Дебютный проект маленькой компании из городка Ле Соле, расположенного на самом юге Франции, принесший ей если и не однозначное одобрение критиков, то заслуженную известность и повод создать целых два продолжения.
«Explora», настоящая point-and-click адвенчура о путешествиях во времени, выходила в Великобритании и Германии под более говорящим названием «Chrono Quest». Достоверно известно об изданиях для двух платформ, Atari ST и Amiga; как ни странно, эти версии различаются и интерфейсом, и некоторыми тонкостями прохождения, и даже картинкой: в последнем из этих вариантов основное окно игры занимает куда меньше места, зачем-то уступая значительную часть экрана чёрной панели для вывода текста (и это ещё не говоря о наличии у неё досадного бага, не позволяющего законным образом решить одну важную головоломку). А значит, представляемая на этой страничке инкарнация игры является наиболее предпочтительной, – впрочем, рекламировалась и готовящаяся к выходу версия для IBM PC, однако никаких доказательств её существования пока что не обнаружено. Более того, дуэль двух основных платформ прослеживается и в самой игре: в данном варианте на столе в секретной лаборатории можно лицезреть гордый компьютер марки Atari, тогда как рядышком в мусорной корзине валяется никому не нужная Amiga... Разумеется, пользователи этого последнего домашнего ПК любовались совершенно противоположной картиной, – что же именно могло быть отведено на долю «третьего лишнего» в лице родного PC, остаётся покрытым мраком неизвестности.
Предыстория игры излагается в руководстве пользователя: мы играем за сына некоего явно богатого, но ещё более «сумасшедшего» (в хорошем смысле слова) учёного; на дворе 1922 год, и наш отец, обитающий в роскошном шато на берегу Луары, недавно был убит. Однако только что полученное нами письмо от покойного родителя, написанное им накануне и в предчувствии кончины, позволяет пролить свет на всё происходящее: оказывается, нашему отцу удалось реализовать мечту всей своей жизни и сконструировать машину времени, которая и была названа «Эксплорой» (а заодно слетать, кроме прочего, в недалёкое будущее, в 1987 год, и раздобыть там пару диковинных устройств, именуемых «компьютерами», да). Но только-только счастливый изобретатель задумал отправиться в 2125 год (не спрашивайте, зачем и почему именно туда), как его алчный слуга, некто Ричард, раскрыл тайну машины времени, украл программу и перенёсся в будущее сам. Понимая, что скоро погибнет, престарелый родитель просит нас найти предателя и отомстить, – а для этого понадобится сначала восстановить код для путешествия в нужное время, посетив одну за другим четыре эпохи прошлого, ключи к которым сохранились и были спрятаны учёным в его замке. Таким образом, помимо исходного 1922 и финального 2015 годов мы сможем увидеть доисторические времена Каменного века (33172 г. до н.э.), Индию 1605 г., Мексику 750-го, времени заката цивилизации майя, а также и Египет эпохи ХХ династии, 1100 г. до н.э. И хотя письмо утверждает, что посещать эти места следует в строго определённом порядке, на самом деле игра допускает в этом вопросе изрядную долю нелинейности.
Однако сначала потребуется найти упомянутые программные коды (представляющие собой обычные перфокарты), ну и, разумеется, разобраться в местном интерфейсе. Основное окно игры с видом текущей локации в перспективе от первого лица занимает пусть и не весь экран, но весьма внушительную его часть; графика по меркам конца 1980-х годов выглядит просто превосходно. Слева и сверху этот вид обрамляется декоративными элементами различного стиля, изменяющегося под стать отображаемой временной эпохе, – то же самое касается и музыки, вполне качественной и атмосферной, даже с этническими мотивами, но слишком уж однообразной и надоедливой (особенно если вы надолго задерживаетесь в каком-либо из пунктов своего маршрута). Ниже расположена серая панель для инвентаря и всех внутриигровых сообщений; первый насчитывает ровно 11 посадочных мест и поначалу содержит в себе лишь письмо отца (прочесть его нельзя – можно смело выбрасывать, ибо текст приводится в руководстве) и портрет того самого Ричарда (избавляться от которого как раз не следует ни в коем случае).
Справа сбоку расположена управляющая панель, насчитывающая аж 16 команд в виде восьми пар значков. Прежде всего, это «Взять» и «Бросить»: последнее действие придётся совершать в том случае, если инвентарь уже полон и подобрать нечто более полезное не получается, – выкинутые предметы на экране не видны, однако при желании их всегда можно впоследствии прихватить снова, указав на левый нижний угол основного окна. Следующая пара иконок – «Продолжить предыдущее действие» и «Повернуть»: смысл и назначение первого неясно, и для успешного завершения игры его использование совсем не обязательно, тогда как второе нужно будет применить буквально пару раз. Ниже расположены кнопки настроек: левая из двух позволяет зачем-то отключить анимацию и отрегулировать продолжительности пауз, а правая поможет на полную мощность использовать второй дисковод Atari ST – естественно, в случае его наличия (всего игра занимает 4 дискеты, и менять их по мере путешествия в различные эпохи придётся постоянно).
Следующие два значка – «Показать инвентарь» (на тот случай, если на данный момент вместо содержимого нашего вещмешка на нижней панели отображаются внутриигровые сообщения) и «Поиск и осмотр», наиболее полезная и часто применяемая функция со знакомой иконкой лупы. Иногда при его использовании нам просто приведут перечень доступных предметов, а временами на экране появится увеличенное изображение какого-либо ящика, сундука и т.д. Обратите внимание, что в одних случаях для использования или подбирания чего-либо полезного активировать команду «Взять» следует на основном экране, а в других – на том самом дополнительном изображении: решение странное, но ничего с этим не поделаешь, приходится действовать методом проб и ошибок, да ещё и с немалой долей пиксельхантинга. Девятая по счёту команда – «Зажечь / потушить», соотносимая с такими полезнейшими предметами в нашем инвентаре, как зажигалка или свеча. Рядом с ней находится ещё одна важная кнопка: часы. При однократном нажатии на неё можно узнать текущее время, а при повторном – прокрутить его на две минуты вперёд. Единожды в ходе прохождения игры нам потребуется быть в нужном месте ровно в определённый момент суток, – в остальном же никаких ограничений такого плана здесь не имеется.
Значок «Использовать», представленный изображением ладони с молотком, относится к содержимому инвентаря: комбинировать таковое не разрешается, но после его вызова обязательно потребуется указать не только предмет, но и подходящую для него активную точку основного экрана (кстати говоря, для отмены действия выбранной команды достаточно нажать правую кнопку мыши). Рядом расположена «Пауза», которая позволит игроку на некоторое время отдохнуть и пораскинуть мозгами (пара несложных действий на скорость реакции от нас всё же потребуется). Под «использованием» находится иконка, напоминающая не то дверную ручку, не то переключатель: функции её относятся как раз ко всем действиям подобного рода, обозначая собственно активацию чего-либо на текущей локации, не связанную с применением инвентаря, – от нажимания кнопок и передвижения рычагов до открывания дверей. Значок дискеты правее ожидаемо позволяет сохранить свой прогресс, однако реализована такая опция не самым удобным образом, требуя по одной пустой отформатированной дискете на каждый «сейв». Пожалуй, в современных условиях куда более практичным будет снятие «состояний памяти» в эмуляторе.
Наконец, самая нижняя пара кнопок в описываемой панели – стрелочки вверх и вниз, позволяющие переместиться в том или ином направлении (естественно, в случае наличия поблизости лестницы, верёвки или чего-либо в таком роде, – правда, залезать в машину времени тоже придётся первой из этих команд). Данные два действия перемещения дополняются целой «розой ветров» в правом нижнем углу, как раз под всеми прочими иконками: здесь нас ожидает ещё восемь вариантов, таких как N, NE, SW и т.д. Впрочем, локации здесь не такие уж и многочисленные, и за исключением одного заведомо путаного лабиринта в джунглях у древних майя заблудиться в мирах «Explora» вряд ли получится. Что, тем не менее, не исключает возможной потребности собственноручно рисовать карту для успешного освоения путешествий во времени: опасности подстерегают нас на каждом шагу - и конец игры может настать самым неожиданным образом!
Как можно видеть, творение Infomedia представляет собой весьма сложную, даже нервную, но при этом оригинальную и самобытную, а потому и вполне достойную внимания игру, которая одной из первых в целом жанре представляет нам управление в стиле point-and-click. Если вы являетесь поклонником адвенчур и при этом патриотом РС, которого давно удивляла заведомая сюжетная непонятность «Explora II», обязательно уделите немного времени зачинателю серии. Ибо таковая определённо заслуживает куда большую известность, нежели та, которой она пока что пользуется, особенно за пределами Франции.
«Explora», настоящая point-and-click адвенчура о путешествиях во времени, выходила в Великобритании и Германии под более говорящим названием «Chrono Quest». Достоверно известно об изданиях для двух платформ, Atari ST и Amiga; как ни странно, эти версии различаются и интерфейсом, и некоторыми тонкостями прохождения, и даже картинкой: в последнем из этих вариантов основное окно игры занимает куда меньше места, зачем-то уступая значительную часть экрана чёрной панели для вывода текста (и это ещё не говоря о наличии у неё досадного бага, не позволяющего законным образом решить одну важную головоломку). А значит, представляемая на этой страничке инкарнация игры является наиболее предпочтительной, – впрочем, рекламировалась и готовящаяся к выходу версия для IBM PC, однако никаких доказательств её существования пока что не обнаружено. Более того, дуэль двух основных платформ прослеживается и в самой игре: в данном варианте на столе в секретной лаборатории можно лицезреть гордый компьютер марки Atari, тогда как рядышком в мусорной корзине валяется никому не нужная Amiga... Разумеется, пользователи этого последнего домашнего ПК любовались совершенно противоположной картиной, – что же именно могло быть отведено на долю «третьего лишнего» в лице родного PC, остаётся покрытым мраком неизвестности.
Предыстория игры излагается в руководстве пользователя: мы играем за сына некоего явно богатого, но ещё более «сумасшедшего» (в хорошем смысле слова) учёного; на дворе 1922 год, и наш отец, обитающий в роскошном шато на берегу Луары, недавно был убит. Однако только что полученное нами письмо от покойного родителя, написанное им накануне и в предчувствии кончины, позволяет пролить свет на всё происходящее: оказывается, нашему отцу удалось реализовать мечту всей своей жизни и сконструировать машину времени, которая и была названа «Эксплорой» (а заодно слетать, кроме прочего, в недалёкое будущее, в 1987 год, и раздобыть там пару диковинных устройств, именуемых «компьютерами», да). Но только-только счастливый изобретатель задумал отправиться в 2125 год (не спрашивайте, зачем и почему именно туда), как его алчный слуга, некто Ричард, раскрыл тайну машины времени, украл программу и перенёсся в будущее сам. Понимая, что скоро погибнет, престарелый родитель просит нас найти предателя и отомстить, – а для этого понадобится сначала восстановить код для путешествия в нужное время, посетив одну за другим четыре эпохи прошлого, ключи к которым сохранились и были спрятаны учёным в его замке. Таким образом, помимо исходного 1922 и финального 2015 годов мы сможем увидеть доисторические времена Каменного века (33172 г. до н.э.), Индию 1605 г., Мексику 750-го, времени заката цивилизации майя, а также и Египет эпохи ХХ династии, 1100 г. до н.э. И хотя письмо утверждает, что посещать эти места следует в строго определённом порядке, на самом деле игра допускает в этом вопросе изрядную долю нелинейности.
Однако сначала потребуется найти упомянутые программные коды (представляющие собой обычные перфокарты), ну и, разумеется, разобраться в местном интерфейсе. Основное окно игры с видом текущей локации в перспективе от первого лица занимает пусть и не весь экран, но весьма внушительную его часть; графика по меркам конца 1980-х годов выглядит просто превосходно. Слева и сверху этот вид обрамляется декоративными элементами различного стиля, изменяющегося под стать отображаемой временной эпохе, – то же самое касается и музыки, вполне качественной и атмосферной, даже с этническими мотивами, но слишком уж однообразной и надоедливой (особенно если вы надолго задерживаетесь в каком-либо из пунктов своего маршрута). Ниже расположена серая панель для инвентаря и всех внутриигровых сообщений; первый насчитывает ровно 11 посадочных мест и поначалу содержит в себе лишь письмо отца (прочесть его нельзя – можно смело выбрасывать, ибо текст приводится в руководстве) и портрет того самого Ричарда (избавляться от которого как раз не следует ни в коем случае).
Справа сбоку расположена управляющая панель, насчитывающая аж 16 команд в виде восьми пар значков. Прежде всего, это «Взять» и «Бросить»: последнее действие придётся совершать в том случае, если инвентарь уже полон и подобрать нечто более полезное не получается, – выкинутые предметы на экране не видны, однако при желании их всегда можно впоследствии прихватить снова, указав на левый нижний угол основного окна. Следующая пара иконок – «Продолжить предыдущее действие» и «Повернуть»: смысл и назначение первого неясно, и для успешного завершения игры его использование совсем не обязательно, тогда как второе нужно будет применить буквально пару раз. Ниже расположены кнопки настроек: левая из двух позволяет зачем-то отключить анимацию и отрегулировать продолжительности пауз, а правая поможет на полную мощность использовать второй дисковод Atari ST – естественно, в случае его наличия (всего игра занимает 4 дискеты, и менять их по мере путешествия в различные эпохи придётся постоянно).
Следующие два значка – «Показать инвентарь» (на тот случай, если на данный момент вместо содержимого нашего вещмешка на нижней панели отображаются внутриигровые сообщения) и «Поиск и осмотр», наиболее полезная и часто применяемая функция со знакомой иконкой лупы. Иногда при его использовании нам просто приведут перечень доступных предметов, а временами на экране появится увеличенное изображение какого-либо ящика, сундука и т.д. Обратите внимание, что в одних случаях для использования или подбирания чего-либо полезного активировать команду «Взять» следует на основном экране, а в других – на том самом дополнительном изображении: решение странное, но ничего с этим не поделаешь, приходится действовать методом проб и ошибок, да ещё и с немалой долей пиксельхантинга. Девятая по счёту команда – «Зажечь / потушить», соотносимая с такими полезнейшими предметами в нашем инвентаре, как зажигалка или свеча. Рядом с ней находится ещё одна важная кнопка: часы. При однократном нажатии на неё можно узнать текущее время, а при повторном – прокрутить его на две минуты вперёд. Единожды в ходе прохождения игры нам потребуется быть в нужном месте ровно в определённый момент суток, – в остальном же никаких ограничений такого плана здесь не имеется.
Значок «Использовать», представленный изображением ладони с молотком, относится к содержимому инвентаря: комбинировать таковое не разрешается, но после его вызова обязательно потребуется указать не только предмет, но и подходящую для него активную точку основного экрана (кстати говоря, для отмены действия выбранной команды достаточно нажать правую кнопку мыши). Рядом расположена «Пауза», которая позволит игроку на некоторое время отдохнуть и пораскинуть мозгами (пара несложных действий на скорость реакции от нас всё же потребуется). Под «использованием» находится иконка, напоминающая не то дверную ручку, не то переключатель: функции её относятся как раз ко всем действиям подобного рода, обозначая собственно активацию чего-либо на текущей локации, не связанную с применением инвентаря, – от нажимания кнопок и передвижения рычагов до открывания дверей. Значок дискеты правее ожидаемо позволяет сохранить свой прогресс, однако реализована такая опция не самым удобным образом, требуя по одной пустой отформатированной дискете на каждый «сейв». Пожалуй, в современных условиях куда более практичным будет снятие «состояний памяти» в эмуляторе.
Наконец, самая нижняя пара кнопок в описываемой панели – стрелочки вверх и вниз, позволяющие переместиться в том или ином направлении (естественно, в случае наличия поблизости лестницы, верёвки или чего-либо в таком роде, – правда, залезать в машину времени тоже придётся первой из этих команд). Данные два действия перемещения дополняются целой «розой ветров» в правом нижнем углу, как раз под всеми прочими иконками: здесь нас ожидает ещё восемь вариантов, таких как N, NE, SW и т.д. Впрочем, локации здесь не такие уж и многочисленные, и за исключением одного заведомо путаного лабиринта в джунглях у древних майя заблудиться в мирах «Explora» вряд ли получится. Что, тем не менее, не исключает возможной потребности собственноручно рисовать карту для успешного освоения путешествий во времени: опасности подстерегают нас на каждом шагу - и конец игры может настать самым неожиданным образом!
Как можно видеть, творение Infomedia представляет собой весьма сложную, даже нервную, но при этом оригинальную и самобытную, а потому и вполне достойную внимания игру, которая одной из первых в целом жанре представляет нам управление в стиле point-and-click. Если вы являетесь поклонником адвенчур и при этом патриотом РС, которого давно удивляла заведомая сюжетная непонятность «Explora II», обязательно уделите немного времени зачинателю серии. Ибо таковая определённо заслуживает куда большую известность, нежели та, которой она пока что пользуется, особенно за пределами Франции.