Раритетная эксклюзивная немецкая аркада, выходившая лишь на территории родной страны (и на соответствующем языке) и ставшая известной (и доступной) относительно широкой общественности лишь весной 2018 года.
Игрок выступает в роли «доктора ван Хельсинга», охотника на вампиров, чей образ, разумеется, вдохновлён одноимённым персонажем из классического романа ужасов Брэма Стокера, — вот только вместо одного графа Дракулы «разбираться» надлежит с целым племенем совершенно одинаковых (и до боли стереотипных) кровососов. Игра разделена на множество уровней, представляющих собой помещения мрачного трансильванского замка с обилием платформ. Герой способен прыгать и приседать, имеет несколько «жизней» и определённый (не слишком большой) запас здоровья в рамках каждой из них; перспектива обзора — вид сбоку.
Как ни странно, здешние вампиры совершенно не агрессивны (и не способны к сопротивлению) — они спокойно спят себе в открытых гробах; задача отважного учёного — за ограниченное время успеть найти их всех, вбить каждому кол в сердце и затем закрыть крышку (за два последних действия отвечает однократное нажатие «Alt» при нахождении рядом с целью); поскольку формально данный платформер, по-видимому, ориентирован на юную аудиторию, то демонстрируется вышеописанный процесс максимально «щадяще» (если вдруг кому-то жалко клыкастых чудовищ). Однако на самом деле Vampirjagd — вещица по своей сложности ни разу не детская: проблем и врагов у нас здесь хватает и помимо тикающего таймера.
Во-первых, ван Хельсинг по умолчанию вооружён молотком, однако на момент начала уровня никогда не имеет осиновых кольев, поэтому первоочередная задача — поиск их связки (ибо по отдельности эти предметы не встречаются). Число средств убиения в ней всегда равно количеству целевых жертв на данном уровне; кроме того, этот бонус — единственный, который восстанавливается вскоре после подбора, так что риск лишиться возможности исполнить свою миссию, оставшись безоружным, отсутствует. Чаще всего колья располагаются почти или совсем рядом с местом появления протагониста на локации, но в редких случаях их обнаружение является чуть ли не главной проблемой.
Во-вторых, на каждом уровне у нас будет как минимум один враг — Игорь, огромный зеленокожий гуманоид в лохмотьях, выглядящий как стереотипный «монстр Франкенштейна», перемещающийся (и в том числе прыгающий) почти с той же скоростью, что и ван Хельсинг, а главное — совершенно неуязвимый. При наличии «полного здоровья» и большой удачи герой может его перепрыгнуть, лишившись почти всего запаса жизненных сил, но вот столкновение с этим индивидуумом «лоб в лоб» гарантированно приведёт к проигрышу независимо ни от чего. В дополнение к своей непобедимости Игорь обладает ещё более неприятной способностью: сразу же после старта нашей праведной деятельности по искоренению нечисти он начинает лихой «забег» по уровню, открывая крышки «обработанных» нами гробов и (по-видимому, ибо в деталях это не демонстрируется) извлекая колья из сердец вампиров, после чего те снова обретают зловеще-цветущий вид, — именно поэтому бонусы в виде связок деревяшек и восстанавливаются сколько угодно раз. Соответственно, нужно добиться того, чтобы в конкретный момент времени все имеющиеся на данном этапе гробы были закрыты, — только тогда мы получим доступ к следующему.
Почти с самого начала прохождения мешать ван Хельсингу будут и другие местные обитатели: чёртики, вылезающие из сундуков и швыряющиеся костями; большие крысы; скелеты; прямоходящие волки-оборотни; летающие призраки; гигантские зелёные пауки. К счастью, наряду с противниками периодически будут встречаться и бонусы, — правда, все они, кроме связок кольев, обычно имеются на уровне в единственном числе и почти всегда предполагают исключительно разовое использование. Сразу отметим, что всевозможные монетки и драгоценные камешки нужны лишь для увеличения счёта по очкам (который, к слову сказать, возрастает также при поражении в чёрные сердца вампиров — но и уменьшается в случае «освобождения» последних Игорем), — а вот прочие вещи способны принести реальную пользу.
Так, с помощью набора гвоздей — чуть ли не единственного функционального предмета, порой обнаруживаемого на одном этапе несколько раз, — можно существенно увеличить (с буквально мгновения до где-то пяти секунд) время, нужное Игорю для открытия заколоченного ими гроба; шуруповёрт (увы, бесследно исчезающий после использования) позволяет намертво «запечатать» гроб (Игорь вообще не сможет его открыть); чесночная бомба, выбрасываемая на землю и срабатывающая при наступании на неё врага, мгновенно убивает любое чудовище (кроме, естественно, Игоря); вентилятор делает то же самое (и с тем же ограничением), но посредством не взрыва, а «сдувания».
Самый полезный бонус — это забавно выглядящее ружьё, обзаведясь которым ван Хельсинг может существенно облегчить себе прохождение уровня: на Игоря оно, естественно, не подействует, но большинство недругов погибает после одного попадания (пауки, правда, потребуют двух, а оборотни — целых трёх, хотя атака у первых мощнее, нежели у вторых; здесь же отметим, что убить крыс можно только в положении приседа, — вероятно, данная опция лишь для этого и введена). Есть, правда, две проблемы: во-первых, отыскать ружьё, как правило, не очень просто, во-вторых — для «работы» ему необходимы патроны, представляющие собой отдельные бонусы — в виде обойм обычно по десять штук.
Для задействования полезных предметов служит «Ctrl», при этом ружьё становится доступным к использованию сразу же после взятия. Восполнить здоровье — полностью либо частично в зависимости от текущего его состояния — можно с помощью склянок с зелёной жидкостью, а попадающиеся чрезвычайно редко сердечки дают дополнительную «жизнь» (в случае потери последней проходить уровень, увы, придётся с самого начала). Периодически встречаются будильники, поднятие которых несколько (не очень значительно) увеличивает время, остающееся до завершения текущего эпизода. На некоторых этапах предстоит собирать золотые, серебряные и медные ключи, необходимые для открытия запертых дверей с замками из соответствующих металлов; в основном их нахождение является обязательным условием для выполнения миссии, но иногда они призваны лишь облегчить наше перемещение по локации. Делу последнего служат также достаточно часто встречающиеся телепорты, перемещающие героя на порой значительные расстояния (в том числе в места, недостижимые иным путём). Отметим, что стоит обязательно ломать попадающиеся на пути сундуки и ящики (осуществляется это, как и убийство вампиров, с помощью «Alt»), ибо там могут скрываться полезные и даже жизненно необходимые предметы.
Механика прыжков в Vampirjagd не особенно сложная: в ходе прохождения автору данного описания встретилась лишь одна платформа, на которой нужно занимать чётко выверенное положение для осуществления успешного прыжка на соседнюю (достаточно удалённую), — в целом же, несмотря на наличие смертельно опасных пропастей, никаких реальных проблем платформенный элемент даже у не слишком подготовленного в жанре человека, скорее всего, не вызовет. Примерно то же можно сказать и о чудовищах: они движутся туда-сюда по строго заданным траекториям, а оказавшись к протагонисту лицом — начинают быстрее обычного бежать ему навстречу, раня при столкновениях, — но очень часто их сравнительно легко перепрыгнуть (при этом преследования они не продолжают, пока не достигнут конечной точки своего маршрута в данном направлении), а с некоторыми особями или группами де-факто вообще разрешается не пересекаться. Даже Игорь и тот начинает целенаправленно гнаться за нами лишь в том случае, если открыл все гробы, а мы за это время не успели «обработать» новые.
Трудность игры кроется в другом — необходимости иметь логическое мышление, хорошую память, а равно и уметь оперативно принимать решения. Некоторые уровни, особенно «поздние», довольно велики по размеру, занимая собой множество экранов, и отличаются сравнительно запутанной архитектурой, что усугубляется их несколько однотипным дизайном и фонами. Отдельные этапы, по сути, требуют предварительного вычисления чёткого алгоритма для успешного их прохождения, причём разного в зависимости от расклада: так, в одном случае понадобится сначала найти ружьё, дабы убить монстров, охраняющих критически важный ключ (так как один из гробов находится за запертой им дверью), в другом — отыскать сильно удалённый от прочих гроб и заколотить его раньше других, дабы отвлечь на него внимание Игоря, в третьем — внимательно изучить взаимосвязь телепортов между собой, в четвёртом — обязательно воспользоваться гвоздями ввиду слишком близкого расположения гробов друг к другу (ибо иначе Игорь будет слишком быстро их открывать), — ну и так далее.
Обратите также внимание, что спасительное ружьё в принципе доступно далеко не на каждом этапе, так что где-то ван Хельсинг будет абсолютно беззащитен даже перед обычными монстрами, — а где-то окажется критически важным чётко понять, например, против какого именно чудовища следует применить чесночную бомбу. И всё это, напомним, происходит в нервной обстановке с жёстко ограниченным временем, быстрым и непобедимым главным врагом, монстрами, снующими по сторонам, платформами, лестницами… Причём формально даже нельзя сохранять прогресс: после потери всех «жизней» (коих по умолчанию всего три) нас выбрасывает в главное меню с предложением начать повторное прохождение с первого уровня (независимо от наших достижений), — к счастью, с помощью кнопки «+» там же можно получить доступ к любому этапу; однако знакомиться с игрой рекомендуется строго последовательно, ибо без практического опыта, полученного на «ранних» локациях, одолеть «поздние» будет едва ли возможно.
С точки зрения графики Vampirjagd выглядит просто чудесно: истинно «немецкая» по своей тщательности прорисовка фонов (виден в буквальном смысле каждый кирпичик), крупные и детализированные спрайты персонажей, плавная анимация перемещений; каких-либо особенных визуальных эффектов, правда, нет, но это даже хорошо, ибо не отвлекает внимания. Вместо роликов нас ожидают статичные экраны сообразно ситуациям, причём даже при проигрыше ничего по-настоящему страшного не будет: в случае потери «жизни» мы увидим ту же картинку, что и на обложке (Игорь застаёт ван Хельсинга за попыткой забить вампиру кол в сердце), а если израсходуем их все — то придётся лицезреть грустного протагониста в цепях, сидящего в тюремной камере.
Впрочем, визуальная составляющая для подобной игры, даже при всей её важности в плане создания подходящей атмосферы, далеко не главная. Vampirjagd положительно увлекает своим напряжённым и захватывающим действием, необходимостью быстро думать и правильно оценивать ситуацию. Детям, повторим, данная вещь едва ли подойдёт — и по причине вовсе не «насилия», которое здесь минимизировано, а именно трудности, — но для всех хотя бы относительно взрослых игроков она наверняка станет самой настоящей отдушиной и одновременно отличным упражнением для развития памяти и скорости мышления.
Игрок выступает в роли «доктора ван Хельсинга», охотника на вампиров, чей образ, разумеется, вдохновлён одноимённым персонажем из классического романа ужасов Брэма Стокера, — вот только вместо одного графа Дракулы «разбираться» надлежит с целым племенем совершенно одинаковых (и до боли стереотипных) кровососов. Игра разделена на множество уровней, представляющих собой помещения мрачного трансильванского замка с обилием платформ. Герой способен прыгать и приседать, имеет несколько «жизней» и определённый (не слишком большой) запас здоровья в рамках каждой из них; перспектива обзора — вид сбоку.
Как ни странно, здешние вампиры совершенно не агрессивны (и не способны к сопротивлению) — они спокойно спят себе в открытых гробах; задача отважного учёного — за ограниченное время успеть найти их всех, вбить каждому кол в сердце и затем закрыть крышку (за два последних действия отвечает однократное нажатие «Alt» при нахождении рядом с целью); поскольку формально данный платформер, по-видимому, ориентирован на юную аудиторию, то демонстрируется вышеописанный процесс максимально «щадяще» (если вдруг кому-то жалко клыкастых чудовищ). Однако на самом деле Vampirjagd — вещица по своей сложности ни разу не детская: проблем и врагов у нас здесь хватает и помимо тикающего таймера.
Во-первых, ван Хельсинг по умолчанию вооружён молотком, однако на момент начала уровня никогда не имеет осиновых кольев, поэтому первоочередная задача — поиск их связки (ибо по отдельности эти предметы не встречаются). Число средств убиения в ней всегда равно количеству целевых жертв на данном уровне; кроме того, этот бонус — единственный, который восстанавливается вскоре после подбора, так что риск лишиться возможности исполнить свою миссию, оставшись безоружным, отсутствует. Чаще всего колья располагаются почти или совсем рядом с местом появления протагониста на локации, но в редких случаях их обнаружение является чуть ли не главной проблемой.
Во-вторых, на каждом уровне у нас будет как минимум один враг — Игорь, огромный зеленокожий гуманоид в лохмотьях, выглядящий как стереотипный «монстр Франкенштейна», перемещающийся (и в том числе прыгающий) почти с той же скоростью, что и ван Хельсинг, а главное — совершенно неуязвимый. При наличии «полного здоровья» и большой удачи герой может его перепрыгнуть, лишившись почти всего запаса жизненных сил, но вот столкновение с этим индивидуумом «лоб в лоб» гарантированно приведёт к проигрышу независимо ни от чего. В дополнение к своей непобедимости Игорь обладает ещё более неприятной способностью: сразу же после старта нашей праведной деятельности по искоренению нечисти он начинает лихой «забег» по уровню, открывая крышки «обработанных» нами гробов и (по-видимому, ибо в деталях это не демонстрируется) извлекая колья из сердец вампиров, после чего те снова обретают зловеще-цветущий вид, — именно поэтому бонусы в виде связок деревяшек и восстанавливаются сколько угодно раз. Соответственно, нужно добиться того, чтобы в конкретный момент времени все имеющиеся на данном этапе гробы были закрыты, — только тогда мы получим доступ к следующему.
Почти с самого начала прохождения мешать ван Хельсингу будут и другие местные обитатели: чёртики, вылезающие из сундуков и швыряющиеся костями; большие крысы; скелеты; прямоходящие волки-оборотни; летающие призраки; гигантские зелёные пауки. К счастью, наряду с противниками периодически будут встречаться и бонусы, — правда, все они, кроме связок кольев, обычно имеются на уровне в единственном числе и почти всегда предполагают исключительно разовое использование. Сразу отметим, что всевозможные монетки и драгоценные камешки нужны лишь для увеличения счёта по очкам (который, к слову сказать, возрастает также при поражении в чёрные сердца вампиров — но и уменьшается в случае «освобождения» последних Игорем), — а вот прочие вещи способны принести реальную пользу.
Так, с помощью набора гвоздей — чуть ли не единственного функционального предмета, порой обнаруживаемого на одном этапе несколько раз, — можно существенно увеличить (с буквально мгновения до где-то пяти секунд) время, нужное Игорю для открытия заколоченного ими гроба; шуруповёрт (увы, бесследно исчезающий после использования) позволяет намертво «запечатать» гроб (Игорь вообще не сможет его открыть); чесночная бомба, выбрасываемая на землю и срабатывающая при наступании на неё врага, мгновенно убивает любое чудовище (кроме, естественно, Игоря); вентилятор делает то же самое (и с тем же ограничением), но посредством не взрыва, а «сдувания».
Самый полезный бонус — это забавно выглядящее ружьё, обзаведясь которым ван Хельсинг может существенно облегчить себе прохождение уровня: на Игоря оно, естественно, не подействует, но большинство недругов погибает после одного попадания (пауки, правда, потребуют двух, а оборотни — целых трёх, хотя атака у первых мощнее, нежели у вторых; здесь же отметим, что убить крыс можно только в положении приседа, — вероятно, данная опция лишь для этого и введена). Есть, правда, две проблемы: во-первых, отыскать ружьё, как правило, не очень просто, во-вторых — для «работы» ему необходимы патроны, представляющие собой отдельные бонусы — в виде обойм обычно по десять штук.
Для задействования полезных предметов служит «Ctrl», при этом ружьё становится доступным к использованию сразу же после взятия. Восполнить здоровье — полностью либо частично в зависимости от текущего его состояния — можно с помощью склянок с зелёной жидкостью, а попадающиеся чрезвычайно редко сердечки дают дополнительную «жизнь» (в случае потери последней проходить уровень, увы, придётся с самого начала). Периодически встречаются будильники, поднятие которых несколько (не очень значительно) увеличивает время, остающееся до завершения текущего эпизода. На некоторых этапах предстоит собирать золотые, серебряные и медные ключи, необходимые для открытия запертых дверей с замками из соответствующих металлов; в основном их нахождение является обязательным условием для выполнения миссии, но иногда они призваны лишь облегчить наше перемещение по локации. Делу последнего служат также достаточно часто встречающиеся телепорты, перемещающие героя на порой значительные расстояния (в том числе в места, недостижимые иным путём). Отметим, что стоит обязательно ломать попадающиеся на пути сундуки и ящики (осуществляется это, как и убийство вампиров, с помощью «Alt»), ибо там могут скрываться полезные и даже жизненно необходимые предметы.
Механика прыжков в Vampirjagd не особенно сложная: в ходе прохождения автору данного описания встретилась лишь одна платформа, на которой нужно занимать чётко выверенное положение для осуществления успешного прыжка на соседнюю (достаточно удалённую), — в целом же, несмотря на наличие смертельно опасных пропастей, никаких реальных проблем платформенный элемент даже у не слишком подготовленного в жанре человека, скорее всего, не вызовет. Примерно то же можно сказать и о чудовищах: они движутся туда-сюда по строго заданным траекториям, а оказавшись к протагонисту лицом — начинают быстрее обычного бежать ему навстречу, раня при столкновениях, — но очень часто их сравнительно легко перепрыгнуть (при этом преследования они не продолжают, пока не достигнут конечной точки своего маршрута в данном направлении), а с некоторыми особями или группами де-факто вообще разрешается не пересекаться. Даже Игорь и тот начинает целенаправленно гнаться за нами лишь в том случае, если открыл все гробы, а мы за это время не успели «обработать» новые.
Трудность игры кроется в другом — необходимости иметь логическое мышление, хорошую память, а равно и уметь оперативно принимать решения. Некоторые уровни, особенно «поздние», довольно велики по размеру, занимая собой множество экранов, и отличаются сравнительно запутанной архитектурой, что усугубляется их несколько однотипным дизайном и фонами. Отдельные этапы, по сути, требуют предварительного вычисления чёткого алгоритма для успешного их прохождения, причём разного в зависимости от расклада: так, в одном случае понадобится сначала найти ружьё, дабы убить монстров, охраняющих критически важный ключ (так как один из гробов находится за запертой им дверью), в другом — отыскать сильно удалённый от прочих гроб и заколотить его раньше других, дабы отвлечь на него внимание Игоря, в третьем — внимательно изучить взаимосвязь телепортов между собой, в четвёртом — обязательно воспользоваться гвоздями ввиду слишком близкого расположения гробов друг к другу (ибо иначе Игорь будет слишком быстро их открывать), — ну и так далее.
Обратите также внимание, что спасительное ружьё в принципе доступно далеко не на каждом этапе, так что где-то ван Хельсинг будет абсолютно беззащитен даже перед обычными монстрами, — а где-то окажется критически важным чётко понять, например, против какого именно чудовища следует применить чесночную бомбу. И всё это, напомним, происходит в нервной обстановке с жёстко ограниченным временем, быстрым и непобедимым главным врагом, монстрами, снующими по сторонам, платформами, лестницами… Причём формально даже нельзя сохранять прогресс: после потери всех «жизней» (коих по умолчанию всего три) нас выбрасывает в главное меню с предложением начать повторное прохождение с первого уровня (независимо от наших достижений), — к счастью, с помощью кнопки «+» там же можно получить доступ к любому этапу; однако знакомиться с игрой рекомендуется строго последовательно, ибо без практического опыта, полученного на «ранних» локациях, одолеть «поздние» будет едва ли возможно.
С точки зрения графики Vampirjagd выглядит просто чудесно: истинно «немецкая» по своей тщательности прорисовка фонов (виден в буквальном смысле каждый кирпичик), крупные и детализированные спрайты персонажей, плавная анимация перемещений; каких-либо особенных визуальных эффектов, правда, нет, но это даже хорошо, ибо не отвлекает внимания. Вместо роликов нас ожидают статичные экраны сообразно ситуациям, причём даже при проигрыше ничего по-настоящему страшного не будет: в случае потери «жизни» мы увидим ту же картинку, что и на обложке (Игорь застаёт ван Хельсинга за попыткой забить вампиру кол в сердце), а если израсходуем их все — то придётся лицезреть грустного протагониста в цепях, сидящего в тюремной камере.
Впрочем, визуальная составляющая для подобной игры, даже при всей её важности в плане создания подходящей атмосферы, далеко не главная. Vampirjagd положительно увлекает своим напряжённым и захватывающим действием, необходимостью быстро думать и правильно оценивать ситуацию. Детям, повторим, данная вещь едва ли подойдёт — и по причине вовсе не «насилия», которое здесь минимизировано, а именно трудности, — но для всех хотя бы относительно взрослых игроков она наверняка станет самой настоящей отдушиной и одновременно отличным упражнением для развития памяти и скорости мышления.