Time Machine

La Machine à voyager dans le temps
The New Adventures of the Time Machine
Машина времени
Time Machine
Жанр: Adventure
Разработчик: Cryo Interactive Entertainment
Издатель: Cryo Interactive Entertainment
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 3
  • 2
  • 28
В 2000 году от Р. Х. знаменитая Cryo Interactive пребывала в самом расцвете своих производительных сил и выпустила в свет аж пять добротных приключенческих игр. Из них «Time Machine», вышедшая в серии «Легенды», была единственной, разработанной французской компанией полностью самостоятельно, – а вместе с тем и первой пробой её пера в 3D и даже с неожиданными элементами Action и RPG. И результат таких экспериментов получился очень даже интересным!

Как нетрудно догадаться по названию, в качестве идейной основы для здешней сюжетной линии выступило классическое произведение в жанре научной фантастики, однако от Уэллса остались лишь имя главного героя да сама идея о перемещении в отдалённое будущее. Всё остальное – плод труда сценаристов Cryo, как будто пожелавших воскресить славную эпоху 1980-х и времена Ere Informatique, когда творения французских игроделов по безудержному полёту фантазии их авторов способны были дать фору даже многим позднейшим работам испанцев или южнокорейцев. История, как то можно уяснить из вступительного ролика, начинается 1 января 1893 года в Лондоне, где некий Джордж Уэллс (здесь он изобретатель, а отнюдь не литератор, причём в русском переводе его фамилия транскрибируется как «Уэйлс») конструирует машину времени и отправляется на 800 тыс. лет вперёд. В результате такого дальнего путешествия транспортное средство ломается и исчезает, а главный герой оказывается заброшенным в странный мир песка, со своей собственной мифологией, флорой и фауной: к руководству пользователя даже приложен небольшой словарик здешних ключевых терминов.

Если коротко, то в центре Вселенной далёкого будущего находится Город Песочных Часов, окружённый пустынями, где постоянно светит жаркое солнце (ночей здесь не бывает вообще); выходить за городские стены крайне опасно, несмотря на то что все здешние жители формально бессмертны. В случае потери песка, из которого, по местным представлениям, состоят все тела, происходит всего лишь дегармонизация – разрушение связи души с внешним миром, но через некоторое время «погибшие» возрождаются, лишившись памяти. Точно такая же амнезия случается регулярно и в результате воздействия так называемых «временных волн», присылаемых богом времени Хроносом (он же – творец данного мира и единственный представитель местного пантеона, которому поклоняются все жители во главе со жрецами) и истекающих от гигантских песочных часов на главной площади города, как раз и получившего от них своё имя. Попав под такую волну, все люди случайным образом изменяют свой возраст, превращаясь то в подростков, то во взрослых, то в стариков: именуются эти типажи соответственно эффахидами, адхамидами и виссахидами. Дело в том, что у подавляющего большинства обитателей здешнего мира нет никаких имён, – да они бы их и не запомнили при таких постоянных метаморфозах; те же, кто память не теряет, являются «избранными Хроноса»: обладая особой сверхъестественной силой под названием джад-гаррел (проще говоря – аналог «маны»), они способны тонко ощущать и даже изменять ход времени, изучая и практикуя соответствующую магию – хрономантию. А где-то в пустыне находится целый монастырь, населённый могучими адептами этой школы, – они называются шекандарами и знают много такого о Хроносе и о мире песка, что неведомо всем остальным...

Внешний вид игры производит скорее благоприятное впечатление, несмотря на трёхмерную графику: движок под названием CryoGen, созданный в качестве смены ветерану пререндеренных панорам от первого лица Omni3D (который в 2000 году пусть ещё и оставался в строю, но позиции свои потихоньку сдавал), поддерживает в этой игре не только опциональное 3D-ускорение, но и разрешения вплоть до 1600×1200, при котором и сегодня красочные пейзажи и интерьеры от художников Cryo выглядят просто превосходно. Кстати сказать, это особенно очевидно при сравнении «Time Machine» с «Odyssée» и «Les Chevaliers d'Arthur», создававшимися и вышедшими практически одновременно, но не способными выдавать картинку выше 1024×768 или даже 800×600. С персонажами и прочими объектами дело обстоит значительно хуже: их грубые и угловатые очертания, увы, несколько диссонируют с отлично нарисованными фонами. В течение многих лет ситуация усугублялась невидимостью части графики на новых видеокартах от nVidia, а затем и ATI/AMD, а ещё более – общей сыроватостью и капризным характером CryoGen, нормально функционировавшего лишь на микропроцессорах марки Pentium II и некоторых представителях семейства Athlon: машины с просто Pentium MMX на борту были для него слабоваты и не позволяли пройти некоторые сценки, требующие сравнительно быстрой реакции, а уже некоторые модели Pentium III и тем паче более новые CPU движком вообще распознавались неправильно и приводили к гарантированному вылету при запуске. К счастью, благодаря усилиям мастеров-энтузиастов, таких как сотрудник технической поддержки Nival / 1C Ярослав Чеботарёв (Slavic) и венгерский умелец Dege, на сегодняшний день все эти технические проблемы практически полностью устранены.

Интерфейс во многом повторяет способ управления, уже известный нам по «Odyssée»: отображаемая на экране в различных ракурсах камеры «от третьего лица» фигурка персонажа перемещается при помощи стрелок клавиатуры; «Shift» позволяет перейти на бег, что бывает очень даже кстати как в обычном режиме – с учётом масштабов здешних пространств, – так и тем более в action-вставках. «Esc» выводит в главное меню, а «F5» и «F6» предоставляют быстрый доступ к соответственно сохранению и загрузке игры; «пробел» помогает начать беседу с находящимся поблизости персонажем или подобрать полезный предмет. Инвентарь вызывается нажатием «I» и имеет форму раковины-наутилуса, которая и оказывается самым первым обитателем нашего вещмешка – и даже особым элементом интерфейса, постоянно отображающимся в левом нижнем углу экрана. Сплошная шкала в центре символизирует запас песка протагониста (то бишь его здоровье) и по мере убывания меняет цвет с зелёного сначала на жёлтый, а затем и на красный: несмотря на упоминавшееся формальное бессмертие всех здешних жителей (они лишь исчезают до следующей темпоральной волны), для самого Уэллса даже временная гибель оборачивается экраном «Game Over», ибо сопряжена с критичной для всего нашего дела потерей памяти! Внешняя же кромка раковины-индикатора разделена на ячейки, как пустые, так и заполненные белым цветом: это запас нашей «маны» – джад-гаррела, используемого для чтения заклинаний (а также и для сохранения игры!). Максимальное количество таких клеток зависит от текущего возраста Уэллса: у эффахида их по умолчанию одиннадцать, у адхамида – тринадцать, а у виссахида – пятнадцать.

Кстати сказать, трёхмерность упомянутого выше инвентаря выглядит несколько необычно для жанра и требует особого подхода. Так, перебор имеющихся у нас вещей – которых может накопиться очень даже много, тогда как посадочных мест отображается всего шесть, – совершается посредством расположенных по центру стрелок; они же, дублируемые клавишами «вверх» и «вниз», а равно и наведение курсора мыши позволяют «выбрать» один из предметов, после чего в правом нижнем углу появится его описание. Помимо этого, щелчок левой кнопкой «пометит» что-то из наших пожитков для дальнейшего использования (иными словами, вложит его в руку Уэллса после закрытия инвентаря при помощи «Esc»), – также разрешается назначить для такой активации «быструю клавишу» от «1» до «9», нажав её при выбранной предварительно вещи. Подобная операция позволит ускоренно использовать содержимое инвентаря, не открывая его окна, – для быстрого же перемещения взятого в руку обратно в вещмешок предназначена клавиша «0». Стоит также упомянуть сочетания «Alt» и «пробела» со стрелками: первый набор позволяет уклоняться, приседать и отпрыгивать (например, от вражеских атак), а второй – что-либо толкать, тянуть или поворачивать; весь ассортимент доступных команд отображается по нажатию «F1».

В «боях» – в кавычках, ибо их количество никак не дотягивает даже до гибридного жанра «Action-Adventure», хотя и способно (чего уж греха таить) доставить некоторое неудобство поклонникам обычно мирного и неторопливого квестового игрового процесса, – участие принимают двояким образом. Первый из них заключается в применении предварительно взятого в руки оружия – такого как «Наручный гейджер» или «Хронофор» – нажатием клавиши «Ctrl» при одновременном наведении на цель. Второй и куда более интересный основан на использовании хрономантии: для перехода в «магический режим» предназначена клавиша «ввод», после чего «Ctrl» будет отвечать уже за активацию текущего заклинания. Последнее, подобно объектам инвентаря, выбирается для использования на особом экране, вызываемом посредством клавиши «C»; первое время наши познания в магии равны нулю, но уже совсем скоро здесь появятся первые волшебные трюки: «Дегармонизатор» (несильная атака), «Мазь песочных часов» (самолечение) и «Искривление» (временная невидимость). Поближе к концу наш арсенал может насчитывать аж восемнадцать таких полезных умений; обучают им особые, ни на что иное не похожие существа – лемуры (ничего общего с одноимёнными земными приматами не имеющие); в дикой природе они обитают в просторных кварцевых пещерах, но многие из них пойманы, приручены (или порабощены) шекандарами и помещены в особые металлические сферы, внутри воспроизводящие внешний вид тех самых пещер.

Новые заклинания скрываются здесь в светящихся призмах, причём на время посещения подобных заведений у нас появляется дополнительный, второй, используемый исключительно для тренировки «наутилус» здоровья и джад-гаррела, чьи потери на реальном нашем статусе не сказываются (вот только не все лемуры настроены одинаково дружелюбно, – некоторые готовы весьма рьяно защищать свои секреты!). В любом случае заклинания способны очень даже помочь во многих случаях жизни, – если, конечно, у протагониста найдётся достаточное количество джад-гаррела для их активации. Восполняется же запас маны и здоровья как автоматически, с каждой новой «временной волной» (разумеется, их приход строго регламентирован сценарием), так и нахождением и использованием различных полезных, но довольно-таки нечасто встречающихся и ценных предметов: так, кристаллы чёрной соли помогают восстановить немного джад-гаррела; песочные травы или песочный глобус пополняют запас песка; ну а редчайшие пепельные часы можно как использовать для увеличения количества сразу и здоровья, и магической силы, так и обменять у лемуров на самые мощные и секретные заклинания.

Несмотря на богатый арсенал по части магии, в том числе и атакующей, квестовые задачки в «Time Machine» всё же превалируют над боевыми хотя бы в плане количества. Оказавшись в самом начале в совершенно незнакомом мире, мы исследуем его укромные уголки; беседуем со встречными лицами (правда, разговоры проходят автоматически, без выбора реплик: основное взаимодействие осуществляется скорее использованием на персонаже какого-нибудь предмета); знакомимся с лемурами и обзаводимся своими первыми заклинаниями; отправляемся искать обитель шекандаров, предварительно заполучив различные необходимые для этого предметы (включая одного из трёхногих ездовых животных для перемещения по пустыне, которые так и называются – триподонами); блуждаем по хитроумному звуковому лабиринту в поисках входа в монастырь... В дальнейшем Уэллсу предстоит участвовать в деятельности местных повстанцев, совершать побег из тюрьмы и нечто вроде государственного переворота, коллекционировать мелких животных, знакомиться с прекрасными и смертельно опасными русалками на берегу навеки застывшего Моря Вечности, а в самом конце ещё и раскрывать истинную сущность всего происходящего. Ну и попутно – бегать, лазить, передвигать ящики и открывать-закрывать клапаны, очаровывать лемуров и вступать в перестрелки со стражниками или в магические дуэли с шекандарами. Локаций, впрочем, не так уж и много, так что посещать каждую из них нам предстоит по нескольку раз.

Не исключено, что, как уже замечалось выше, присутствие некоторых действий на скорость и тем более ролевых и боевых элементов, а также многочисленные случаи преждевременного окончания игры могут отпугнуть от «Time Machine» поклонников классических адвенчур (особенно в стиле point-and-click), – тогда как внимание любителей боевиков и серьёзных RPG наличие элементов данных жанров вряд ли привлечёт. И всё же перед нами – настоящая, продолжительная и увлекательная приключенческая игра, с уникальным миром, в меру запутанным сюжетом, несколькими десятками персонажей и внушительным ассортиментом магических заклинаний, далеко не всегда боевых, – ну и, как говорится, даже не совсем урод. Проходить мимо такого сочетания качеств – никак нельзя!

Стоит также отметить, что практически одновременно с общемировой премьерой «Машина времени» появилась и на русском языке – в как всегда качественном переводе от Nival Interactive, да ещё и с озвучкой, выполненной силами первостатейных артистов: голос «взрослого» Уэллса принадлежит одному из популярнейших киноактёров того времени Дмитрию Харатьяну, да и две других ипостаси главного героя воплотили в себе не менее талантливые Татьяна Аксюта и Алексей Кузнецов. В итоге по выразительности звукового ряда отечественное издание игры способно дать фору не только английской локализации, традиционно для Cryo выполненной без особой изюминки, но даже и франкоязычному оригиналу, – а значит, проходить настоятельно рекомендуется именно данную версию (если, конечно, вы в достаточной мере понимаете русский язык).
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Восхитительное приключение. Вот только досадует факт наличия мест "затыков", заключающихся в несрабатывающих скриптах (иногда срабатывающих неверно), что в итоге приводит к софтлоку и, как следствие, к необходимости начинать игру заново. И это самый большой косяк создателей. Так что пытаться одолеть сабж в исходной релизной версии 1.0 (непропатченной) можно даже не пробовать: гарантированный софтлок в виде поломанного скрипта стражника-злыдня по имени Фарказис обеспечен - проверено лично. Поэтому в случае англ.версии - обязательно накатывать официальную заплатку, ибо она как минимум чинит несколько таких мест (до боли напоминающих Дьявол Шоу от всё тех же французов) "преткновения" и таким образом частично решает проблемы с невозможностью прохождения.
Ещё 1 момент касательно установки: у меня на 7х64 игра смогла нормально установиться лишь после активации режима совместимости с Win2000 на setup.exe, во всех остальных случаях сабж напрочь отказывался ставиться. А вот с запуском - напротив никаких проблем: ткнул ярлык на рабстоле и завелась.

З.Ы. напоследок вот что: из личного опыта и многих тестов выяснил тот факт, что в случае всё-таки произошедшего софтлок, новую игру ни в коем разе не стартовать без перезапуска игры, только после, иначе скрипты отчасти работают из последнего сохранения. Так например некий персонаж, с которым герой сперва мирно говорит, а потом вследствие определенных событий вынужден с ним сражаться, вот этот персонаж будет сразу же атаковать героя вопреки тому, что видит его впервые. Так что строго "холодный" перезапуск.
Ах да, пока не забыл: в игре отличнейшая озвучка и атмосферная музыка, вот кабы ещё при сохранении не тратился "джад гарруль"