В старые добрые советские времена по телеящику время от времени крутили мультфильмы братских славянских стран про Кротика, Болека с Лелеком и их кругосветное путешествие и массу им подобных; на фоне этих анимационных творений особенно выделялась серия чешских мультфильмов про Кржемелика и Вахмурку. От прочих они отличались главным образом странными и зачастую несколько двусмысленными названиями наподобие «Как Кржемелик и Вахмурка сделали великану дудку» или там «Как Кржемелик и Вахмурка поселились с двумя красивыми девушками», не менее странными сюжетами и своеобразным взглядом всех действующих лиц на события, творящиеся в мире. То есть это были довольно артхаусные произведения, замаскированные под мультфильм для самых маленьких. Какое отношение старый чешский мультсериал про неадекватных созданий с труднопроизносимыми именами имеет к квесту Dračí Historie? Скажем так, от игры в продукт от студии с говорящим названием NoSense остаются примерно такие же впечатления, как от просмотра сериала про Кржемелика. Тем более что игру тоже делали земляки Кафки.
Сначала, как полагается, немного истории. Игра была сделана группой студентов из славного города Брно (да, перед нами фактически инди-проект) и издана в 1995 году. Несмотря на то, что разработчики не являлись профессионалами в строгом смысле слова, Dračí Historie стала первой чешской игрой, изданной на CD-носителе; кроме того, она могла похвастаться красочной графикой и озвучкой всех игровых персонажей и по вышеперечисленным причинам неплохо продавалась на территории страны.
Запуская игру под не очень оригинальным названием Dračí Historie, человек, привыкший к традициям западного фэнтези и западных же квестов, в сюжетном плане не ожидает от нее ничего необычного и выдающегося. Там, наверное, будет какое-нибудь сказочное королевство, смелый герой, добрый король, олицетворение мирового зла, может, какая-нибудь принцесса, ну и дракон, куда ж без него, - наивно думает он. Однако завязка не оставляет от подобных предположений камня на камне, разве что концепт волшебной страны с мировым злом да гигантская рептилия никуда не деваются. Судите сами: в каком-то Тридесятом государстве жила семейка драконов, но это были не те некультурные драконы, что предпочитают дремать на горах золота и драгоценностей и время от времени умыкать прекрасных дев, а драконы, так сказать, нового поколения, цивилизованные и воспитанные. Они даже зубы чистили. Еще в Тридесятом государстве жила волшебная палочка. Ей было очень скучно жить, и от скуки она решила заделаться Темным Властелином и захватить мир. Вот вы много встречали сюжетов, в которых Темный Властелин – скучающая волшебная палочка с ручками? И я не очень. Далее папа-дракон куда-то пропал, при этом сценарист не счел необходимым объяснить, почему и каким образом это произошло. Его сын-дракон пошел гулять и встретил Властелина-палочку. Палочка предложила ему захватить мир. Сын-дракон согласился, потому что ему больше нечего было делать. Первым шагом к установлению нового мирового порядка стал срыв кукольного представления. К счастью, мама дракончика поняла, что ее сын попал в дурную компанию, и наставила его на путь истинный. Сын проникся и отправился в широкий мир, преследуя две цели: найти непонятно куда девшегося папочку и навалять палочке (до разговора с похожей на крокодила мамой он, кстати, считал ее своей лучшей подругой; да, драконы коварны). Таким образом, уже вступительный ролик, демонстрирующий описанные выше события, весьма красноречиво говорит нам о том, что логику и связность повествования в Dračí Historie искать бесполезно; в ней, аки в абсурдистских пьесах, «мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб» (определение любезно предоставлено «Википедией»). Ради справедливости отметим, что в игре встречаются забавные диалоги, ну и перевод на английский был выполнен весьма достойно.
Теперь скажем несколько слов о геймплее творения NoSense. Он тут вполне обычный (чего не сказать о сюжете): дракончик собирает предметы, использует их, где это необходимо, и разговаривает с NPC. Вот, собственно, и всё. Подобная концепция геймплея без серьезных изменений кочевала из квеста в квест, и подробно на ней останавливаться не имеет смысла. Отметим только, что активных точек на экране обычно не слишком много, посему хорошо развитого навыка пиксельхантинга Dračí Historie не требует и серьезных трудностей у игрока вызывать не должна.
Dračí Historie - игра очень неоднозначная. Она обладает яркой и очень хорошей для своего времени графикой, интуитивно понятным геймплеем, и в ней время от времени встречаются удачные диалоги между персонажами, однако ж у NoSense вышел продукт, ориентированный в первую очередь на людей, желающих поиграть в нечто с сюжетом, лишенным какой-либо внутренней логики и полным несообразностей, поскольку творящееся в игре действо живо напоминает драму абсурда. Из сказанного выше следует, что безоговорочно рекомендовать Dračí Historie можно лишь тем, чьему сердцу дороги принципы абсурдизма, остальные, скорее всего, окажутся не в состоянии в полной мере оценить ее прелесть.
Сначала, как полагается, немного истории. Игра была сделана группой студентов из славного города Брно (да, перед нами фактически инди-проект) и издана в 1995 году. Несмотря на то, что разработчики не являлись профессионалами в строгом смысле слова, Dračí Historie стала первой чешской игрой, изданной на CD-носителе; кроме того, она могла похвастаться красочной графикой и озвучкой всех игровых персонажей и по вышеперечисленным причинам неплохо продавалась на территории страны.
Запуская игру под не очень оригинальным названием Dračí Historie, человек, привыкший к традициям западного фэнтези и западных же квестов, в сюжетном плане не ожидает от нее ничего необычного и выдающегося. Там, наверное, будет какое-нибудь сказочное королевство, смелый герой, добрый король, олицетворение мирового зла, может, какая-нибудь принцесса, ну и дракон, куда ж без него, - наивно думает он. Однако завязка не оставляет от подобных предположений камня на камне, разве что концепт волшебной страны с мировым злом да гигантская рептилия никуда не деваются. Судите сами: в каком-то Тридесятом государстве жила семейка драконов, но это были не те некультурные драконы, что предпочитают дремать на горах золота и драгоценностей и время от времени умыкать прекрасных дев, а драконы, так сказать, нового поколения, цивилизованные и воспитанные. Они даже зубы чистили. Еще в Тридесятом государстве жила волшебная палочка. Ей было очень скучно жить, и от скуки она решила заделаться Темным Властелином и захватить мир. Вот вы много встречали сюжетов, в которых Темный Властелин – скучающая волшебная палочка с ручками? И я не очень. Далее папа-дракон куда-то пропал, при этом сценарист не счел необходимым объяснить, почему и каким образом это произошло. Его сын-дракон пошел гулять и встретил Властелина-палочку. Палочка предложила ему захватить мир. Сын-дракон согласился, потому что ему больше нечего было делать. Первым шагом к установлению нового мирового порядка стал срыв кукольного представления. К счастью, мама дракончика поняла, что ее сын попал в дурную компанию, и наставила его на путь истинный. Сын проникся и отправился в широкий мир, преследуя две цели: найти непонятно куда девшегося папочку и навалять палочке (до разговора с похожей на крокодила мамой он, кстати, считал ее своей лучшей подругой; да, драконы коварны). Таким образом, уже вступительный ролик, демонстрирующий описанные выше события, весьма красноречиво говорит нам о том, что логику и связность повествования в Dračí Historie искать бесполезно; в ней, аки в абсурдистских пьесах, «мир представлен как бессмысленное, лишённое логики нагромождение фактов, поступков, слов и судеб» (определение любезно предоставлено «Википедией»). Ради справедливости отметим, что в игре встречаются забавные диалоги, ну и перевод на английский был выполнен весьма достойно.
Теперь скажем несколько слов о геймплее творения NoSense. Он тут вполне обычный (чего не сказать о сюжете): дракончик собирает предметы, использует их, где это необходимо, и разговаривает с NPC. Вот, собственно, и всё. Подобная концепция геймплея без серьезных изменений кочевала из квеста в квест, и подробно на ней останавливаться не имеет смысла. Отметим только, что активных точек на экране обычно не слишком много, посему хорошо развитого навыка пиксельхантинга Dračí Historie не требует и серьезных трудностей у игрока вызывать не должна.
Dračí Historie - игра очень неоднозначная. Она обладает яркой и очень хорошей для своего времени графикой, интуитивно понятным геймплеем, и в ней время от времени встречаются удачные диалоги между персонажами, однако ж у NoSense вышел продукт, ориентированный в первую очередь на людей, желающих поиграть в нечто с сюжетом, лишенным какой-либо внутренней логики и полным несообразностей, поскольку творящееся в игре действо живо напоминает драму абсурда. Из сказанного выше следует, что безоговорочно рекомендовать Dračí Historie можно лишь тем, чьему сердцу дороги принципы абсурдизма, остальные, скорее всего, окажутся не в состоянии в полной мере оценить ее прелесть.
- Главный герой:
Вымышленное существо - Перспектива:
Вид от третьего лица - Способ распространения:
Освобождённая игра - Страна или регион происхождения:
Чехия и Словакия - Тематика:
Фэнтези
Драконы - Технические детали:
Полная озвучка
ScummVM - Язык:
Čeština
English
И где эти места? У нас на сайте, например, выложены только оригинальная чешская версия и английская версия, выпущенная, как выяснилось, в 2000-е годы. На Oldgames.sk вроде бы имеет место аналогичная ситуация.
Я бы сказал, что максимум просто "мало" или даже "не очень много". Выше было приведено несколько примеров таких игр, и наверняка можно отыскать другие, особенно если не ограничиваться IBM PC. То есть это явление, разумеется, не самое частое, но всё же отнюдь не единичное и вряд ли способное удивить тех, кто разбирается в вопросе.
А так можно сказать, что и чешских (да и не только чешских) игр как таковых "очень, очень мало" (в процентном отношении от общей массы существующих игр).
В смысле? Все на своих местах.
Кто говорит об "уникальном"?
Таких игр было очень, очень мало.
И где же эти версии?.. Доступная английская вышла лишь в 2000-е годы, и после её появления игра стала известна чуть большему числу людей, нежели ранее, да, - но всё равно явно не стала широко известной.
Она была "совершенно неизвестна" разве что посетителям пары форумов. На деле о ней было достаточно информации в Интернете (для неленивых), да и обнаружена она была в итоге у самого что ни на есть "греческого коллекционера".
Кстати, у Tajemství Oslího Ostrova похожая история: это тоже чешская игра, которая была сделана двумя старшеклассниками, но получила коробочное издание на родине с явно не крошечным тиражом, пользовалась как минимум определённой известностью и была в итоге переведена как минимум на немецкий язык.
Так что ничего "уникального" по части происхождения в Dračí Historie нет. Примечательное - безусловно, есть. Но не более.
При запуске игры в DOS/DOSBox можно открыть меню, если подвести курсор к нижней части экрана: появятся иконки для сохранения и загрузки, для выхода в систему, для вызова карты мира и справки об игре с перечнем авторов.
При адаптации игры для ScummVM это меню убрали! Автор почему-то не захотел заниматься упомянутым перечнем. Так что при подведении курсора вниз будет появляться только карта игрового мира - сама по себе, без нажатия на иконку. Замечу, что это совсем не удобно: нужно тебе, например, пройти по тропинке вниз - а вместо этого чаще всего удаётся лишь вызвать карту...
В создании игр от школы Геннадиоса воспитанники этого заведения с весьма высокой вероятностью как минимум участвовали.
А "Dračí Historie" как раз была хорошо известна хотя бы у себя на родине - как я говорил, только первое издание разошлось тиражом в 7000 экземпляров. А ведь были и другие издания, в том числе и на польском и английском языках, и к разным журналам эта игра прилагалась. Тогда как тот же "Αποδραση" был до сравнительно недавнего времени совершено неизвестен даже греческим коллекционерам.
А Dračí Historie до выхода английской версии вряд ли была известна многим за пределами Чехии и Словакии, да и сейчас, вероятно, не очень широко известна.