Phantasm

Phantasm
Жанр: Arcade
Разработчик: Exocet Software
Издатель: Exocet Software
Год выхода: 1988
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 0
  • 1
Перед вами снова раритет, об обретении которого не так давно нельзя было даже мечтать, игра, редкость которой вполне сравнима с редкостью Conflict Europe, а то и превосходит её. Именно не поддающаяся осознанию раритетность – главное достоинство Phantasm’а. Хотя как об игре о ней тоже можно кое-что сказать.

Phantasm – это «клон» (как бы ни было неприятно произносить это слово применительно к компьютерной игре) гениальной Tau Ceti, но весьма странный и вряд ли способный именоваться удачным. Начнём с того, что сюжет игры предельно условен и отчасти даже глуп: действие разворачивается в мечтах (!) некоего человека, грезящего космическими сражениями. И вот однажды он увидел наконец-то желаемый сон, – сон, в котором он – пилот космического истребителя «Пегас», летающего над поверхностью дальней планеты, оккупированной злобными инопланетянами, и истребляющего этих самых инопланетян и их постройки. Планета состоит из восьми уровней, разделённых в общей сложности на шестьдесят четыре зоны, и задание на каждом уровне формально разное (хотя глобальная цель одна – уничтожить в каждой миссии главный объект инопланетян).

Вид в игре от первого лица и – формально – в полном 3D (ко второму обстоятельству мы вернёмся позже). Перед каждой миссией нас ожидает подробнейший (именно в превосходной степени) брифинг, где нам расскажут о задании, врагах, постройках и нашем корабле, - пожалуй, этот рассказ есть то единственное, что в Phantasm’е выполнено просто на высшем уровне. Видов оружия только два – ракеты (даётся девять на миссию) и лазеры; те или иные враги или постройки могут быть восприимчивы только к одному виду оружия. Общее число врагов довольно велико, их ИИ неплох, но разнообразием они не отличаются (хотя будут как летающая, так и наземная вражеская техника), а по внешнему виду весьма похожи на тех, с которыми мы встречались в Tau Ceti.

Элементами симулятора являются формально «продвинутый» интерфейс корабля, наличие радара и конечность топлива у нашего корабля и необходимость вследствие этого периодически заправляться на специальных площадках. «Продвинутость» интерфейса заключается в том, что на экране отображаются высота полёта, уровень силового поля, скорость и ускорение корабля, температура нагрева лазеров и так далее (а также, само собой, полученный кораблём урон, упомянутые радар и уровень топлива, остающееся число ракет, компас). Есть и интересные «фишки»: например, включив ускорение, можно попробовать «убежать» от сильного противника, а лазерами можно стрелять во врагов, находящихся не только впереди, но и позади нашего корабля.

Игра вышла не только для IBM PC (версия для нашей платформы до последнего времени вообще считалась на самом деле никогда не существовавшей!), но и для Amiga и Atari ST. На последней платформе игра вышла изначально – и там удостоилась положительной оценки в одном-единственном издании. Все прочие журналы по Atari и, по-видимому, абсолютно все журналы по Amiga (которых, кстати, было мало, потому как большинством изданий игра была попросту проигнорирована) серьёзно «разделали» игру, назвав в числе главных недостатков сложные, но при этом скучные и нединамичные сражения (что как минимум отчасти, увы, является правдой), а также «плохую» графику…

Версию для IBM PC же не рецензировал вообще никто и никогда (по крайней мере, ни единой рецензии или вообще упоминания о ней в прессе тех лет найти не удалось) – но если бы это случилось, то трудно даже представить, какой была бы оценка игры, потому как графика в Amiga- и Atari-версиях просто божественна по сравнению с не просто блёклой, а даже, в общем-то, схематичной CGA-графикой DOS-версии. Да, объекты вроде бы действительно выполнены в «3D конца 80-х», как в той же Tau Ceti, но выполнены настолько аляповато, что нередко, а особенно с учётом того, что фона как такового в DOS-версии нет – его просто заменяет чернота, - попросту затрудняет игровой процесс, потому что сложно понять, что перед нами на экране.

Как бы ни было больно говорить об этом, но, наверное, в этот раз придётся признать, что человечество напрочь забыло о Phantasm’е неспроста: видимо, игра показалась всем настолько ужасной, что её никто не хотел ни рецензировать, ни покупать, ни даже продавать. Она почти в буквальном смысле канула в Лету – до совсем недавнего времени в Интернете её не было, а единственным указанием на её существование являлось упоминание о DOS-версии на сайте mobygames. Версия, выложенная на нашем сайте, приобретена нами у одного зарубежного коллекционера; наш сайт является на сегодняшний день единственным местом, где игру можно найти.

Вердикт, тем не менее, не безнадёжный. Да, Phantasm – это игра уровня «ниже среднего», причём значительно, и, как ни парадоксально, едва ли не в первую очередь из-за графики. Но всё же совсем плохой её назвать нельзя: к картинке при желании можно привыкнуть, запомнив внешний вид разных типов объектов, а благодаря довольно высокой сложности от происходящего даже можно получить удовольствие. Но в первую очередь это «чудо» предназначено, естественно, для коллекционеров – потому как, повторим, редкость этой вещи немыслима, поэтому для любой коллекции старых игр она станет самым настоящим алмазом.
Автор обзора: kreol
Tau Ceti
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.