Представитель многочисленного и разветвлённого британского семейства обучающих игр, известного тем, что в каждом его поколении выходило по три серии для различных возрастов юных пользователей. Самая первая «тройка» появилась на свет ещё в 1984 году, но только для чисто английских компьютеров Acorn Electron и BBC Micro, – да и распространялись эти игры исключительно по почте через объявления в журналах. Зато к изданию «Fun School 2» выросшая к тому времени Database Educational Software решила подойти более профессионально, заказав и настоящие коробки, и рекламу, и места на полках розничных магазинов. Чутьё авторов не обмануло: второе поколение серии разошлось общим тиражом более 100 тыс. экземпляров на восьми платформах; впрочем, IBM PC пока что значилась среди таковых далеко не первой по популярности. Более того: вплоть до появления на нашем сайте одного из таких выпусков в начале 2019 года их инкарнация для DOS, увидевшая свет в мае 1989-го, считалась не то что ненайденной, но и не подтверждённой достоверно в самом факте своего существования. Справедливости ради стоит отметить, что имеются для этого и кое-какие объективные причины: в отличие от позднейших «Fun School 3» и «Fun School 4», РС-версии второй части несколько уступают по своим внешним данным – ограничивающимся CGA-палитрой в одном из наименее привлекательных её вариантов – даже изданию для Amstrad CPC, не говоря уже об Atari ST или Amiga.
Тем не менее и задумана, и реализована «Fun School 2: For the Over-8s» очень даже недурно. Как можно видеть, перед нами самый «старший» представитель данного поколения обучающих игр, предназначенный для детей от восьми и до двенадцати лет (это если верить экрану заставки, – коробка и руководство придерживаются более либеральных взглядов на предмет верхней возрастной границы целевой аудитории). Если основным персонажем для малышей служит плюшевый мишка, а для младших школьников – знакомый нам по другим выпускам лягушонок, то их старшим товарищам придётся иметь дело с безымянным роботом – очень симпатичным и присутствующим практически на каждом экране. Главное меню предлагает на выбор аж восемь мини-игр: первые семь можно проходить в любом порядке, а вот последняя носит итоговый характер и требует знания паролей, получаемых за успехи в остальных учебных дисциплинах.
Как уже было замечено, из графики поддерживается лишь CGA-адаптер, щеголяющий скудными красно-зелёными оттенками на синем фоне; музыкальное сопровождение и звуковые эффекты в сольном исполнении PC Speaker вполне милы, но и ожидаемо минималистичны. О существовании такого новаторского приспособления, как манипулятор типа «мышь», программа, увы, не знает: для управления задействованы клавиши стрелок, дублируемые Z, X, ‘ и /, «пробел» и «ввод». В главном меню можно при желании нажать ещё и Ctrl-Q и Ctrl-S для соответственно выключения и включения звука, Ctrl-D для регулировки уровня сложности в пределах от 1 до 4, и Ctrl-T для регулировки времени отображения сообщений; в одном месте доступно ещё и Ctrl-W для переключения на окно текста (впрочем, все эти команды чисто опциональны и без них вполне можно обойтись). Обратите внимание, что выйти из «Fun School 2» в систему нельзя; нажатие Esc и последующее подтверждение своего выбора при помощи N позволяет лишь вернуться из мини-игры в заглавное меню.
Первое упражнение в нашем ассортименте – «Build a Bridge». На самом деле, постройку моста наш робот уже почти что завершил и дело за малым – залатать оставшуюся дыру произвольной фигурной формы, подбирая (при помощи стрелок и «пробела») доступные внизу фигурные же фрагменты – и перемещая на подходящее место (в зависимости от уровня сложности может потребоваться их ещё и вращать посредством «ввода»). К счастью, особым педантизмом наш протагонист не отличается, благо одними только стрелками особой точности кладки не обеспечишь, – так что трудности это занятие составить никак не должно. После успешного завершении такой игры, как и во всех других подобных случаях, нам сообщат слово-пароль для последнего уровня (его следует записать или запомнить) – и спросят, хотим ли мы попробовать ещё. При нажатии «Y» история повторится, но в чуть более сложном варианте, а в случае выбора «N» мы вернёмся на главный экран к общему списку развлечений.
Вторая игра называется «Passage of Guardians»: наш герой движется – естественно, при управлении им посредством стрелок – по экрану с платформами, отображаемому в перспективе вида сбоку; путь нашему герою преграждают несколько каменных исполинов от пола до потолка ростом. При приближении к каждому из них на изображении стража появляется несколько букв (на младших уровнях четыре, на старших – пять и шесть), из которых следует составить слово – и набрать его вручную, сопроводив это действие «вводом». После решения загадки шестого из хранителей подземелья мы узнаём свой второй пароль – и можем как пройти игру снова на более высоком уровне (на четвёртой сложности учителя и родители смогут уже вписывать свои собственные слова), так и перейти назад в меню.
Третьим нас встречает «Unicorn» – своего рода мини-головоломка размером в один экран и с видом строго сверху. Мы (в лице, конечно же, нашего андроида-протагониста) находимся в тёмном лесу – вместе с единорогом в одном, дальнем конце экрана, и червяком, яблоком и птицей – в другом (в котором изначально расположены и мы). Задачей является принести бедному фантастическому животному три прочих объекта, – проблема лишь в том, что робот умеет переносить один предмет за раз (подбирая его «пробелом»), некоторых из имеющихся существ или вещей нельзя оставлять рядом с другими (какие и с кем именно – об этом нужно будет догадаться самим), а весь этот лес ещё и объят постепенно разгорающимся пожаром, который рано или поздно – в зависимости от уровня сложности – настигнет и нас вместе со всеми прочими его обитателями и достопримечательностями! В принципе, ничего сложного в этом варианте загадки о волке, козе и капусте нет, но побегать туда и сюда, конечно же, придётся.
А вот четвёртая здешняя забава, «Logic Doors», оказывается гораздо менее простой и на удивление более оригинальной. Робот бродит по лабиринту – теперь уже в перспективе вида «из-за спины»: практически классика Dungeon Crawler. В помещении всего десять комнат, но в каждой из таковых имеется от одной до четырёх дверей, ведущих исключительно в одну сторону и обозначенных цветовым кодом из сочетания красного, жёлтого и синего (всего таких вариантов пять; дверь, нарисованная сплошным красным цветом, означает, что пройти в неё из данной локации нельзя). Поначалу мы просто ходим куда глаза глядят, пытаясь отыскать выход: предполагается, что игрок попутно составляет вручную карту здешних мест. Ибо на деле такая прогулка оборачивается всего лишь практикой: стоит только выбраться, как нам тут же предложат повторить всё то же самое – теперь уже всерьёз и за награду (в лице, естественно, следующего слова-пароля). На втором уровне сложности двери лабиринта оказываются запертыми; ключи – такие же трёхцветные, т. е. подходящие к одному типу дверей каждый, и для удобства пронумерованные – валяются здесь же на полу, но, естественно, далеко не везде в полном ассортименте, – а переносить робот их может лишь по два за раз. Нажатие «пробела» выкладывает на пол всё содержимое нашего инвентаря (отображаемого слева вверху экрана), а клавиши с цифрами позволяют подобрать любые два из представленных там ключей. Разумеется, теперь запросто можно и заблудиться – попасть в тупик, не захватив с собой средства для отпирания соответствующей двери: в таком случае всё предстоит начинать сначала! В общем, на этот раз придётся и в самом деле пораскинуть мозгами, а составленную было карту потребуется срочно дополнять информацией о находящихся в той или иной комнате ключах.
В пятой игре, «Souvenirs», мы путешествуем уже по Западной Европе: стартовав в родной Британии и захватив на дорогу аж 30 фунтов стерлингов (или даже меньше), робот должен посетить по очереди семь зарубежных стран, приобретая в каждой из них по сувениру. Для начала вояжа следует нажать одну из букв на карте (например, B – Бельгия, F – Франция и т. д.), но только из числа соседних (т. е. переправиться из Англии сразу в Германию или Австрию никак не получится). По прибытии мы будем видеть флаг новой страны – и список из трёх доступных там для приобретения ценных вещей локального производства (в числе которых будут гондола в Италии, колокольчик для коровы в Австрии, миниатюрная Эйфелева башня во Франции и т. п.); хитрость заключается в том, что до введения евро ещё далеко и все цены будут отображаться в местной валюте, тогда как наш денежный запас – в фунтах (к счастью, курс обмена на экране нам также приведут: например, 1 фунт = 4 гульдена или 2000 лир). Соответственно, потребуется выбирать подарки домой, сообразуясь не с их названиями, а с их ценами; при этом важно не только не растрачивать зря имеющиеся у нас средства, но и, наоборот, не слишком уж скупиться: если по прибытии из европейского турне домой у нас останется слишком много денег, это тоже будет равносильно проигрышу! Игра характеризуется ещё и наличием четырёх уровней сложности: первые три различаются лишь суммой наших карманных денег и точностью обменного курса, тогда как на четвёртом ориентироваться в Европе придётся исключительно по флагам, без букв для идентификации стран.
Шестое развлечение называется «Code Boxes»; на первый взгляд оно может показаться несколько странным: по кодовому замку на ящике требуется определить, сколько предметов находится внутри. На самом деле предполагается, что пользователь методом проб и ошибок догадается насчёт лежащего в основе этой идеи принципа: после двух неправильных ответов ящик откроется, – и, сопоставив число содержащихся в нём шариков с символами на том самом замке, можно будет увидеть, что перед нами упражнение на знакомство с бинарной системой исчисления и переводом её в десятичную. После этого такая задача оказывается совсем не сложной.
Седьмая игра, «Mystery Machine», предлагает позаниматься дешифровкой закодированных сообщений: робот находится наверху некоего хитроумного устройства с двумя рычажками, кнопкой, тумблером и ключом зажигания, а ниже в несколько строк приведена написанная на неизвестном науке языке инструкция по запуску данного агрегата. Требуется перевести это сообщение на английский язык, подводя фигурку протагониста к каждой из непонятных букв, нажимая пробел, – а затем ту литеру английского алфавита, которая, по нашему мнению, смотрелась бы на этом месте намного гармоничнее. На первом уровне сложности всё более-менее логично: по чередованию двух и более символов можно догадаться, где именно сказано, например, «press», а где – «lever». На втором и третьем инструкция более загадочна, ибо никаких управляющих элементов у машины уже не наблюдается: сплошной чёрный (а точнее, оранжевый) ящик! Наконец, на самой высокой сложности сообщение и вовсе можно написать самостоятельно (при помощи упоминавшегося в начале сочетания клавиш Ctrl-W).
Наконец, самые сообразительные и терпеливые игроки, одолевшие все семь основных испытаний и заполучившие в свою копилку соответствующее число паролей, могут попробовать свои силы в заключительной дисциплине – «Escape». По внешнему виду она напоминает лабиринт из памятной «Logic Doors», только в несколько иной, ещё более сложной конфигурации: комнат шестнадцать, односторонних дверей огромное множество, только вместо простых ключей некоторые из них требуют ввода – на картинках с кое-какими подсказками в виде рисунков – тех самых ключевых слов, причём каждое из таковых может быть использовано лишь один-единственный раз! В общем, перед нами достойное по своей сложности завершение «Fun School 2: For the Over-8s», способное занять составлением карты и подбором паролей даже тех, кто успешно преодолел все прочие препятствия. Правда, на самый крайний случай в комплекте с игрой поставляется ещё и листок с подсказками к наиболее сложным заданиям: учителям и родителям предписывалось изъять его из руководства – и предъявлять детям лишь по мере острой необходимости.
В завершение стоит сказать, что данный выпуск обучающей программы от Database Educational Software оказывается вполне примечательным, даже несмотря на все недостатки внешнего вида в исполнении для IBM PC. Многие местные загадки способны озадачить и порадовать далеко не только целевую аудиторию 8–12 лет, да и огромная историческая и коллекционная ценность впервые представленной на этой страничке вещи вполне способствует её рекомендации для всех любителей образовательного жанра.
Тем не менее и задумана, и реализована «Fun School 2: For the Over-8s» очень даже недурно. Как можно видеть, перед нами самый «старший» представитель данного поколения обучающих игр, предназначенный для детей от восьми и до двенадцати лет (это если верить экрану заставки, – коробка и руководство придерживаются более либеральных взглядов на предмет верхней возрастной границы целевой аудитории). Если основным персонажем для малышей служит плюшевый мишка, а для младших школьников – знакомый нам по другим выпускам лягушонок, то их старшим товарищам придётся иметь дело с безымянным роботом – очень симпатичным и присутствующим практически на каждом экране. Главное меню предлагает на выбор аж восемь мини-игр: первые семь можно проходить в любом порядке, а вот последняя носит итоговый характер и требует знания паролей, получаемых за успехи в остальных учебных дисциплинах.
Как уже было замечено, из графики поддерживается лишь CGA-адаптер, щеголяющий скудными красно-зелёными оттенками на синем фоне; музыкальное сопровождение и звуковые эффекты в сольном исполнении PC Speaker вполне милы, но и ожидаемо минималистичны. О существовании такого новаторского приспособления, как манипулятор типа «мышь», программа, увы, не знает: для управления задействованы клавиши стрелок, дублируемые Z, X, ‘ и /, «пробел» и «ввод». В главном меню можно при желании нажать ещё и Ctrl-Q и Ctrl-S для соответственно выключения и включения звука, Ctrl-D для регулировки уровня сложности в пределах от 1 до 4, и Ctrl-T для регулировки времени отображения сообщений; в одном месте доступно ещё и Ctrl-W для переключения на окно текста (впрочем, все эти команды чисто опциональны и без них вполне можно обойтись). Обратите внимание, что выйти из «Fun School 2» в систему нельзя; нажатие Esc и последующее подтверждение своего выбора при помощи N позволяет лишь вернуться из мини-игры в заглавное меню.
Первое упражнение в нашем ассортименте – «Build a Bridge». На самом деле, постройку моста наш робот уже почти что завершил и дело за малым – залатать оставшуюся дыру произвольной фигурной формы, подбирая (при помощи стрелок и «пробела») доступные внизу фигурные же фрагменты – и перемещая на подходящее место (в зависимости от уровня сложности может потребоваться их ещё и вращать посредством «ввода»). К счастью, особым педантизмом наш протагонист не отличается, благо одними только стрелками особой точности кладки не обеспечишь, – так что трудности это занятие составить никак не должно. После успешного завершении такой игры, как и во всех других подобных случаях, нам сообщат слово-пароль для последнего уровня (его следует записать или запомнить) – и спросят, хотим ли мы попробовать ещё. При нажатии «Y» история повторится, но в чуть более сложном варианте, а в случае выбора «N» мы вернёмся на главный экран к общему списку развлечений.
Вторая игра называется «Passage of Guardians»: наш герой движется – естественно, при управлении им посредством стрелок – по экрану с платформами, отображаемому в перспективе вида сбоку; путь нашему герою преграждают несколько каменных исполинов от пола до потолка ростом. При приближении к каждому из них на изображении стража появляется несколько букв (на младших уровнях четыре, на старших – пять и шесть), из которых следует составить слово – и набрать его вручную, сопроводив это действие «вводом». После решения загадки шестого из хранителей подземелья мы узнаём свой второй пароль – и можем как пройти игру снова на более высоком уровне (на четвёртой сложности учителя и родители смогут уже вписывать свои собственные слова), так и перейти назад в меню.
Третьим нас встречает «Unicorn» – своего рода мини-головоломка размером в один экран и с видом строго сверху. Мы (в лице, конечно же, нашего андроида-протагониста) находимся в тёмном лесу – вместе с единорогом в одном, дальнем конце экрана, и червяком, яблоком и птицей – в другом (в котором изначально расположены и мы). Задачей является принести бедному фантастическому животному три прочих объекта, – проблема лишь в том, что робот умеет переносить один предмет за раз (подбирая его «пробелом»), некоторых из имеющихся существ или вещей нельзя оставлять рядом с другими (какие и с кем именно – об этом нужно будет догадаться самим), а весь этот лес ещё и объят постепенно разгорающимся пожаром, который рано или поздно – в зависимости от уровня сложности – настигнет и нас вместе со всеми прочими его обитателями и достопримечательностями! В принципе, ничего сложного в этом варианте загадки о волке, козе и капусте нет, но побегать туда и сюда, конечно же, придётся.
А вот четвёртая здешняя забава, «Logic Doors», оказывается гораздо менее простой и на удивление более оригинальной. Робот бродит по лабиринту – теперь уже в перспективе вида «из-за спины»: практически классика Dungeon Crawler. В помещении всего десять комнат, но в каждой из таковых имеется от одной до четырёх дверей, ведущих исключительно в одну сторону и обозначенных цветовым кодом из сочетания красного, жёлтого и синего (всего таких вариантов пять; дверь, нарисованная сплошным красным цветом, означает, что пройти в неё из данной локации нельзя). Поначалу мы просто ходим куда глаза глядят, пытаясь отыскать выход: предполагается, что игрок попутно составляет вручную карту здешних мест. Ибо на деле такая прогулка оборачивается всего лишь практикой: стоит только выбраться, как нам тут же предложат повторить всё то же самое – теперь уже всерьёз и за награду (в лице, естественно, следующего слова-пароля). На втором уровне сложности двери лабиринта оказываются запертыми; ключи – такие же трёхцветные, т. е. подходящие к одному типу дверей каждый, и для удобства пронумерованные – валяются здесь же на полу, но, естественно, далеко не везде в полном ассортименте, – а переносить робот их может лишь по два за раз. Нажатие «пробела» выкладывает на пол всё содержимое нашего инвентаря (отображаемого слева вверху экрана), а клавиши с цифрами позволяют подобрать любые два из представленных там ключей. Разумеется, теперь запросто можно и заблудиться – попасть в тупик, не захватив с собой средства для отпирания соответствующей двери: в таком случае всё предстоит начинать сначала! В общем, на этот раз придётся и в самом деле пораскинуть мозгами, а составленную было карту потребуется срочно дополнять информацией о находящихся в той или иной комнате ключах.
В пятой игре, «Souvenirs», мы путешествуем уже по Западной Европе: стартовав в родной Британии и захватив на дорогу аж 30 фунтов стерлингов (или даже меньше), робот должен посетить по очереди семь зарубежных стран, приобретая в каждой из них по сувениру. Для начала вояжа следует нажать одну из букв на карте (например, B – Бельгия, F – Франция и т. д.), но только из числа соседних (т. е. переправиться из Англии сразу в Германию или Австрию никак не получится). По прибытии мы будем видеть флаг новой страны – и список из трёх доступных там для приобретения ценных вещей локального производства (в числе которых будут гондола в Италии, колокольчик для коровы в Австрии, миниатюрная Эйфелева башня во Франции и т. п.); хитрость заключается в том, что до введения евро ещё далеко и все цены будут отображаться в местной валюте, тогда как наш денежный запас – в фунтах (к счастью, курс обмена на экране нам также приведут: например, 1 фунт = 4 гульдена или 2000 лир). Соответственно, потребуется выбирать подарки домой, сообразуясь не с их названиями, а с их ценами; при этом важно не только не растрачивать зря имеющиеся у нас средства, но и, наоборот, не слишком уж скупиться: если по прибытии из европейского турне домой у нас останется слишком много денег, это тоже будет равносильно проигрышу! Игра характеризуется ещё и наличием четырёх уровней сложности: первые три различаются лишь суммой наших карманных денег и точностью обменного курса, тогда как на четвёртом ориентироваться в Европе придётся исключительно по флагам, без букв для идентификации стран.
Шестое развлечение называется «Code Boxes»; на первый взгляд оно может показаться несколько странным: по кодовому замку на ящике требуется определить, сколько предметов находится внутри. На самом деле предполагается, что пользователь методом проб и ошибок догадается насчёт лежащего в основе этой идеи принципа: после двух неправильных ответов ящик откроется, – и, сопоставив число содержащихся в нём шариков с символами на том самом замке, можно будет увидеть, что перед нами упражнение на знакомство с бинарной системой исчисления и переводом её в десятичную. После этого такая задача оказывается совсем не сложной.
Седьмая игра, «Mystery Machine», предлагает позаниматься дешифровкой закодированных сообщений: робот находится наверху некоего хитроумного устройства с двумя рычажками, кнопкой, тумблером и ключом зажигания, а ниже в несколько строк приведена написанная на неизвестном науке языке инструкция по запуску данного агрегата. Требуется перевести это сообщение на английский язык, подводя фигурку протагониста к каждой из непонятных букв, нажимая пробел, – а затем ту литеру английского алфавита, которая, по нашему мнению, смотрелась бы на этом месте намного гармоничнее. На первом уровне сложности всё более-менее логично: по чередованию двух и более символов можно догадаться, где именно сказано, например, «press», а где – «lever». На втором и третьем инструкция более загадочна, ибо никаких управляющих элементов у машины уже не наблюдается: сплошной чёрный (а точнее, оранжевый) ящик! Наконец, на самой высокой сложности сообщение и вовсе можно написать самостоятельно (при помощи упоминавшегося в начале сочетания клавиш Ctrl-W).
Наконец, самые сообразительные и терпеливые игроки, одолевшие все семь основных испытаний и заполучившие в свою копилку соответствующее число паролей, могут попробовать свои силы в заключительной дисциплине – «Escape». По внешнему виду она напоминает лабиринт из памятной «Logic Doors», только в несколько иной, ещё более сложной конфигурации: комнат шестнадцать, односторонних дверей огромное множество, только вместо простых ключей некоторые из них требуют ввода – на картинках с кое-какими подсказками в виде рисунков – тех самых ключевых слов, причём каждое из таковых может быть использовано лишь один-единственный раз! В общем, перед нами достойное по своей сложности завершение «Fun School 2: For the Over-8s», способное занять составлением карты и подбором паролей даже тех, кто успешно преодолел все прочие препятствия. Правда, на самый крайний случай в комплекте с игрой поставляется ещё и листок с подсказками к наиболее сложным заданиям: учителям и родителям предписывалось изъять его из руководства – и предъявлять детям лишь по мере острой необходимости.
В завершение стоит сказать, что данный выпуск обучающей программы от Database Educational Software оказывается вполне примечательным, даже несмотря на все недостатки внешнего вида в исполнении для IBM PC. Многие местные загадки способны озадачить и порадовать далеко не только целевую аудиторию 8–12 лет, да и огромная историческая и коллекционная ценность впервые представленной на этой страничке вещи вполне способствует её рекомендации для всех любителей образовательного жанра.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Язык:
English