Есть такая замечательная головоломка, придуманная в Азии в глубокой древности, а в Европу попавшая только в XIX веке, - Ханойская башня. Это поистине замечательная игра, возможно – даже самая лучшая в мире. И не только потому, что идея её была одной из первых перенесена в мир нулей и единиц, но и потому, что для прикосновения к этому миру в своё время нужен был только сам компьютер и ничего больше.
Да, когда-то действительно было такое время. Класс информатики и вычислительной техники в учебно-производственном комбинате, где школьников обязывали осваивать основы будущих профессий, причудливые (с точки зрения современных людей, конечно) прямоугольные мониторы с откидными защитными экранами (которые некоторые люди очень любили откидывать…), огромные чёрные клавиатуры с кнопками, названия которых далеко не всегда совпадают с привычными нам сегодня, и таинственный чёрный экран, кажущийся бездонным.
Но его чернота не пугала – наоборот, она звала и манила к себе. Ведь стоило посредством собственных пальцев и с помощью кнопок этой самой огромной клавиатуры набрать пару-тройку десятков строк букв, цифр и символов, которые ещё полгода назад казались тебе бессмысленной абракадаброй, а затем подать заветную команду, как тьма экрана уступала место яркому графическому пиршеству. И тогда никому не было дела до того, что цвета там всего лишь два, - ведь эта картинка была создана своими руками!.. Но пока – просто картинка. А можно было пойти дальше. Можно было засесть за иероглифы на несколько часов (обязательно с нарочитой улыбкой откинув защитный экран!), чтобы по прошествии их вместо небольшой картинки увидеть на экране нечто совсем-совсем другое… То, что не только красиво выглядит, но ещё и красиво двигается, то, что может поглотить время целиком и без остатка, то, что ты создал сам…
Много лет минуло с тех пор. Мы живём в новом мире и новом веке, когда даже игры двухлетней давности, выглядящие почти как фильмы, уже считаются устаревшими. Много хорошего случилось с тех пор, и много плохого, игровая индустрия превратилась в огромный и бурно развивающийся мир, разнообразие которого способно поразить воображение. Старые традиции даже для многих из тех, кто ещё помнит мир другим, отжили своё – давно забыты, казалось бы, и компьютер под названием «БК-0010», и откидные защитные экраны, и белые линии трапеций на чёрном экране вместе с долгими часами упорного решения сложнейшей головоломки… Но это – только кажется. Потому что ничто и никогда не сможет сравниться с тем, чья простота граничит с гениальностью. Ханойская Башня живёт.
Смысл её заключается вот в чём. Имеется три платформы и некоторое количество колец, блоков или чего-либо другого подобного, как минимум – три, но чаще – гораздо больше. Все эти фигуры разного размера и изначально лежат на какой-то одной крайней платформе друг на друге, внизу – самая большая, вверху – самая маленькая. От игрока требуется за минимальное число ходов переместить на другую крайнюю платформу все фигуры в точно такой же последовательности, то есть чтобы самая большая была внизу, а самая маленькая – вверху, при этом в процессе перекладывания их по платформам нельзя допустить того, чтобы большая по размеру фигура оказалась сверху меньшей.
Быть может, на словах описать Ханойскую башню и легко, но вот решить такую головоломку, да ещё быстро, под силу далеко не каждому. И пусть в современном мире уже и написаны, как говорят, совершенные алгоритмы для чуть ли не мгновенного решения этой задачи, проще или малоценнее она от этого не становится, потому что богатство вариантов достижения цели и изобилие пищи для ума – по-прежнему на месте.
А уж когда оформлено это всё настолько красиво и интересно, как в Towers of Kublai Khan, то игра превращается вообще в неописуемое удовольствие для любого любителя интеллектуальных развлечений. И пусть вас не смущает пестрота картинки: да, здесь нет скупого и сурового очарования белых линий на чёрном экране старого монитора, но есть главное – Смысл и Память. Именно с большой буквы.
Да, когда-то действительно было такое время. Класс информатики и вычислительной техники в учебно-производственном комбинате, где школьников обязывали осваивать основы будущих профессий, причудливые (с точки зрения современных людей, конечно) прямоугольные мониторы с откидными защитными экранами (которые некоторые люди очень любили откидывать…), огромные чёрные клавиатуры с кнопками, названия которых далеко не всегда совпадают с привычными нам сегодня, и таинственный чёрный экран, кажущийся бездонным.
Но его чернота не пугала – наоборот, она звала и манила к себе. Ведь стоило посредством собственных пальцев и с помощью кнопок этой самой огромной клавиатуры набрать пару-тройку десятков строк букв, цифр и символов, которые ещё полгода назад казались тебе бессмысленной абракадаброй, а затем подать заветную команду, как тьма экрана уступала место яркому графическому пиршеству. И тогда никому не было дела до того, что цвета там всего лишь два, - ведь эта картинка была создана своими руками!.. Но пока – просто картинка. А можно было пойти дальше. Можно было засесть за иероглифы на несколько часов (обязательно с нарочитой улыбкой откинув защитный экран!), чтобы по прошествии их вместо небольшой картинки увидеть на экране нечто совсем-совсем другое… То, что не только красиво выглядит, но ещё и красиво двигается, то, что может поглотить время целиком и без остатка, то, что ты создал сам…
Много лет минуло с тех пор. Мы живём в новом мире и новом веке, когда даже игры двухлетней давности, выглядящие почти как фильмы, уже считаются устаревшими. Много хорошего случилось с тех пор, и много плохого, игровая индустрия превратилась в огромный и бурно развивающийся мир, разнообразие которого способно поразить воображение. Старые традиции даже для многих из тех, кто ещё помнит мир другим, отжили своё – давно забыты, казалось бы, и компьютер под названием «БК-0010», и откидные защитные экраны, и белые линии трапеций на чёрном экране вместе с долгими часами упорного решения сложнейшей головоломки… Но это – только кажется. Потому что ничто и никогда не сможет сравниться с тем, чья простота граничит с гениальностью. Ханойская Башня живёт.
Смысл её заключается вот в чём. Имеется три платформы и некоторое количество колец, блоков или чего-либо другого подобного, как минимум – три, но чаще – гораздо больше. Все эти фигуры разного размера и изначально лежат на какой-то одной крайней платформе друг на друге, внизу – самая большая, вверху – самая маленькая. От игрока требуется за минимальное число ходов переместить на другую крайнюю платформу все фигуры в точно такой же последовательности, то есть чтобы самая большая была внизу, а самая маленькая – вверху, при этом в процессе перекладывания их по платформам нельзя допустить того, чтобы большая по размеру фигура оказалась сверху меньшей.
Быть может, на словах описать Ханойскую башню и легко, но вот решить такую головоломку, да ещё быстро, под силу далеко не каждому. И пусть в современном мире уже и написаны, как говорят, совершенные алгоритмы для чуть ли не мгновенного решения этой задачи, проще или малоценнее она от этого не становится, потому что богатство вариантов достижения цели и изобилие пищи для ума – по-прежнему на месте.
А уж когда оформлено это всё настолько красиво и интересно, как в Towers of Kublai Khan, то игра превращается вообще в неописуемое удовольствие для любого любителя интеллектуальных развлечений. И пусть вас не смущает пестрота картинки: да, здесь нет скупого и сурового очарования белых линий на чёрном экране старого монитора, но есть главное – Смысл и Память. Именно с большой буквы.
- Элемент жанра:
Ханойская башня - Язык:
English