«Опередившая своё время» – вероятно, слишком уж громкие слова в адрес не очень-то популярной и совсем не титулованной историко-культурной адвенчуры, разработанной китайцем по имени Лифэн Ван, обучавшимся компьютерной графике в Университете Британской Колумбии. Однако The Legend of Lotus Spring действительно во многом предвосхитила позднейшие эксперименты в жанре «исследовательских игр» (таких как Dear Esther или Gone Home) и даже некоторые идеи бесспорного шедевра, созданного - также практически в одиночку - другим «канадским китайцем», Каном Гао, – To the Moon. За несколько лет до этого «мистоиды», как бы мы ни относились к этому поджанру приключенческих игр, совершили своего рода мини-революцию, умалив такие классические квестовые признаки как инвентарь с комбинацией предметов, диалоговые загадки и даже последовательную фабулу – в пользу головоломок, часто абстрактных и механистических. Канадская игра идёт ещё дальше – здесь не только сведены к минимуму диалоги и инвентарь, но почти нет даже и загадок: практически весь игровой процесс сводится к исследованию виртуального мира – и не столько к изучению его секретов и к прохождению сюжетной линии, сколько, если можно так выразиться, к глубоко эмоциональному их прочувствованию.
Не удивительно поэтому, что соразработчиком проекта выступила компания из Торонто под названием Women Wise, провозгласившая своей целью приобщение женщин к компьютерным технологиям и развлечениям. Может показаться, что эта печальная и светлая история любви создавалась исключительно для представительниц прекрасного пола, – к счастью, стоит уверенно заявить, что знакомство с The Legend of Lotus Spring будет интересно игрокам любого пола и возраста, не испытывающим неприязни к неторопливым и созерцательным адвенчурам. В конце концов, сценаристом и дизайнером выступил мужчина, да и играть нам предстоит за Сяньфэна – восьмого императора маньчжурской династии Цин, управлявшего Поднебесной с 1850-го и до своей смерти в 1861 году в возрасте всего тридцати лет. Согласно предыстории игры, император, предпочитавший ханьских (то есть этнически китайских) девушек, но не имевший по закону права на них жениться (и даже просто пускать их в пекинский Запретный Город), проводил всё свое время в загородном дворцово-парковом комплексе Юаньминъюань. Именно здесь он поселил свою идеальную возлюбленную – Хэ Хань-Цюй, поэтически прозванную им «Лотосовым Источником». Увы, семейная идиллия длилась недолго: официальная наложница первого ранга, будущая императрица Цы Си, терзаемая ревностью, смогла добиться изоляции китайской девушки на отдалённом острове парка, а самого Сяньфэна – занять неотложными государственными делами в столице. Спустя несколько месяцев, осенью 1858 года, до императора дошли слухи об исчезновении Хэ Хань-Цюй – и в начале игры он прибывает в Юаньминъюань, чтобы если и не отыскать следов своей любимой, то хотя бы пройтись по знакомым до боли павильонам парка и воскресить в памяти дни безвозвратно ушедшего безмятежного счастья.
На коробке с игрой красуется обозначение «основано на реальных событиях», но такого рода утверждения смотрятся весьма сомнительно, учитывая хотя бы упорное именование Цы Си «вдовствующей императрицей» – при том, что играем мы за её вполне ещё живого «мужа», да и ранг императрицы (как и реальную политическую власть) печально известная правительница Поднебесной получит лишь после смерти Сяньфэна! Не очень убедительным кажется выбранный период действия и по другой причине – в разгар гражданской войны (Тайпинского восстания) и интервенции Англии и Франции, воспользовавшихся неурядицами в Китае и ослаблением власти династии Цин в своих корыстных (и разрушительных) целях, вряд ли у императора была возможность особо увлекаться амурными делами... Как бы то ни было, элементы китайской мифологии в игре таки присутствуют (что хочется поставить ей скорее в заслугу, нежели в упрёк), а датировка повествования 1858-м годом оказывается в итоге вполне обоснованной: ведь главным героем The Legend of Lotus Spring выступает, пожалуй, не Сяньфэн и даже не Хэ Хань-Цюй, а сам Юаньминъюань.
Раскинувшийся на территории в 350 гектаров, взлелеянный несколькими поколениями славных некогда цинских императоров и включавший в себя десятки, если не сотни озёр, садов и павильонов, не говоря уже о тысячах произведений искусства, Юаньминъюань был полностью разграблен и сожжён английскими и французскими варварами во время Второй опиумной войны – в 1860 году, то есть через два года после описываемых в игре событий. Теперь же «Сады совершенной ясности» (как звучит название парка в переводе на русский), пусть и в очень небольшой своей части, воссозданы в виртуальной реальности усилиями Лифэн Вана и доступны к свободному и круглосуточному посещению.
Внешне The Legend of Lotus Spring представляет собой дискретные локации с перспективой от первого лица, выполненные в виде картинок-слайдов. «Умный курсор» воплощён в образе стилизованной китайской куколки, указывающей ручкой на доступность какого-либо предмета для взятия или использования, а ножками – на возможность посмотреть в другую из четырёх (как правило) сторон или пройти дальше в соответствующем направлении. Интерфейс здесь минималистский: клавиша ESC вызывает главное меню с опциями сохранения и загрузки; нажатие пробела пропускает некоторые ролики и выводит экран с дневником (подробно рассказывающим о сути происходящего в душе и в воспоминаниях Сяньфэна по мере его продвижения по парку и по подобию сюжета) и своего рода суррогатом инвентаря. Взять за всю игру можно всего лишь шесть предметов – и на этом экране под них заранее отведены обозначенные контурами ячейки. Клавиша «M» демонстрирует нам план-схему доступной к посещению части парка и текущее положение протагониста. Наконец, при помощи клавиши «I» можно вызвать аналог энциклопедии – экран с подробным изображением и детальной информацией о каждом заслуживающем внимания предмете в той комнате или локации, где мы в настоящее время находимся. Стоит упомянуть, что все экраны дневника или энциклопедии снабжены также иконкой граммофона, при нажатии на которую голос ведущей (весьма приятный) начинает зачитывать соответствующий текст.
Игровой процесс заключается в последовательном посещении шестнадцати павильонов и достопримечательностей парка; по мере путешествия Сяньфэна по Юаньминъюаню сразу и движется внутриигровое время (от рассвета до захода Солнца), и разворачивается в воспоминаниях история его любви к Хэ Хань-Цюй, от счастливой совместной жизни – к её печальному одиночеству в заключении и, наконец, таинственному исчезновению. Несмотря на далеко не передовые в техническом плане показатели, внешний вид игры впечатляет своим художественным исполнением и вниманием к деталям. Многие предметы обстановки дворцовых павильонов можно рассмотреть поближе и «потрогать», иногда даже без особой нужды для прохождения. Часто в таких случаях нам демонстрируются ролики из истории возлюбленных; временами для доступа в следующую локацию требуется решить несложную загадку, основанную, как правило, на очевидном применении одного из шести собранных нами по дороге ключевых предметов.
В целом, несмотря на предельную простоту такого рода геймплея, The Legend of Lotus Spring заслуживает самой высокой оценки за удачное сопряжение эмоционально насыщенной сюжетной линии (на тему потерянной любви с элементами сверхъестественности) с познавательным изучением культуры Китая. Последнее реализовано здесь по-иному, нежели в играх французского стиля, с их подробными и методичными энциклопедиями: информация в канадской адвенчуре подаётся очень ненавязчиво, в контексте истории Сяньфэна и его возлюбленной – и в интерьерах и экстерьерах не менее потерянного парка. Скажем, в павильоне, посвящённом занятиям музыкой, можно посмотреть (и послушать) экзотические музыкальные инструменты; в другом месте нам представится возможность порисовать по-китайски или попытаться вывести тушью пару иероглифов; в спальне можно будет заглянуть в платяной шкаф и разглядеть несколько императорских нарядов, и так далее – не говоря уже о повсеместном присутствии легенд и мифов, с детства знакомых каждому жителю Поднебесной. А если добавить ко всему этому соответствующее атмосфере музыкальное оформление и бесподобный вокал китайско-канадской певицы Бекки Лэм в финальном видеоролике, то получается, что рекомендовать эту адвенчуру можно всем игрокам без исключения.
При этом никто из разработчиков не выпустил более ни одной другой игры. Лифэн Ван закончил университет и вернулся из Ванкувера в Китай, где в 2004 году заново создал свою компанию Xing Xing, теперь уже для разработки исключительно компьютерной графики и анимации. Women Wise так и не выполнила обещанную было программу издания множества наименований мультимедийных продуктов для прекрасного пола (который всё же не преминул вовлечься в мир компьютерных развлечений и сам по себе), зато успела заказать автору дамских любовных романов Анне Вильямс целую новеллу по мотивам сюжета The Legend of Lotus Spring (отрывки из которой зачитываются и во вступительном и заключительном роликах игры). Официально переведённая на французский и китайский (традиционный и упрощённый), стараниями небезызвестного «Седьмого волка» игра выходила и «на русском языке» – в кавычках, потому как локализовано было лишь меню да переозвучены (путь и на высоком уровне) оба упомянутых ролика, – а все прочие - довольно многочисленные - игровые тексты почему-то остались на английском, как и голос читающей их ведущей.
Не удивительно поэтому, что соразработчиком проекта выступила компания из Торонто под названием Women Wise, провозгласившая своей целью приобщение женщин к компьютерным технологиям и развлечениям. Может показаться, что эта печальная и светлая история любви создавалась исключительно для представительниц прекрасного пола, – к счастью, стоит уверенно заявить, что знакомство с The Legend of Lotus Spring будет интересно игрокам любого пола и возраста, не испытывающим неприязни к неторопливым и созерцательным адвенчурам. В конце концов, сценаристом и дизайнером выступил мужчина, да и играть нам предстоит за Сяньфэна – восьмого императора маньчжурской династии Цин, управлявшего Поднебесной с 1850-го и до своей смерти в 1861 году в возрасте всего тридцати лет. Согласно предыстории игры, император, предпочитавший ханьских (то есть этнически китайских) девушек, но не имевший по закону права на них жениться (и даже просто пускать их в пекинский Запретный Город), проводил всё свое время в загородном дворцово-парковом комплексе Юаньминъюань. Именно здесь он поселил свою идеальную возлюбленную – Хэ Хань-Цюй, поэтически прозванную им «Лотосовым Источником». Увы, семейная идиллия длилась недолго: официальная наложница первого ранга, будущая императрица Цы Си, терзаемая ревностью, смогла добиться изоляции китайской девушки на отдалённом острове парка, а самого Сяньфэна – занять неотложными государственными делами в столице. Спустя несколько месяцев, осенью 1858 года, до императора дошли слухи об исчезновении Хэ Хань-Цюй – и в начале игры он прибывает в Юаньминъюань, чтобы если и не отыскать следов своей любимой, то хотя бы пройтись по знакомым до боли павильонам парка и воскресить в памяти дни безвозвратно ушедшего безмятежного счастья.
На коробке с игрой красуется обозначение «основано на реальных событиях», но такого рода утверждения смотрятся весьма сомнительно, учитывая хотя бы упорное именование Цы Си «вдовствующей императрицей» – при том, что играем мы за её вполне ещё живого «мужа», да и ранг императрицы (как и реальную политическую власть) печально известная правительница Поднебесной получит лишь после смерти Сяньфэна! Не очень убедительным кажется выбранный период действия и по другой причине – в разгар гражданской войны (Тайпинского восстания) и интервенции Англии и Франции, воспользовавшихся неурядицами в Китае и ослаблением власти династии Цин в своих корыстных (и разрушительных) целях, вряд ли у императора была возможность особо увлекаться амурными делами... Как бы то ни было, элементы китайской мифологии в игре таки присутствуют (что хочется поставить ей скорее в заслугу, нежели в упрёк), а датировка повествования 1858-м годом оказывается в итоге вполне обоснованной: ведь главным героем The Legend of Lotus Spring выступает, пожалуй, не Сяньфэн и даже не Хэ Хань-Цюй, а сам Юаньминъюань.
Раскинувшийся на территории в 350 гектаров, взлелеянный несколькими поколениями славных некогда цинских императоров и включавший в себя десятки, если не сотни озёр, садов и павильонов, не говоря уже о тысячах произведений искусства, Юаньминъюань был полностью разграблен и сожжён английскими и французскими варварами во время Второй опиумной войны – в 1860 году, то есть через два года после описываемых в игре событий. Теперь же «Сады совершенной ясности» (как звучит название парка в переводе на русский), пусть и в очень небольшой своей части, воссозданы в виртуальной реальности усилиями Лифэн Вана и доступны к свободному и круглосуточному посещению.
Внешне The Legend of Lotus Spring представляет собой дискретные локации с перспективой от первого лица, выполненные в виде картинок-слайдов. «Умный курсор» воплощён в образе стилизованной китайской куколки, указывающей ручкой на доступность какого-либо предмета для взятия или использования, а ножками – на возможность посмотреть в другую из четырёх (как правило) сторон или пройти дальше в соответствующем направлении. Интерфейс здесь минималистский: клавиша ESC вызывает главное меню с опциями сохранения и загрузки; нажатие пробела пропускает некоторые ролики и выводит экран с дневником (подробно рассказывающим о сути происходящего в душе и в воспоминаниях Сяньфэна по мере его продвижения по парку и по подобию сюжета) и своего рода суррогатом инвентаря. Взять за всю игру можно всего лишь шесть предметов – и на этом экране под них заранее отведены обозначенные контурами ячейки. Клавиша «M» демонстрирует нам план-схему доступной к посещению части парка и текущее положение протагониста. Наконец, при помощи клавиши «I» можно вызвать аналог энциклопедии – экран с подробным изображением и детальной информацией о каждом заслуживающем внимания предмете в той комнате или локации, где мы в настоящее время находимся. Стоит упомянуть, что все экраны дневника или энциклопедии снабжены также иконкой граммофона, при нажатии на которую голос ведущей (весьма приятный) начинает зачитывать соответствующий текст.
Игровой процесс заключается в последовательном посещении шестнадцати павильонов и достопримечательностей парка; по мере путешествия Сяньфэна по Юаньминъюаню сразу и движется внутриигровое время (от рассвета до захода Солнца), и разворачивается в воспоминаниях история его любви к Хэ Хань-Цюй, от счастливой совместной жизни – к её печальному одиночеству в заключении и, наконец, таинственному исчезновению. Несмотря на далеко не передовые в техническом плане показатели, внешний вид игры впечатляет своим художественным исполнением и вниманием к деталям. Многие предметы обстановки дворцовых павильонов можно рассмотреть поближе и «потрогать», иногда даже без особой нужды для прохождения. Часто в таких случаях нам демонстрируются ролики из истории возлюбленных; временами для доступа в следующую локацию требуется решить несложную загадку, основанную, как правило, на очевидном применении одного из шести собранных нами по дороге ключевых предметов.
В целом, несмотря на предельную простоту такого рода геймплея, The Legend of Lotus Spring заслуживает самой высокой оценки за удачное сопряжение эмоционально насыщенной сюжетной линии (на тему потерянной любви с элементами сверхъестественности) с познавательным изучением культуры Китая. Последнее реализовано здесь по-иному, нежели в играх французского стиля, с их подробными и методичными энциклопедиями: информация в канадской адвенчуре подаётся очень ненавязчиво, в контексте истории Сяньфэна и его возлюбленной – и в интерьерах и экстерьерах не менее потерянного парка. Скажем, в павильоне, посвящённом занятиям музыкой, можно посмотреть (и послушать) экзотические музыкальные инструменты; в другом месте нам представится возможность порисовать по-китайски или попытаться вывести тушью пару иероглифов; в спальне можно будет заглянуть в платяной шкаф и разглядеть несколько императорских нарядов, и так далее – не говоря уже о повсеместном присутствии легенд и мифов, с детства знакомых каждому жителю Поднебесной. А если добавить ко всему этому соответствующее атмосфере музыкальное оформление и бесподобный вокал китайско-канадской певицы Бекки Лэм в финальном видеоролике, то получается, что рекомендовать эту адвенчуру можно всем игрокам без исключения.
При этом никто из разработчиков не выпустил более ни одной другой игры. Лифэн Ван закончил университет и вернулся из Ванкувера в Китай, где в 2004 году заново создал свою компанию Xing Xing, теперь уже для разработки исключительно компьютерной графики и анимации. Women Wise так и не выполнила обещанную было программу издания множества наименований мультимедийных продуктов для прекрасного пола (который всё же не преминул вовлечься в мир компьютерных развлечений и сам по себе), зато успела заказать автору дамских любовных романов Анне Вильямс целую новеллу по мотивам сюжета The Legend of Lotus Spring (отрывки из которой зачитываются и во вступительном и заключительном роликах игры). Официально переведённая на французский и китайский (традиционный и упрощённый), стараниями небезызвестного «Седьмого волка» игра выходила и «на русском языке» – в кавычках, потому как локализовано было лишь меню да переозвучены (путь и на высоком уровне) оба упомянутых ролика, – а все прочие - довольно многочисленные - игровые тексты почему-то остались на английском, как и голос читающей их ведущей.
- Время и место:
Дальний Восток
Долгий XIX век - Игровой движок:
Macromedia Director - Перспектива:
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
Канада - Язык:
English