Принято считать, что существует только два мировых «направления» (в плане, если можно так выразиться, «традиций и особенностей») компьютерных (и не только) игр: «евро-американское», куда можно отнести и отечественные игры, и «азиатское», под которым традиционно понимаются игры Тайваня и Гонконга, Южной Кореи и Японии. Но иногда «третьи» страны тоже предпринимают попытку сотворить что-то своё — причём зачастую такое, что оно чем-то выделяется из «устоявшихся тенденций». В самом деле, иногда как-либо иначе, нежели стремлением создать именно «белую ворону», полученный результат и не назовёшь. Большинству, конечно, он не понравится, а точнее — оно о нём попросту и не узнает, так как не станет в это играть. Но это отнюдь не означает, что данный результат — при всей своей необычности — не может оказаться как минимум в чём-то примечательным.
Игра, выложенная на данной странице, ведёт своё происхождение из страны применительно к области создания компьютерных игр экзотической — той, что хорошо известна любителям туризма своими пляжами и добрыми слонами (во всяком случае, надеемся, что именно ими, а не экзотической фауной прямо в гостиничных номерах или операциями по смене пола...), знатокам истории — тем, что сумела избежать колонизации европейцами, специалистам в области геополитики — игнорируемой ведущими средствами массовой информации войной, много лет идущей в её южных провинциях. Да, речь о Таиланде. Оказывается, там тоже делают игры. И между прочим — слоны чуть выше были упомянуты отнюдь не просто так.
Tom Yum Goong: The Game сделана по мотивам одноимённого тайского (или всё-таки тайско-американского?) фильма, имеющего множество разных названий: так, в США он известен как «The Protector» и «Warrior King», а в наших краях — как «Честь дракона». Кино, надо сказать, не такое уж и старое — снято всего лишь в 2005 году, — но ощущения вызывает совсем не такие, как большинство картин даже этого периода, не говоря уже о последующих. В этом, надо сказать, достаточно дешёвом фильме, снятом без особенных спецэффектов, есть что-то, что заставляет ощутить (конечно, тех, кто её помнит) атмосферу подпольных душных видеосалонов рубежа 80-х и 90-х годов XX века: накачанные гопники после «трудового дня», развалившись на жёстких и неудобных стульях, лузгают семечки, в то время как на небольшом, но зато цветном телевизоре в дальнем углу крутят фильм про какого-то «узкоглазого», который всех бьёт, озвученный одним и притом гнусавым голосом, — но это и не мешает, потому что фраз всё равно мало, да и не интересуют они никого; гораздо занимательнее смотреть на драку и комментировать, что, естественно, «тут он не справился, а вот я бы…». Где-то может негромко играть радио с очередной песней Цоя или Шевчука, пальцы не слишком сильно, но уверенно сжимают самодельную биту, по щекам стекает пот… Семечек на полу становится всё больше, одинокая лампочка без плафона на стене трещит всё тише, за окном постепенно наступают сумерки. Красное знамя Отчизны, которому мы клялись в беззаветной верности, пока ещё гордо реет над Кремлём, но часы неумолимо тикают… Эту эпоху уже нельзя вернуть, — и в чём-то это хорошо. Хотя… может быть, можно? Хотя бы благодаря таким вот фильмам, как Tom Yum Goong?..
Говорить, впрочем, нужно не о фильме, а об игре, сделанной по его мотивам (это, кстати, стоит обязательно отметить отдельно — именно по мотивам, не более). Но не сказать хотя бы пару слов о его сюжете нельзя. Суть заключается в том, что в сельской местности Таиланда живёт молодой человек по имени Кхам, который вместе с отцом занимается разведением слонов, а в свободное от работы время изучает национальное боевое искусство — муай-тай. Но случается так, что международная банда гангстеров, занимающаяся в том числе торговлей экзотическими животными, крадёт у него его любимых слона и слонёнка, попутно убив отца героя, — и разгневанный Кхам отправляется за ними… нет, не в Америку, а в Австралию (ибо бюджет, видимо, имеет значение) с двумя целями: во-первых, неизвестное число раз повторить фразу «Где мои слоны?!» (англ. «Where are my elephants?!»), а во-вторых — набить морду (именно это слово, да) и не только очень большому числу плохих парней, среди которых будут весьма интересные лица. Ну и просто порадовать глаз всевозможными приёмами и трюками, в том числе небоевыми.
И вот на основе этого фильма сделали игру — причём в Таиланде. И более того: она стала единственным местным проектом, изначально предназначенным для национального рынка, но затем получившим и международный релиз. О её жанре, вероятно, читатели уже и так догадались: beat ’em up, то есть, другими словами, — «файтинг на прохождение без ограничения места действия ареной». Вид от третьего лица, сама игра отчасти псевдотрёхмерна. Игровой процесс на большинстве уровней ограничивается исключительно последовательным прохождением локаций и избиением различных супостатов, которые, надо сказать, обычно не являются очень уж сильными и искусными бойцами, но вполне могут задавить числом, а также порой относительно колоритно выглядят. Впрочем, на некоторых уровнях действо будет превращаться в платформер, гонки на катерах или даже — внимание — «подобие квеста», но такое, что без кавычек даже при наличии очень доброго сердца тут просто не обойтись. Роль бонусов выполняют золотые статуэтки в виде слонов, висящие в воздухе, — их нужно собирать, дабы восполнять здоровье. В принципе, суть уже описана. Но — ни в коем случае не сама игра.
Начать, очевидно, следует с того, что считается (хотя при упоминании этого слова всё время хочется вспомнить риторический вопрос, который невинно убиенный писатель и дипломат вложил в уста своего героя) «плохим». Итак, Tom Yum Goong: The Game большинством изданий в области профильной прессы — естественно, до того времени не знакомой с понятием «тайского гейминга» — была объявлена (пусть и обычно косвенно, а не прямым текстом) худшей игрой 2005 года. Критиковались до ужаса убогие графика, игровой процесс и всё остальное. Игру предлагали ритуально сжечь, вышвырнуть в окно, расколошматить диск кувалдой, опустить в мусорную корзину и даже — что, несомненно, является самым чудовищным — пожалеть на неё своих денег. Наверное, глупо было бы считать, что «уважаемые» критики во всём ошибаются. Недостатки у данной вещи, разумеется, есть, и некоторые из них не оправдать даже тем, что средств на разработку игры у её авторов было, скажем так, не очень много (куда меньше, чем на фильм, даже если проводить сравнение в относительных величинах, то есть сопоставлять каждый из этих продуктов с аналогами из своей категории). И всё же… Да, «и всё же» — как в том самом японском хокку про росинку из школьной программы. И всё же.
Псевдотрёхмерными здесь можно назвать только фигурки персонажей и некоторые объекты, хотя и они, судя по всему, на деле спрайтовые. Фоны уровней же — самое что ни на есть честнейшее 2D, отрисованное заранее, так что не удивляйтесь, что после совершения героем в пределах экрана буквально нескольких шагов задний план автоматически поменяется. Здесь вы встретитесь с невероятно угловатыми деревьями, не менее аляповатым огнём, плывущими зелёными текстурами травы (да-да, теми самыми!) и её величеством Размытостью, именно с большой буквы, которая здесь не просто царствует, а имеет абсолютную, самодержавную власть.
Но графика никогда не интересует, если есть хороший игровой процесс. Имеется ли он здесь? В чём-то — безусловно, но вот общее впечатление, если говорить честно и откровенно, не очень. Да, наш герой обладает целым рядом приёмов, умеет драться руками и ногами и даже совершать «комбо-удары», из которых отдельные «даже» похожи на то, что делал на экране артист и мастер боевых искусств Тони Джаа, исполнитель главной роли в первоисточнике. Но вот само управление героем реализовано не особенно качественно, двигается он зачастую тоже неважно, весь какой-то «дёрганый» и «деревянный». А ведь есть ещё и крайне плохая реализация камеры обзора, — было бы странно, если бы дело обстояло иным образом.
Плюс, как уже было отмечено выше, большинство боёв при всём желании трудно назвать зрелищными. Есть, конечно, ситуации, когда нашему герою приходится сражаться сразу против множества противников, способных его забить, — но в большинстве случаев бывает достаточно нескольких ударов (даже неспецифичных), чтобы избавиться от супостатов. Определённую сложность могут представлять, скажем, «экстремальные уличные гонщики» (скорее всего, из фильма: если смотрели, вы их вспомните), — а вот с боссами игра подкачала. В самом деле: бой главного героя с неподражаемым капоэйристом, роль которого исполнил бразильский актёр и боец Латифф Кроудер, по сравнению с акробатикой которого даже финты Тони выглядят не слишком убедительно, был едва ли не красивейшей боевой сценой во всём фильме. Здесь же этот поединок (который происходит, конечно, один на один) можно пройти относительно легко, так как компьютерный Латифф не обучен и сотой доле того, что умеет настоящий. Про поединок с мечником-ушуистом (актёр Джон Фу в фильме) лучше и вовсе умолчать. Ну а финальный бой (к сожалению, не с тем, о ком вы, возможно, подумали) — это, скажем так, относительно трудно, но как-то… не особенно впечатляет, хотя — ни в коей мере не плохо. Просто как-то «не так».
Но бои, как тоже уже было сказано, — это только основа, «каркас» игры. Здесь есть не только они. Кое-где вас ожидает самый настоящий платформер, когда придётся изрядно помучиться, чтобы преодолеть прыжками путь по ненавистным, омерзительным ящикам. Потому что принципы управления на таких уровнях никуда не деваются и остаются прежними, а управлять прыжками и боем — совсем не одно и то же. И ещё здесь есть гонки. Гонки, как было сказано выше, не вполне обычные: не на какой-нибудь там спортивной машине или модном мотоцикле, а — у нас же тайская игра! — на катере по узкому каналу, заполненному грязной, мутной, мерзкой, как отзывы рецензентов об этой игре, водой, где иногда встречаются препятствия, которые стоит обязательно избегать. Режим гонок, наверное, получился в игре лучше всего остального, — но вот то, что мы видим во время прохождения трассы, большинство людей наверняка заставит сморщиться или — по крайней мере — грустно, с видом «понимания», усмехнуться.
Да: всё, что было описано выше, — правда. Tom Yum Goong — действительно не шедевр и не хит сезона. Но то самое «всё же» в нём всё-таки есть. Если фильм возвращает нас в эпоху рубежа двух десятилетий, то игра напоминает о середине, — середине последней декады прошлого века. Когда то, что сейчас кто-то смеет называть ущербным, в буквальном смысле слова поражало воображение своими красотами. Когда каждую новую игру ждали задолго до её появления. Когда, как ни парадоксально, нам было доступно не столь уж мало вещей, несмотря на почти полное отсутствие официальных локализаций. Когда, наконец, человек мог просто принести игру домой, вставить диск в привод компьютера и начать играть. Никакого Интернета, никаких защит и условий, — только Игра и ничего, кроме Игры. Тёмная ночь, аляповатые фигурки на 15-дюймовом мониторе и радость. Не такая простая, как лет восемь-десять назад, когда всё действо начиналось с белых букв на чёрном экране, но всё-таки простая. Другие игры даже 2005 года эту радость вернуть не могут. Tom Yum Goong — вполне.
Во-первых, сложность тут, как вы, вероятно, уже поняли, всё же присутствует. Конечно, иногда она доводит до раздражения, ибо первопричиной её является «криворукость» тайских разработчиков, а не заранее продуманный ход, — но это снова никому особенно не интересно. И правда, почему бы не вспомнить время, когда за довольно короткий промежуток времени несколько клавиатур не превращалось в груды дряни, став жертвами экспрессивного выражения эмоций из-за невозможности пройти тот или иной платформер?.. Было ведь дело! И здесь такие моменты есть. Но зато после того, как кажущийся непосильным этап окажется наконец пройден, можно будет и отпраздновать — так, как мы делали это тогда…
Во-вторых — режиссура самого действа. Как ни парадоксально, но она исполнена поразительно удачно и продуманно; в обзорах «игрожурналистов» вы об этом не прочитаете, но это — есть. Игра, как было сказано некоторое количество абзацев назад, представляет собой не дословный пересказ фильма, а скорее произведение именно что по его «мотивам», — при этом она акцентирует внимание как раз на тех моментах, которые зрителю в прошлом запомнились больше всего. Да, понять это может только тот, кто знаком с первоисточником; да, из-за этого страдает сам визуальный ряд повествования, становясь похожим на что-то вроде бессвязной череды картинок. Но — таков замысел, и нечто подобное мы уже порой встречали в более старых играх по фильмам: бывает, захочешь, чтобы сейчас перед твоими глазами разыгрался вон тот момент, который больше всего понравился, а он раз — и на месте. Здесь будет точно так же. И при всём при этом озвучка роликов в игре на тайском языке, — вот где настоящая экзотика. А вместо роликов нас ожидают «сюжетные» картинки с надписями, выполненные в стиле старых комиксов… Перечислять такие вещи можно долго — это мелочи, но… «всё же».
Если вы настоящий олдгеймер, то всё то, что выше было сказано про графику, вам не может не понравиться. Это весьма продвинутая картинка для, скажем, первой половины 1998 года. Какая разница, что игра вышла в 2005-м, а сейчас на дворе вообще совсем другие времена. Нам нравится 1998-й, мы любим 1998-й, а раз так — то можем и воспринимать эту игру так, как хочется нам. Как внезапный призрак из прошлого, который родился гораздо позже «своего» времени, а в новом просто не нашёл себе места. Впрочем, найти всё ещё может — если кто-то захочет с ним познакомиться. И если вы хотите, пусть и на совсем чуть-чуть, вернуться в 1990-е и ощутить то, что называется «ароматом эпохи», — то не слушайте никаких «писателей» и просто запустите Tom Yum Goong, желательно — после просмотра фильма-первоисточника, освободив свой разум от условностей и позволив ему на время уступить их место чувствам. Понравится или нет — дело вкуса, но незабываемое путешествие в прошлое точно обеспечено. В конце концов, разве можно себе позволить не найти если не счастье, то хотя бы… своих слонов?..
Игра, выложенная на данной странице, ведёт своё происхождение из страны применительно к области создания компьютерных игр экзотической — той, что хорошо известна любителям туризма своими пляжами и добрыми слонами (во всяком случае, надеемся, что именно ими, а не экзотической фауной прямо в гостиничных номерах или операциями по смене пола...), знатокам истории — тем, что сумела избежать колонизации европейцами, специалистам в области геополитики — игнорируемой ведущими средствами массовой информации войной, много лет идущей в её южных провинциях. Да, речь о Таиланде. Оказывается, там тоже делают игры. И между прочим — слоны чуть выше были упомянуты отнюдь не просто так.
Tom Yum Goong: The Game сделана по мотивам одноимённого тайского (или всё-таки тайско-американского?) фильма, имеющего множество разных названий: так, в США он известен как «The Protector» и «Warrior King», а в наших краях — как «Честь дракона». Кино, надо сказать, не такое уж и старое — снято всего лишь в 2005 году, — но ощущения вызывает совсем не такие, как большинство картин даже этого периода, не говоря уже о последующих. В этом, надо сказать, достаточно дешёвом фильме, снятом без особенных спецэффектов, есть что-то, что заставляет ощутить (конечно, тех, кто её помнит) атмосферу подпольных душных видеосалонов рубежа 80-х и 90-х годов XX века: накачанные гопники после «трудового дня», развалившись на жёстких и неудобных стульях, лузгают семечки, в то время как на небольшом, но зато цветном телевизоре в дальнем углу крутят фильм про какого-то «узкоглазого», который всех бьёт, озвученный одним и притом гнусавым голосом, — но это и не мешает, потому что фраз всё равно мало, да и не интересуют они никого; гораздо занимательнее смотреть на драку и комментировать, что, естественно, «тут он не справился, а вот я бы…». Где-то может негромко играть радио с очередной песней Цоя или Шевчука, пальцы не слишком сильно, но уверенно сжимают самодельную биту, по щекам стекает пот… Семечек на полу становится всё больше, одинокая лампочка без плафона на стене трещит всё тише, за окном постепенно наступают сумерки. Красное знамя Отчизны, которому мы клялись в беззаветной верности, пока ещё гордо реет над Кремлём, но часы неумолимо тикают… Эту эпоху уже нельзя вернуть, — и в чём-то это хорошо. Хотя… может быть, можно? Хотя бы благодаря таким вот фильмам, как Tom Yum Goong?..
Говорить, впрочем, нужно не о фильме, а об игре, сделанной по его мотивам (это, кстати, стоит обязательно отметить отдельно — именно по мотивам, не более). Но не сказать хотя бы пару слов о его сюжете нельзя. Суть заключается в том, что в сельской местности Таиланда живёт молодой человек по имени Кхам, который вместе с отцом занимается разведением слонов, а в свободное от работы время изучает национальное боевое искусство — муай-тай. Но случается так, что международная банда гангстеров, занимающаяся в том числе торговлей экзотическими животными, крадёт у него его любимых слона и слонёнка, попутно убив отца героя, — и разгневанный Кхам отправляется за ними… нет, не в Америку, а в Австралию (ибо бюджет, видимо, имеет значение) с двумя целями: во-первых, неизвестное число раз повторить фразу «Где мои слоны?!» (англ. «Where are my elephants?!»), а во-вторых — набить морду (именно это слово, да) и не только очень большому числу плохих парней, среди которых будут весьма интересные лица. Ну и просто порадовать глаз всевозможными приёмами и трюками, в том числе небоевыми.
И вот на основе этого фильма сделали игру — причём в Таиланде. И более того: она стала единственным местным проектом, изначально предназначенным для национального рынка, но затем получившим и международный релиз. О её жанре, вероятно, читатели уже и так догадались: beat ’em up, то есть, другими словами, — «файтинг на прохождение без ограничения места действия ареной». Вид от третьего лица, сама игра отчасти псевдотрёхмерна. Игровой процесс на большинстве уровней ограничивается исключительно последовательным прохождением локаций и избиением различных супостатов, которые, надо сказать, обычно не являются очень уж сильными и искусными бойцами, но вполне могут задавить числом, а также порой относительно колоритно выглядят. Впрочем, на некоторых уровнях действо будет превращаться в платформер, гонки на катерах или даже — внимание — «подобие квеста», но такое, что без кавычек даже при наличии очень доброго сердца тут просто не обойтись. Роль бонусов выполняют золотые статуэтки в виде слонов, висящие в воздухе, — их нужно собирать, дабы восполнять здоровье. В принципе, суть уже описана. Но — ни в коем случае не сама игра.
Начать, очевидно, следует с того, что считается (хотя при упоминании этого слова всё время хочется вспомнить риторический вопрос, который невинно убиенный писатель и дипломат вложил в уста своего героя) «плохим». Итак, Tom Yum Goong: The Game большинством изданий в области профильной прессы — естественно, до того времени не знакомой с понятием «тайского гейминга» — была объявлена (пусть и обычно косвенно, а не прямым текстом) худшей игрой 2005 года. Критиковались до ужаса убогие графика, игровой процесс и всё остальное. Игру предлагали ритуально сжечь, вышвырнуть в окно, расколошматить диск кувалдой, опустить в мусорную корзину и даже — что, несомненно, является самым чудовищным — пожалеть на неё своих денег. Наверное, глупо было бы считать, что «уважаемые» критики во всём ошибаются. Недостатки у данной вещи, разумеется, есть, и некоторые из них не оправдать даже тем, что средств на разработку игры у её авторов было, скажем так, не очень много (куда меньше, чем на фильм, даже если проводить сравнение в относительных величинах, то есть сопоставлять каждый из этих продуктов с аналогами из своей категории). И всё же… Да, «и всё же» — как в том самом японском хокку про росинку из школьной программы. И всё же.
Псевдотрёхмерными здесь можно назвать только фигурки персонажей и некоторые объекты, хотя и они, судя по всему, на деле спрайтовые. Фоны уровней же — самое что ни на есть честнейшее 2D, отрисованное заранее, так что не удивляйтесь, что после совершения героем в пределах экрана буквально нескольких шагов задний план автоматически поменяется. Здесь вы встретитесь с невероятно угловатыми деревьями, не менее аляповатым огнём, плывущими зелёными текстурами травы (да-да, теми самыми!) и её величеством Размытостью, именно с большой буквы, которая здесь не просто царствует, а имеет абсолютную, самодержавную власть.
Но графика никогда не интересует, если есть хороший игровой процесс. Имеется ли он здесь? В чём-то — безусловно, но вот общее впечатление, если говорить честно и откровенно, не очень. Да, наш герой обладает целым рядом приёмов, умеет драться руками и ногами и даже совершать «комбо-удары», из которых отдельные «даже» похожи на то, что делал на экране артист и мастер боевых искусств Тони Джаа, исполнитель главной роли в первоисточнике. Но вот само управление героем реализовано не особенно качественно, двигается он зачастую тоже неважно, весь какой-то «дёрганый» и «деревянный». А ведь есть ещё и крайне плохая реализация камеры обзора, — было бы странно, если бы дело обстояло иным образом.
Плюс, как уже было отмечено выше, большинство боёв при всём желании трудно назвать зрелищными. Есть, конечно, ситуации, когда нашему герою приходится сражаться сразу против множества противников, способных его забить, — но в большинстве случаев бывает достаточно нескольких ударов (даже неспецифичных), чтобы избавиться от супостатов. Определённую сложность могут представлять, скажем, «экстремальные уличные гонщики» (скорее всего, из фильма: если смотрели, вы их вспомните), — а вот с боссами игра подкачала. В самом деле: бой главного героя с неподражаемым капоэйристом, роль которого исполнил бразильский актёр и боец Латифф Кроудер, по сравнению с акробатикой которого даже финты Тони выглядят не слишком убедительно, был едва ли не красивейшей боевой сценой во всём фильме. Здесь же этот поединок (который происходит, конечно, один на один) можно пройти относительно легко, так как компьютерный Латифф не обучен и сотой доле того, что умеет настоящий. Про поединок с мечником-ушуистом (актёр Джон Фу в фильме) лучше и вовсе умолчать. Ну а финальный бой (к сожалению, не с тем, о ком вы, возможно, подумали) — это, скажем так, относительно трудно, но как-то… не особенно впечатляет, хотя — ни в коей мере не плохо. Просто как-то «не так».
Но бои, как тоже уже было сказано, — это только основа, «каркас» игры. Здесь есть не только они. Кое-где вас ожидает самый настоящий платформер, когда придётся изрядно помучиться, чтобы преодолеть прыжками путь по ненавистным, омерзительным ящикам. Потому что принципы управления на таких уровнях никуда не деваются и остаются прежними, а управлять прыжками и боем — совсем не одно и то же. И ещё здесь есть гонки. Гонки, как было сказано выше, не вполне обычные: не на какой-нибудь там спортивной машине или модном мотоцикле, а — у нас же тайская игра! — на катере по узкому каналу, заполненному грязной, мутной, мерзкой, как отзывы рецензентов об этой игре, водой, где иногда встречаются препятствия, которые стоит обязательно избегать. Режим гонок, наверное, получился в игре лучше всего остального, — но вот то, что мы видим во время прохождения трассы, большинство людей наверняка заставит сморщиться или — по крайней мере — грустно, с видом «понимания», усмехнуться.
Да: всё, что было описано выше, — правда. Tom Yum Goong — действительно не шедевр и не хит сезона. Но то самое «всё же» в нём всё-таки есть. Если фильм возвращает нас в эпоху рубежа двух десятилетий, то игра напоминает о середине, — середине последней декады прошлого века. Когда то, что сейчас кто-то смеет называть ущербным, в буквальном смысле слова поражало воображение своими красотами. Когда каждую новую игру ждали задолго до её появления. Когда, как ни парадоксально, нам было доступно не столь уж мало вещей, несмотря на почти полное отсутствие официальных локализаций. Когда, наконец, человек мог просто принести игру домой, вставить диск в привод компьютера и начать играть. Никакого Интернета, никаких защит и условий, — только Игра и ничего, кроме Игры. Тёмная ночь, аляповатые фигурки на 15-дюймовом мониторе и радость. Не такая простая, как лет восемь-десять назад, когда всё действо начиналось с белых букв на чёрном экране, но всё-таки простая. Другие игры даже 2005 года эту радость вернуть не могут. Tom Yum Goong — вполне.
Во-первых, сложность тут, как вы, вероятно, уже поняли, всё же присутствует. Конечно, иногда она доводит до раздражения, ибо первопричиной её является «криворукость» тайских разработчиков, а не заранее продуманный ход, — но это снова никому особенно не интересно. И правда, почему бы не вспомнить время, когда за довольно короткий промежуток времени несколько клавиатур не превращалось в груды дряни, став жертвами экспрессивного выражения эмоций из-за невозможности пройти тот или иной платформер?.. Было ведь дело! И здесь такие моменты есть. Но зато после того, как кажущийся непосильным этап окажется наконец пройден, можно будет и отпраздновать — так, как мы делали это тогда…
Во-вторых — режиссура самого действа. Как ни парадоксально, но она исполнена поразительно удачно и продуманно; в обзорах «игрожурналистов» вы об этом не прочитаете, но это — есть. Игра, как было сказано некоторое количество абзацев назад, представляет собой не дословный пересказ фильма, а скорее произведение именно что по его «мотивам», — при этом она акцентирует внимание как раз на тех моментах, которые зрителю в прошлом запомнились больше всего. Да, понять это может только тот, кто знаком с первоисточником; да, из-за этого страдает сам визуальный ряд повествования, становясь похожим на что-то вроде бессвязной череды картинок. Но — таков замысел, и нечто подобное мы уже порой встречали в более старых играх по фильмам: бывает, захочешь, чтобы сейчас перед твоими глазами разыгрался вон тот момент, который больше всего понравился, а он раз — и на месте. Здесь будет точно так же. И при всём при этом озвучка роликов в игре на тайском языке, — вот где настоящая экзотика. А вместо роликов нас ожидают «сюжетные» картинки с надписями, выполненные в стиле старых комиксов… Перечислять такие вещи можно долго — это мелочи, но… «всё же».
Если вы настоящий олдгеймер, то всё то, что выше было сказано про графику, вам не может не понравиться. Это весьма продвинутая картинка для, скажем, первой половины 1998 года. Какая разница, что игра вышла в 2005-м, а сейчас на дворе вообще совсем другие времена. Нам нравится 1998-й, мы любим 1998-й, а раз так — то можем и воспринимать эту игру так, как хочется нам. Как внезапный призрак из прошлого, который родился гораздо позже «своего» времени, а в новом просто не нашёл себе места. Впрочем, найти всё ещё может — если кто-то захочет с ним познакомиться. И если вы хотите, пусть и на совсем чуть-чуть, вернуться в 1990-е и ощутить то, что называется «ароматом эпохи», — то не слушайте никаких «писателей» и просто запустите Tom Yum Goong, желательно — после просмотра фильма-первоисточника, освободив свой разум от условностей и позволив ему на время уступить их место чувствам. Понравится или нет — дело вкуса, но незабываемое путешествие в прошлое точно обеспечено. В конце концов, разве можно себе позволить не найти если не счастье, то хотя бы… своих слонов?..
- Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Фильмы - Страна или регион происхождения:
Таиланд - Элемент жанра:
Мультижанровая
Beat ’em up - Язык:
Русский
English
ไทย