War and Peace

War and Peace: 1796 - 1815
War and Peace
Жанр: Strategy
Разработчик: Microïds
Издатель: Microïds
Год выхода: 2002
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 4
«Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно терпение и время». (Михаил Илларионович Кутузов в романе «Война и мир»).

Именно Терпение и Время понадобятся тому, кто захочет в полной мере оценить достоинства игры, отнюдь не случайно названной так же, как и знаменитая эпопея «зеркала русской революции» и «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого.

War and Peace, по сути, представляет собой не что иное, как гигантский варгейм в реальном времени. Так выглядела бы какая-нибудь Total War, в которой отсутствовала бы стратегическая карта. На игровом поле, представляющем собой единое огромное пространство, отображено около 80% земной поверхности, где щедро рассыпаны ни много ни мало 183 города, реально существовавших в изображаемый исторический период (т.е. с 1796 по 1815 годы), за которые будут ожесточённо сражаться около 40 стран. Впрочем, под началом игрока могут оказаться лишь шесть из них, - шесть великих держав того времени: естественно, Франция (ведь это бурное двадцатилетие – время стремительного восхода и столь же стремительного заката звезды одного известного в узких кругах артиллерийского генерала-корсиканца), её заклятый враг Англия, Россия, Австрия, Пруссия и Оттоманская Порта, в просторечии именуемая Турцией. Остальные страны (похожая концепция лежит в основе замечательной серии Imperialism) именуются minor nations («малые нации») и в процессе занимают пассивно-оборонительную позицию, никогда не нападая первыми на территории великих держав, но яростно защищая свою собственную, так как в игре есть понятие границ, выглядящих как светящиеся разноцветные линии на местности. Если территория одной из пяти других великих держав граничит с вашей и эта держава в отношениях с вами сохраняет нейтралитет, то общие границы будут красного цвета и непроницаемы с обеих сторон. Если ваши державы заключили союз, рубежи становятся зелёными и позволяют юнитам союзничающих стран беспрепятственно передвигаться по территории друг друга. Если же соседние государства находятся в состоянии войны, границы становятся оранжевыми и проницаемыми для враждующих сторон. При этом «малые нации», как уже было сказано, никогда сами не нападают на «великие», а лишь служат законной добычей для шести суперхищников эпохи; границы с такими государствами всегда оранжевые.

Как становится ясно из вышесказанного, в игре существует дипломатия, опять же доступная лишь шестёрке избранных. В отличие от всякой сдобной мелочи, с которой никто не церемонится, на территорию великой державы вы уже не сможете позариться просто так, молча введя ограниченный контингент вашей бравой инфантерии: необходимо будет соблюсти все формальности и уведомить о своих намерениях через соответствующее меню. У великих держав есть шкала отношения друг к другу, именуемого «Агрессивностью», которое зависит от их взаимных действий, в основном от нападения на соседние «малые нации». Отношения можно улучшать путём предложения нехитрых подарков из небогатого ассортимента: города, деньги, люди, очки науки.

Поговорим о том, откуда эти подарки берутся. Города, коих, как мы помним, на карте целых 183 штуки, – основа всего. Они бывают трёх размеров – малые, средние и большие, что означает количество пустых мест под строительство улучшений: два, три или пять соответственно. Улучшения включают в себя фермы (производят «людей» - ресурс, необходимый для строительства и производства чего угодно), фабрики (производят «золото», второй необходимый для всего прочего ресурс), университеты (производят третий универсальный ресурс - очки науки), казармы (производят сухопутных юнитов), госпитали (лечат раненых юнитов), верфи (если город стоит на берегу моря, он может строить корабли) и некоторые специальные здания вроде гауптвахты, маяка или торговой фактории, а также фортификации двух уровней (добавляют два или четыре бастиона по углам городских стен). Увеличить размер города нельзя, ибо он задан изначально, но можно разрушать построенные здания и строить на их месте новые, что бывает полезно, когда линия фронта отодвигается и те же казармы перестают быть актуальны, а нужнее становятся университеты или фермы. При этом существует опция «Выжженная земля»: разрушение постройки и блокировка пустого слота. Теперь, если враг захватит город, ему придётся сначала заплатить кругленькую сумму деньгами и «людьми», чтобы «выжженный» слот снова стал пригоден для строительства. Выглядят все города в игре, к сожалению, практически одинаково, за исключением столиц шести великих держав, щеголяющих кто Тауэром, кто Кремлём, а кто Айя-Софией.

Зато юниты Большой Шестёрки отлично озвучены: каждый гренадер, гусар или генерал отзывается на ваши команды на хорошем французском, русском, английском, немецком или даже турецком языке. А что у нас там с юнитами, кстати? Четыре вида пехоты, три вида кавалерии, три вида пушек, три вида кораблей. Тип производимых в казармах юнитов зависит от размера города, то есть маленький сможет снарядить только базового фузилёра, лёгкого гусара или лёгкую пушку, тогда как населённый пункт третьего уровня способен выставить целую разномастную армию. Получаемые в университетах очки науки служат для изучения апгрейдов для юнитов, в принципе сводящихся к усилению атаки или увеличению запаса хитпойнтов (помимо юнитов, за очки науки можно улучшать здания в городах). Кроме того, каждый из трёх базовых типов наземных юнитов имеет помимо основной ещё и специальную атаку: пехота прекращает палить из ружей и бросается в штыковую, конница строится клином и несётся галопом вперёд, артиллерия открывает заградительный огонь, поливая ядрами не вражеских юнитов, а точку на местности (очень, кстати, полезное умение; не припомню, чтобы я встречал что-то подобное в других стратегиях). У кораблей специальной атаки (например, абордажа), увы, нет.

Есть и боевые построения: колонна, каре, линия или рассыпной строй. Разные типы юнитов, что логично, эффективнее в какой-то определённой формации. Кроме того, у каждой великой нации есть свой уникальный юнит: у России – естественно, казаки, у Франции – Старая гвардия и так далее. Обучаемые в академиях генералы и адмиралы – это отдельные юниты, которые повышают боевые характеристики подразделений, находящихся в их радиусе командования. Помимо всего прочего, все юниты, от пехотинца до генерала и корабля, набирают опыт и повышают свой уровень, получая соответствующие звания (всего градаций пять). Существуют также специальные юниты - шпионы и партизаны (обучаются на гауптвахте) и корсары (для них требуется маяк), занимающиеся всякого рода неконвенциональными боевыми действиями: шпионы подстрекают вражеские города к бунту, а партизаны и корсары способны незаметно переходить границы и исподтишка нападать на неприятеля. Естественно, сухопутных юнитов можно сажать на корабли и устраивать потерявшему бдительность противнику День десантника. Вдобавок каждая из великих держав имеет свои преимущества и недостатки, выражающиеся в различных бонусах или штрафах к характеристикам юнитов и зданий.

Что же мы имеем на выходе? Интересно ли во всё это играть, спросите вы? Терпение и Время, друзья мои. Если у вас нет этих двух козырей в рукаве, War and Peace вряд ли сможет очаровать. При сравнительной простоте механики сам по себе масштаб происходящего «играет против игры», если можно так сказать. При выборе любой из восьми предлагаемых кампаний («Революционные войны Франции», «Испанская трясина», «Русская кампания» и так далее) игрока встречает гигантский театр боевых действий, от Индии и Африки до обеих Америк, где моментально повсюду начинает полыхать пламя сражений. Да, можно понизить скорость игры до минимума или даже остановить её вовсе, чтобы постараться как-то сориентироваться. Да, есть очень удобное (по задумке) «меню локализации», откуда можно отдавать приказы любому городу или подразделению, не перемещаясь к нему «физически» курсором через всю карту. Да, у юнитов есть включаемые опции различного автоматического реагирования и традиционная для стратегий реального времени возможность собирания различных подразделений в группы и целые армии с закреплением их на «горячие клавиши». Да, существует лимит на количество одновременно находящихся на карте юнитов вашей державы (60 наземных и 60 морских), больше которого вы не сможете произвести даже при наличии соответствующих ресурсов, и всесокрушающую "армию двунадесяти языков" здесь вам собрать, простите уж, не дадут, что на самом деле плюс, ибо полноценно управлять такой махиной в здешних условиях было бы крайне затруднительно, да и тактически-стратегических нюансов такое ограничение добавляет. Да, помимо мини-карты есть ещё и «макси-карта», с различными «слоями» - режимами отображения ситуации (аналогично подобной карте в Europa Universalis). Но, несмотря на все эти предоставленные заботливыми разработчиками из Microïds инструменты, неподготовленному игроку всё равно рекомендуется начать не с исторических кампаний, а с «альтернативно-исторической», где каждая великая держава начинает с одним городом, а весь мир наполнен мягкими и пухлыми «малыми нациями». Кстати, в обоих типах кампаний можно выбрать условия победы: захват определённого количества городов (от трёх до вообще всех), захват столицы великой державы (от одной до всех шести) или победа над великой нацией (нациями) путём захвата всех её (их) городов.

И всё равно препоны для получения удовольствия остаются. Графика, прямо скажем, не блещет. Юниты крошечные, и отличить их можно только по цвету формы. Города, как уже упоминалось, выглядят практически одинаково и довольно-таки простецки-угловато. Ландшафт тоже не предоставляет избалованному эстету особого пиршества для глаз, разве что изредка среди бесконечных лесов и бугристых равнин весьма унылых цветов мелькнёт какой-нибудь мостик через малополигональную речку или сквозь условно изображённую песчаную бурю в Египте проглянет нечто, призванное изображать Сфинкса подле тех самых пирамид. Ориентироваться с помощью «макси-карты» практически нереально, так как «здесь суставы вялы, а пространства огромны» и рассыпанная по ней семечковая шелуха крошечных городов скорее окончательно запутывает, чем помогает найтись, поэтому всё равно обычно приходится тыкать курсором куда-то «околотуда», а потом добираться до искомого пункта, «мотая» игровую карту, летя незримым ангелом над идентичными квадратно-гнездовыми городами под замечательную музыку «израильского Джереми Соула» Инона Зура. «Меню локализации» очень скоро перестаёт вмещать постоянно растущее количество городов и юнитов, и приходится в поисках очередного Страсбурга или Архангельска «мотать» его колёсиком мыши под замечательную му… а, ну да, про музыку я уже говорил. Искусственный интеллект… Как вам сказать? В общем, лучше вы как-нибудь сами, за пушечками там своими следите, за лошадками, за корабликами, а то всякое на войне бывает.

НО! При наличии – повторюсь и в третий раз – Терпения с большой буквы Т и Времени с большой буквы В можно закрыть глаза на все эти шероховатости и неприятности и, представив себя мальчишкой лет где-то чуть больше десяти, снова вдохнуть такой знакомый запах пороха над многострадальными полями матери-Европы и снова перелистать пожелтевшие страницы её славной истории под замечательную музыку… тьфу ты, дьявол, что с памятью-то такое стало… в общем, foutez-moi tout ce monde dehors!
Автор обзора: Gaznak
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.