Разработчик: PiranhaBytes
Жанр: RPG
Локализация: GFI Russia
Дата релиза в России: 23 ноября 2006
Так уж получилось, что первые две части Gothic вместе с аддоном для меня в своё время стали эталоном ролевых компьютерных игр. Безымянный Герой и его товарищи запали глубоко в душу, и в памяти по сей день остались яркие моменты победы над Спящим, путешествия по Рудниковой Долине, Хоринису и многое другое. В связи с этим мне достаточно сложно непредвзято относиться к третьей части игры, наплевавшей на все устои серии и пытающейся выглядеть совершенно другой игрой. Но раз уж взялся за написание обзора - попробую быть максимально объективным, без старческого брюзжания по поводу "другой" Gothic 3 и воспевания предыдущих игр серии, хотя сравнений всё равно избежать не удастся.
Итак, ноябрь 2006 года. Уже полгода как отгремел успех четвёртой части одного из главных конкурентов Gothic - серии The Elder Scrolls, и, к великой радости вечнождущих фанатов, появился-таки "наш ответ Чемберлену" - Gothic 3. Скажем сразу - игра ошеломляла, причём в первую очередь - количеством различных багов, тормозов и недоработок. Пожалуй, не будет преувеличением, если я скажу, что по забагованности ранние версии Gothic 3 на момент выхода являлись одной из самых кривых и горбатых игр в истории индустрии. Едва ли не десятая часть игровых квестов были непроходимы, баланс хромал на все четыре лапы, неработающие навыки, жуткая оптимизация, постоянные вылеты, зависания и прочие "радости" ждали всех испробовавших ранние версии игры. Честно говоря, спустя несколько часов мне пришлось удалить игру... Полетели сохранения - и последние нервы вместе с ними... И это я ещё не упоминал про средний FPS в 10 кадров на имевшемся тогда компьютере и минимальных настройках графики (в Oblivion тот же компьютер воспроизводил около 15-20 кадров). Ишь какие мы нежные - ну, побыли бета-тестерами разок, ну, невелика потеря. Тем более потом вышел ворох патчей - и технически игра таки была доведена до приемлемого уровня. Но впечатление было уже смазано...
Хочу отметить, что для серии Gothic забагованность нельзя указывать как нечто неожиданное и непредсказуемое. Предыдущие игры также несли в народные массы тонны вылетов, непроходимых квестов, различные глюки и баги всех мастей, что не помешало серии стать весьма популярной и обрести своих фанатов. Можно даже сказать, что Piranha Bytes укрепила всеобщее мнение о том, что немецкая РПГ - это обязательно "сырая" и забагованная. Справедливости ради стоит сказать, что дополнение Night of the Raven ко второй Gothic всё-таки превращало её в эталон стабильности, продемонстрировав тем самым, что немцы всё-таки умеют шлифовать свои игры, однако первая Gothic по сей день даже с последними патчами может изрядно потрепать нервы всяким любителям, чтобы "на блюдечке да с голубой каёмочкой" - и не говорите потом, что я вас не предупреждал.
Итак, после победы над драконами в Gothic 2 безымянный главный герой с товарищами на корабле "Эсмеральда" плывёт довольный и счастливый на материк, где его поджидает вместо салюта и всяческих почестей очередной сюрприз - мир, захваченный орками. Люди же на материке либо прислуживают оркам, либо пытаются бороться с тиранией, находясь в подполье. Тут же, находясь под впечатлением от увиденного, а также в силу обострённого чувства справедливости ГГ вместе с экипажем "Эсмеральды" с наскоку освобождает первое попавшееся на пути поселение от "зелёной чумы" и, наполнившись праведным гневом, мчится далее по Миртане, попутно выбирая сторону, к которой желает примкнуть в противостоянии. Сторон, за которые можно выполнять квесты (считай - работать), по традиции несколько, причём каждая из них желает, дабы враждебные им лагеря как можно скорее познакомились с Белиаром/Инносом/Аданосом. Это повстанцы и орки, ассасины и кочевники. Есть ещё друиды и нордмарцы, но эти ребята друг с другом не воюют, - скорее, воюют они опять-таки с многострадальными орками, а в игру добавлены с целью мнимого увеличения доступных фракций. От выбора стороны конфликта зависит репутация главного героя для определённой фракции. А вот что это за зверь такой - репутация, стоит рассказать поподробнее, ибо Piranha Bytes в очередной раз решили "изобрести велосипед". Дело в том, что так называемая "репутация" влияет всего на две возможности ГГ: первая из них - это возможность купить крутые доспехи, а вторая - возможность попасть на аудиенцию к главе лагеря, коих в игре три, с целью получения очередного "ценного" задания. В связи с тем, что главы лагерей есть только у орков, повстанцев и ассасинов, репутация у кочевников и друидов не интересует абсолютно никого, ну а у нордмарцев так или иначе придётся попотеть для продвижения по одной из сюжетных линий, да и опыт лишним не будет. К сожалению, какую бы репутацию ГГ ни заработал во фракции, какого-либо повышения в ранге не будет, то есть ГГ с самого начала и фактически до конца игры сохраняет нейтралитет по отношению ко всем, выполняя квесты то одних, то других, и только в самом конце игра заставит сделать выбор. Вообще, сюжет и "репутация" - это две составляющих, которые были разработчиками загублены на корню. Если огрехи сюжета можно простить ввиду большой свободы действий ГГ, которую было бы сложно получить без тривиального сюжета, то имеющаяся в игре "репутация" - это явно жертва жадного издателя, столь стремившегося выпустить Gothic 3 в срок, что в итоге получилось что-то совсем уж противное на вкус. Хорошо, конечно, когда отношение лагеря к герою показано в виде процентов, но если бы этим всё и ограничивалось... Ведь, с другой стороны, у нас невменяемое поведение NPC, которых можно сперва обворовать, потом побить и забрать всё оставшееся имущество, - всё равно они и не подумают обидеться, разве что "подсветка" имени сменит цвет на оранжевый, но никаких неудобств это не доставит, будьте спокойны. Не хочется, конечно, кивать в очередной раз на Gothic 2, но почему нельзя сделать отношение персонажей к игроку как раньше? Думаете, придираюсь? Да нет же, просто такие "деревянные" NPC здорово портят атмосферу своим никудышным поведением.
Коснёмся немного ролевой системы, которая практически без изменений перекочевала из предыдущих игр. Как и раньше, накапливаем опыт, получаем уровни и тратим заработанные очки обучения, предварительно найдя соответствующих учителей, на атрибуты и навыки. Атрибуты - это старые-добрые сила, охотничьи умения (читай - ловкость), мана, здоровье. Есть и новые атрибуты, и изменённые старые, среди которых воровские умения, кузнечное дело, алхимия (не вздумайте тратить очки обучения на этот атрибут, его можно совершенно без затрат опыта изучить до максимума, читая книги и выполняя квесты), древнее знание (аналог силы для магов) и выносливость (для этого навыка даже новую полоску добавили, рядом с полоской здоровья и маны). Ну, с атрибутами всё вроде понятно, но есть у нас ещё и ряд навыков, таких как уровень владения мечом, луком, арбалетом, щитом, умения ковать различные мечи, готовить снадобья, вскрывать различные замки - и целый ворох других навыков. Немного смущает то, что часть навыков не работает, а другие оказываются совершенно бесполезными. Среди бесполезных - навыки обращения с тяжёлым оружием и арбалетами, навыки подкрадывания и акробатики, а среди неработающих - умение отравлять оружие, стрелы, которые в теории должны быть едва ли не читерскими (поверьте, если вдруг вас отравит шершень, вы поймёте о чём я говорю), а на деле тупо не работают.
Что касается геймплея, то, сыграв первые 3 минуты, любой человек, знакомый с серией, поймёт, что это уже не старые добрые Gothic 1-2, и в первую очередь это касается боевой системы. Да, старая оригинальная боёвка с комбинированием клавиш вперёд-назад-влево-вправо ушла в небытие, а новая будто взята из какого-нибудь Enclave, что превращает бои на мечах в тупое закликивание противников. Преемственности нет и в этом компоненте - это ещё сильнее отдаляет атмосферу первых двух игр, что меня очень опечалило (ох уж эта старческая необъективность). Но ладно атмосфера - не только ведь в ней дело. Самая, на мой взгляд, негативная черта Gothic 3 - это квесты. Да, их много. Да, многие из них можно выполнить за ту или иную сторону. Но их качество - просто тихий ужас. Фантазии "пираний" хватает только на банальные "пойди в место Х и убей У монстров/людей/орков либо принеси Z предметов". Всё! Не хочется показывать пальцем, но у конкурента (TES 4: Oblivion) квесты поинтереснее, не говоря уже о великолепных квестах Gothic 2. Выполняя задания Gothic 3, можно хорошенько выспаться, ибо абсолютное большинство из них не представляет какой-либо сложности, и выполнить их можно едва ли не сразу, как только получили.
Графика в Gothic 3 была переработана и выглядит очень и очень достойно. Неплохо детализированные модели, чёткие текстуры, красивая анимация, - всё это есть, но опять-таки: в силу кривой оптимизации даже с последними патчами игра умудряется тормозить на мощных системах, хотя графика не превосходит ту же Oblivion, имеющую куда более скромные аппетиты. При этом изменён сам стиль графики: серые депрессивные тона сменились на яркую красочную природу: бывает, прямо глаза режет, что также вносит свою лепту в создание "другой" атмосферы. Появилось в игре и некое подобие физики: в частности, некоторые трупы зверей при движении на них ГГ зацепит и совершенно не по-ньютоновски протянет ноги. Причём какие именно трупы герой "поволочёт", а какие - нет, можно выяснить исключительно эмпирическим путём.
Нельзя не отметить музыку Gothic 3 от бессменного композитора серии Кая Розенкранца. Музыка великолепна, она завораживает и вполне неплохо задаёт игровой тон, изменяясь в зависимости от местности и ситуации в игре. Единственным минусом здесь является количество мелодий, которое совсем невелико, и к концу игры одни и те же мотивы всё же приедаются.
В отличие от большинства големов, встреченных в игре, этот - абсолютно не агрессивен по отношению к игроку.
Критики в целом отозвались о Gothic 3 положительно. Многие издания щедро одарили игру различными восьмёрками и девятками, не забыв, конечно же, пожурить забагованность и кривую оптимизацию. Буду говорить откровенно: Gothic 3 - это деградация серии, причём практически во всём. Фактически выпуском Gothic 2 разработчики подняли планку качества подобных ролевых игр на очень высокий уровень, достичь который сами повторно не смогли. Пытаясь сделать огромный разнообразный мир, "Пираньи" не смогли проработать его на должном уровне за отведённый им срок, из-за чего игра получилась довольно пустой. Не будь первых двух игр в серии, её можно было бы оценить как хит, но даже в этом случае - далеко не шедевр. Если вы любите предыдущие игры так же, как люблю их я, то, играя в третью часть, не исключены позывы ко сну и желание выключить поскорее компьютер, а для игры это самое страшное.
Ps. Обзор написан по последней официальной версии игры из Gold-издания без Community патчей, квестовых пакетов и всего прочего, созданного фанатами.
Pps. Кстати локализация от GFI близка к идеальной: голоса (ГГ говорит голосом аж из первой Gothic в переводе от Snowball/1С), тексты, мануал - всё подобрано и переведено в превосходной степени, поэтому очень рекомендую.
Оценка игры : 7,0 из 10
Жанр: RPG
Локализация: GFI Russia
Дата релиза в России: 23 ноября 2006
Так уж получилось, что первые две части Gothic вместе с аддоном для меня в своё время стали эталоном ролевых компьютерных игр. Безымянный Герой и его товарищи запали глубоко в душу, и в памяти по сей день остались яркие моменты победы над Спящим, путешествия по Рудниковой Долине, Хоринису и многое другое. В связи с этим мне достаточно сложно непредвзято относиться к третьей части игры, наплевавшей на все устои серии и пытающейся выглядеть совершенно другой игрой. Но раз уж взялся за написание обзора - попробую быть максимально объективным, без старческого брюзжания по поводу "другой" Gothic 3 и воспевания предыдущих игр серии, хотя сравнений всё равно избежать не удастся.
Итак, ноябрь 2006 года. Уже полгода как отгремел успех четвёртой части одного из главных конкурентов Gothic - серии The Elder Scrolls, и, к великой радости вечнождущих фанатов, появился-таки "наш ответ Чемберлену" - Gothic 3. Скажем сразу - игра ошеломляла, причём в первую очередь - количеством различных багов, тормозов и недоработок. Пожалуй, не будет преувеличением, если я скажу, что по забагованности ранние версии Gothic 3 на момент выхода являлись одной из самых кривых и горбатых игр в истории индустрии. Едва ли не десятая часть игровых квестов были непроходимы, баланс хромал на все четыре лапы, неработающие навыки, жуткая оптимизация, постоянные вылеты, зависания и прочие "радости" ждали всех испробовавших ранние версии игры. Честно говоря, спустя несколько часов мне пришлось удалить игру... Полетели сохранения - и последние нервы вместе с ними... И это я ещё не упоминал про средний FPS в 10 кадров на имевшемся тогда компьютере и минимальных настройках графики (в Oblivion тот же компьютер воспроизводил около 15-20 кадров). Ишь какие мы нежные - ну, побыли бета-тестерами разок, ну, невелика потеря. Тем более потом вышел ворох патчей - и технически игра таки была доведена до приемлемого уровня. Но впечатление было уже смазано...
Хочу отметить, что для серии Gothic забагованность нельзя указывать как нечто неожиданное и непредсказуемое. Предыдущие игры также несли в народные массы тонны вылетов, непроходимых квестов, различные глюки и баги всех мастей, что не помешало серии стать весьма популярной и обрести своих фанатов. Можно даже сказать, что Piranha Bytes укрепила всеобщее мнение о том, что немецкая РПГ - это обязательно "сырая" и забагованная. Справедливости ради стоит сказать, что дополнение Night of the Raven ко второй Gothic всё-таки превращало её в эталон стабильности, продемонстрировав тем самым, что немцы всё-таки умеют шлифовать свои игры, однако первая Gothic по сей день даже с последними патчами может изрядно потрепать нервы всяким любителям, чтобы "на блюдечке да с голубой каёмочкой" - и не говорите потом, что я вас не предупреждал.
Итак, после победы над драконами в Gothic 2 безымянный главный герой с товарищами на корабле "Эсмеральда" плывёт довольный и счастливый на материк, где его поджидает вместо салюта и всяческих почестей очередной сюрприз - мир, захваченный орками. Люди же на материке либо прислуживают оркам, либо пытаются бороться с тиранией, находясь в подполье. Тут же, находясь под впечатлением от увиденного, а также в силу обострённого чувства справедливости ГГ вместе с экипажем "Эсмеральды" с наскоку освобождает первое попавшееся на пути поселение от "зелёной чумы" и, наполнившись праведным гневом, мчится далее по Миртане, попутно выбирая сторону, к которой желает примкнуть в противостоянии. Сторон, за которые можно выполнять квесты (считай - работать), по традиции несколько, причём каждая из них желает, дабы враждебные им лагеря как можно скорее познакомились с Белиаром/Инносом/Аданосом. Это повстанцы и орки, ассасины и кочевники. Есть ещё друиды и нордмарцы, но эти ребята друг с другом не воюют, - скорее, воюют они опять-таки с многострадальными орками, а в игру добавлены с целью мнимого увеличения доступных фракций. От выбора стороны конфликта зависит репутация главного героя для определённой фракции. А вот что это за зверь такой - репутация, стоит рассказать поподробнее, ибо Piranha Bytes в очередной раз решили "изобрести велосипед". Дело в том, что так называемая "репутация" влияет всего на две возможности ГГ: первая из них - это возможность купить крутые доспехи, а вторая - возможность попасть на аудиенцию к главе лагеря, коих в игре три, с целью получения очередного "ценного" задания. В связи с тем, что главы лагерей есть только у орков, повстанцев и ассасинов, репутация у кочевников и друидов не интересует абсолютно никого, ну а у нордмарцев так или иначе придётся попотеть для продвижения по одной из сюжетных линий, да и опыт лишним не будет. К сожалению, какую бы репутацию ГГ ни заработал во фракции, какого-либо повышения в ранге не будет, то есть ГГ с самого начала и фактически до конца игры сохраняет нейтралитет по отношению ко всем, выполняя квесты то одних, то других, и только в самом конце игра заставит сделать выбор. Вообще, сюжет и "репутация" - это две составляющих, которые были разработчиками загублены на корню. Если огрехи сюжета можно простить ввиду большой свободы действий ГГ, которую было бы сложно получить без тривиального сюжета, то имеющаяся в игре "репутация" - это явно жертва жадного издателя, столь стремившегося выпустить Gothic 3 в срок, что в итоге получилось что-то совсем уж противное на вкус. Хорошо, конечно, когда отношение лагеря к герою показано в виде процентов, но если бы этим всё и ограничивалось... Ведь, с другой стороны, у нас невменяемое поведение NPC, которых можно сперва обворовать, потом побить и забрать всё оставшееся имущество, - всё равно они и не подумают обидеться, разве что "подсветка" имени сменит цвет на оранжевый, но никаких неудобств это не доставит, будьте спокойны. Не хочется, конечно, кивать в очередной раз на Gothic 2, но почему нельзя сделать отношение персонажей к игроку как раньше? Думаете, придираюсь? Да нет же, просто такие "деревянные" NPC здорово портят атмосферу своим никудышным поведением.
Коснёмся немного ролевой системы, которая практически без изменений перекочевала из предыдущих игр. Как и раньше, накапливаем опыт, получаем уровни и тратим заработанные очки обучения, предварительно найдя соответствующих учителей, на атрибуты и навыки. Атрибуты - это старые-добрые сила, охотничьи умения (читай - ловкость), мана, здоровье. Есть и новые атрибуты, и изменённые старые, среди которых воровские умения, кузнечное дело, алхимия (не вздумайте тратить очки обучения на этот атрибут, его можно совершенно без затрат опыта изучить до максимума, читая книги и выполняя квесты), древнее знание (аналог силы для магов) и выносливость (для этого навыка даже новую полоску добавили, рядом с полоской здоровья и маны). Ну, с атрибутами всё вроде понятно, но есть у нас ещё и ряд навыков, таких как уровень владения мечом, луком, арбалетом, щитом, умения ковать различные мечи, готовить снадобья, вскрывать различные замки - и целый ворох других навыков. Немного смущает то, что часть навыков не работает, а другие оказываются совершенно бесполезными. Среди бесполезных - навыки обращения с тяжёлым оружием и арбалетами, навыки подкрадывания и акробатики, а среди неработающих - умение отравлять оружие, стрелы, которые в теории должны быть едва ли не читерскими (поверьте, если вдруг вас отравит шершень, вы поймёте о чём я говорю), а на деле тупо не работают.
Что касается геймплея, то, сыграв первые 3 минуты, любой человек, знакомый с серией, поймёт, что это уже не старые добрые Gothic 1-2, и в первую очередь это касается боевой системы. Да, старая оригинальная боёвка с комбинированием клавиш вперёд-назад-влево-вправо ушла в небытие, а новая будто взята из какого-нибудь Enclave, что превращает бои на мечах в тупое закликивание противников. Преемственности нет и в этом компоненте - это ещё сильнее отдаляет атмосферу первых двух игр, что меня очень опечалило (ох уж эта старческая необъективность). Но ладно атмосфера - не только ведь в ней дело. Самая, на мой взгляд, негативная черта Gothic 3 - это квесты. Да, их много. Да, многие из них можно выполнить за ту или иную сторону. Но их качество - просто тихий ужас. Фантазии "пираний" хватает только на банальные "пойди в место Х и убей У монстров/людей/орков либо принеси Z предметов". Всё! Не хочется показывать пальцем, но у конкурента (TES 4: Oblivion) квесты поинтереснее, не говоря уже о великолепных квестах Gothic 2. Выполняя задания Gothic 3, можно хорошенько выспаться, ибо абсолютное большинство из них не представляет какой-либо сложности, и выполнить их можно едва ли не сразу, как только получили.
Графика в Gothic 3 была переработана и выглядит очень и очень достойно. Неплохо детализированные модели, чёткие текстуры, красивая анимация, - всё это есть, но опять-таки: в силу кривой оптимизации даже с последними патчами игра умудряется тормозить на мощных системах, хотя графика не превосходит ту же Oblivion, имеющую куда более скромные аппетиты. При этом изменён сам стиль графики: серые депрессивные тона сменились на яркую красочную природу: бывает, прямо глаза режет, что также вносит свою лепту в создание "другой" атмосферы. Появилось в игре и некое подобие физики: в частности, некоторые трупы зверей при движении на них ГГ зацепит и совершенно не по-ньютоновски протянет ноги. Причём какие именно трупы герой "поволочёт", а какие - нет, можно выяснить исключительно эмпирическим путём.
Нельзя не отметить музыку Gothic 3 от бессменного композитора серии Кая Розенкранца. Музыка великолепна, она завораживает и вполне неплохо задаёт игровой тон, изменяясь в зависимости от местности и ситуации в игре. Единственным минусом здесь является количество мелодий, которое совсем невелико, и к концу игры одни и те же мотивы всё же приедаются.
В отличие от большинства големов, встреченных в игре, этот - абсолютно не агрессивен по отношению к игроку.
Ps. Обзор написан по последней официальной версии игры из Gold-издания без Community патчей, квестовых пакетов и всего прочего, созданного фанатами.
Pps. Кстати локализация от GFI близка к идеальной: голоса (ГГ говорит голосом аж из первой Gothic в переводе от Snowball/1С), тексты, мануал - всё подобрано и переведено в превосходной степени, поэтому очень рекомендую.
Оценка игры : 7,0 из 10
Автор: LEKA
Дата: 10.07.2016