«Мир Софии» («Sofies verden») – так называется роман норвежского писателя Юстейна Гордера, посвящённый не самой обычной теме: популярному изложению истории европейской философской мысли, изначально предназначенному для детей среднего и старшего школьного возраста (героиней повествования выступает 14-летняя девочка София Амундсен, а её знакомство с упомянутыми высокими материями осуществляется благодаря адресованным ей письмам некоего загадочного философа по имени Альберто). Вскоре после своего выхода в свет в 1991 году данное литературное произведение – совершенно неожиданно для своего автора – стало международным бестселлером, привлёкшим к себе внимание далеко не только целевой аудитории и переведённым на десятки языков, включая русский (где фамилия героини была почему-то изменена на «Амуннсен»).
Одновременно с появлением этого последнего книжного варианта в 1997 году усилиями лондонской The MultiMedia Corporation и подразделения одного из крупнейших местных издательств Macmillan, специализирующегося на выпуске разнообразного образовательного ПО и компьютерных головоломок, состоялось и электронное воплощение первоисточника. «Sophie’s World» также удостоилась перевода на несколько языков, хотя и в на порядок меньшем количестве, нежели литературный оригинал (французский, несколько скандинавских и др. – увы, на этот раз без русского). При этом в жанровом отношении перед нами оказывается нечто весьма неординарное – и находящееся примерно посередине между игрой жанра «Educational», набором разнообразных «активностей» (только не для малышей, а для подростков) и интерактивной мультимедийной энциклопедией. Иначе говоря – не поддающаяся точным определениям смесь в духе ранних проектов на CD-ROM (недаром американским издателем выступила The Voyager Company, знаменитая своими смелыми экспериментами в данной области).
Первым делом после запуска следует представиться, введя своё полное имя (при помощи которого можно будет в дальнейшем продолжать знакомство с программой с того места, на котором мы остановились при предыдущем выходе в систему), а заодно и краткий псевдоним (по нему к нам станут обращаться как сама игра, так и ключевые персонажи). Вслед за этим мы оказываемся в загадочном месте под названием «Дьяус» – таком себе космическом промежутке вне времени и пространства, по которому из стороны в сторону периодически проплывают различные интерактивные элементы. «Sophie’s World» вообще отличается своеобразной сюрреалистичной атмосферой, которой могли бы позавидовать иные уважающие себя «мистоиды» (причём не только в сцене, посвящённой, скажем, подсознанию, но и в куда более респектабельных тематических разделах).
Графика в техническом плане соответствует классическому разрешению 640х480 и поддерживает варианты как в 256, так и в тысячи оттенков палитры, – тогда как в художественном отношении нас ждут и разнообразные диковинные коллажи из рисунков, и фотореалистичные иллюстрации, и крайне модные в ту эпоху FMV-вставки в исполнении живых актёров (разумеется, без субтитров, – так что восприятие английского языка на слух для знакомства с миром Софии-Мудрости крайне небесполезно: к счастью, дикция практически у всех артистов отличная). Музыкальное сопровождение также вполне приятное и способствует созданию нужной атмосферы, ну а про озвучку уже только что было сказано, – впрочем, текстовой информации здесь всё равно на порядок больше. Управление реализовано посредством мыши и в принципе соответствует традициям point-and-click – с курсором, принимающим при подведении к активным объектам на экране вид руки с вытянутым указательным пальцем или открытой ладони (второй случай намекает на то, что предмет можно подобрать или переместить), однако и набирать символы вручную с клавиатуры придётся не раз, не два и даже не десять.
Прежде всего обратим внимание на те самые пролетающие по местным экранам достопримечательности. Среди таковых доминируют знаки вопросов, при щелчке по ним оборачивающиеся текстовой информацией к размышлению – и ничем более («Что такое пространство?», «Существует ли правильный способ жизни?», «Сводится ли всё к единому?», «Не являемся ли мы плодом чьего-то воображения?» и т. д.). Значок конверта позволяет просмотреть свежую электронную почту, которая заменяет здесь обычную бумажную из романа-первоисточника. Именно таким образом мы начинаем «общаться» с Софией, кроме прочего и пересылающей нам получаемую ею корреспонденцию от Альберто и других, не менее загадочных личностей.
Временами подобная коммуникация осуществляется и в реальном времени – в подобии «чата» двух упомянутых главных персонажей как между собой, так и с нами: здесь-то как раз и приходится вводить ответы вручную. К сожалению, за редкими исключениями подобные действия носят скорее опциональный характер и ни к каким ощутимым последствиям не приводят: вопросы наставника чаще всего сводятся к выяснению того, согласны ли мы с мнением того или иного столпа европейской мысли о природе реальности, о нравственных максимах и т. д. Соответственно, предполагаются, как правило, ответы типа «Да» или «Нет», реакцией на которые служит подходящий случаю комментарий, – и хотя программа обещает нам механизм обработки естественного языка, с возможностью подавать своим собеседникам более содержательные и дифференцированные реплики, уровень распознавания виртуальными персонажами сути наших глубокомысленных размышлений остаётся далёким от идеального. Впрочем, изредка подобное вопрошание действительно представляет собой классическую загадку, требующую совершенно точного ответа – и каких-никаких реальных знаний из области философии.
Черпать таковые нам помогает периодически пролетающий по экрану овод – тот самый, с которым сравнивал себя Сократ. Щелчок по этому никем не любимому насекомому открывает небольшое окно с краткой исторической справкой по той теме, которая «обсуждается» в текущий момент (для его закрытия, как и всегда в подобных случаях – при просмотре электронной почты, при общении в «чате» и др., – следует нажимать на миниатюрную кнопку в левом верхнем углу, тогда как для собственно чтения служит ползунок прокрутки). Особо примечательными в подобного рода информационных блоках оказываются выделенные другим цветом имена и термины, представляющие собой гиперссылки, которые препровождают нас к встроенной интерактивной энциклопедии. Обратиться к таковой можно также и простым подведением курсора к верхней части экрана – для открытия так называемой «Справочной ленты». Последняя выступает перечнем мыслителей и эпох в развитии европейской философии, расположенных в хронологическом порядке и ведущих на странички-карточки с соответствующими словарными статьями (кстати говоря, сетовать на отсутствие каких бы то ни было отсылок к мысли и культуре Китая, Индии, Ближнего Востока и т. д. не стоит: ещё Юстейн Гордер признавался, что не стал освещать эти темы из-за своей весьма узкой изначально поставленной цели).
Всего в местной энциклопедии представлены около двух десятков персоналий – от Демокрита и Сократа до Хайдеггера и Сартра, – не считая общих статей о ряде традиций, течений и тем (например, «Мифы» или «Французское Просвещение»). Материалы эти содержат в себе изложение основных идей выдающихся мыслителей прошлого, для удобства навигации снабжённых также содержанием в виде ключевых пунктов («Keynotes») и кратким списком рекомендованной литературы, ознакомиться с которыми можно в правом нижнем углу. Составить общую картину помогает и так называемая «Философская карта», представляющая собой масштабное полотно с хронологическим изображением школ и персоналий, а заодно и связей между ними. Особенно же следует отметить раздел, озаглавленный «Большие вопросы»: здесь многие из тех самых пролетающих по экрану вечных проблем не только вынесены в отдельный список, но и снабжены двумя дополнительными колонками – «Пояснение» и «Отклик», при помощи которых можно легко и быстро узнать, что думали, например, по поводу существования Бога или свободы воли Кант, Спиноза, Эпикур, Кьеркегор и многие, многие другие умные люди.
Впрочем, подобное удовлетворение своей любознательности носит опять-таки чисто опциональный характер. Собственно же «игра» разворачивается не в энциклопедии, а на основных экранах, складывающихся ровно в двадцать интерактивных сцен, которые сменяют друг друга в строго линейном и всё том же хронологическом порядке. Каждая такая тема или эпоха в истории европейской мысли представляет собой один экран – иногда с небольшими дополнениями в виде побочных видеороликов, но всегда с какой-то задачкой или мини-игрой, которую необходимо решить или пройти для продвижения далее по условному «сюжету». Временами для этого потребуется всего лишь щёлкнуть на активные точки (например, в том или ином порядке) или же переместить предметы с одного места на другое (скажем, теория атомизма иллюстрируется здесь... игрой в кубики торговой марки «LEGO»); на картине Леонардо да Винчи нужно будет указать точку, в которой сходятся все перспективы; в мини-игре на тему сенсуализма Джона Локка понадобится сопоставлять свойства различных объектов с пятью чувствами; ну а при знакомстве с учением Карла Маркса представится даже возможность... немного пострелять из автомата Калашникова! Впрочем, будут здесь и одна настоящая головоломка (между прочим, древнегреческая – «Пентальфа»), и ещё несколько похожих задачек, которые вряд ли получится решить банальным перебором активных точек или доступных вариантов. Для этого может потребоваться возвращение к уже пройденным этапам – путём вызова «Ленты приключений» подведением курсора к нижней части экрана (кстати сказать, здесь же скрываются и кнопки для выхода в систему или для вызова справки, – однако если вы уже продвинулись достаточно далеко, то их придётся отыскивать посредством прокрутки влево).
В целом, если говорить откровенно, «Sophie’s World» оставляет по себе весьма смешанные, а то и просто противоречивые впечатления. С одной стороны, каждая компьютерная игра, посвящённая такой масштабной и самобытной сфере культурной деятельности человека, как философия, определённо достойна внимания уже в силу своей очевидной редкости (среди аналогов можно вспомнить разве что итальянскую «Evocation: La Sfida»), да и в сети до сих пор можно встретить свидетельства представителей изначальной целевой аудитории, утверждающих, что знакомство с этим проектом в 1990-е годы изменило их жизнь навсегда. С другой стороны, странность и сюрреалистичность здешних сцен хоть и вызывает чувство удивления (с которого, как известно, и начинается любое философствование), но вряд ли может однозначно способствовать приобщению к сокровищнице европейской мысли людей, не имеющих об этой области культуры никакого представления. Да и на то, чтобы разобраться со всеми местными загадками, уйдёт менее часа, причём значительную долю этого времени займёт просмотр лишённых субтитров видеовставок, пропускать которые не разрешается: как-то маловато для продукта, оценивавшегося при выходе в целых 40 фунтов стерлингов. В итоге с чистым сердцем порекомендовать знакомство с этим изданием стоит разве что коллекционерам всяческих редкостей и поклонникам литературного первоисточника (если, конечно, таковые найдутся среди посетителей нашего сайта).
Одновременно с появлением этого последнего книжного варианта в 1997 году усилиями лондонской The MultiMedia Corporation и подразделения одного из крупнейших местных издательств Macmillan, специализирующегося на выпуске разнообразного образовательного ПО и компьютерных головоломок, состоялось и электронное воплощение первоисточника. «Sophie’s World» также удостоилась перевода на несколько языков, хотя и в на порядок меньшем количестве, нежели литературный оригинал (французский, несколько скандинавских и др. – увы, на этот раз без русского). При этом в жанровом отношении перед нами оказывается нечто весьма неординарное – и находящееся примерно посередине между игрой жанра «Educational», набором разнообразных «активностей» (только не для малышей, а для подростков) и интерактивной мультимедийной энциклопедией. Иначе говоря – не поддающаяся точным определениям смесь в духе ранних проектов на CD-ROM (недаром американским издателем выступила The Voyager Company, знаменитая своими смелыми экспериментами в данной области).
Первым делом после запуска следует представиться, введя своё полное имя (при помощи которого можно будет в дальнейшем продолжать знакомство с программой с того места, на котором мы остановились при предыдущем выходе в систему), а заодно и краткий псевдоним (по нему к нам станут обращаться как сама игра, так и ключевые персонажи). Вслед за этим мы оказываемся в загадочном месте под названием «Дьяус» – таком себе космическом промежутке вне времени и пространства, по которому из стороны в сторону периодически проплывают различные интерактивные элементы. «Sophie’s World» вообще отличается своеобразной сюрреалистичной атмосферой, которой могли бы позавидовать иные уважающие себя «мистоиды» (причём не только в сцене, посвящённой, скажем, подсознанию, но и в куда более респектабельных тематических разделах).
Графика в техническом плане соответствует классическому разрешению 640х480 и поддерживает варианты как в 256, так и в тысячи оттенков палитры, – тогда как в художественном отношении нас ждут и разнообразные диковинные коллажи из рисунков, и фотореалистичные иллюстрации, и крайне модные в ту эпоху FMV-вставки в исполнении живых актёров (разумеется, без субтитров, – так что восприятие английского языка на слух для знакомства с миром Софии-Мудрости крайне небесполезно: к счастью, дикция практически у всех артистов отличная). Музыкальное сопровождение также вполне приятное и способствует созданию нужной атмосферы, ну а про озвучку уже только что было сказано, – впрочем, текстовой информации здесь всё равно на порядок больше. Управление реализовано посредством мыши и в принципе соответствует традициям point-and-click – с курсором, принимающим при подведении к активным объектам на экране вид руки с вытянутым указательным пальцем или открытой ладони (второй случай намекает на то, что предмет можно подобрать или переместить), однако и набирать символы вручную с клавиатуры придётся не раз, не два и даже не десять.
Прежде всего обратим внимание на те самые пролетающие по местным экранам достопримечательности. Среди таковых доминируют знаки вопросов, при щелчке по ним оборачивающиеся текстовой информацией к размышлению – и ничем более («Что такое пространство?», «Существует ли правильный способ жизни?», «Сводится ли всё к единому?», «Не являемся ли мы плодом чьего-то воображения?» и т. д.). Значок конверта позволяет просмотреть свежую электронную почту, которая заменяет здесь обычную бумажную из романа-первоисточника. Именно таким образом мы начинаем «общаться» с Софией, кроме прочего и пересылающей нам получаемую ею корреспонденцию от Альберто и других, не менее загадочных личностей.
Временами подобная коммуникация осуществляется и в реальном времени – в подобии «чата» двух упомянутых главных персонажей как между собой, так и с нами: здесь-то как раз и приходится вводить ответы вручную. К сожалению, за редкими исключениями подобные действия носят скорее опциональный характер и ни к каким ощутимым последствиям не приводят: вопросы наставника чаще всего сводятся к выяснению того, согласны ли мы с мнением того или иного столпа европейской мысли о природе реальности, о нравственных максимах и т. д. Соответственно, предполагаются, как правило, ответы типа «Да» или «Нет», реакцией на которые служит подходящий случаю комментарий, – и хотя программа обещает нам механизм обработки естественного языка, с возможностью подавать своим собеседникам более содержательные и дифференцированные реплики, уровень распознавания виртуальными персонажами сути наших глубокомысленных размышлений остаётся далёким от идеального. Впрочем, изредка подобное вопрошание действительно представляет собой классическую загадку, требующую совершенно точного ответа – и каких-никаких реальных знаний из области философии.
Черпать таковые нам помогает периодически пролетающий по экрану овод – тот самый, с которым сравнивал себя Сократ. Щелчок по этому никем не любимому насекомому открывает небольшое окно с краткой исторической справкой по той теме, которая «обсуждается» в текущий момент (для его закрытия, как и всегда в подобных случаях – при просмотре электронной почты, при общении в «чате» и др., – следует нажимать на миниатюрную кнопку в левом верхнем углу, тогда как для собственно чтения служит ползунок прокрутки). Особо примечательными в подобного рода информационных блоках оказываются выделенные другим цветом имена и термины, представляющие собой гиперссылки, которые препровождают нас к встроенной интерактивной энциклопедии. Обратиться к таковой можно также и простым подведением курсора к верхней части экрана – для открытия так называемой «Справочной ленты». Последняя выступает перечнем мыслителей и эпох в развитии европейской философии, расположенных в хронологическом порядке и ведущих на странички-карточки с соответствующими словарными статьями (кстати говоря, сетовать на отсутствие каких бы то ни было отсылок к мысли и культуре Китая, Индии, Ближнего Востока и т. д. не стоит: ещё Юстейн Гордер признавался, что не стал освещать эти темы из-за своей весьма узкой изначально поставленной цели).
Всего в местной энциклопедии представлены около двух десятков персоналий – от Демокрита и Сократа до Хайдеггера и Сартра, – не считая общих статей о ряде традиций, течений и тем (например, «Мифы» или «Французское Просвещение»). Материалы эти содержат в себе изложение основных идей выдающихся мыслителей прошлого, для удобства навигации снабжённых также содержанием в виде ключевых пунктов («Keynotes») и кратким списком рекомендованной литературы, ознакомиться с которыми можно в правом нижнем углу. Составить общую картину помогает и так называемая «Философская карта», представляющая собой масштабное полотно с хронологическим изображением школ и персоналий, а заодно и связей между ними. Особенно же следует отметить раздел, озаглавленный «Большие вопросы»: здесь многие из тех самых пролетающих по экрану вечных проблем не только вынесены в отдельный список, но и снабжены двумя дополнительными колонками – «Пояснение» и «Отклик», при помощи которых можно легко и быстро узнать, что думали, например, по поводу существования Бога или свободы воли Кант, Спиноза, Эпикур, Кьеркегор и многие, многие другие умные люди.
Впрочем, подобное удовлетворение своей любознательности носит опять-таки чисто опциональный характер. Собственно же «игра» разворачивается не в энциклопедии, а на основных экранах, складывающихся ровно в двадцать интерактивных сцен, которые сменяют друг друга в строго линейном и всё том же хронологическом порядке. Каждая такая тема или эпоха в истории европейской мысли представляет собой один экран – иногда с небольшими дополнениями в виде побочных видеороликов, но всегда с какой-то задачкой или мини-игрой, которую необходимо решить или пройти для продвижения далее по условному «сюжету». Временами для этого потребуется всего лишь щёлкнуть на активные точки (например, в том или ином порядке) или же переместить предметы с одного места на другое (скажем, теория атомизма иллюстрируется здесь... игрой в кубики торговой марки «LEGO»); на картине Леонардо да Винчи нужно будет указать точку, в которой сходятся все перспективы; в мини-игре на тему сенсуализма Джона Локка понадобится сопоставлять свойства различных объектов с пятью чувствами; ну а при знакомстве с учением Карла Маркса представится даже возможность... немного пострелять из автомата Калашникова! Впрочем, будут здесь и одна настоящая головоломка (между прочим, древнегреческая – «Пентальфа»), и ещё несколько похожих задачек, которые вряд ли получится решить банальным перебором активных точек или доступных вариантов. Для этого может потребоваться возвращение к уже пройденным этапам – путём вызова «Ленты приключений» подведением курсора к нижней части экрана (кстати сказать, здесь же скрываются и кнопки для выхода в систему или для вызова справки, – однако если вы уже продвинулись достаточно далеко, то их придётся отыскивать посредством прокрутки влево).
В целом, если говорить откровенно, «Sophie’s World» оставляет по себе весьма смешанные, а то и просто противоречивые впечатления. С одной стороны, каждая компьютерная игра, посвящённая такой масштабной и самобытной сфере культурной деятельности человека, как философия, определённо достойна внимания уже в силу своей очевидной редкости (среди аналогов можно вспомнить разве что итальянскую «Evocation: La Sfida»), да и в сети до сих пор можно встретить свидетельства представителей изначальной целевой аудитории, утверждающих, что знакомство с этим проектом в 1990-е годы изменило их жизнь навсегда. С другой стороны, странность и сюрреалистичность здешних сцен хоть и вызывает чувство удивления (с которого, как известно, и начинается любое философствование), но вряд ли может однозначно способствовать приобщению к сокровищнице европейской мысли людей, не имеющих об этой области культуры никакого представления. Да и на то, чтобы разобраться со всеми местными загадками, уйдёт менее часа, причём значительную долю этого времени займёт просмотр лишённых субтитров видеовставок, пропускать которые не разрешается: как-то маловато для продукта, оценивавшегося при выходе в целых 40 фунтов стерлингов. В итоге с чистым сердцем порекомендовать знакомство с этим изданием стоит разве что коллекционерам всяческих редкостей и поклонникам литературного первоисточника (если, конечно, таковые найдутся среди посетителей нашего сайта).
- Особенность геймплея:
Образовательная
Мини-игры
Встроенная энциклопедия - Перспектива:
Вид от первого лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Язык:
English