Последняя историческая адвенчура от Arxel Tribe – это второй выпуск в так и не завершённой трилогии о приключениях шотландского палеографа Адриана Блейка: вскоре после выхода игры последовало банкротство разработчиков. Надвигающиеся симптомы этого события довольно заметны и по снизившемуся качеству продукции: Jerusalem уступает в увлекательности и живописности многим другим выполненным в аналогичном стиле квестам - и даже своей собственной, старшей двумя годами сестре – «Помпеям», чью сюжетную линию он старательно продолжает.
О сюжете стоит рассказать подробнее хотя бы потому, что завязку истории из самих этих двух адвенчур и из их вступительных роликов уразуметь довольно сложно, да и изложение её в «руководствах пользователя» особой ясностью не отличается – к тому же далеко не каждое издание обоих приключений оснащалось такой документацией. В общем, началось всё в 1917 году в районе не то Еревана, не то горы Арарат, где Адриан Блейк занимался не то археологическими раскопками, не то шпионажем в пользу Великобритании (а вернее всего – и тем и другим одновременно). Подхватив лихорадку, он узрел не то наяву, не то в бреду аккадскую богиню Иштар, предложившую вылечить Адриана – в обмен на любовь. Памятуя об ожидавшей его в Эдинбурге невесте по имени София, наш будущий протагонист решительно отказывается – и разгневанная богиня награждает его проклятием: София исчезнет, и ему придётся скитаться по разным историческим эпохам, пытаясь отыскать и спасти её. Вернувшись домой, Адриан обнаруживает, что всё привидевшееся и напророченное таки сбывается: любимая действительно пропала, а сам он, после того как вернулся в 1918 году в Армению, внезапно переносится в Помпеи, в 79 год нашей эры.
Впрочем, та история завершилась как раз благополучно – но за ней следует новое испытание: успешное бегство от извержения Везувия на пару с возлюбленной сменяется мгновенным беспамятством – и пробуждением в каком-то оазисе посреди пустыни. Вскоре обстоятельства проясняются: на дворе уже 1552 год, а мы находимся поблизости от Иерусалима, в котором нам и предстоит решать всё ту же задачу: отыскать нынешнее воплощение Софии и завоевать её любовь. Разумеется, всё оборачивается куда более замысловатым образом – не успевает Адриан войти во врата Священного города, как по случайному стечению обстоятельств оказывается вовлечён в необычное расследование. Из дворца наместника (упорно именуемого в игре на заграничный манер «губернатором» – надо полагать, санджак-бея), ветерана Венгерской войны и личного друга Сулеймана Великолепного, было похищено только что обретённое сокровище – древний кинжал, предположительно - тот самый, которым Авраам чуть было не совершил сыноубийство, – а вместе с ним и единственная дочь наместника, Хикма. Розысками пропавшего (и пропавшей) нам и предстоит заниматься всю игру – благо улик и свидетелей хватает.
По внешнему виду Jerusalem ничем не удивляет: перед нами всё тот же фирменный движок CinVision, аналогичный Omni3D от Cryo, с видом от первого лица и со свободным обзором на 360 градусов, без анимированных перемещений от одной дискретной локации к другой, но с частыми появлениями самого героя в коротких роликах и диалогах (разумеется, снабжённых субтитрами). Как это ни прискорбно, но с художественной точки зрения игра выглядит похуже «Помпей»: локации кажутся менее детализированными, а трёхмерные персонажи – менее привлекательными. Улучшился разве что интерфейс: верхняя полоса экрана, вызываемая нажатием правой кнопки мыши, теперь демонстрирует нам не только инвентарь и иконку для выхода в главное меню, но и «дневник», в который заносятся краткие заметки обо всём с нами произошедшем. Однако при этом нас лишили полноценной карты – точнее, из элемента интерфейса, доступного во времена извержения Везувия в любом месте игры по нажатию пробела, она превратилась в обычный предмет инвентаря, который задействуется лишь в строго отведённые по сюжету моменты, когда нам предлагается переместиться в другую локацию.
Отмеченное обстоятельство, к сожалению, оказывается вполне оправданным практически полностью линейным игровым процессом: даже в самом простом, казалось бы, наборе действий совершать таковые разрешается лишь в строгом соответствии с предусмотренным авторами порядком. Понятно, что свободного путешествия по карте как раз и не предусматривается: только в середине игры нам дозволяется в любой очерёдности на выбор посетить медресе, синагогу и христианский храм. Однако обескуражить геймплей успевает ещё и до этого: в самом начале игры, стоит Адриану только сделать один шаг в сторону от оазиса, как игра выдаёт нам задачку с песочными часами в правом верхнем углу, отводя всего лишь тридцать секунд на то, чтобы скрыться от разбойников-бедуинов. С первого (а то и со второго) раза разобраться в этом деле оказывается практически невозможно, да и отсутствие автосохранений в случае гибели персонажа, мягко говоря, не радует; к счастью, если догадаться сначала осмотреться по сторонам и по старой привычке любителя адвенчур подобрать лежащие вокруг бесхозные предметы, а затем уже продвигаться к выходу, – то решить эту загадку оказывается довольно просто.
В дальнейшем всё будет проходить уже более-менее спокойно, хотя ещё несколько заданий с потенциальным летальным исходом нас всё же ожидают. Как и несколько головоломок, разбавляющих классический квестовый геймплей с выбором тем в диалогах с персонажами и использованием предметов инвентаря. Так, в благодарность за спасение от упомянутых бедуинов первый же встреченный нами дружественный персонаж угощает Адриана не только чаем, но и анекдотом с загадками – о том, как у костра в пустыне встретились еврей, христианин и мусульманин... В общем, готовьтесь писать на песке имена пророков и соответствующих им священных книг. Да, разумеется, элемент «Edutainment» здесь присутствует, и в немалом количестве, – но, в отличие от некоторых других игр во французском стиле, не во встроенной энциклопедии, а в самой игре. Дервиш, каллиграф, сам наместник, наконец, священник, имам и раввин не преминут подробно (и принудительно) рассказать вам всё, что вы хотели знать (но ленились поискать в «Википедии») о Иерусалиме и о трёх религиях, для которых этот город оказывается Священным.
Хотя и сама энциклопедия в местном главном меню, разумеется, присутствует; куда менее удобная, чем в исторических адвенчурах от Cryo, она насчитывает около 80 статей, и даже с иллюстрациями (которые, правда, приходится открывать отдельно). На месте и опция «визит» для внеигрового посещения Иерусалима – увы, предоставляет она нам на выбор всего четыре предельно миниатюрных, не особо радующих глаз своею живописностью и никак меж собою не связанных локации. О свободной прогулке по Помпеям или по Версальскому дворцу приходится только со вздохом вспоминать. Зато, надо сказать, музыкальное оформление здесь весьма недурно, хотя после Pilgrim, Ring и тех же «Помпей» от Arxel Tribe можно было ожидать и чего-нибудь более внушительного.
В результате Jerusalem оказывается не очень-то впечатляющей игрой, к безусловным достоинствам которой стоит отнести разве что освещение далеко не самого популярного исторического периода. Да и Священный город остаётся Священным городом, попутно предоставляя нам возможность немного просветиться по части сравнительного религиоведения, – тема, опять-таки, ценная уже своей сравнительной редкостью в плане игрового воплощения. Пожалуй, более всего расстраивает то, что точка в этой необычной аккадско-шотландской истории любви так и не была поставлена: Cryo Interactive обанкротилась в том же 2002 году, а Arxel Tribe последовала за ней год спустя, унеся с собой в могилу загадку Адриана Блейка, как Диккенс – тайну Эдвина Друда. Что касается их третьего компаньона, Réunion des Musées Nationaux, то после безвременной кончины своих сотоварищей объединение музеев практически отошло от дела игростроения, выпустив в 2004 году ещё только одну историческую игру, но для детей и только на французском языке – третью серию приключений мышонка Артаса от малоизвестной за пределами Франции компании Gyoza Media. Так бесславно окончилась, можно сказать, целая эпоха, начавшаяся всего несколькими годами ранее, – хотя дело Cryo Interactive ещё некоторое время продолжали её идейные (и не только) наследники.
Любопытно, что, подобно Pilgrim – самой первой игре франко-словенской компании, – вскоре после появления оригинального издания адвенчуры фирма «1С» и компания Nival Interactive объявили о подписании договора с Cryo Interactive, предусматривавшего выпуск русской версии «Иерусалима» в третьем квартале 2002 года. И снова этим планам не суждено было сбыться – вероятно, по причине упомянутой серии банкротств – на радость пиратам, чьей продукцией, традиционно не отличающейся качеством, и пришлось в итоге довольствоваться русскоязычным пользователям.
О сюжете стоит рассказать подробнее хотя бы потому, что завязку истории из самих этих двух адвенчур и из их вступительных роликов уразуметь довольно сложно, да и изложение её в «руководствах пользователя» особой ясностью не отличается – к тому же далеко не каждое издание обоих приключений оснащалось такой документацией. В общем, началось всё в 1917 году в районе не то Еревана, не то горы Арарат, где Адриан Блейк занимался не то археологическими раскопками, не то шпионажем в пользу Великобритании (а вернее всего – и тем и другим одновременно). Подхватив лихорадку, он узрел не то наяву, не то в бреду аккадскую богиню Иштар, предложившую вылечить Адриана – в обмен на любовь. Памятуя об ожидавшей его в Эдинбурге невесте по имени София, наш будущий протагонист решительно отказывается – и разгневанная богиня награждает его проклятием: София исчезнет, и ему придётся скитаться по разным историческим эпохам, пытаясь отыскать и спасти её. Вернувшись домой, Адриан обнаруживает, что всё привидевшееся и напророченное таки сбывается: любимая действительно пропала, а сам он, после того как вернулся в 1918 году в Армению, внезапно переносится в Помпеи, в 79 год нашей эры.
Впрочем, та история завершилась как раз благополучно – но за ней следует новое испытание: успешное бегство от извержения Везувия на пару с возлюбленной сменяется мгновенным беспамятством – и пробуждением в каком-то оазисе посреди пустыни. Вскоре обстоятельства проясняются: на дворе уже 1552 год, а мы находимся поблизости от Иерусалима, в котором нам и предстоит решать всё ту же задачу: отыскать нынешнее воплощение Софии и завоевать её любовь. Разумеется, всё оборачивается куда более замысловатым образом – не успевает Адриан войти во врата Священного города, как по случайному стечению обстоятельств оказывается вовлечён в необычное расследование. Из дворца наместника (упорно именуемого в игре на заграничный манер «губернатором» – надо полагать, санджак-бея), ветерана Венгерской войны и личного друга Сулеймана Великолепного, было похищено только что обретённое сокровище – древний кинжал, предположительно - тот самый, которым Авраам чуть было не совершил сыноубийство, – а вместе с ним и единственная дочь наместника, Хикма. Розысками пропавшего (и пропавшей) нам и предстоит заниматься всю игру – благо улик и свидетелей хватает.
По внешнему виду Jerusalem ничем не удивляет: перед нами всё тот же фирменный движок CinVision, аналогичный Omni3D от Cryo, с видом от первого лица и со свободным обзором на 360 градусов, без анимированных перемещений от одной дискретной локации к другой, но с частыми появлениями самого героя в коротких роликах и диалогах (разумеется, снабжённых субтитрами). Как это ни прискорбно, но с художественной точки зрения игра выглядит похуже «Помпей»: локации кажутся менее детализированными, а трёхмерные персонажи – менее привлекательными. Улучшился разве что интерфейс: верхняя полоса экрана, вызываемая нажатием правой кнопки мыши, теперь демонстрирует нам не только инвентарь и иконку для выхода в главное меню, но и «дневник», в который заносятся краткие заметки обо всём с нами произошедшем. Однако при этом нас лишили полноценной карты – точнее, из элемента интерфейса, доступного во времена извержения Везувия в любом месте игры по нажатию пробела, она превратилась в обычный предмет инвентаря, который задействуется лишь в строго отведённые по сюжету моменты, когда нам предлагается переместиться в другую локацию.
Отмеченное обстоятельство, к сожалению, оказывается вполне оправданным практически полностью линейным игровым процессом: даже в самом простом, казалось бы, наборе действий совершать таковые разрешается лишь в строгом соответствии с предусмотренным авторами порядком. Понятно, что свободного путешествия по карте как раз и не предусматривается: только в середине игры нам дозволяется в любой очерёдности на выбор посетить медресе, синагогу и христианский храм. Однако обескуражить геймплей успевает ещё и до этого: в самом начале игры, стоит Адриану только сделать один шаг в сторону от оазиса, как игра выдаёт нам задачку с песочными часами в правом верхнем углу, отводя всего лишь тридцать секунд на то, чтобы скрыться от разбойников-бедуинов. С первого (а то и со второго) раза разобраться в этом деле оказывается практически невозможно, да и отсутствие автосохранений в случае гибели персонажа, мягко говоря, не радует; к счастью, если догадаться сначала осмотреться по сторонам и по старой привычке любителя адвенчур подобрать лежащие вокруг бесхозные предметы, а затем уже продвигаться к выходу, – то решить эту загадку оказывается довольно просто.
В дальнейшем всё будет проходить уже более-менее спокойно, хотя ещё несколько заданий с потенциальным летальным исходом нас всё же ожидают. Как и несколько головоломок, разбавляющих классический квестовый геймплей с выбором тем в диалогах с персонажами и использованием предметов инвентаря. Так, в благодарность за спасение от упомянутых бедуинов первый же встреченный нами дружественный персонаж угощает Адриана не только чаем, но и анекдотом с загадками – о том, как у костра в пустыне встретились еврей, христианин и мусульманин... В общем, готовьтесь писать на песке имена пророков и соответствующих им священных книг. Да, разумеется, элемент «Edutainment» здесь присутствует, и в немалом количестве, – но, в отличие от некоторых других игр во французском стиле, не во встроенной энциклопедии, а в самой игре. Дервиш, каллиграф, сам наместник, наконец, священник, имам и раввин не преминут подробно (и принудительно) рассказать вам всё, что вы хотели знать (но ленились поискать в «Википедии») о Иерусалиме и о трёх религиях, для которых этот город оказывается Священным.
Хотя и сама энциклопедия в местном главном меню, разумеется, присутствует; куда менее удобная, чем в исторических адвенчурах от Cryo, она насчитывает около 80 статей, и даже с иллюстрациями (которые, правда, приходится открывать отдельно). На месте и опция «визит» для внеигрового посещения Иерусалима – увы, предоставляет она нам на выбор всего четыре предельно миниатюрных, не особо радующих глаз своею живописностью и никак меж собою не связанных локации. О свободной прогулке по Помпеям или по Версальскому дворцу приходится только со вздохом вспоминать. Зато, надо сказать, музыкальное оформление здесь весьма недурно, хотя после Pilgrim, Ring и тех же «Помпей» от Arxel Tribe можно было ожидать и чего-нибудь более внушительного.
В результате Jerusalem оказывается не очень-то впечатляющей игрой, к безусловным достоинствам которой стоит отнести разве что освещение далеко не самого популярного исторического периода. Да и Священный город остаётся Священным городом, попутно предоставляя нам возможность немного просветиться по части сравнительного религиоведения, – тема, опять-таки, ценная уже своей сравнительной редкостью в плане игрового воплощения. Пожалуй, более всего расстраивает то, что точка в этой необычной аккадско-шотландской истории любви так и не была поставлена: Cryo Interactive обанкротилась в том же 2002 году, а Arxel Tribe последовала за ней год спустя, унеся с собой в могилу загадку Адриана Блейка, как Диккенс – тайну Эдвина Друда. Что касается их третьего компаньона, Réunion des Musées Nationaux, то после безвременной кончины своих сотоварищей объединение музеев практически отошло от дела игростроения, выпустив в 2004 году ещё только одну историческую игру, но для детей и только на французском языке – третью серию приключений мышонка Артаса от малоизвестной за пределами Франции компании Gyoza Media. Так бесславно окончилась, можно сказать, целая эпоха, начавшаяся всего несколькими годами ранее, – хотя дело Cryo Interactive ещё некоторое время продолжали её идейные (и не только) наследники.
Любопытно, что, подобно Pilgrim – самой первой игре франко-словенской компании, – вскоре после появления оригинального издания адвенчуры фирма «1С» и компания Nival Interactive объявили о подписании договора с Cryo Interactive, предусматривавшего выпуск русской версии «Иерусалима» в третьем квартале 2002 года. И снова этим планам не суждено было сбыться – вероятно, по причине упомянутой серии банкротств – на радость пиратам, чьей продукцией, традиционно не отличающейся качеством, и пришлось в итоге довольствоваться русскоязычным пользователям.
- Время и место:
Новое Время
Ближний Восток - Игровой движок:
CinVision - Особенность геймплея:
Образовательная
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Франция
Словения - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
English