October 73, известная также как War 73, - это самая первая арабская компьютерная игра как минимум для IBM PC, а возможно - что и вообще. Создал её в 1999 году сириец Радван Касмия - на тот момент юный энтузиаст программирования, а спустя буквально несколько лет - директор основанной им компании Afkar Media и фактически ключевая фигура во всём зарождавшемся тогда национальном игростроении. Поскольку в те времена, как многие наверняка помнят, Интернет не имел по-настоящему широкого распространения даже на Западе, не говоря уже о "третьем мире", то распространялась данная вещь посредством "флоппинета" в дружеских кругах (разумеется, бесплатно), но в скором времени обрела на родине и в других арабских государствах популярность и известность. На Западе о ней узнали предположительно в 2012 году - из замечательной книги "Video Games Around The World", впоследствии переизданной, а затем и из переведённого на английский язык интервью автора, где он, в частности, сообщил, что при создании своей первой работы вдохновлялся знаменитой леталкой River Raid. Но источники источниками, а вот самой игры долгое время не было нигде, - даже в арабоязычном Интернете никаких её следов обнаружить не удавалось. В конце концов коллектив нашего сайта, занимавшийся её розысками с 2018 года, обратился к самому Радвану, - и в результате позитивного общения появилась вот эта страничка.
К великому сожалению, доступна здесь лишь крохотная одноуровневая демоверсия, - это всё, что сохранилось у автора. Как нетрудно догадаться из названия, формально данная вещь посвящена трагическим событиям на Ближнем Востоке, имевшим место в октябре 1973 года и получившим впоследствии название "Война Судного дня"; вместе с тем по факту никакого "сюжета", скорее всего, не предполагалось даже в полной версии, - и если бы не флаги противоборствующей стороны, изображённые на некоторых объектах, то ни малейшей привязки к реальной истории здесь не наблюдается. Из пунктов главного меню активны только три: верхний предназначен для запуска новой игры, нижний - для выхода из неё, а по нажатию на "предпоследний" появляются титры и информация о том, что мы играем не в полную версию.
По жанру October 73 относится к более-менее классическим shoot 'em up'ам; под нашим управлением находится условный боевой самолёт-истребитель. Перспектива обзора - вид сверху; перемещение автоматическое, но с возможностью "отхода" в стороны, а также ускорения и небольшого "заднего хода". "Жизней" всего три (их количество нигде на экране не указано и вычисляется опытным путём); имеется также некоторый "запас прочности" в рамках каждой из них, выраженный в виде небольшой жёлтой убывающей шкалы в левой верхней части экрана. В случае гибели и наличия "попыток" возрождение происходит мгновенно в той же точке (и нас запросто могут подбить снова). Никаких бонусов, к сожалению, не предусмотрено. Стрельба осуществляется по нажатию "Ctrl"; нам доступен лишь один способ атаки (абстрактными "зарядами"), запас которых бесконечен.
Враги представлены всевозможной техникой: это танки (движутся в данной игре из наземных типов только они), стационарные зенитно-пулемётные установки (есть только в самом начале), зенитные пушки в дотах (по отдельности не очень опасны, - но в одном месте имеется их большое скопление, и там огонь ведётся поистине шквальный), пушечно-ракетные комплексы, а также крайне опасные "самоходки" (правда, здесь, как уже косвенно отмечалось, статичные), стреляющие самонаводящимися ракетами; эти "заряды" вполне реально сбить, а равно и избежать их, если посредством манёвров добиться попадания данных объектов за пределы видимого пространства, - вместе с тем именно они, в отличие от всех прочих "опасностей", способны целенаправленно нас преследовать и настигать. Предстоит встретиться и с вражескими самолётами - небольшими эскадрильями, ведущими себя, однако, очень пассивно (одну из них, скорее всего, придётся именно уничтожить, - а другую, следующую прямо за ней, реально облететь сбоку). Концентрация противника на местности в условной "первой" части уровня довольно высока, поэтому "убить их всех" - с учётом невозможности остановиться или повернуть назад - проблематично; затем количество техники резко снижается.
Конечной целью уровня является уничтожение неприятельской радиолокационной станции; отдельно об этом опять-таки нигде не сообщается. Дабы усложнить задачу, по обе стороны от базы, где она расположена, установлена техника, - и в силу отмеченных ранее особенностей, скорее всего, полностью ликвидировать удастся лишь одно из двух её скоплений; обстреливать здание, таким образом, почти наверняка предстоит под огнём. Если мы достигаем успеха и при этом выживаем, то происходит автоматический выход в главное меню; увы, продолжительность всего вышеописанного действа крайне невелика и составляет лишь около одной минуты реального времени. Однако же совсем расстраиваться не стоит: уровень сложности не самый низкий, поэтому победить с первого раза вряд ли получится даже у опытных любителей аркад, - тем более что единицы противника зачастую замечают нас ещё до того, как мы их увидим; на практике это приводит к тому, что та же ракета может оказаться на опасно близком к нам расстоянии (а летит она с большой скоростью) мгновенно и совершенно неожиданно. Выход один - "метод проб и ошибок": необходимо запоминать расположение техники (оно при каждом запуске одно и то же), грамотно маневрировать (а в идеале - постепенно выстроить оптимальный маршрут перемещения) и по возможности атаковать хотя бы самых опасных врагов заранее, так как поражать "невидимые" цели здесь вполне реально, если представлять, где они находятся. После некоторой тренировки доходить до базы с радаром можно с полным запасом "жизней" и почти (а то и совсем) без повреждений.
Графика, быть может, и не самая роскошная - но вот для бесплатной арабской игры конца 1990-х поистине фантастическая: по сути, она ничем не уступает таковой в коммерческих играх подобного направления, выходивших на Западе и Дальнем Востоке вплоть до середины вышеназванного десятилетия. Лесисто-равнинный (а вовсе не пустынный, как можно было бы подумать) ландшафт прорисован с явным тщанием, различные типы техники выглядят очень аккуратно и как минимум "узнаваемо". Правда, визуализация атаки у всех них, кроме самоходных зениток, одна - совершенно нереалистичные огненные шарики (мы стреляем двумя очередями примерно таких же "зарядов", только удлинённых), - но вот те самые ракеты выглядят очень даже здорово. Примечательно, что на карте имеется два ангара (как раз с государственными флагами, в некотором роде присутствующими и на отдельных типах техники), которые разрешается уничтожить, - это ничего не даёт, но анимация частичного взрыва такого объекта (наблюдаемая также после "расстрела" локатора) предусмотрена. Наконец, после уничтожения техники на местности остаются её остовы.
Давать October 73 какую бы то ни было оценку - а тем более на основе лишь единственного доступного нам крошечного уровня - едва ли допустимо, однако мы всё-таки это сделаем. Как писал Валентин Пикуль, "первый - не значит лучший; первый - это именно первый". Бородатые знатоки национального игростроения разных стран наверняка сразу же заявят, что спустя четыре года в арабском мире появится роскошная Perfect Weapon (также представленная у нас на сайте), которая вроде бы и красивее, и интереснее, но... У товарища Sal7of'а из благополучных ОАЭ были, мягко говоря, совсем иные условия для работы, нежели у Радвана, - и однако же в богатых шейхствах на рубеже тысячелетий могли знакомиться максимум с западными играми, тогда как в "бедной" Сирии уже появилась своя собственная. Да, пусть вот такая - политически ангажированная, оригинально (мягко говоря) сделанная в техническом плане и с визуальной точки зрения формально "устаревшая", - но появилась. И случилось это благодаря энтузиасту-одиночке, делом доказавшему, что чудо возможно. Он был первым, - и этого у него никто и никогда не отнимет.
В этой связи историческая значимость October 73 огромна, поэтому мы приняли решение разместить на сайте даже такую маленькую демоверсию. Но, что замечательно, именно как игра она тоже представляет собой несомненный интерес для поклонников shoot 'em up'ов: хоть прохождение доступного уровня формально и длится от силы минуту, но поверьте, что эмоции оно способно принести самые что ни на есть яркие.
К великому сожалению, доступна здесь лишь крохотная одноуровневая демоверсия, - это всё, что сохранилось у автора. Как нетрудно догадаться из названия, формально данная вещь посвящена трагическим событиям на Ближнем Востоке, имевшим место в октябре 1973 года и получившим впоследствии название "Война Судного дня"; вместе с тем по факту никакого "сюжета", скорее всего, не предполагалось даже в полной версии, - и если бы не флаги противоборствующей стороны, изображённые на некоторых объектах, то ни малейшей привязки к реальной истории здесь не наблюдается. Из пунктов главного меню активны только три: верхний предназначен для запуска новой игры, нижний - для выхода из неё, а по нажатию на "предпоследний" появляются титры и информация о том, что мы играем не в полную версию.
По жанру October 73 относится к более-менее классическим shoot 'em up'ам; под нашим управлением находится условный боевой самолёт-истребитель. Перспектива обзора - вид сверху; перемещение автоматическое, но с возможностью "отхода" в стороны, а также ускорения и небольшого "заднего хода". "Жизней" всего три (их количество нигде на экране не указано и вычисляется опытным путём); имеется также некоторый "запас прочности" в рамках каждой из них, выраженный в виде небольшой жёлтой убывающей шкалы в левой верхней части экрана. В случае гибели и наличия "попыток" возрождение происходит мгновенно в той же точке (и нас запросто могут подбить снова). Никаких бонусов, к сожалению, не предусмотрено. Стрельба осуществляется по нажатию "Ctrl"; нам доступен лишь один способ атаки (абстрактными "зарядами"), запас которых бесконечен.
Враги представлены всевозможной техникой: это танки (движутся в данной игре из наземных типов только они), стационарные зенитно-пулемётные установки (есть только в самом начале), зенитные пушки в дотах (по отдельности не очень опасны, - но в одном месте имеется их большое скопление, и там огонь ведётся поистине шквальный), пушечно-ракетные комплексы, а также крайне опасные "самоходки" (правда, здесь, как уже косвенно отмечалось, статичные), стреляющие самонаводящимися ракетами; эти "заряды" вполне реально сбить, а равно и избежать их, если посредством манёвров добиться попадания данных объектов за пределы видимого пространства, - вместе с тем именно они, в отличие от всех прочих "опасностей", способны целенаправленно нас преследовать и настигать. Предстоит встретиться и с вражескими самолётами - небольшими эскадрильями, ведущими себя, однако, очень пассивно (одну из них, скорее всего, придётся именно уничтожить, - а другую, следующую прямо за ней, реально облететь сбоку). Концентрация противника на местности в условной "первой" части уровня довольно высока, поэтому "убить их всех" - с учётом невозможности остановиться или повернуть назад - проблематично; затем количество техники резко снижается.
Конечной целью уровня является уничтожение неприятельской радиолокационной станции; отдельно об этом опять-таки нигде не сообщается. Дабы усложнить задачу, по обе стороны от базы, где она расположена, установлена техника, - и в силу отмеченных ранее особенностей, скорее всего, полностью ликвидировать удастся лишь одно из двух её скоплений; обстреливать здание, таким образом, почти наверняка предстоит под огнём. Если мы достигаем успеха и при этом выживаем, то происходит автоматический выход в главное меню; увы, продолжительность всего вышеописанного действа крайне невелика и составляет лишь около одной минуты реального времени. Однако же совсем расстраиваться не стоит: уровень сложности не самый низкий, поэтому победить с первого раза вряд ли получится даже у опытных любителей аркад, - тем более что единицы противника зачастую замечают нас ещё до того, как мы их увидим; на практике это приводит к тому, что та же ракета может оказаться на опасно близком к нам расстоянии (а летит она с большой скоростью) мгновенно и совершенно неожиданно. Выход один - "метод проб и ошибок": необходимо запоминать расположение техники (оно при каждом запуске одно и то же), грамотно маневрировать (а в идеале - постепенно выстроить оптимальный маршрут перемещения) и по возможности атаковать хотя бы самых опасных врагов заранее, так как поражать "невидимые" цели здесь вполне реально, если представлять, где они находятся. После некоторой тренировки доходить до базы с радаром можно с полным запасом "жизней" и почти (а то и совсем) без повреждений.
Графика, быть может, и не самая роскошная - но вот для бесплатной арабской игры конца 1990-х поистине фантастическая: по сути, она ничем не уступает таковой в коммерческих играх подобного направления, выходивших на Западе и Дальнем Востоке вплоть до середины вышеназванного десятилетия. Лесисто-равнинный (а вовсе не пустынный, как можно было бы подумать) ландшафт прорисован с явным тщанием, различные типы техники выглядят очень аккуратно и как минимум "узнаваемо". Правда, визуализация атаки у всех них, кроме самоходных зениток, одна - совершенно нереалистичные огненные шарики (мы стреляем двумя очередями примерно таких же "зарядов", только удлинённых), - но вот те самые ракеты выглядят очень даже здорово. Примечательно, что на карте имеется два ангара (как раз с государственными флагами, в некотором роде присутствующими и на отдельных типах техники), которые разрешается уничтожить, - это ничего не даёт, но анимация частичного взрыва такого объекта (наблюдаемая также после "расстрела" локатора) предусмотрена. Наконец, после уничтожения техники на местности остаются её остовы.
Давать October 73 какую бы то ни было оценку - а тем более на основе лишь единственного доступного нам крошечного уровня - едва ли допустимо, однако мы всё-таки это сделаем. Как писал Валентин Пикуль, "первый - не значит лучший; первый - это именно первый". Бородатые знатоки национального игростроения разных стран наверняка сразу же заявят, что спустя четыре года в арабском мире появится роскошная Perfect Weapon (также представленная у нас на сайте), которая вроде бы и красивее, и интереснее, но... У товарища Sal7of'а из благополучных ОАЭ были, мягко говоря, совсем иные условия для работы, нежели у Радвана, - и однако же в богатых шейхствах на рубеже тысячелетий могли знакомиться максимум с западными играми, тогда как в "бедной" Сирии уже появилась своя собственная. Да, пусть вот такая - политически ангажированная, оригинально (мягко говоря) сделанная в техническом плане и с визуальной точки зрения формально "устаревшая", - но появилась. И случилось это благодаря энтузиасту-одиночке, делом доказавшему, что чудо возможно. Он был первым, - и этого у него никто и никогда не отнимет.
В этой связи историческая значимость October 73 огромна, поэтому мы приняли решение разместить на сайте даже такую маленькую демоверсию. Но, что замечательно, именно как игра она тоже представляет собой несомненный интерес для поклонников shoot 'em up'ов: хоть прохождение доступного уровня формально и длится от силы минуту, но поверьте, что эмоции оно способно принести самые что ни на есть яркие.
- Время и место:
Современность
Ближний Восток - Перспектива:
Вид сверху - Страна или регион происхождения:
Сирия - Техника:
Самолёты - Элемент жанра:
Shoot 'em up - Язык:
العربية