Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels

Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels
Жанр: Interactive Fiction
Разработчик: Challenge
Издатель: Infocom
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 5
Венец эволюции текстовых приключений Шерлока Холмса в жанре Interactive Fiction – это, несомненно, игра, выпущенная зачинателем этого самого жанра, знаменитой Infocom. Правда, как раз в данном случае эта последняя выступила всего лишь в роли издателя: за вывеской компании-разработчика, Challenge, Inc., скрывался будущий ветеран индустрии Роберт Бейтс, основавший собственное предприятие на пару с другом и убедивший руководство Infocom согласиться на сотрудничество. Как для дебюта, так «Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels» вышел прямо-таки отличной работой, за которой последовала «Arthur: The Quest for Excalibur»; в дальнейшем же Бейтс принимал самое активное участие в создании таких известных проектов как «Spellcasting 101», «Shannara», «John Saul's Blackstone Chronicles: An Adventure in Terror» и др.

От большинства прочих представителей «компьютерной шерлокианы» «Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels» отличается, прежде всего, главным героем: играть нам предстоит не за Холмса, а за Ватсона. Ранним субботним утром 18 июня 1887 года, ещё затемно, доктор приходит на Бейкер-Стрит, где он уже и не живёт со времени своей женитьбы на мисс Морстен, – по настоятельной просьбе миссис Хадсон, которая беспокоится о здоровье своего теперь единственного постояльца. Вот уже три дня как великий сыщик не ест, не спит и не выходит из своей комнаты, – иначе говоря, впал в привычную тоску и депрессию. А ведь в приёмной его уже сколько часов дожидается посетитель, прибывший по неотложному государственному делу…

Так что первой нашей задачей оказывается вывести своего друга из состояния тяжёлой хандры – что мы и делаем при помощи входящего в комплект с игрой стилизованного под старину номера газеты «The Thames» от пятницы 17 июня 1887 года. Традиционно для Infocom этот пример материальных бонусов – «Feelies» – выполняет двоякую роль: во-первых, страницы этого печатного листка пестрят десятками частных объявлений и новостей из британской и международной жизни, ничуть не обязательных для прохождения игры и понимания её сюжетной линии, но успешно создающих нужную атмосферу викторианской Англии (и, если верить Бобу Бейтсу, во многом воспроизводящих реальные материалы из соответствующего номера настоящей лондонской «The Times»). Во-вторых же газета эта играет немалую роль и в завязке самого сюжета. Внимание Холмса сразу же привлекает маленькая заметка вверху первой страницы: Тауэр закрыт для посетителей в качестве меры безопасности в преддверии празднования Золотого юбилея королевы Виктории, намеченного на следующий вторник, 21-го июня.

Предчувствие не обманывает знаменитого детектива: именно по этому важнейшему вопросу и прибыл на Бейкер-Стрит вестник высоких правительственных кругов. Ведь в четверг вечером все драгоценности короны были похищены из Тауэра! При этом преступник оставил после себя несколько загадочных стихотворных посланий, в которых прямо упомянул Холмса – и предложил тому поиграть и посоревноваться, попытавшись найти похищенное, используя щедро разбросанные тут и сям намёки и улики. Но на это дело нам отводится лишь немногим более двух суток: если к девяти утра в понедельник сокровища не будут обнаружены, это будет означать катастрофу не только для престижа королевской семьи, но и для всей Британской империи. Разумеется, Шерлок не может устоять перед таким вызовом его интеллекту – но, заподазривая со стороны неведомого противника нечестную игру, решается на беспрецедентный шаг: передать всё руководство делом в руки Ватсона (поскольку злоумышленник на это никак не рассчитывает, а стало быть, его будет легче обвести вокруг пальца). Вот так в руках скромного доктора медицины и писателя-любителя Джона Х. Ватсона – а значит, в наших руках – оказывается судьба его родины…

Внешний вид «Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels» не представляет собой ничего необычного: никакой графики; серый шрифт на синем фоне выглядит классически для IBM PC; лишь изредка наиболее важные места выделяются жирным белым цветом (а некоторые заметки – ещё и фоном). Примечательно, что это издание выглядит ничуть не хуже, а то и лучше, чем вышедшие практически одновременно воплощения игры для Apple II, Amiga, Commodore 64/128 и Macintosh (варианты для Atari ST и Apple GS также планировались, но, судя по всему, так и не состоялись). Особенно интересно, что это текстовое приключение стало вторым и последним изданием Infocom, к которому была выпущена обновлённая версия, добавившая в игру поддержку звуковых эффектов (Release 26, выходивший только для Amiga, Macintosh и, возможно, что неофициально, для IBM PC, сравнительно с оригинальным Release 21). Звучит это всё очень даже приятно: заставьте, к примеру, Ватсона пропиликать что-нибудь на скрипке Холмса! А ведь ещё имеется здесь храп стражника, шум толпы в людных местах Лондона, звук прибоя на Темзе... Ну и регулярный бой курантов Биг-Бена никак не позволит забыть о неуклонно утекающем времени.

Время это, а также текущий день недели отображается на панели интерфейса вверху экрана – вкупе с названием локации и количеством набранных нами очков (традиционно начисляющихся в пределах от 0 до 100). Парсер Infocom оказывается наиболее интеллектуальным изо всех своих коллег по жанру: он способен понимать не менее 1400 слов, в том числе и объединённых в достаточно сложные фразы. Классические управляющие команды включают в себя десять направлений движения – в том числе UP и DOWN, а иногда также IN и OUT; L (LOOK) для осмотра текущей локации и Х для подробного изучения какого-нибудь объекта на ней или предмета в инвентаре; для вызова этого последнего используется сокращение I. При этом Ватсон не может иметь при себе более 15 предметов: скрепя сердце и стиснув зубы, со многими ценными экспонатами нашей коллекции придётся рано или поздно расставаться при помощи команды DROP; впрочем, имеющийся у доктора с самого начала игры саквояж может вместить в себя некоторые не самые крупные предметы (только для непосредственного использования их нужно будет снова извлекать оттуда, набирая в строке ввода TAKE или GET).

Общение с другими персонажами происходит двумя способами: либо вопрошанием их на какую-либо тему (ASK HOLMES ABOUT EMERALD) – либо отдачей своего рода приказания через запятую (HOLMES, TELL ME ABOUT EMERALD, или HOLMES, FOLLOW ME). Среди особых команд стоит упомянуть G (или AGAIN) для повтора предыдущего действия, а также временами полезное ожидание WAIT или WAIT UNTIL. Режим описания локаций можно переключать при помощи операторов VERBOSE, BRIEF и SUPERBRIEF; SAVE и RESTORE позволят сохранить и загрузить текущий прогресс прохождения (причём число возможных записей практически не ограничено); на крайний случай UNDO позволит вернуться на шаг назад - в случае совершения Ватсоном какой-нибудь совсем уже очевидной глупости. Очень интересна и полезна функция OOPS: после неё можно написать правильно слово, строкой выше набранное с ошибкой или опечаткой! Хотя ещё больше радует возможность просто вызвать несколько предыдущих строк поочерёдным нажатием стрелки «вверх» – и при желании отредактировать их посредством стрелки «влево», Backspace и Delete.

Все эти функции нам обязательно понадобятся: «Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels» оказывается достаточно сложным и нелинейным приключением, в котором умереть или провалить дело, зайдя в тупик, – проще простого. К примеру, уже в самом начале можно… невзначай застрелить Холмса, а ближе к середине – застрять на лодке посреди открытого моря, покуда нас не спасёт проходящий мимо случайный корабль с Лестрейдом на борту… К счастью, вся эта сложность уравновешивается тем обстоятельством, что именно это издание стало первым, к которому Infocom приложила свою знаменитую систему подсказок InvisiClues не в виде отдельной брошюрки, доступной к приобретению за особую плату, но в качестве внутриигровой многоуровневой помощи, вызываемой командой HINT.

Интересно также, что некоторые элементы загадок (например, пароли, позволяющие пройти в нужное место) меняются от игры к игре – пусть и не настолько, чтобы сделать интересным небывалое как для жанра детективного IF повторное прохождение. С финансовыми вопросами также всё довольно несложно: с самого начала у Ватсона есть только один фунт наличными, который вскоре и будет потрачен на необходимые покупки. Зато кэбы теперь стали бесплатными: стоит вызвать такое средство передвижения при помощи имеющегося у нас в инвентаре свистка, как можно будет отправиться в любой пункт назначения. Хотя между всеми локациями (которых здесь насчитывается около девяти десятков) можно без проблем перемещаться и пешком – используя для справки приложенную в комплекте туристическую карту викторианского Лондона.

В результате перед нами оказывается чуть ли не одна из лучших игр в жанре, настоятельно рекомендуемая всем любителям классического, в меру сложного Interactive Fiction. Останутся довольны и поклонники великого сыщика: пусть Холмс и выступает здесь в непривычной для себя роли «квази-Ватсона», то есть молчаливого спутника, лишь изредка разражающегося комментариями или другими подходящими случаю тирадами, нас ожидает встреча с немалым количеством любимых персонажей «канона» – от миссис Хадсон и Майкрофта Холмса до Виггинса и профессора Мориарти. Наши рекомендации!
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.