оружие, машины) и пасхалкам для фанатов в стилистике MS-DOS.