Operation Flashpoint: Cold War Crisis

Операция Flashpoint: Холодная война
Operation Flashpoint: Cold War Crisis
Жанр: Action
Разработчик: Bohemia Interactive Studio
Издатель: Codemasters
Год выхода: 2001
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.17 из 10
  • 41
  • 25
  • 25
Тактический шутер, совершивший в своё время настоящую революцию в жанре. Если несколькими годами ранее Rainbow Six показал всему миру, как делать игры "про спецназ", в начале XXI века Operation Flashpoint продемонстрировал, как делать игры "про войну".

Кампания OFP переносит нас в 1985 год, прямо в гущу конфликта между вооружёнными силами двух сверхдержав - США и СССР. Злобные коммунистические агрессоры собрались прибрать к рукам небольшой архипелаг, и бравым G.I. Joe приходится спасать Свободные Острова от оккупации, а мир от угрозы Третьей мировой. Несмотря на столь непритязательную фабулу, записать сюжет в категорию тупой пропаганды никак нельзя; хотя это по большому счёту пропаганда про героических американских парней и есть, но очень тонкая и продуманная, - такую я хотел бы видеть и в отечественных играх. В истории нашлось место и неудачным операциям (в первой трети кампании чуть ли не каждая вторая миссия заканчивается разгромом доблестной US Army), и потерям (не только сюжетным, но и чисто игровым: благодаря высокой сложности процесса и лёгкой тупости AI потерять при выполнении задания всё подразделение, в общем, достаточно рядовое событие), и незатейливому фронтовому быту, и подвигам протагонистов.

Авторы не поленились как следует проработать характеры действующих лиц, что вносит свой немаленький вклад в атмосферу кампании. Больше всего удались, конечно, пехотинец Дэвид Армстронг, спецназовец Джеймс Гастовски и главный антагонист, советский генерал Губа. О последнем стоит сказать особо: подобно остальным советским персонажам, он разговаривает на чистом русском и выделяется любовью к ярким словесным оборотам. Западной аудитории, правда, эти нюансы недоступны, поскольку английские субтитры к речам генерала довольно унылы (например, "западные апологеты из Политбюро" в субтитрах заменены безблагодатным "fools").

Конечно, при всех достоинствах сюжета и сеттинга всемирную славу Cold War Crisis принесли не они, а доселе не встречавшаяся в шутерах концепция "симулятора солдата". 90% заработанного в других стрелялках опыта здесь неприменимо, и учиться новым правилам придётся практически с нуля. Никаких индикаторов здоровья и брони, регенерации и прочей нереалистичной ерунды, - вражеские бойцы могут уложить протагониста в землю первой же пулей (что в большинстве случаев и происходит), но и он вполне способен отплатить врагам той же монетой. А если повезло отделаться несмертельным ранением, персонаж резко теряет в боевых навыках: простреленная рука вызывает пьяное качание прицела, а рана в ногу заставляет перемещаться строго ползком. Грузоподъёмность пехотинца вполне соответствует реальной: штатная единица стрелкового оружия, несколько запасных магазинов, пара гранат - и всё. В состав солдатской экипировки входит карта местности, но никаких отметок текущего местоположения к ней не прилагается, игрок должен свое место на карте определять по компасу (а в одной миссии вообще по звёздам!) и топографическим особенностям местности. И разумеется, сохранение на уровнях жёстко ограничено: 1 (один) сейв в произвольный момент времени плюс автосейвы в ключевых точках этапа, которых может не быть вовсе.

При всей своей безусловной хардкорности кампания достаточно дружелюбно относится к новичкам, так как здесь идеально рассчитана кривая обучения. Да, конечно, первые боевые задания в OFP запросто уделывают по сложности завершающие этапы какого-нибудь Квейка, но на последних миссиях приходится прочувствовать по полной, насколько лёгкие задачи нам поручались вначале.

В ситуациях, когда требуется пожертвовать частью реализма во благо играбельности, авторы готовы идти на компромисс. Например, если пуля-дура не убьет бойца на месте, вылечиться у медика или в стационарной санчасти он может мгновенно и сколько угодно раз; стоит сесть за рычаги танка или вертолёта - и его координаты сразу появляются на карте; спецназовец в большинстве миссий имеет возможность сверяться с GPS-трекером; и так далее.

Одинаковых миссий совсем немного, и едва игрок успевает привыкнуть к своим обязанностям, как их круг тут же меняется. Только герой научился воевать в составе пехотного отделения, как ему приходится выполнить пару заданий в гордом одиночестве. Освоился с личным стрелковым оружием - вставай за станковый пулемёт. Отстрелялся из пулемёта - теперь поучись противотанковой борьбе: закладывать мины и стрелять из реактивного гранатомёта. А там уже надо влезать в шкуру офицера-танкиста и специалиста по разведывательно-диверсионной работе. А потом пора самому выдвигаться на командные должности и руководить подчинёнными в бою (и их экипировкой на базе). А когда кажется, что это уж точно всё, - наступает очередь пилотировать вертолёты и штурмовик. Скучать при прохождении однозначно не придётся.

Большинство военной техники, кроме разве что автомобилей, подразумевает использование целого экипажа. Например, для управления танком в идеале требуется трое военнослужащих: наводчик-оператор, механик-водитель и командир танка, отдающий двум первым боевые приказания. Для боевого применения вертолёта также желательно иметь двоих авиаторов - пилота и бортстрелка. Впрочем, при наличии желания и развитого навыка переключения между боевыми постами можно управляться с вверенными вам машинами и в гордом одиночестве.

Недостатков у OFP, с моей точки зрения, всего два (и оба относятся преимущественно к боевым действиям на технике): искусственный интеллект и управление. В пешем строю солдаты тоже могут иногда затупить, например глупо подставившись под вражеский огонь, - но в целом они действуют вполне грамотно и порой могут решить поставленную задачу вообще без помощи игрока. А вот электронные танкисты то и дело являют настоящие чудеса идиотизма. Механик-водитель вообще способен нормально выполнять всего одну команду - "держать строй"; как только герой оказывается в статусе командира взвода, этого дебила надо немедленно выселить из водительского кресла и самому сесть за рычаги. Наводчик-оператор тоже молодец: он обожает поворачивать башню в сторону, противоположную движению, и без команды ни за что не выстрелит (а при встрече с противником командир сначала перечислит всю замеченную им бронетехнику и только потом отдаст приказ "Огонь!". Если доживёт). Зато при получении команды наводчик стреляет мгновенно, вообще не думая, куда в этот момент нацелено орудие.

От проблем с управлением же страдают в основном летуны. Рулить штурмовиком без джойстика вообще пытка (недаром на взлёт с ВПП в CWC отведена отдельная миссия), да и вертолётчикам на связке "клавиатура/мышь" придётся нелегко. Но при приложении определенных усилий и с этим справиться можно.

Настоящий хардкорный бриллиант.
Автор обзора: Eraser
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Несмотря на обилие руссофобия, Флеш остается одним из моих любимых "нестандартных" FPS. Ну очень хардкорным казался, а в начале 2000х он ещё и был весьма требователен к железу и неслабо так у меня тормозил! Вышедшая чуть позже Арма тогда у меня и вовсе не шла. Поиграл позже, после большого перерыва и Арма понравилась ГОРАЗДО меньше. Вроде бы и всё то же самое, но чего-то не хватает... Чего?! Какой-то магии, наверное... Высший бал! Не буду постить подзатасканную фразу, что "такого уже не сделают" - а может и не надо? Ведь, видимо в эту реку зайти во-первых невозможно, а во-вторых - очень сложно!
Интересный факт: Для защиты от пиратства, разрабы сделали систему FADE. Если вы видите сообщение "Original Disks dont FADE" пожалуйста скиньте скрин.
Больше всего мне запомнилось, как я, под покровом темноты, залез на вражескую базу, пробрался в стоящую там "Шилку" и дал жару. Зверь-машина :)
Очень сильно адреналину подбавляли ограниченные сохранения (если не ошибаюсь, не больше одного сохранения на миссию).
Для своего времени это была совершенно уникальная игра.
Великолепный для своего времени военный шутер. Очень точно передает атмосферу крупного вооруженного конфликта СССР и США середины 80-х г. ХХ в. со всеми вытекающими. В игре, несмотря на кое-какие недоработки/ огрехи, имеется масса техники и стрелкового оружия, понятный и функциональный редактор, цельная и крепкая сюжетная компания за нескольких персонажей армии США, в т.ч. за пехотинца, танкиста, летчика, бойца спецподразделения. Будут доступны по мере развития сюжета. За кого-то повоюете побольше, за кого-то поменьше, НО, скучно не будет, уж поверьте... миссий и заданий много и они разнообразны (пройдена, пере-пройдена... и не раз): тут есть и крупные наступления и оборонительные операции, штурмы, вылазки, диверсии, разведка, побег из плена, сопровождение колонн, засады, уход от погони, прочесывание территорий - и все это в любое время суток, в любых погодных условиях (графически выглядит реалистично настолько, насколько это было возможно в 2001-м.), с применением большого количества техники. К примеру, начинаете миссию в роли пехотинца: слушаете болтовню товарищей, гуляете по базовому лагерю, тренируетесь, получаете боевой приказ, грузитесь со свои подразделением в грузовик, выдвигаетесь к месту (до которого еще надо доехать), прибыв выгружаетесь, занимаете позиции и ждете... в скором времени видите приближение вражеской бронетехники: идет 72-ка и две цепи пехоты, с вашего залпа из гранатомета по танку завязывается бой, танк получивший по броне остается еще грозным противником, вы перезаряжаетесь, отдаете приказ др.гранатометчику на атаку движущейся цели, он промахивается и получает ответку... под залп с "мазилой" -неудачником попадают еще и пара ваших стрелков... всех в кашу, ваш пулемётчик из кустов косит ряды наступающей перебежками пехоты, второй залп и вы все-таки подрываете злополучный т-72, добиваете из своей м-16 контуженный и окровавленный экипаж, сами получаете ранение - в итоге меткость падает, прицел начинает гулять и целиться становится сложнее, пехота противника наседает, силы тают, видите, что за солдатами противника к вашей позиции идут еще пару танков т-72... и казалось бы всё, задавят, НО слышен быстро нарастающий стрекот "вертушек" и по наступающей цепи противника и танкам на ваших глазах произведены мощные залпы авиационных нурсов, над головой резко на бреющем проносятся 2 союзнические "кобры", позиции врага дымятся, наступающих не видно, но слышна стрельба - получили, несут потери, залегли, отстреливаются, "кобры", зависая, открывают огонь из крупнокалиберных пушек и, обрабатывая позиции врага, уходят на повторных заход, видите, что один 72-й уже сожжен, второй двигается, но дымится и, получив видимо серьезный урон, пытается отойти... и тут же получает управляемой ракетой нокдаун - взрывается... от уже развернувшихся и снова заходящих на цель вертолетов, снова мощнейший залп неуправляемыми ракетами по позициям пехоты.......... вертолеты уходят, больше им здесь делать нечего... черные остовы танков сильно дымят, наступающих нет вовсе: у темных, обугленных воронок от нурсов всюду разбросаны трупы вражеских солдат - атака отбита, из-за перелеска выходит колонна ваших танков и не останавливаясь уходит в сторону противника, а за остатками вашего подразделения прибывает транспортный "черный ястреб", задача выполнена. вы продержались - вот так, примерно, это выглядит и играется.. и таких игровых историй - масса!!! По мере получения новых званий под ваше командование (есть и такое) попадут: пехотное отделение, взвод танков "Абрамс", будете ведущим пары ударных вертолетов "Кобра" и т.д. Всем подчиненным можно отдавать различные приказы, достаточно лишь привыкнуть к, в целом, неплохому и информативному меню управления. В итоге добротная и инновационная для своего времени игра... Родоначальник жанра иммерсивных военных шутеров.
Игра будущего из далекого прошлого.
Таких больше не делали и не делают до сих пор. Да, есть ARMA 1,2,3, но едва ли их можно назвать играми в прямом смысле слова. Скорее это испытательные полигоны на выносливость для людей и модов. А первая Operation Flashpoint была именно игрой, её было реально пройти от начала до конца не подбадривая себя мотивирующими мантрами "Надо, Федя! Надо!"

Признаюсь честно, что оценку игре я завысил. В игре столько багов, глюков, дизайнерских недоработок и просто непродуманных вещей, что оценивая игру объективно следовало бы влепить ей "незачёт" (впрочем, я играл в те времена, когда о патчах до версии 1.46 никто и не знал - может что-то и поменялось). Но я руководствовался другой объективностью, более высокого порядка.

Вот скажите мне, где еще, в какой другой игре вы садитесь в джип, долго-долго едете по асфальтированным и грунтовым дорогам к аэродрому, подъезжаете, садитесь в свой вертолет, заводите его, взлетаете, летите на штурмовку колонны бронетехники, там вас совершенно случайно сбивают, вам чудом удается приземлиться, вы бежите, отстреливаясь из табельного оружия в ближайший лес - не потому, что туда маркер задания указывает, а потому что в чистом поле точно каюк, а в лесу среди деревьев хоть какой-то шанс выжить.

А лес начинают прочесывать враги, а патронов уже почти не осталось, и вы с тревогой вглядываетесь в просветы между деревьев через трофейный бинокль, снятый с убитого вражеского офицера, а сердце стучит, и руки ходуном ходят. "Кранты! Окружают! Как отсюда выбираться!?" Но все-таки кустами, перелесками, ползком через открытое пространство, стараясь не попадаться на глаза патрулям добираетесь до соседнего леса, откуда уже рукой подать до своих... и всё это не кат-сцены, не видеоролики, а самая настоящая игра, вышедшая... да-да! в 2001 году!

Оценивать такую игру на "зачет/незачет" дело неблагодарное. Она показала нам, как должны выглядеть игры в далеком будущем. И задала всем разработчикам игр домашнее задание, которое они не выполнили до сих пор.