Ни название этой головоломки, ни имя выпустившей её компании из североамериканского штата Виргиния вы, скорее всего, не встретите ни в одном каталоге старых игр, – и только наш сайт, верный своей просветительской миссии, старается выудить из вод забвения даже самые малоизвестные проекты прошлых лет.
В жанровом отношении «Jeweler’s Dilemma» представляет собой головоломку на хорошо знакомую любителям подобных электронных развлечений тему «Быки и коровы» (она же «Mastermind»), только с чуть повышенной сложностью и в несколько замысловатом антураже. Планом предусмотрен даже какой-никакой сюжет, хотя история-завязка умещается в пару предложений: сокровища Короны (какой именно – не уточняется; возможно, британской) были похищены – и вскоре благополучно возвращены, однако не то чтобы совсем в целости и сохранности. Драгоценные камни оказались извлечены из тех изделий, которые они украшали, – и выставлены на продажу на чёрном рынке; к счастью, все их также удалось отыскать и вернуть, но – теперь мы, в роли эксперта-ювелира, должны вставить таковые на подобающие им места, ибо наряду с «правильными» камешками усердные сыщики раздобыли ещё и множество не менее ценных, но всё же совсем не «коронных» самоцветов.
Внешний вид головоломки вполне стандартен для Windows 3.0 – 16-цветная VGA-графика (которая в данном поджанре всё равно особо важной роли не играет) отличается разрешением 640×480, а вот музыкальное сопровождение и просто звук отсутствуют начисто. Управление, разумеется, реализовано при помощи мыши. Интерфейс на первый взгляд способен показаться не очень-то интуитивным, – печатного руководства пользователя в комплекте не поставлялось, но при желании всегда можно заглянуть в меню «Help» на стандартной верхней панели Windows или воспользоваться клавишей «F1» (в том числе в сочетании с «Shift» для получения справки по какому-либо местному элементу в отдельности). Впрочем, на самом деле всё здесь не так уж и сложно.
Основной экран разделён на две колонки по несколько секций в каждой; слева вверху красуется изображение того или иного ювелирного украшения, выбрать которое можно либо в меню «Options», либо по щелчку на первую кнопку в верхней секции правой колонки; всего таких изделий в игре восемь, а отличаются они количеством посадочных мест для драгоценных камней: от одного («кольцо») до восьми («корона»). Задачей игрока как мастера-ювелира оказывается заполнить эти пустые ячейки подходящими самоцветами, – «дилемма» же заключается в том, что эти последние могут насчитывать до 12 видов включительно, причём любой из них относится к какому-то определённому из ровно такого же количества типов огранки, – ну и, конечно же, только одно-единственное сочетание того и другого оказывается «правильным» для каждого гнезда.
Для начала новой игры проще всего воспользоваться разделом меню «Setup», предусматривающим пять предустановленных уровней сложности – от «Новичка» (1 ячейка, 4 камня и 2 типа огранки) до «Невозможного» (соответственно, 8, 12 и 12). Более тонкие и дифференцированные настройки производятся в разделе «Options» и на первой верхней панели в правой колонке: и там, и там дозволяется отдельно выставлять желаемые показатели для ячеек (т. е. выбирать изделие для реставрации), для камней и для типов огранки. При желании здесь же рядом, на второй панели, можно усложнить задачу ещё больше, активировав таймер, а для упрощения дела в указанном меню предусмотрена возможность вызвать подсказку или даже получить готовый ответ (но – ценой отказа от начисления очков за победу и от места в таблице рекордов).
Чтобы сделать ход, следует обратиться к двум секциям в середине левой колонки: слева тут красуются «палитра камней» (в виде набора кнопок различных цветов: белый символизирует бриллиант, красный – рубин, синий – сапфир и т. д.) и аналогичный ассортимент типов огранки; разумеется, в каждом случае будет активировано ровно то количество доступных вариантов, какое было указано в предпочтённых настройках. Текущий выбор обведён чёрным квадратиком, – соответствующий самоцвет посредством привычного щелчка левой кнопкой мыши следует разместить в одной из ячеек ювелирного украшения слева вверху. А когда все посадочные места окажутся заполненными, останется лишь нажать на большую кнопку с галочкой «Register Guess» в правом нижнем углу левой колонки – и выяснить, насколько близки мы оказались к разгадке головоломки.
Результат определяется благодаря двум секциям в левом нижнем углу экрана, озаглавленным «Correct» и «Misplaced» (то бишь, по-простому, «быки» и «коровы»). В каждой из них приводится по три цифры, характеризующих нашу текущую попытку: «Jewels» (относится к сочетаниям камня и его огранки), «Gems» (только самоцветы как таковые) и «Cuts» (соответственно, одна лишь форма). Например, при игре с «брошью» (на три посадочных места) появление последовательности чисел «1, 1, 3» в первой из упомянутых секций и «2, 2, 0» во второй означает, что из наших камней один размещён полностью правильно, а два находятся на неверных местах, хотя все огранки у них подобраны верно.
Как водится, следует принять во внимание и логически осмыслить полученные таким образом подсказки, ну а затем модифицировать свой «ответ» для следующей попытки. На информацию о предыдущих пробах и ошибках отводится всё пространство правой из колонок под кнопками настроек партии; когда строк здесь становится слишком много, для навигации следует использовать четыре кнопки в самом низу: «Prev Page» и «Next Page» предназначены для пролистывания, «Go to Number» служит для быстрого перехода к такой-то по счёту подсказке, а «Marked Only» активирует отображение только наиболее важных из таковых (предварительно помеченных щелчком на квадратики в левом верхнем углу нужных строк).
При желании можно также «вычеркнуть» лишний (по нашему мнению) камень или тип огранки, нажав на него правой кнопкой манипулятора, – предусмотрено даже и полное отключение каждой из этих двух панелей посредством расположенных на них кнопочек «Off» (это может пригодиться в тех случаях, когда из подсказок видно, что все самоцветы или все формы у нас уже выбраны верно). После успешного решения каждой отдельной головоломки мы награждаемся тем или иным количеством баллов – в зависимости от выбранных настроек, количества камней, числа попыток и др. Для каждого уровня в таблицу рекордов заносятся три наивысших показателя – по отдельности для «свободной» игры и для упражнений с включённым таймером.
Пожалуй, «Jeweler’s Dilemma» при всей скромности своих внешних данных несколько выделяется на фоне прочих вариантов «Mastermind» сравнительной сложностью, к тому же ещё и настраиваемой в весьма широком диапазоне, – а потому творение Cinnabar Software вполне можно порекомендовать всем любителям такого рода головоломок. Ну и, разумеется, коллекционерам редкостей и просто игр для платформы Windows 3.0/3.1: вплоть до появления на нашем сайте в конце лета 2022 г. эта вещь была не то что недоступной во Всемирной сети, но и практически никому не известной.
В жанровом отношении «Jeweler’s Dilemma» представляет собой головоломку на хорошо знакомую любителям подобных электронных развлечений тему «Быки и коровы» (она же «Mastermind»), только с чуть повышенной сложностью и в несколько замысловатом антураже. Планом предусмотрен даже какой-никакой сюжет, хотя история-завязка умещается в пару предложений: сокровища Короны (какой именно – не уточняется; возможно, британской) были похищены – и вскоре благополучно возвращены, однако не то чтобы совсем в целости и сохранности. Драгоценные камни оказались извлечены из тех изделий, которые они украшали, – и выставлены на продажу на чёрном рынке; к счастью, все их также удалось отыскать и вернуть, но – теперь мы, в роли эксперта-ювелира, должны вставить таковые на подобающие им места, ибо наряду с «правильными» камешками усердные сыщики раздобыли ещё и множество не менее ценных, но всё же совсем не «коронных» самоцветов.
Внешний вид головоломки вполне стандартен для Windows 3.0 – 16-цветная VGA-графика (которая в данном поджанре всё равно особо важной роли не играет) отличается разрешением 640×480, а вот музыкальное сопровождение и просто звук отсутствуют начисто. Управление, разумеется, реализовано при помощи мыши. Интерфейс на первый взгляд способен показаться не очень-то интуитивным, – печатного руководства пользователя в комплекте не поставлялось, но при желании всегда можно заглянуть в меню «Help» на стандартной верхней панели Windows или воспользоваться клавишей «F1» (в том числе в сочетании с «Shift» для получения справки по какому-либо местному элементу в отдельности). Впрочем, на самом деле всё здесь не так уж и сложно.
Основной экран разделён на две колонки по несколько секций в каждой; слева вверху красуется изображение того или иного ювелирного украшения, выбрать которое можно либо в меню «Options», либо по щелчку на первую кнопку в верхней секции правой колонки; всего таких изделий в игре восемь, а отличаются они количеством посадочных мест для драгоценных камней: от одного («кольцо») до восьми («корона»). Задачей игрока как мастера-ювелира оказывается заполнить эти пустые ячейки подходящими самоцветами, – «дилемма» же заключается в том, что эти последние могут насчитывать до 12 видов включительно, причём любой из них относится к какому-то определённому из ровно такого же количества типов огранки, – ну и, конечно же, только одно-единственное сочетание того и другого оказывается «правильным» для каждого гнезда.
Для начала новой игры проще всего воспользоваться разделом меню «Setup», предусматривающим пять предустановленных уровней сложности – от «Новичка» (1 ячейка, 4 камня и 2 типа огранки) до «Невозможного» (соответственно, 8, 12 и 12). Более тонкие и дифференцированные настройки производятся в разделе «Options» и на первой верхней панели в правой колонке: и там, и там дозволяется отдельно выставлять желаемые показатели для ячеек (т. е. выбирать изделие для реставрации), для камней и для типов огранки. При желании здесь же рядом, на второй панели, можно усложнить задачу ещё больше, активировав таймер, а для упрощения дела в указанном меню предусмотрена возможность вызвать подсказку или даже получить готовый ответ (но – ценой отказа от начисления очков за победу и от места в таблице рекордов).
Чтобы сделать ход, следует обратиться к двум секциям в середине левой колонки: слева тут красуются «палитра камней» (в виде набора кнопок различных цветов: белый символизирует бриллиант, красный – рубин, синий – сапфир и т. д.) и аналогичный ассортимент типов огранки; разумеется, в каждом случае будет активировано ровно то количество доступных вариантов, какое было указано в предпочтённых настройках. Текущий выбор обведён чёрным квадратиком, – соответствующий самоцвет посредством привычного щелчка левой кнопкой мыши следует разместить в одной из ячеек ювелирного украшения слева вверху. А когда все посадочные места окажутся заполненными, останется лишь нажать на большую кнопку с галочкой «Register Guess» в правом нижнем углу левой колонки – и выяснить, насколько близки мы оказались к разгадке головоломки.
Результат определяется благодаря двум секциям в левом нижнем углу экрана, озаглавленным «Correct» и «Misplaced» (то бишь, по-простому, «быки» и «коровы»). В каждой из них приводится по три цифры, характеризующих нашу текущую попытку: «Jewels» (относится к сочетаниям камня и его огранки), «Gems» (только самоцветы как таковые) и «Cuts» (соответственно, одна лишь форма). Например, при игре с «брошью» (на три посадочных места) появление последовательности чисел «1, 1, 3» в первой из упомянутых секций и «2, 2, 0» во второй означает, что из наших камней один размещён полностью правильно, а два находятся на неверных местах, хотя все огранки у них подобраны верно.
Как водится, следует принять во внимание и логически осмыслить полученные таким образом подсказки, ну а затем модифицировать свой «ответ» для следующей попытки. На информацию о предыдущих пробах и ошибках отводится всё пространство правой из колонок под кнопками настроек партии; когда строк здесь становится слишком много, для навигации следует использовать четыре кнопки в самом низу: «Prev Page» и «Next Page» предназначены для пролистывания, «Go to Number» служит для быстрого перехода к такой-то по счёту подсказке, а «Marked Only» активирует отображение только наиболее важных из таковых (предварительно помеченных щелчком на квадратики в левом верхнем углу нужных строк).
При желании можно также «вычеркнуть» лишний (по нашему мнению) камень или тип огранки, нажав на него правой кнопкой манипулятора, – предусмотрено даже и полное отключение каждой из этих двух панелей посредством расположенных на них кнопочек «Off» (это может пригодиться в тех случаях, когда из подсказок видно, что все самоцветы или все формы у нас уже выбраны верно). После успешного решения каждой отдельной головоломки мы награждаемся тем или иным количеством баллов – в зависимости от выбранных настроек, количества камней, числа попыток и др. Для каждого уровня в таблицу рекордов заносятся три наивысших показателя – по отдельности для «свободной» игры и для упражнений с включённым таймером.
Пожалуй, «Jeweler’s Dilemma» при всей скромности своих внешних данных несколько выделяется на фоне прочих вариантов «Mastermind» сравнительной сложностью, к тому же ещё и настраиваемой в весьма широком диапазоне, – а потому творение Cinnabar Software вполне можно порекомендовать всем любителям такого рода головоломок. Ну и, разумеется, коллекционерам редкостей и просто игр для платформы Windows 3.0/3.1: вплоть до появления на нашем сайте в конце лета 2022 г. эта вещь была не то что недоступной во Всемирной сети, но и практически никому не известной.
- Особенность геймплея:
Подобие Mastermind - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English