Так уж вышло, что в 1997 году поклонников жанра экшенов от первого лица ждало настоящее «пиршество». Ведь именно в это время на свет появились сразу несколько проектов, ставших настоящей классикой жанра и навсегда вошедших в золотой фонд «шутеростроения». Одним из них была игра от малоизвестной и нераскрученной (на тот момент) компании Monolith Productions, носившая краткое, но весьма зловещее название Blood. Название, ставшее для множества «олд-» и «просто» геймеров синонимом боли, страданий и жестокости. Название, одно упоминание которого вызывало практически у каждого человека «в теме» жесточайшие «флэшбэки»: вопящие «человеческие» факелы, капающая с ржавых вил кровь, вырванные из груди сердца…. Ведь любого геймера, осмелившегося на прохождение этой игры, ждало путешествие через четыре круга ада. Почему через четыре? Просто именно столько в оригинальной Blood (без учета аддонов) эпизодов.
Первый, именуемый «The Way of All Flesh»... Так, стоп. Прежде чем разбирать эпизоды игры, предлагаю для начала немного поговорить о ее сюжете, дабы у людей, не знакомых с проектом, при чтении не возникали вопросы «о чем вообще речь?» и «кто это такой?».
Итак, завязка истории вкратце такова: в один прекрасный (или «прекрасный») день главный герой по имени Калеб (Caleb) находит среди руин разрушенного дома девушку по имени Офелия Прайс (Ophelia Price). От нее протагонист узнает, что за уничтожением жилища, равно как и за гибелью ее мужа и маленького ребенка, стоит культ, именуемый «Кабал» («Cabal»). При этом Офелия отнюдь не держит зла на данную организацию, поскольку считает виновником всех бед своего покойного супруга, решившего порвать с сектой и сбежать с женой и сыном куда-нибудь подальше. В результате проникшийся к Офелии чувствами герой без каких-либо колебаний вступает в культ и начинает активно участвовать в его деятельности. И, надо сказать, весьма успешно, - вместе со своей возлюбленной, а также парочкой верных соратников, Ишмаэлем (Ishmael) и Габриэлем (Gabriel), протагонист становится одним из четырех «генералов» секты, именуемых «Избранными» («The Chosen»). Однако божество Чернобог (Tchernobog), которому, собственно говоря, культ и поклонялся, неожиданно решает избавиться от Калеба и компании, организовав над ними жестокую расправу. Вот только наш подопечный, бывший, по всей видимости, тем самым лирическим героем композиции Джонни Кэша «Ain’t No Grave (Can Hold My Body Down)», натуральным образом восстал из своей могилы и, произнеся легендарную фразу «I live… again», отправился мстить Чернобогу и его подручным.
Теперь, когда подоплека событий игры более-менее ясна, предлагаю вернуться к разбору ее эпизодов.
Первый, именуемый «The Way of All Flesh», радует весьма жизнеутверждающим началом, - в буквальном смысле восставший из могилы протагонист хватает старые, ржавые вилы и отправляется в бой с жуткими, зачастую нечеловеческими врагами. Его путь пролегает через весьма колоритные и пугающие локации, в числе которых захваченное нечистью здание железнодорожного вокзала, адский парк аттракционов и древний храм. Завершается же первая глава эпической битвой с огромной горгульей (двумя на высокой сложности) в окрестностях гигантского алтаря…
Не меньше впечатляет и вторая глава, носящая название «Even Death May Die». Для начала главному герою предстояло взять на абордаж застрявший во льдах парусник, отправив на, кхм, тот свет всю его «команду». После этого зачистке подвергаются в том числе такие «злачные» места, как «перерабатывающая» человеческие тела лесопилка, жуткий отель и наполненный призраками особняк. Финал же второй главы проходит в подземных пещерах, ставших домом (и могилой) для парочки (на максимальной сложности) гигантских пауков.
Далее наступает черед эпизода под номером три, именуемого «Farewell to Arms». Который, в отличие от своих предшественников, начинается довольно-таки незатейливо - на улицах небольшого подвергающегося бомбежкам городка. Увы, под стать стартовому уровню и многие последующие этапы - канализация, заполненная лавой фабрика, гидроэлектростанция с гигантской дамбой. Нет, их дизайн и планировка нареканий по большей части не вызывают. Но, например, канализация, откровенно говоря, успела порядком надоесть, став в рамках жанра шутеров от первого лица настоящим мейнстримом. А те же фабрика и дамба на фоне прочих самобытных и оригинальных уровней игры смотрятся слишком уж блекло и «обычно». Так что, несмотря на парочку удачных находок вроде превратившейся в кровавый ад больницы, третий эпизод смело можно назвать самым слабым в игре. Хотя концовка у него всё равно мощная - на расположенной где-то глубоко под землей арене необходимо упокоить огромного двухголового огнедышащего пса.
Впрочем, авторам вполне удалось реабилитировать себя в четвертой (финальной) главе - «Dead Reckoning». Начав свой путь в расположенной в старинном замке лаборатории безумного ученого, протагонист в дальнейшем побывает в мортуарии, посетит окрестности одного довольно известного в кругах любителей фильмов ужасов озера (избушка обитающего в его окрестностях маньяка в наличии) и даже окажется внутри некоего огромного живого организма. Ну а завершится путешествие нашего героя жестокой битвой с ужасным Чернобогом.
Возможно, кто-то усомнится в целесообразности такого пусть даже краткого экскурса по эпизодам игры. Однако его появление в описании отнюдь не является попыткой увеличить объем текста. Нет, целью знакомства с уровнями было подчеркнуть наличие одной особенности, характерной для многих шутеров на движке «Build». Речь идет о стремлении разработчиков таких игр поместить геймера в некий относительно реалистичный игровой мир, обладающий при этом определенной «изюминкой». Так, авторы Redneck Rampage (1997, DOS) использовали темы «реднеков» и американской глубинки. Создатели же Shadow Warrior (1997, DOS) сделали ставку на азиатскую культуру и западные стереотипы о ней.
А что же разработчики Blood? О, они пошли довольно интересным путем. События игры ориентировочно датируются сороковыми годами XX века, в результате чего «наполнение» многих уровней проекта соответствует именно этому временному периоду. Однако в наличии имеется немалое количество «анахронизмов» наподобие современного оборудования и продвинутой техники, а также явно фантастических допущений вроде электропушки. Локации, «выдержанные» в духе первой половины XX века, да еще и с футуристическими элементами, уже являются достаточно интересной идеей. Но авторы Blood пошли еще дальше, добавив в свое детище истинно лавкрафтовский ужас вкупе с мистическими и сверхъестественными элементами. По этой причине городские улицы сменяются мрачными склепами, а после залитых кровью больничных коридоров главный герой попадает в зловещий древний храм.
В результате складывается довольно любопытная ситуация. С одной стороны, Blood построена по «схеме», активно применявшейся в шутерах того времени, - геймер пробивается через «лабиринтообразные» уровни, «охотясь» за хитро спрятанными секретами, отстреливая многочисленных врагов и параллельно решая загадки, в большинстве своем связанные с поиском различных ключей, кнопок и рубильников, позволяющих продвинуться дальше и попасть в изначально недоступные части локаций. При этом все этапы игры «сгруппированы» в четыре эпизода, каждый из которых приходится начинать практически с «голыми руками», постепенно увеличивая арсенал и заполняя инвентарь полезными предметами. Что и говорить - данная геймплейная «формула» отнюдь не является новой и/или оригинальной. Однако благодаря качественной проработке и удачному сочетанию ряда игровых элементов детище Monolith Productions не просто выделяется на фоне конкурентов, но и вполне обоснованно может претендовать на звание одного из лучших, если не лучшего классического шутера.
Прежде всего хочется отметить атмосферу, стилистику и дизайн уровней. Визуально этапы игры выглядят очень интересно: упомянутое ранее окружение в духе начала XX века, дополненное элементами мистики и фантастики, на удивление неплохо сочетается с кровищей и расчлененкой. На мой взгляд, разработчикам очень точно удалось уловить ту грань, за которой насилие становится бессмысленным и отталкивающим. В результате распятые на стенах бедолаги, мозги в банках и отрубленные головы не вызывают отвращения, вместо этого выступая важной частью антуража. При этом создатели игры довольно умело чередуют относительно «правдоподобные» локации вроде движущегося поезда или больницы с совсем уж невероятными местами типа внутренностей упомянутого ранее гигантского живого организма. Кроме того, нельзя не отметить работу дизайнеров, насытивших мир множеством различных объектов, весьма органично вписывающихся в местные интерьеры. Причем со многими предметами геймер может взаимодействовать, пусть и в форме примитивного сломать/разбить.
Однако не менее важным является то обстоятельство, что отличный визуал дополняется тщательно продуманной архитектурой уровней. В результате этапы игры действительно интересно исследовать. Да, они запутаны, но весьма умеренно, а критичные для прохождения предметы хоть и спрятаны, но так, что найти их вполне возможно своими силами, не прибегая к гайдам и руководствам. На них присутствуют ловушки, «джамп»-паззлы и опасные объекты окружения, но особых сложностей они не вызывают, а их число достаточно невелико. Вдобавок многие этапы содержат различные срезки и альтернативные маршруты, позволяющие сократить время их прохождения и избежать некоторого - нередко значительного - числа противников. Не стоит забывать и о секретах, которых в Blood великое множество. Причем, помимо «обычных» заначек, в проекте присутствуют «супертайники». И если одни из их числа можно обнаружить путем очень тщательного осмотра всех уголков локаций, то выявить другие получится лишь благодаря отменной интуиции и недюжинному везению. Хотя нередко удивляют и обычные секреты. Так, на одном из этапов игры бросок динамита в определенный участок почвы создаст гигантский провал, воспользовавшись которым можно будет не только разжиться полезными предметами, но и зайти в тыл крупной группе врагов… А еще в проекте присутствуют четыре секретных уровня (по одному на каждый эпизод). И отсылочки. Много-много отсылочек. Причем в виде как реплик героя, так и различных объектов игрового мира. Например, внимательными геймерами может быть обнаружена детская коляска с торчащей из нее уродливой рукой. Или висящие на стене котельной шляпа и полосатый свитер... Хотя многие фанаты проекта в первую очередь вспомнят про висящего на цепях в потайной комнате расчлененного Дюка Нюкема… В общем, искать такие вот «пасхальные яйца» не менее интересно, чем очередной суперсекрет.
Впрочем, разработчики преуспели не только в планировке и дизайне этапов, но и в их «заселении» врагами. В результате отдельные участки уровней придется брать самым настоящим штурмом, продумывая свои действия не менее тщательно, чем в каком-нибудь симуляторе полицейского спецназа. Например, в одних ситуациях от геймера потребуется на доли секунды выскочить из безопасного укрытия на простреливаемое противниками пространство и, пальнув из наносящего урон по площади оружия в оппонентов, «нырнуть» обратно в безопасное место. В других же понадобится тщательно выверенным броском взрывчатки накрыть притаившихся в укромном месте и невидимых игроку супостатов. Впрочем, нередкими будут ситуации, когда придется отбросить в сторону разные хитрые маневры и сойтись с неприятелем в открытом бою, вспомнив, что такое круговой стрейф или, скажем, бег спиной вперед.
Ибо, повторюсь, авторы Blood не просто придумали немалое число интересных в плане как дизайна, так и боевых навыков противников, но и весьма умело разместили их в пределах локаций, вынуждая игрока постоянно менять тактику и применяемое оружие. При этом не обошлось и без ставших классикой жанра приемов вроде «взял важный предмет - получил пачку врагов». Так что, подобрав в небольшой и свободной от врагов комнате нужный для прохождения ключ, игрок уже через пару секунд легко может оказаться в окружении толпы голодных зомби, ворвавшихся в помещение через пролом в стене.
Собственно, предлагаю поговорить о противниках чуть поподробнее. Условно вражин можно разделить на три категории: боссы, монстры и культисты. И начнем мы, пожалуй, с главарей, ибо они, увы, являются главным разочарованием проекта. Дело в том, что, несмотря на свой достаточно интересный дизайн, убиваются они как-то очень уж легко. Разве что горгулья (горгульи) из первого эпизода заставит немного попотеть, да и то исключительно вследствие отсутствия в арсенале протагониста наиболее мощных «стволов».
Далее идут монстры, в рядах которых присутствуют ходячие мертвецы с топорами, жирные зомби с тесаками, несколько видов пауков и горгулий, огнедышащие псы, антропоморфные людо-рыбы, парящие в воздухе жнецы с косами. И даже живые кисти рук, видимо являющиеся родственниками «Вещи» из «Семейки Аддамс». При этом многие чудища имеют в своем распоряжении специальные способности/альтернативные виды атаки. К примеру, горгульи умеют атаковать протагониста когтями в ближнем бою либо «обстреливать» с расстояния. А еще эти монстры могут изначально находиться в форме статуй, оживая лишь после того, как игрок достигнет определенной точки уровня или поднимет особый предмет. В свою очередь, мертвецы с топорами способны пару раз восстать после своей «гибели», если, конечно, не разнести их на куски из тяжелого вооружения. Более того, даже если у вражины только одна атака, расслабляться всё равно не стоит. Так, живая кисть руки может лишь душить главного героя. Однако во время этой крайне неприятной «процедуры» у нашего подопечного натурально темнеет в глазах. И если поблизости окажутся другие противники… А от укуса паука у протагониста начинает кружиться голова, что существенно влияет на меткость стрельбы. Еще одной отличительной чертой большинства представителей «монстринной братвы» является наличие «слабости» к отдельным видам оружия. Например, жирные зомби очень хорошо сжигаются из «огнемета», а псы плохо переносят заряды «электропушки». Кроме того, многие типы противников имеют слабые места, являющиеся то ли обычными багами искусственного интеллекта, то ли задумками разработчиков, призванными облегчить жизнь игрока. Так, некоторые монстры типа жнецов не могут достать присевшего протагониста. А если герой подойдет к дышащему огнем псу впритык, тот не станет атаковать.
Ну и напоследок поговорим о культистах. В оригинальной Blood имеются всего два вида этих противников: вооруженные дробовиками бойцы в коричневых рясах и снаряженные автоматами «Томпсона» товарищи в серых одеяниях. Особым интеллектом эти друзья не блещут, но вот их боевые характеристики стали причиной того, что многие игроки так и не осилили игру на сложности выше средней. Дело в том, что реакция и меткость этих противников находятся на каком-то немыслимом уровне. Добавим сюда неприлично большой (на высокой сложности) урон - и станет понятно, почему для многих геймеров культисты стали объектом самой настоящей ненависти, а для отдельных слабых духом личностей - причиной забросить игру. Собственно, упомянутые выше ухищрения вроде уничтожения даже не видящих протагониста врагов с помощью взрывчатки или же приема «выскочил из укрытия, выстрелил из мощной пушки, спрятался» в первую очередь связаны именно с уничтожением культистов. Впрочем, излишне «демонизировать» этих противников не стоит - нередко против них будет отлично срабатывать старая добрая тактика «заманивания за угол». Да и их меткость с реакцией, а также наносимый урон, хотя и велики, всё же не создают таких проблем, как в Blood II: The Chosen (1998 - Windows). Ссылки, описание, обзоры, скриншоты, видеоролики на Old-Games.RU и Shogo: Mobile Armor Division (1998 - Windows). Ссылки, описание, обзоры, скриншоты, видеоролики на Old-Games.RU.
Тут бы разговор о врагах и закончить. Однако дело в том, что в игре есть «оппоненты», не относящиеся к перечисленным выше категориям. Речь идет о летучих мышах и крысах. И если первые, по сути, практически безобидны, вылетая из различных помещений после того, как геймер откроет дверь, и изредка нанося небольшой урон при «столкновении» с протагонистом, то вот вторые являются на удивление раздражающим противником. Да, урон от атак крыс небольшой, однако убить их из-за небольших размеров и высокой скорости не так уж и просто (вилы, как говорится, в помощь).
А еще в игре присутствуют «мирные граждане». Представлены они двумя типами персонажей: регулярно попадающимися протагонисту на разных уровнях полуголыми товарищами, которые при возникновении малейшей опасности начинают беспорядочно метаться туда-сюда по уровню, размахивая при этом руками и истошно голося, а также встречающимися в рамках одного-единственного этапа мимами, предпочитающими стоять на месте и бормотать что-то себе под нос. При этом культисты с «гражданскими» не церемонятся, безо всяких колебаний пуская их в расход, стоит только бедолагам попасться им на глаза. Игрок же вроде как волен выбирать, пощадить этих безобидных ребят или безжалостно пустить в расход. Однако позволю себе дать небольшую подсказку: мочите их.
Тем более что это совершенно в духе нашего подопечного, являющегося, как вы уже наверняка поняли, весьма интересной личностью. Ведь, в отличие от прочих шутеров того времени, он отнюдь не поборник добра и справедливости, стремящийся спасти мир и его обитателей. Нет, главный герой является восставшим из мертвых безжалостным убийцей, садистом и каннибалом, главной целью которого является месть тем, кто отправил его в могилу. При этом данный товарищ обладает весьма запоминающейся внешностью: горящие красным огнем глаза, черные шляпа, плащ и полумаска. Этакий Зорро из ада. А также отличается весьма специфическим чувством юмора и не прочь поболтать, зачастую прямо в процессе расчленения очередной партии врагов. Что же касается боевых «характеристик» нашего подопечного, то они вполне стандартны для героев шутеров того времени. Так, наше альтер эго обладает запасом здоровья в размере ста процентов и аналогичным лимитом брони. Однако с помощью специальных бонусов здоровье и броня персонажа могут быть повышены до двухсот процентов. Кроме того, герой способен носить в инвентаре по одному предмету каждого доступного для хранения типа, а также таскать весь присутствующий в игре арсенал без каких-либо ограничений. Более того, в отличие от большинства классических шутеров в Blood имеются несколько типов брони, защищающих от различных типов повреждений, вроде огня или духовного урона. Уделять же внимание стандартному для жанра экшенов от первого лица набору действий протагониста вроде стрейфов я особого смыла не вижу.
Зато, стоит уделить внимание обширному и весьма интересному арсеналу доступного Калебу оружия. В него, в частности, входят вилы, сигнальный пистолет, обрез, автомат Томпсона, баллончик с аэрозолем, при использовании зажигалки превращающийся в весьма неплохой огнемет, напалмовое орудие, «тесла»-пушка, кукла вуду, а также магический посох с черепом на навершии. Плюс несколько видов динамита, включая взрывчатку с дистанционным подрывом. При этом большинство упомянутых орудий убийства имеет альтернативный тип атаки. Например, при использовании обреза игрок может как выстрелить поочередно из одного, а потом второго ствола, так и выпалить сразу «дуплетом». Та же история и с сигнальным пистолетом, - в то время как при обычном использовании оружие будет выстреливать по одной ракете за раз, применение альтернативной атаки приведет к мощнейшему залпу, который хоть и «сожрет» немало боеприпасов, но зато нанесет удар «по площади» и вполне сможет уничтожить целую группу тех же культистов. При этом надо особенно отметить тот факт, что на протяжении всей кампании арсенал будет оставаться востребованным в полном объеме, особенно на высоких уровнях сложности. То есть ни одно оружие, даже вилы, не утратит свою полезность. Объясняется это как наличием упомянутой ранее уязвимости определенных видов монстров к конкретным типам оружия, так и отлично выверенным в части соотношения численности врагов с количеством находимых боеприпасов балансом игры.
Впрочем, в лучших традициях шутеров того времени помимо богатого арсенала оружия игроку также доступны упомянутые ранее полезные предметы. Которые, кстати, можно разделить на две группы: автоматически срабатывающие при подборе - и хранящиеся в инвентаре и срабатывающие при их активации. К первой относятся в том числе восполняющие здоровье персонажа сердца поверженных врагов (и невинно убиенных мирных NPC), боеприпасы, а также восстанавливающие броню бонусы. Во второй группе присутствует, например, аптечка, способная вылечить персонажа до максимального «стандартного» значения здоровья в размере ста процентов, а также специальные сапоги, после своей активации позволяющие совершать гигантские прыжки.
Собственно, полагаю, что на этом разговоры о геймплее Blood можно завершить, перейдя к технической части проекта. Которая весьма хороша, хотя, увы, и не лишена определенных огрехов.
Так, разработчики сумели великолепно проработать визуальный ряд игры, в результате чего «мстя» злобному божеству превратилась в чад кутежа и угара поистине эпических масштабов. Ведь для своих коварных целей авторы использовали знаменитый «2,5D» графический «движок» «Build», весьма неплохо создающий иллюзию трехмерного окружения. Хотя некоторые игровые объекты, например ключи или модели оружия, действительно являются объемными. Однако «частичная трехмерность» ничуть не портит впечатления от Blood. Ведь художники и дизайнеры выжали максимум как из «движка», так и из своих творческих способностей, в результате чего окружающий мир не просто наполнен большим количеством объектов и отлично проработан, но и обладает своеобразным сумрачным «очарованием». Все эти архаичные приборы с огромными тумблерами и лампочками, паровые машины, могильные плиты и плавающие в банках мозги выполнены качественно, с вниманием к деталям, а главное - отлично вписываются в окружение, создавая в совокупности поистине уникальную атмосферу. Впрочем, не стоит забывать и отлично прорисованных и анимированных (в большинстве своем) противников, также вносящих свою лепту в создание общего мрачного, «чернушного» духа игры. Да, анимация противников иногда сбоит, а некоторые супостаты не проработаны на все сто процентов (лиц культистов под капюшонами практически не видно), - но впечатления от игры эти недоработки не портят. Порой их просто не замечаешь за мрачным великолепием интерьеров и зрелищными спецэффектами. Кстати, о последних. Тут разработчики постарались на славу. Особенно по части крови и огня. Например, «добивающий» удар вилами, проведенный зомби с топором, не только снесет ему голову, но и вызовет целый фонтан ярко-алой крови. А использование сигнального пистолета против культистов позволит превратить сектантов в вопящие и мечущиеся по округе «живые» факелы. Впрочем, не менее интересные эффекты вызывает и применение «тесла»-пушки и куклы вуду. При этом надо отдать авторам должное, - вся жестокость, как я уже отмечал ранее, не переходит границы, за которыми начинаешь испытывать отвращение к происходящему. Своеобразный, немного (самую малость) «мультяшный», стиль рисовки «смягчает» сцены насилия и позволяет воспринимать происходящее на экране не слишком серьезно.
Единственным же существенным минусом Blood я бы назвал ролики, на модели героев в которых невозможно смотреть без слез.
А вот аудиосоставляющая вышла у авторов более неоднозначной. И всё из-за не слишком удачной озвучки отдельных противников. Так, парящие в воздухе жнецы орут так, что их крики как будто проникают в самые глубины мозга. А кудахчущие звуки, издаваемые горгульями, начинают бесить уже через несколько секунд после начала боя с ними. Когда же таких вот неудачно озвученных врагов собирается несколько штук либо указанные типы противников встречаются одновременно, начинается сущий ад. Также двоякое ощущение оставляют культисты. С одной стороны, авторы придумали для них специальный язык и подготовили кучу реплик на нём («Maranax Infirmux!»). С другой стороны, голоса культистов грубы и звучат довольно громко, в результате чего сражаться с их группами также не всегда комфортно. Когда одни из них горят и пронзительно вопят, а другие выкрикивают грубые проклятья на своем языке, ушам приходится весьма несладко. А если к ним присоединятся призраки и горгульи…
Впрочем, есть в игре и действительно удачные, связанные со звуковым рядом, моменты. Например, шикарные музыкальные треки. Одна мрачная композиция с детским вокалом «Infuscomus» чего стоит. Также вполне удалась озвучка ряда других персонажей. Например, бормотание зомбаков. Так, мертвецы с топорами частенько выдают классическое «Мозги!» («Brains»), а их толстые сородичи с тесаками регулярно обращаются к Калебу с призывом присоединиться к ним («Join us»).
Но главной звездой Blood, безусловно, является Калеб. Озвучивший его актер Стефан Вейт (Stephan Weyte) проделал поистине титаническую работу. Ведь с учетом специфики персонажа (герой шутера от первого лица) отыграть его и передать особенности его характера требовалось лишь с помощью одного голоса. И господин Вейт, на мой взгляд, справился просто великолепно. Персонажем очень быстро проникаешься и буквально физически начинаешь ощущать его внутреннее безумие, а также присущие ему садизм и нигилизм. Калеб то выдает какие-то меланхоличные фразы, то хохочет, как безумный, то отпускает едкие, саркастические шуточки. В этом плане, кстати, хочется отметить и разработчиков. Ведь практически все реплики, что выдает наш подопечный, являются цитатами! Однако они так удачно подобраны и настолько органично встроены в игровой процесс, что особо даже и не задумываешься о том, что вот сейчас Калеб цитирует Шекспира, а минуту назад выдал фразочку Эша из «Зловещих мертвецов».
Хотя, в части звукового ряда стоит отметить не только разработчиков и господина Вейта. Небольшого упоминания заслуживают и... локализаторы. Которые подарили игрокам с постсоветского пространства немалое количество довольно любопытных переводов. Так, существует версия игры «В.И. Ленин. Первая кровь», в которой протагонистом является сам товарищ Ульянов. При этом, вождь мирового пролетариата не только канонично картавит, но и выдает различные забавные фразочки, вроде «я убил тебя лодочник, но лодка маловата». Также, лично мне запомнилась локализация проекта, в которой культисты выкрикивают фразы на украинском языке. А вообще, судя по отзывам в интернете, интересных (и не очень) озвучек у игры много. В одной из них, к примеру, якобы присутствует спетая на мотив похоронного марша песенка «в детском саду скоро будет Новый год».
Однако, вернемся к оригинальному звуковому ряду игры, завершить разговор о котором я хотел бы упоминанием еще одного колоритного персонажа, коим является… «Голос» («The Voice»). Этот адский комментатор не дает игрокам спуску в сетевой игре, комментируя их достижения и насмехаясь над неудачами.
Кстати, мультиплеер, как по мне, неплох. Много времени я ему не уделял, но впечатления в целом остались положительные. Так, карты для мультиплеера весьма проработаны и достаточно разнообразны. Сами же сетевые баталии динамичны и проходят на высоких «скоростях», хотя и несколько хаотичны, плюс менее требовательны к «тактической подкованности» игроков, в первую очередь «нагружая» спинной мозг, а не головной. Впрочем, повторюсь, всё это субъективно. Напоследок также замечу, что в Blood присутствует и кооператив. Так что вместо того, чтобы расстреливать и поджигать своих собратьев-игроков, можно объединить с ними усилия и вместе обрушиться на приспешников Чернобога.
Каков же будет итог всему вышесказанному? Ну что ж, лично для себя я выводы сделал уже давно: Blood - это шедевр и лучший шутер «старой школы» в мире. Но, к сожалению, я чертовски предвзят, - ведь данная игра с давних пор входит в мой личный топ трех лучших экшенов от первого лица. Так что постараюсь поумерить восторги и высказать более объективную точку зрения… Итак, по сути, Blood - это классический шутер на движке «Build», не имеющий каких-то революционных находок в геймплее и предлагающий вполне обычную игровую формулу вроде «уровень обыскал, врагов перестрелял, ключ(и) нашел, на следующий этап перешел». Однако уникальные визуальный стиль и атмосфера вкупе с «цепляющим» главным героем, а также хотя бы и классический, но зато отлаженный и выверенный до мелочей геймплей превращают Blood в уникальный, «штучный» продукт, в котором даже неудачные на первый взгляд решения разработчиков вроде «снайперов»-культистов неожиданно становятся плюсом. Не зря же игра достойно прошла проверку временем и интересна геймерам даже по прошествии более чем двух десятков лет со времени своего выхода. Так что, боюсь, мы пришли к тому, с чего я начал свое подведение итогов: Blood - это шедевр, культовый проект, с которым должен ознакомиться каждый любитель «олдскульных» шутеров от первого лица. И если вы этого еще не сделали, то самое время взяться за устранение столь досадной оплошности. Cruo stragarana malaxos!
Первый, именуемый «The Way of All Flesh»... Так, стоп. Прежде чем разбирать эпизоды игры, предлагаю для начала немного поговорить о ее сюжете, дабы у людей, не знакомых с проектом, при чтении не возникали вопросы «о чем вообще речь?» и «кто это такой?».
Итак, завязка истории вкратце такова: в один прекрасный (или «прекрасный») день главный герой по имени Калеб (Caleb) находит среди руин разрушенного дома девушку по имени Офелия Прайс (Ophelia Price). От нее протагонист узнает, что за уничтожением жилища, равно как и за гибелью ее мужа и маленького ребенка, стоит культ, именуемый «Кабал» («Cabal»). При этом Офелия отнюдь не держит зла на данную организацию, поскольку считает виновником всех бед своего покойного супруга, решившего порвать с сектой и сбежать с женой и сыном куда-нибудь подальше. В результате проникшийся к Офелии чувствами герой без каких-либо колебаний вступает в культ и начинает активно участвовать в его деятельности. И, надо сказать, весьма успешно, - вместе со своей возлюбленной, а также парочкой верных соратников, Ишмаэлем (Ishmael) и Габриэлем (Gabriel), протагонист становится одним из четырех «генералов» секты, именуемых «Избранными» («The Chosen»). Однако божество Чернобог (Tchernobog), которому, собственно говоря, культ и поклонялся, неожиданно решает избавиться от Калеба и компании, организовав над ними жестокую расправу. Вот только наш подопечный, бывший, по всей видимости, тем самым лирическим героем композиции Джонни Кэша «Ain’t No Grave (Can Hold My Body Down)», натуральным образом восстал из своей могилы и, произнеся легендарную фразу «I live… again», отправился мстить Чернобогу и его подручным.
Теперь, когда подоплека событий игры более-менее ясна, предлагаю вернуться к разбору ее эпизодов.
Первый, именуемый «The Way of All Flesh», радует весьма жизнеутверждающим началом, - в буквальном смысле восставший из могилы протагонист хватает старые, ржавые вилы и отправляется в бой с жуткими, зачастую нечеловеческими врагами. Его путь пролегает через весьма колоритные и пугающие локации, в числе которых захваченное нечистью здание железнодорожного вокзала, адский парк аттракционов и древний храм. Завершается же первая глава эпической битвой с огромной горгульей (двумя на высокой сложности) в окрестностях гигантского алтаря…
Не меньше впечатляет и вторая глава, носящая название «Even Death May Die». Для начала главному герою предстояло взять на абордаж застрявший во льдах парусник, отправив на, кхм, тот свет всю его «команду». После этого зачистке подвергаются в том числе такие «злачные» места, как «перерабатывающая» человеческие тела лесопилка, жуткий отель и наполненный призраками особняк. Финал же второй главы проходит в подземных пещерах, ставших домом (и могилой) для парочки (на максимальной сложности) гигантских пауков.
Далее наступает черед эпизода под номером три, именуемого «Farewell to Arms». Который, в отличие от своих предшественников, начинается довольно-таки незатейливо - на улицах небольшого подвергающегося бомбежкам городка. Увы, под стать стартовому уровню и многие последующие этапы - канализация, заполненная лавой фабрика, гидроэлектростанция с гигантской дамбой. Нет, их дизайн и планировка нареканий по большей части не вызывают. Но, например, канализация, откровенно говоря, успела порядком надоесть, став в рамках жанра шутеров от первого лица настоящим мейнстримом. А те же фабрика и дамба на фоне прочих самобытных и оригинальных уровней игры смотрятся слишком уж блекло и «обычно». Так что, несмотря на парочку удачных находок вроде превратившейся в кровавый ад больницы, третий эпизод смело можно назвать самым слабым в игре. Хотя концовка у него всё равно мощная - на расположенной где-то глубоко под землей арене необходимо упокоить огромного двухголового огнедышащего пса.
Впрочем, авторам вполне удалось реабилитировать себя в четвертой (финальной) главе - «Dead Reckoning». Начав свой путь в расположенной в старинном замке лаборатории безумного ученого, протагонист в дальнейшем побывает в мортуарии, посетит окрестности одного довольно известного в кругах любителей фильмов ужасов озера (избушка обитающего в его окрестностях маньяка в наличии) и даже окажется внутри некоего огромного живого организма. Ну а завершится путешествие нашего героя жестокой битвой с ужасным Чернобогом.
Возможно, кто-то усомнится в целесообразности такого пусть даже краткого экскурса по эпизодам игры. Однако его появление в описании отнюдь не является попыткой увеличить объем текста. Нет, целью знакомства с уровнями было подчеркнуть наличие одной особенности, характерной для многих шутеров на движке «Build». Речь идет о стремлении разработчиков таких игр поместить геймера в некий относительно реалистичный игровой мир, обладающий при этом определенной «изюминкой». Так, авторы Redneck Rampage (1997, DOS) использовали темы «реднеков» и американской глубинки. Создатели же Shadow Warrior (1997, DOS) сделали ставку на азиатскую культуру и западные стереотипы о ней.
А что же разработчики Blood? О, они пошли довольно интересным путем. События игры ориентировочно датируются сороковыми годами XX века, в результате чего «наполнение» многих уровней проекта соответствует именно этому временному периоду. Однако в наличии имеется немалое количество «анахронизмов» наподобие современного оборудования и продвинутой техники, а также явно фантастических допущений вроде электропушки. Локации, «выдержанные» в духе первой половины XX века, да еще и с футуристическими элементами, уже являются достаточно интересной идеей. Но авторы Blood пошли еще дальше, добавив в свое детище истинно лавкрафтовский ужас вкупе с мистическими и сверхъестественными элементами. По этой причине городские улицы сменяются мрачными склепами, а после залитых кровью больничных коридоров главный герой попадает в зловещий древний храм.
В результате складывается довольно любопытная ситуация. С одной стороны, Blood построена по «схеме», активно применявшейся в шутерах того времени, - геймер пробивается через «лабиринтообразные» уровни, «охотясь» за хитро спрятанными секретами, отстреливая многочисленных врагов и параллельно решая загадки, в большинстве своем связанные с поиском различных ключей, кнопок и рубильников, позволяющих продвинуться дальше и попасть в изначально недоступные части локаций. При этом все этапы игры «сгруппированы» в четыре эпизода, каждый из которых приходится начинать практически с «голыми руками», постепенно увеличивая арсенал и заполняя инвентарь полезными предметами. Что и говорить - данная геймплейная «формула» отнюдь не является новой и/или оригинальной. Однако благодаря качественной проработке и удачному сочетанию ряда игровых элементов детище Monolith Productions не просто выделяется на фоне конкурентов, но и вполне обоснованно может претендовать на звание одного из лучших, если не лучшего классического шутера.
Прежде всего хочется отметить атмосферу, стилистику и дизайн уровней. Визуально этапы игры выглядят очень интересно: упомянутое ранее окружение в духе начала XX века, дополненное элементами мистики и фантастики, на удивление неплохо сочетается с кровищей и расчлененкой. На мой взгляд, разработчикам очень точно удалось уловить ту грань, за которой насилие становится бессмысленным и отталкивающим. В результате распятые на стенах бедолаги, мозги в банках и отрубленные головы не вызывают отвращения, вместо этого выступая важной частью антуража. При этом создатели игры довольно умело чередуют относительно «правдоподобные» локации вроде движущегося поезда или больницы с совсем уж невероятными местами типа внутренностей упомянутого ранее гигантского живого организма. Кроме того, нельзя не отметить работу дизайнеров, насытивших мир множеством различных объектов, весьма органично вписывающихся в местные интерьеры. Причем со многими предметами геймер может взаимодействовать, пусть и в форме примитивного сломать/разбить.
Однако не менее важным является то обстоятельство, что отличный визуал дополняется тщательно продуманной архитектурой уровней. В результате этапы игры действительно интересно исследовать. Да, они запутаны, но весьма умеренно, а критичные для прохождения предметы хоть и спрятаны, но так, что найти их вполне возможно своими силами, не прибегая к гайдам и руководствам. На них присутствуют ловушки, «джамп»-паззлы и опасные объекты окружения, но особых сложностей они не вызывают, а их число достаточно невелико. Вдобавок многие этапы содержат различные срезки и альтернативные маршруты, позволяющие сократить время их прохождения и избежать некоторого - нередко значительного - числа противников. Не стоит забывать и о секретах, которых в Blood великое множество. Причем, помимо «обычных» заначек, в проекте присутствуют «супертайники». И если одни из их числа можно обнаружить путем очень тщательного осмотра всех уголков локаций, то выявить другие получится лишь благодаря отменной интуиции и недюжинному везению. Хотя нередко удивляют и обычные секреты. Так, на одном из этапов игры бросок динамита в определенный участок почвы создаст гигантский провал, воспользовавшись которым можно будет не только разжиться полезными предметами, но и зайти в тыл крупной группе врагов… А еще в проекте присутствуют четыре секретных уровня (по одному на каждый эпизод). И отсылочки. Много-много отсылочек. Причем в виде как реплик героя, так и различных объектов игрового мира. Например, внимательными геймерами может быть обнаружена детская коляска с торчащей из нее уродливой рукой. Или висящие на стене котельной шляпа и полосатый свитер... Хотя многие фанаты проекта в первую очередь вспомнят про висящего на цепях в потайной комнате расчлененного Дюка Нюкема… В общем, искать такие вот «пасхальные яйца» не менее интересно, чем очередной суперсекрет.
Впрочем, разработчики преуспели не только в планировке и дизайне этапов, но и в их «заселении» врагами. В результате отдельные участки уровней придется брать самым настоящим штурмом, продумывая свои действия не менее тщательно, чем в каком-нибудь симуляторе полицейского спецназа. Например, в одних ситуациях от геймера потребуется на доли секунды выскочить из безопасного укрытия на простреливаемое противниками пространство и, пальнув из наносящего урон по площади оружия в оппонентов, «нырнуть» обратно в безопасное место. В других же понадобится тщательно выверенным броском взрывчатки накрыть притаившихся в укромном месте и невидимых игроку супостатов. Впрочем, нередкими будут ситуации, когда придется отбросить в сторону разные хитрые маневры и сойтись с неприятелем в открытом бою, вспомнив, что такое круговой стрейф или, скажем, бег спиной вперед.
Ибо, повторюсь, авторы Blood не просто придумали немалое число интересных в плане как дизайна, так и боевых навыков противников, но и весьма умело разместили их в пределах локаций, вынуждая игрока постоянно менять тактику и применяемое оружие. При этом не обошлось и без ставших классикой жанра приемов вроде «взял важный предмет - получил пачку врагов». Так что, подобрав в небольшой и свободной от врагов комнате нужный для прохождения ключ, игрок уже через пару секунд легко может оказаться в окружении толпы голодных зомби, ворвавшихся в помещение через пролом в стене.
Собственно, предлагаю поговорить о противниках чуть поподробнее. Условно вражин можно разделить на три категории: боссы, монстры и культисты. И начнем мы, пожалуй, с главарей, ибо они, увы, являются главным разочарованием проекта. Дело в том, что, несмотря на свой достаточно интересный дизайн, убиваются они как-то очень уж легко. Разве что горгулья (горгульи) из первого эпизода заставит немного попотеть, да и то исключительно вследствие отсутствия в арсенале протагониста наиболее мощных «стволов».
Далее идут монстры, в рядах которых присутствуют ходячие мертвецы с топорами, жирные зомби с тесаками, несколько видов пауков и горгулий, огнедышащие псы, антропоморфные людо-рыбы, парящие в воздухе жнецы с косами. И даже живые кисти рук, видимо являющиеся родственниками «Вещи» из «Семейки Аддамс». При этом многие чудища имеют в своем распоряжении специальные способности/альтернативные виды атаки. К примеру, горгульи умеют атаковать протагониста когтями в ближнем бою либо «обстреливать» с расстояния. А еще эти монстры могут изначально находиться в форме статуй, оживая лишь после того, как игрок достигнет определенной точки уровня или поднимет особый предмет. В свою очередь, мертвецы с топорами способны пару раз восстать после своей «гибели», если, конечно, не разнести их на куски из тяжелого вооружения. Более того, даже если у вражины только одна атака, расслабляться всё равно не стоит. Так, живая кисть руки может лишь душить главного героя. Однако во время этой крайне неприятной «процедуры» у нашего подопечного натурально темнеет в глазах. И если поблизости окажутся другие противники… А от укуса паука у протагониста начинает кружиться голова, что существенно влияет на меткость стрельбы. Еще одной отличительной чертой большинства представителей «монстринной братвы» является наличие «слабости» к отдельным видам оружия. Например, жирные зомби очень хорошо сжигаются из «огнемета», а псы плохо переносят заряды «электропушки». Кроме того, многие типы противников имеют слабые места, являющиеся то ли обычными багами искусственного интеллекта, то ли задумками разработчиков, призванными облегчить жизнь игрока. Так, некоторые монстры типа жнецов не могут достать присевшего протагониста. А если герой подойдет к дышащему огнем псу впритык, тот не станет атаковать.
Ну и напоследок поговорим о культистах. В оригинальной Blood имеются всего два вида этих противников: вооруженные дробовиками бойцы в коричневых рясах и снаряженные автоматами «Томпсона» товарищи в серых одеяниях. Особым интеллектом эти друзья не блещут, но вот их боевые характеристики стали причиной того, что многие игроки так и не осилили игру на сложности выше средней. Дело в том, что реакция и меткость этих противников находятся на каком-то немыслимом уровне. Добавим сюда неприлично большой (на высокой сложности) урон - и станет понятно, почему для многих геймеров культисты стали объектом самой настоящей ненависти, а для отдельных слабых духом личностей - причиной забросить игру. Собственно, упомянутые выше ухищрения вроде уничтожения даже не видящих протагониста врагов с помощью взрывчатки или же приема «выскочил из укрытия, выстрелил из мощной пушки, спрятался» в первую очередь связаны именно с уничтожением культистов. Впрочем, излишне «демонизировать» этих противников не стоит - нередко против них будет отлично срабатывать старая добрая тактика «заманивания за угол». Да и их меткость с реакцией, а также наносимый урон, хотя и велики, всё же не создают таких проблем, как в Blood II: The Chosen (1998 - Windows). Ссылки, описание, обзоры, скриншоты, видеоролики на Old-Games.RU и Shogo: Mobile Armor Division (1998 - Windows). Ссылки, описание, обзоры, скриншоты, видеоролики на Old-Games.RU.
Тут бы разговор о врагах и закончить. Однако дело в том, что в игре есть «оппоненты», не относящиеся к перечисленным выше категориям. Речь идет о летучих мышах и крысах. И если первые, по сути, практически безобидны, вылетая из различных помещений после того, как геймер откроет дверь, и изредка нанося небольшой урон при «столкновении» с протагонистом, то вот вторые являются на удивление раздражающим противником. Да, урон от атак крыс небольшой, однако убить их из-за небольших размеров и высокой скорости не так уж и просто (вилы, как говорится, в помощь).
А еще в игре присутствуют «мирные граждане». Представлены они двумя типами персонажей: регулярно попадающимися протагонисту на разных уровнях полуголыми товарищами, которые при возникновении малейшей опасности начинают беспорядочно метаться туда-сюда по уровню, размахивая при этом руками и истошно голося, а также встречающимися в рамках одного-единственного этапа мимами, предпочитающими стоять на месте и бормотать что-то себе под нос. При этом культисты с «гражданскими» не церемонятся, безо всяких колебаний пуская их в расход, стоит только бедолагам попасться им на глаза. Игрок же вроде как волен выбирать, пощадить этих безобидных ребят или безжалостно пустить в расход. Однако позволю себе дать небольшую подсказку: мочите их.
Тем более что это совершенно в духе нашего подопечного, являющегося, как вы уже наверняка поняли, весьма интересной личностью. Ведь, в отличие от прочих шутеров того времени, он отнюдь не поборник добра и справедливости, стремящийся спасти мир и его обитателей. Нет, главный герой является восставшим из мертвых безжалостным убийцей, садистом и каннибалом, главной целью которого является месть тем, кто отправил его в могилу. При этом данный товарищ обладает весьма запоминающейся внешностью: горящие красным огнем глаза, черные шляпа, плащ и полумаска. Этакий Зорро из ада. А также отличается весьма специфическим чувством юмора и не прочь поболтать, зачастую прямо в процессе расчленения очередной партии врагов. Что же касается боевых «характеристик» нашего подопечного, то они вполне стандартны для героев шутеров того времени. Так, наше альтер эго обладает запасом здоровья в размере ста процентов и аналогичным лимитом брони. Однако с помощью специальных бонусов здоровье и броня персонажа могут быть повышены до двухсот процентов. Кроме того, герой способен носить в инвентаре по одному предмету каждого доступного для хранения типа, а также таскать весь присутствующий в игре арсенал без каких-либо ограничений. Более того, в отличие от большинства классических шутеров в Blood имеются несколько типов брони, защищающих от различных типов повреждений, вроде огня или духовного урона. Уделять же внимание стандартному для жанра экшенов от первого лица набору действий протагониста вроде стрейфов я особого смыла не вижу.
Зато, стоит уделить внимание обширному и весьма интересному арсеналу доступного Калебу оружия. В него, в частности, входят вилы, сигнальный пистолет, обрез, автомат Томпсона, баллончик с аэрозолем, при использовании зажигалки превращающийся в весьма неплохой огнемет, напалмовое орудие, «тесла»-пушка, кукла вуду, а также магический посох с черепом на навершии. Плюс несколько видов динамита, включая взрывчатку с дистанционным подрывом. При этом большинство упомянутых орудий убийства имеет альтернативный тип атаки. Например, при использовании обреза игрок может как выстрелить поочередно из одного, а потом второго ствола, так и выпалить сразу «дуплетом». Та же история и с сигнальным пистолетом, - в то время как при обычном использовании оружие будет выстреливать по одной ракете за раз, применение альтернативной атаки приведет к мощнейшему залпу, который хоть и «сожрет» немало боеприпасов, но зато нанесет удар «по площади» и вполне сможет уничтожить целую группу тех же культистов. При этом надо особенно отметить тот факт, что на протяжении всей кампании арсенал будет оставаться востребованным в полном объеме, особенно на высоких уровнях сложности. То есть ни одно оружие, даже вилы, не утратит свою полезность. Объясняется это как наличием упомянутой ранее уязвимости определенных видов монстров к конкретным типам оружия, так и отлично выверенным в части соотношения численности врагов с количеством находимых боеприпасов балансом игры.
Впрочем, в лучших традициях шутеров того времени помимо богатого арсенала оружия игроку также доступны упомянутые ранее полезные предметы. Которые, кстати, можно разделить на две группы: автоматически срабатывающие при подборе - и хранящиеся в инвентаре и срабатывающие при их активации. К первой относятся в том числе восполняющие здоровье персонажа сердца поверженных врагов (и невинно убиенных мирных NPC), боеприпасы, а также восстанавливающие броню бонусы. Во второй группе присутствует, например, аптечка, способная вылечить персонажа до максимального «стандартного» значения здоровья в размере ста процентов, а также специальные сапоги, после своей активации позволяющие совершать гигантские прыжки.
Собственно, полагаю, что на этом разговоры о геймплее Blood можно завершить, перейдя к технической части проекта. Которая весьма хороша, хотя, увы, и не лишена определенных огрехов.
Так, разработчики сумели великолепно проработать визуальный ряд игры, в результате чего «мстя» злобному божеству превратилась в чад кутежа и угара поистине эпических масштабов. Ведь для своих коварных целей авторы использовали знаменитый «2,5D» графический «движок» «Build», весьма неплохо создающий иллюзию трехмерного окружения. Хотя некоторые игровые объекты, например ключи или модели оружия, действительно являются объемными. Однако «частичная трехмерность» ничуть не портит впечатления от Blood. Ведь художники и дизайнеры выжали максимум как из «движка», так и из своих творческих способностей, в результате чего окружающий мир не просто наполнен большим количеством объектов и отлично проработан, но и обладает своеобразным сумрачным «очарованием». Все эти архаичные приборы с огромными тумблерами и лампочками, паровые машины, могильные плиты и плавающие в банках мозги выполнены качественно, с вниманием к деталям, а главное - отлично вписываются в окружение, создавая в совокупности поистине уникальную атмосферу. Впрочем, не стоит забывать и отлично прорисованных и анимированных (в большинстве своем) противников, также вносящих свою лепту в создание общего мрачного, «чернушного» духа игры. Да, анимация противников иногда сбоит, а некоторые супостаты не проработаны на все сто процентов (лиц культистов под капюшонами практически не видно), - но впечатления от игры эти недоработки не портят. Порой их просто не замечаешь за мрачным великолепием интерьеров и зрелищными спецэффектами. Кстати, о последних. Тут разработчики постарались на славу. Особенно по части крови и огня. Например, «добивающий» удар вилами, проведенный зомби с топором, не только снесет ему голову, но и вызовет целый фонтан ярко-алой крови. А использование сигнального пистолета против культистов позволит превратить сектантов в вопящие и мечущиеся по округе «живые» факелы. Впрочем, не менее интересные эффекты вызывает и применение «тесла»-пушки и куклы вуду. При этом надо отдать авторам должное, - вся жестокость, как я уже отмечал ранее, не переходит границы, за которыми начинаешь испытывать отвращение к происходящему. Своеобразный, немного (самую малость) «мультяшный», стиль рисовки «смягчает» сцены насилия и позволяет воспринимать происходящее на экране не слишком серьезно.
Единственным же существенным минусом Blood я бы назвал ролики, на модели героев в которых невозможно смотреть без слез.
А вот аудиосоставляющая вышла у авторов более неоднозначной. И всё из-за не слишком удачной озвучки отдельных противников. Так, парящие в воздухе жнецы орут так, что их крики как будто проникают в самые глубины мозга. А кудахчущие звуки, издаваемые горгульями, начинают бесить уже через несколько секунд после начала боя с ними. Когда же таких вот неудачно озвученных врагов собирается несколько штук либо указанные типы противников встречаются одновременно, начинается сущий ад. Также двоякое ощущение оставляют культисты. С одной стороны, авторы придумали для них специальный язык и подготовили кучу реплик на нём («Maranax Infirmux!»). С другой стороны, голоса культистов грубы и звучат довольно громко, в результате чего сражаться с их группами также не всегда комфортно. Когда одни из них горят и пронзительно вопят, а другие выкрикивают грубые проклятья на своем языке, ушам приходится весьма несладко. А если к ним присоединятся призраки и горгульи…
Впрочем, есть в игре и действительно удачные, связанные со звуковым рядом, моменты. Например, шикарные музыкальные треки. Одна мрачная композиция с детским вокалом «Infuscomus» чего стоит. Также вполне удалась озвучка ряда других персонажей. Например, бормотание зомбаков. Так, мертвецы с топорами частенько выдают классическое «Мозги!» («Brains»), а их толстые сородичи с тесаками регулярно обращаются к Калебу с призывом присоединиться к ним («Join us»).
Но главной звездой Blood, безусловно, является Калеб. Озвучивший его актер Стефан Вейт (Stephan Weyte) проделал поистине титаническую работу. Ведь с учетом специфики персонажа (герой шутера от первого лица) отыграть его и передать особенности его характера требовалось лишь с помощью одного голоса. И господин Вейт, на мой взгляд, справился просто великолепно. Персонажем очень быстро проникаешься и буквально физически начинаешь ощущать его внутреннее безумие, а также присущие ему садизм и нигилизм. Калеб то выдает какие-то меланхоличные фразы, то хохочет, как безумный, то отпускает едкие, саркастические шуточки. В этом плане, кстати, хочется отметить и разработчиков. Ведь практически все реплики, что выдает наш подопечный, являются цитатами! Однако они так удачно подобраны и настолько органично встроены в игровой процесс, что особо даже и не задумываешься о том, что вот сейчас Калеб цитирует Шекспира, а минуту назад выдал фразочку Эша из «Зловещих мертвецов».
Хотя, в части звукового ряда стоит отметить не только разработчиков и господина Вейта. Небольшого упоминания заслуживают и... локализаторы. Которые подарили игрокам с постсоветского пространства немалое количество довольно любопытных переводов. Так, существует версия игры «В.И. Ленин. Первая кровь», в которой протагонистом является сам товарищ Ульянов. При этом, вождь мирового пролетариата не только канонично картавит, но и выдает различные забавные фразочки, вроде «я убил тебя лодочник, но лодка маловата». Также, лично мне запомнилась локализация проекта, в которой культисты выкрикивают фразы на украинском языке. А вообще, судя по отзывам в интернете, интересных (и не очень) озвучек у игры много. В одной из них, к примеру, якобы присутствует спетая на мотив похоронного марша песенка «в детском саду скоро будет Новый год».
Однако, вернемся к оригинальному звуковому ряду игры, завершить разговор о котором я хотел бы упоминанием еще одного колоритного персонажа, коим является… «Голос» («The Voice»). Этот адский комментатор не дает игрокам спуску в сетевой игре, комментируя их достижения и насмехаясь над неудачами.
Кстати, мультиплеер, как по мне, неплох. Много времени я ему не уделял, но впечатления в целом остались положительные. Так, карты для мультиплеера весьма проработаны и достаточно разнообразны. Сами же сетевые баталии динамичны и проходят на высоких «скоростях», хотя и несколько хаотичны, плюс менее требовательны к «тактической подкованности» игроков, в первую очередь «нагружая» спинной мозг, а не головной. Впрочем, повторюсь, всё это субъективно. Напоследок также замечу, что в Blood присутствует и кооператив. Так что вместо того, чтобы расстреливать и поджигать своих собратьев-игроков, можно объединить с ними усилия и вместе обрушиться на приспешников Чернобога.
Каков же будет итог всему вышесказанному? Ну что ж, лично для себя я выводы сделал уже давно: Blood - это шедевр и лучший шутер «старой школы» в мире. Но, к сожалению, я чертовски предвзят, - ведь данная игра с давних пор входит в мой личный топ трех лучших экшенов от первого лица. Так что постараюсь поумерить восторги и высказать более объективную точку зрения… Итак, по сути, Blood - это классический шутер на движке «Build», не имеющий каких-то революционных находок в геймплее и предлагающий вполне обычную игровую формулу вроде «уровень обыскал, врагов перестрелял, ключ(и) нашел, на следующий этап перешел». Однако уникальные визуальный стиль и атмосфера вкупе с «цепляющим» главным героем, а также хотя бы и классический, но зато отлаженный и выверенный до мелочей геймплей превращают Blood в уникальный, «штучный» продукт, в котором даже неудачные на первый взгляд решения разработчиков вроде «снайперов»-культистов неожиданно становятся плюсом. Не зря же игра достойно прошла проверку временем и интересна геймерам даже по прошествии более чем двух десятков лет со времени своего выхода. Так что, боюсь, мы пришли к тому, с чего я начал свое подведение итогов: Blood - это шедевр, культовый проект, с которым должен ознакомиться каждый любитель «олдскульных» шутеров от первого лица. И если вы этого еще не сделали, то самое время взяться за устранение столь досадной оплошности. Cruo stragarana malaxos!
- Атмосфера:
Юмор
Ужасы - Аудитория:
Жестокость - Игровой движок:
Build - Многопользовательская игра:
Друг против друга
Командная игра
Модем
LAN - Перспектива:
Вид от первого лица - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
США - Сюжет:
Месть - Тематика:
Альтернативная история - Технические детали:
Glide
Джойстик
Воксельная графика
CD-audio - Язык:
English
Также удивляют претензии к врагам
Если идти на них в лоб. Но это же проблема игрока, что он атакует так примитивно. От них можно избавиться множеством способов, в том числе без получения урона.
Ждать, временами, действительно приходится, но уж точно не по полчаса. По крайней мере, у меня такого не было.
Электропушка хороша против гаргулий. В том числе больших серых. А псов, лично я, частенько убивал из напалмовой пушки. Или из дробовика. Мне нравится через них перепрыгивать, а потом атаковать. Хотя, можно просто подойти в упор (в таких случаях они не могут дышать огнем), правда не знаю, возможно существуют версии игры, где это может не сработать.
Зачастую от них можно избавиться с берега (например, кидая динамит). Да и под водой уничтожить их с минимальными потерями вполне реально. Также, нередко есть вариант заспидранить, уплыв от них подальше.
Не помню такой проблемы, если честно.