Сварог

Сварог. Языческие воины
Swarog
Сварог
Жанр: Strategy
Разработчик: Alawar Entertainment
Издатель: Явь
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.50 из 10
  • 10
  • 3
  • 45
Любой конфликт можно решить несколькими способами, но в стратегиях реального времени предпочтение, как правило, отдаётся самому примитивному и ультимативному – силовому воздействию на оппонента. Не стали упражняться в дипломатических реверансах и главные действующие лица псевдоисторической стратегической игры “Сварог”: перейдя друг другу дорогу в процессе поиска древних реликвий, славяноподобные лужевяне и германообразные кранки вступили в открытое военное противостояние. Вам предлагается взять под опеку любую из противоборствующих сторон и сквозь десять миссий проложить ей путь к заветному артефакту, разя и громя соперника на фронте и в тылу.

Основу игрового процесса “Сварога”, как и принято в классических RTS, составляет поиск и сбор ресурсов, без которых развитие лагеря-поселения не представляется возможным. Древесина и железная руда необходимы для возведения сооружений, конструирования военно-транспортных средств и тренировки бойцов. Пища используется для содержания народонаселения и расходуется постоянно. Деньги – синтетический ресурс, источником которого является налог на три вышеупомянутых вида запасов. Главным ресурсом, впрочем, служат вовсе не звонкие монеты, а люди – простые трудяги, нехватку которых не восполнит даже самая богатая казна. Всё дело в том, что базовые юниты здесь не нанимаются за ресурсы, а рождаются самым естественным путём. Чтобы на свет появился новый житель, необходимо выделить двух будущих родителей и отправить их в избу – через некоторое время на её пороге появится озорной мальчуган или скромная девчурка. Никакой пользы трудовому обществу дети не приносят, однако рано или поздно они достигают трудоспособного возраста и становятся в ряды самоотверженных работников. Разделение по половому признаку присутствует в игре не только для реализации вышеописанного механизма воспроизводства народонаселения - функциональные возможности мужчин и женщин сильно разнятся. Представительницы слабого пола, помимо деторождения, могут заниматься сбором урожая, а также лечить соплеменников или вредить врагам, обернувшись колдуньями. Поле деятельности работников-мужчин несколько шире: они способны заниматься тяжёлым физическим трудом, добывая руду и древесину, строя новые или ремонтируя существующие здания, а также могут рекрутироваться в воины, избрав путь верного стража Родины. Ну или потенциального завоевателя-оккупанта – это уж с какой стороны посмотреть. Здесь стоит упомянуть о том, что ни одна боевая единица в игре не возникает сама по себе, как в большинстве стратегий: даже самый могучий вояка является хорошо обученным и натренированным рабочим. Если вам срочно потребуется призвать на военную службу полдюжины мужчин, то будьте готовы к тому, что коллектив тружеников тыла поредеет на шесть человек. Ещё одна особенность игры, тесно связанная с использованием человеческих ресурсов, заключается в том, что ни одно военно-транспортное средство (корабли, летательные аппараты, катапульты) не сдвинется с места без экипажа. Таким образом, в “Свароге” выработка рудников и рубка леса – дело вторичное, на первом месте - демографический менеджмент.

Сбор ресурсов неотвратимо связан с обустройством базы, хотя в “Свароге” ассортимент доступных для возведения конструкций не очень широк. Единственной постройкой, не имеющей прямого или косвенного военного назначения, является вышеупомянутая изба, которая не только выполняет функцию уютного гнёздышка для молодых родителей, но также служит универсальным складом, где хранятся все виды ресурсов. Все остальные сооружения представляют собой различные пункты обучения военному ремеслу и боевой переподготовки. Процесс строительства имеет одну интересную особенность: необходимые ресурсы не списываются единомоментно, как это происходит в подавляющем большинстве RTS, а постепенно расходуются на протяжении всего процесса возведения постройки. Иначе говоря, цифровые индикаторы имеющихся запасов не отражают их реального количества, что существенно усложняет управление экономикой. Если неверно рассчитать ресурсный баланс, то может статься, что строительство здания не будет завершено. А недострои в “Свароге” долго не живут: если вовремя не обеспечить строителя необходимыми для продолжения работ ресурсами, массивная конструкция обрушится под собственной тяжестью, забрав с собой все вложенные в неё инвестиции. Рискованной альтернативой строительству является захват вражеских сооружений. Достаточно поместить внутрь недружественного здания любого пешего юнита, и - при условии, что в нём нет защитников, - здание окрасится в цвета родной фракции. Оккупированная изба послужит добрым складом, а в постройке военного назначения даже можно будет обучать воинов, недоступных вашей нации. Соперники, разумеется, могут таким же образом завладеть вашими строениями, что может всерьёз отвлечь от дальнего боевого похода или управления хозяйственными потоками.

Несмотря на то, что экономике в “Свароге” уделено довольно много внимания, отладка ресурсодобывающих цепочек и благоустройство базы являются лишь прелюдией к основному действу – силовой конфронтации. Большое и сильное войско служит гарантией успеха в военном противостоянии, однако его содержание обходится в копеечку, ибо на каждого бойца постоянно тратятся средства из казны. Чем сильнее воин, тем требовательнее он к своей потребительской корзине и тем большее жалованье вам придётся ему платить. Иначе говоря, увеличение армии приводит к пропорциональному сокращению бюджета. Увлёкшись формированием непобедимого полчища, можно быстро и незаметно опустошить золотовалютный фонд, фактически заморозив развитие экономики. С другой стороны, затягивать с созданием армии не стоит: на старте любой миссии соперник (если повезёт, то он один) всегда опережает вас на несколько шагов, поэтому первые “гонцы” из вражеского стана замаячат на горизонте весьма и весьма скоро.

Сражения – самая зрелищная, самая эмоциональная, но, к великому сожалению, самая неуправляемая часть игры. Дело в том, что каждый одушевлённый юнит в “Свароге” имеет не только уникальное имя, но и собственный характер: кто-то храбр и бесстрашен, а кто-то робок и труслив. В бытовой суете нравы жителей никак не проявляются, однако в разгар смертельного поединка они дают о себе знать в полной мере. Получая оплеухи от соперников и теряя здоровье, вояки постепенно начинают сомневаться в благоприятности исхода ратного боя и невольно задумываются о бренности своей сущности. Урождённые смельчаки в такой ситуации лишь сплёвывают выбитые зубы и отирают кровь со свежих ран, выражая готовность отдать жизнь во благо своего народа. Совсем иначе ведут себя те, кто ценит собственную шкуру выше посмертного ордена за отвагу: почуяв скорую кончину, слабохарактерные бойцы бросаются наутёк и начинают в панике нарезать круги вокруг поля брани в попытке найти укрытие или поддержку со стороны соплеменников. Воодушевлённые таким поведением оппоненты, как правило, с боевым кличем устремляется в погоню за сверкающими пятками слабовольных вояк, попутно раздавая тумаки попавшим под горячую руку неприятелям. Вы, разумеется, можете воззвать к чувству долга отступающих, отдав решительный приказ вернуться на поле боя, или попытаться переключить внимание вошедших в раж преследователей на более здоровых солдат, но тут уж как повезёт. Впрочем, печься о благополучии какого-то конкретного бойца в “Свароге” приходится крайне редко: сражения настолько насыщены суматошной активностью, что впору держать под контролем общий ход стычки. Если на первых этапах игры столкновение двух противоборствующих сторон напоминает лишь потешную панику в проткнутом тростинкой муравейнике, то на более поздних стадиях развития эта суетливая возня обретает наполеоновский размах, постепенно перетекая в едва ли не молекулярный хаос, категорически не поддающийся контролю. Особый вклад в это дело вносят лучники, активно использующие тактику “выстрелил - убежал”, и реактивная конница, перемещающаяся со скоростью локомотивного поезда-экспресса. Как ни прискорбно констатировать этот факт, но тактический микроменеджмент в “Свароге” попросту не работает: как бы упорно вы ни пытались взять ситуацию под контроль, исход подавляющего большинства столкновений двух более-менее равносильных войск всегда будет зависеть от воли его величества Случая. Со стратегической частью боевых действий дела также обстоят не лучшим образом. В игре есть возможность объединять солдат в группы, но перемещаться в какой-либо боевой формации подопечные не обучены, из-за чего любая хитроумная атака превращается в безыскусный варварский набег. Совершая дерзкое блиц-нападение на базу оппонента, вы рискуете растерять значительную часть атакующих ещё на подступах к территории неприятеля, ибо воины с высокой долей вероятности халатно рассредоточатся по всему фронту наступления и при первой же возможности увязнут в кишащей массе вражеских работников. С оборонительными действиями тоже далеко не всё гладко. От естественных препятствий толку практически нет: сквозь самый густой лес может беспрепятственно пройти даже ребёнок, а большую часть водных преград лёгкая пехота способна преодолеть вплавь без существенного ущерба для здоровья. Что касается защитных сооружений, то они отсутствуют как класс (что, несомненно, неприятно удивит любителей играть от обороны), а следовательно, давать отпор нападающим приходится усилиями всё тех же своенравных вояк. Это чревато не только дезорганизацией жизни поселения, но и возникновением нелепых ситуаций, когда ваши стражники начинают самозабвенно орошать ударами захваченную вражескими лазутчиками альма-матер, в рекордные сроки превращая её в руины. В общем, планирование атакующих или защитных действий подконтрольных вам бойцов практически лишено всякого смысла.

Сварог” - игра неоднозначная и противоречивая. Взяв за образец популярную RTS от Blizzard, разработчики не только не превратили свою игру в тоскливый клон Warcraft II, но и привнесли в оригинальную формулу немало интересных нововведений, некоторые из которых не стыдно назвать прорывными. Помимо инноваций в игровом процессе, детище новосибирской студии Alawar выгодно выделяется на фоне собратьев по жанру самобытным антуражем, созданным на стыке альтернативной истории и лёгкой фантастики. К сожалению, не все заложенные в игру идеи реализованы в лучшем виде, а некоторые из задумок, которые удалось в полной мере воплотить в жизнь, вызывают недоумение. В “Свароге” есть много любопытных элементов, которых нет у других представителей жанра, но почему-то отсутствуют привычные и давно ставшие признаком хорошего тона вещи: интуитивный интерфейс, практичное управление, режим свободной игры. Неудобство в совокупности с общей сыростью и недоработанностью отравляет все очевидные достоинства этой игры, превращая её в развлечение для людей смелых, терпеливых и глубоко патриотичных.
Автор обзора: Fabricator
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
У меня были некоторые проблемы с цветопередачей, особенно в меню игры. Нашёл совет, как можно это обойти: "Исправление дефектов цветопередачи игры:
На рабочем столе нажать правой кнопкой мыши и выбрать "Разрешение экрана". Оставляем окно открытым и запускаем игру."
Это игра такая сложная, или просто я такой криворукий? Уже вторую миссию за славян пройти не могу. Успеваю только одну казарму построить и одну хижину, а надо 5. Прибегает толпа немцев регулярно и всё портит. Армию толковую тоже построить не успеваю. Еще не понимаю, за что дается золото. Когда приносят золото или камень, прибавляется и немного золота. Но такими темпами оно копится очень медленно. Еще и рабочих, добывающих, например дерево, обычно приходится самому отправлять в хижину, чтобы они там оставляли ресурсы. А так если их не трогать, они хоть бесконечно будут дерево колотить. Не знаю, у меня одного так или нет. В целом игра интересно выглядит, но недоработок и недостатков куча.