«The Fool’s Errand» – первая и самая знаменитая головоломка американского разработчика Клиффа Джонсона, более того – едва ли не самая лучшая игра в жанре компьютерных паззлов, получившая множество наград, включая звание «Лучшей ретро-игры» (по версии британского журнала GamesTM). Издание для Macintosh появилось на свет намного раньше остальных и отличается от последовавших за ним переизданий для IBM PC, Atari ST и Amiga чёрно-белой графикой, но выполненной при этом в более высоком разрешении 512x342, – а потому вполне заслуживает внимания даже со стороны решительных патриотов ПК.
История создания игры уходит своими корнями ещё в то время, когда Джонсон и в глаза не видел компьютеров: вдохновившись детективными кинофильмами семидесятых и книгой Кита Вильямса «Masquerade», предусматривавшей поиск вполне реального сокровища по имеющимся в тексте туманным намёкам, он сочинил свой собственный рассказ-фантазию на 20 страниц, снабжённый разрозненными кусочками карты (в числе 81 шт.) и подсказками для правильного их расположения, – всё это богатство он раздаривал своим знакомым в качестве подарка на Рождество в 1981 году. Тремя годами позднее Клифф завёл себе Apple Mac и увлёкся программированием – а затем решил и переделать свою старую игрушку в полноценный компьютерный продукт. В итоге это стоило ему двух лет работы и долга в 50 тыс. долларов, но зато и привлекло внимание издателя Бретта Майлса.
Особенностью игры является практически точное следование её дизайна – начиная с самого названия – тематике и стилистике карт Таро, а именно - популярному варианту Райдера – Уэйта 1910 года выпуска. Играем мы за Шута, путешествующего по сказочной стране из четырёх королевств – соответственно Жезлов, Мечей, Кубков и Денариев. Задача наша заключается в том, чтобы найти 14 хорошо припрятанных здесь сокровищ, а попутно – развеять сковавшие эту землю злые чары, перегородившие многие тропинки, поставившие местные королевства на грань войны и превратившие многих их обитателей в персонажей крайне эксцентричных, забывчивых и рассуждающих не совсем здраво. Из этих последних встретятся нам как обычные карты – десятки и двойки, Пажи и Короли с Королевами, – так и «Старшие арканы», наподобие Колеса Фортуны, Отшельника или Повешенного. С учётом не совсем устойчивого умственного состояния большинства местных жителей стоит ожидать от них немало словесных загадок и шуточек, которые, пожалуй, могли образоваться лишь в английском языке, в силу некоторых особенностей своего исторического развития отличающегося редким богатством лексики при не менее впечатляющей убогости грамматических форм. Более того: одной из самых примечательных (и заслуживающих чуть ли не аплодисментов) особенностей «The Fool’s Errand», отличающих эту игру от других сюжетно-приключенческих головоломок, таких как «The 7th Guest» или «Myst» с его многочисленными последователями, оказывается на редкость гармоничное сочетание сценария и головоломок, с самого начала создававшихся как единое связное целое.
Несмотря на чёрно-белое визуальное исполнение, исключительной поддержкой которого отличались в то время первые модели компьютеров Macintosh, выглядит игра очень даже неплохо – прежде всего, благодаря дизайну в стиле силуэтной графики, вполне соответствующей самому духу карт Таро и блестяще реализованной художником Бредом Паркером. Увы, намного хуже обстоит дело с аудио-составляющей: звуковое оформление было создано на основе технологии Synthesizer Sounds, поддержку которой Apple прекратило уже начиная с операционной системы System 7, а потому запуск «The Fool’s Errand» иначе как в немой версии оказывается в наши дни задачей довольно нетривиальной.
Управление осуществляется при помощи мыши. После просмотра «Пролога», который поставлялся в оригинале на отдельной дискете и в котором рассказывается о начале приключений нашего героя, можно запускать и саму игру. Весь процесс разделён на 80 сцен с излагаемым на стилизованном свитке подробным текстовым описанием текущей ситуации в качестве основного элемента. Игнорировать эту литературно-сюжетную составляющую (часто насчитывающую более одного экрана, а потому требующую пролистывания нажатием стрелки) никак нельзя: здесь не только повествуется об истории приключений Шута, но и даются подсказки для решения головоломок. К последним можно перейти нажатием на значок вопроса внизу каждого свитка. Посещать локации и решать загадки можно в сравнительно произвольном порядке: двадцать одна из них доступна нам сразу, а остальные открываются по мере успешного снятия чар с древней земли Таро. Все имеющиеся сцены перечислены в пяти пронумерованных пунктах меню вверху экрана – не доступные пока что места окрашены серым цветом, а доступные, но ещё не расколдованные обозначены значком треугольника. При этом игрой дозволяется и даже рекомендуется при желании оставлять на время частично решённую головоломку, чтобы попытать счастья в другом месте.
Стоит ли говорить, что разнообразие загадок и их сложность попросту не оставляет желать лучшего? Ждут нас здесь и традиционные картинки с перемешанными кусочками, и поиск слов, и кроссворды, анаграммы и криптограммы, лабиринты, полимино с нанесёнными на фигурки буквами... Некоторые подсказки и пояснения можно обнаружить в описании текущей головоломки, помещённом в крайнем справа пункте меню. Разумеется, до совсем уже прямого указания на путь решения дела не доходит – скорее наоборот. Например, при игре собственно в карты таро, которая оказывается одной из местных хитроумных задачек, приходится сначала самостоятельно выяснять правила и систему начисления очков (путём неоднократного проигрыша), а затем уже пытаться выйти из этого испытания победителем. Единственным относительным недостатком могут оказаться значительные «системные» требования «The Fool’s Errand» – даже не столько к интеллекту игрока, сколько к его или её знанию английского языка, с учётом филологического характера значительного числа местных головоломок.
Наконец, ещё одной изюминкой игры оборачивается наличие гигантского «мета-паззла»: все посещённые Шутом места в четырёх королевствах и все встреченные им на своём пути персонажи с их, казалось бы, часто нечленораздельными репликами оказываются своего рода подсказками для решения самой первой загадки – собирания «Солнечной карты» из 81-го кусочка с последующим расположением их в нужной последовательности на поле в 9х9 клеток, – и это при том, что помимо такого решения задачки с картой необходимо будет ещё указать в особой головоломке 14 найденных нами слов с названиями искомых сокровищ... В общем, прохождение «The Fool’s Errand» – особенно при условии его аутентичности, то есть без обращения к подсказкам извне, как то и предполагалось до эпохи популяризации Всемирной Сети, – способно занять у вас не одну неделю, а то и не один месяц. Не говоря уже о том удовольствии, которое может принести любителю разнообразных интеллектуальных загадок знакомство с этим шедевром – если по какой-то причине такое знакомство не состоялось раньше.
Традиционно для игр Джонсона «The Fool’s Errand» могла похвастаться множеством призов критиков – и не особо впечатляющими продажами. К счастью, до своего банкротства в районе 1990–1991 года Miles Computing успела портировать игру на ПК и другие популярные домашние платформы. Однако, несмотря на переход на 16-цветную графику (и полноценное звуковое оформление), сам автор остался недоволен тем, как игра выглядит на IBM PC, предпочитая EGA-палитре пусть и чёрно-белую, но более детализированную картинку. Зато теперь и пользователи ПК имеют возможность сравнить обе версии и познакомиться - при помощи эмуляторов - с оригинальным изданием легендарной игры, которую сам Клифф Джонсон раздаёт бесплатно, вместе с «книгой подсказок» к её головоломкам и двумя идейными её продолжениями – «At the Carnival» и «3 in Three». Желающим же поучаствовать в дальнейших приключениях Шута (а заодно и вознаградить автора материально) стоит обратить внимание на полноценный сиквел – «The Fool and His Money», вышедший в 2012 году после целых десяти лет разработки и отличающийся такой же силуэтной и стильной, но уже, разумеется, многоцветной графикой – и ничуть не менее увлекательными и сложными головоломками, вполне заслуживающими установленной нешуточной цены в 40 долларов.
История создания игры уходит своими корнями ещё в то время, когда Джонсон и в глаза не видел компьютеров: вдохновившись детективными кинофильмами семидесятых и книгой Кита Вильямса «Masquerade», предусматривавшей поиск вполне реального сокровища по имеющимся в тексте туманным намёкам, он сочинил свой собственный рассказ-фантазию на 20 страниц, снабжённый разрозненными кусочками карты (в числе 81 шт.) и подсказками для правильного их расположения, – всё это богатство он раздаривал своим знакомым в качестве подарка на Рождество в 1981 году. Тремя годами позднее Клифф завёл себе Apple Mac и увлёкся программированием – а затем решил и переделать свою старую игрушку в полноценный компьютерный продукт. В итоге это стоило ему двух лет работы и долга в 50 тыс. долларов, но зато и привлекло внимание издателя Бретта Майлса.
Особенностью игры является практически точное следование её дизайна – начиная с самого названия – тематике и стилистике карт Таро, а именно - популярному варианту Райдера – Уэйта 1910 года выпуска. Играем мы за Шута, путешествующего по сказочной стране из четырёх королевств – соответственно Жезлов, Мечей, Кубков и Денариев. Задача наша заключается в том, чтобы найти 14 хорошо припрятанных здесь сокровищ, а попутно – развеять сковавшие эту землю злые чары, перегородившие многие тропинки, поставившие местные королевства на грань войны и превратившие многих их обитателей в персонажей крайне эксцентричных, забывчивых и рассуждающих не совсем здраво. Из этих последних встретятся нам как обычные карты – десятки и двойки, Пажи и Короли с Королевами, – так и «Старшие арканы», наподобие Колеса Фортуны, Отшельника или Повешенного. С учётом не совсем устойчивого умственного состояния большинства местных жителей стоит ожидать от них немало словесных загадок и шуточек, которые, пожалуй, могли образоваться лишь в английском языке, в силу некоторых особенностей своего исторического развития отличающегося редким богатством лексики при не менее впечатляющей убогости грамматических форм. Более того: одной из самых примечательных (и заслуживающих чуть ли не аплодисментов) особенностей «The Fool’s Errand», отличающих эту игру от других сюжетно-приключенческих головоломок, таких как «The 7th Guest» или «Myst» с его многочисленными последователями, оказывается на редкость гармоничное сочетание сценария и головоломок, с самого начала создававшихся как единое связное целое.
Несмотря на чёрно-белое визуальное исполнение, исключительной поддержкой которого отличались в то время первые модели компьютеров Macintosh, выглядит игра очень даже неплохо – прежде всего, благодаря дизайну в стиле силуэтной графики, вполне соответствующей самому духу карт Таро и блестяще реализованной художником Бредом Паркером. Увы, намного хуже обстоит дело с аудио-составляющей: звуковое оформление было создано на основе технологии Synthesizer Sounds, поддержку которой Apple прекратило уже начиная с операционной системы System 7, а потому запуск «The Fool’s Errand» иначе как в немой версии оказывается в наши дни задачей довольно нетривиальной.
Управление осуществляется при помощи мыши. После просмотра «Пролога», который поставлялся в оригинале на отдельной дискете и в котором рассказывается о начале приключений нашего героя, можно запускать и саму игру. Весь процесс разделён на 80 сцен с излагаемым на стилизованном свитке подробным текстовым описанием текущей ситуации в качестве основного элемента. Игнорировать эту литературно-сюжетную составляющую (часто насчитывающую более одного экрана, а потому требующую пролистывания нажатием стрелки) никак нельзя: здесь не только повествуется об истории приключений Шута, но и даются подсказки для решения головоломок. К последним можно перейти нажатием на значок вопроса внизу каждого свитка. Посещать локации и решать загадки можно в сравнительно произвольном порядке: двадцать одна из них доступна нам сразу, а остальные открываются по мере успешного снятия чар с древней земли Таро. Все имеющиеся сцены перечислены в пяти пронумерованных пунктах меню вверху экрана – не доступные пока что места окрашены серым цветом, а доступные, но ещё не расколдованные обозначены значком треугольника. При этом игрой дозволяется и даже рекомендуется при желании оставлять на время частично решённую головоломку, чтобы попытать счастья в другом месте.
Стоит ли говорить, что разнообразие загадок и их сложность попросту не оставляет желать лучшего? Ждут нас здесь и традиционные картинки с перемешанными кусочками, и поиск слов, и кроссворды, анаграммы и криптограммы, лабиринты, полимино с нанесёнными на фигурки буквами... Некоторые подсказки и пояснения можно обнаружить в описании текущей головоломки, помещённом в крайнем справа пункте меню. Разумеется, до совсем уже прямого указания на путь решения дела не доходит – скорее наоборот. Например, при игре собственно в карты таро, которая оказывается одной из местных хитроумных задачек, приходится сначала самостоятельно выяснять правила и систему начисления очков (путём неоднократного проигрыша), а затем уже пытаться выйти из этого испытания победителем. Единственным относительным недостатком могут оказаться значительные «системные» требования «The Fool’s Errand» – даже не столько к интеллекту игрока, сколько к его или её знанию английского языка, с учётом филологического характера значительного числа местных головоломок.
Наконец, ещё одной изюминкой игры оборачивается наличие гигантского «мета-паззла»: все посещённые Шутом места в четырёх королевствах и все встреченные им на своём пути персонажи с их, казалось бы, часто нечленораздельными репликами оказываются своего рода подсказками для решения самой первой загадки – собирания «Солнечной карты» из 81-го кусочка с последующим расположением их в нужной последовательности на поле в 9х9 клеток, – и это при том, что помимо такого решения задачки с картой необходимо будет ещё указать в особой головоломке 14 найденных нами слов с названиями искомых сокровищ... В общем, прохождение «The Fool’s Errand» – особенно при условии его аутентичности, то есть без обращения к подсказкам извне, как то и предполагалось до эпохи популяризации Всемирной Сети, – способно занять у вас не одну неделю, а то и не один месяц. Не говоря уже о том удовольствии, которое может принести любителю разнообразных интеллектуальных загадок знакомство с этим шедевром – если по какой-то причине такое знакомство не состоялось раньше.
Традиционно для игр Джонсона «The Fool’s Errand» могла похвастаться множеством призов критиков – и не особо впечатляющими продажами. К счастью, до своего банкротства в районе 1990–1991 года Miles Computing успела портировать игру на ПК и другие популярные домашние платформы. Однако, несмотря на переход на 16-цветную графику (и полноценное звуковое оформление), сам автор остался недоволен тем, как игра выглядит на IBM PC, предпочитая EGA-палитре пусть и чёрно-белую, но более детализированную картинку. Зато теперь и пользователи ПК имеют возможность сравнить обе версии и познакомиться - при помощи эмуляторов - с оригинальным изданием легендарной игры, которую сам Клифф Джонсон раздаёт бесплатно, вместе с «книгой подсказок» к её головоломкам и двумя идейными её продолжениями – «At the Carnival» и «3 in Three». Желающим же поучаствовать в дальнейших приключениях Шута (а заодно и вознаградить автора материально) стоит обратить внимание на полноценный сиквел – «The Fool and His Money», вышедший в 2012 году после целых десяти лет разработки и отличающийся такой же силуэтной и стильной, но уже, разумеется, многоцветной графикой – и ничуть не менее увлекательными и сложными головоломками, вполне заслуживающими установленной нешуточной цены в 40 долларов.
- Особенность геймплея:
Мини-игры - Способ распространения:
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English