Личность знаменитого сыщика Шерлока Холмса является очень даже знаковой для любителей старых компьютерных игр – и потому, что поиск древних редкостей в мире электронных развлечений нередко напоминает настоящее детективное расследование, и потому, что редкий литературный персонаж прошлого поспорит с героем произведений А. Конан-Дойля (или же доктора Ватсона) по числу сегодняшних воплощений в видеоиграх. Но более всего – по причине того, что именно Холмс во многом явился предтечей всего направления виртуальной ролевой игры: ещё не появились на свет «толкинисты», когда «шерлокианцы» уже устраивали публичные демонстрации скорби в связи с гибелью любимого героя у Рейхенбахского водопада, создавали одни из первых в истории «фанфиков» и основывали свои собственные общества, состоящие из людей, горячо убеждённых в реальном – в каком-то смысле этого слова – существовании Шерлока в эпоху старой доброй викторианской Англии.
Ничуть не случайно и то, что появление на нашем сайте целой серии приключений Шерлока Холмса, доктора Ватсона и многих других их друзей и недругов чудесным образом совпало с заведением особого свойства
«Прекрасная эпоха», обозначающего игры, чьё действие происходит в период от 1870-х и до 1914 года. То есть во время, которое многим последующим поколениям, ставшим невольными очевидцами бурных и трагических событий ХХ века, могло казаться и действительно казалось навсегда ушедшим, тихим и мирным – если и не «Золотым», то хотя бы «Золочёным» или «Серебряным» – веком. И что ещё может с такой потрясающей убедительностью воскресить давно ушедшие года, как не компьютерное искусство?
А потому и Шерлок Холмс не замедлил появиться в 1980-е и 1990-е годы в электронных играх самых различных жанров, которые мы и предлагаем сегодня вашему вниманию. Попробуйте себя в роли великого сыщика, бросьте вызов своему интеллекту и своим дедуктивным способностям – и посетите виртуальную викторианскую Англию!
А) Текстовые квесты
Самой внушительной по размерам группой оказывается семейство Interactive Fiction: да и где ещё, как не здесь, можно было бы ожидать встречи с прославленными героями литературных произведений? Только ввод текста вручную, только хардкор! Но не волнуйтесь: и разнообразия сюжетов, и полноты игрового процесса, и даже возможностей выбора в отношении уровня сложности хватит на всех.
«Sherlock» – вот так просто называется австралийская игра 1984 года для ZX Spectrum, отличающаяся небывалой для этого жанра нелинейностью: раскрывать загадочное убийство двух женщин придётся в реальном времени. А все свидетели, подозреваемые и даже инспектор Лестрейд (в меру своих скромных интеллектуальных способностей) будут при этом жить собственной жизнью и самостоятельно передвигаться по Лондону и его окрестностям. Зато некоторые локации проиллюстрированы. А кроме того, можно обратить внимание и на
издание этого же приключения для Commodore 64 с немного увеличившимся разрешением экрана.
«Sherlock Holmes Returns» (1984 г.) – один из наиболее редких представителей «интерактивной литературы», выходивший лишь на С64, причём за авторством настоящего «шерлокианца». Так что можно не сомневаться, что два «дела», которые ждут нас в этой истории, отличаются точным соответствием «канону» произведений о великом сыщике – но зато и не самой привычной для жанра разновидностью парсерного управления.
«Sherlock Holmes in "Another Bow"» 1985-го года выпуска, в отличие от большинства своих товарок, уже давно красуется на Old-games.ru с точным и лаконичным описанием за авторством
@kreol'а. Но ничто не мешает снова обратиться к этой истории «герметического убийства» на пароходе, теперь и с полным комплектом необходимой документации, – тем более что действие здесь происходит в нетрадиционном для «шерлокианы» 1919 году, а все без исключения локации снабжены пусть и выполненными в CGA-палитре, но какими-никакими иллюстрациями.
В
«Sherlock Holmes: The Vatican Cameos» (1986 г.) мы встретимся с ещё одной попыткой вписать любительское творчество «по мотивам» в канву классического канона: это приключение оказывается одним из тех, которые упоминаются самим Холмсом, но так и не были описаны Ватсоном в его рассказах и повестях. Правда, не совсем удачными могут показаться попытки авторов игры экспериментировать с интерфейсом: управляющие глаголы нужно будет не вводить вручную, а выбирать из готового набора в меню. Что несколько усложняет и без того не самое простое «дело с камеями» – и пусть на обещанную разработчиками премию в 1000 долларов первому, кто раскроет это преступление, мы сегодня претендовать уже не можем, отчего бы не испытать свои силы?
Если же предыдущая история показалась вам чрезмерно запутанной, обратите внимание на
«The Search for Sherlock Holmes» для С64 (1986 г.), – в отличие от прочих IF-приключений, она хоть и короткая, но ничуть не сложная и тем более не серьёзная, а очень даже забавная. Играть мы будем за Тоби… Нет-нет, не за знаменитого бульдога, а за совсем не известного беспризорника из «нерегулярной команды» Холмса. Которому как раз и предстоит прославиться – разыскав и вызволив с нашей помощью самого внезапно пропавшего сыщика.
А вот для того, чтобы справиться с расследованием в
«Sherlock Holmes: Traja Garridebovia» (1987 г.), не потребуется даже и знания английского: эта словацкая игра для ZX Spectrum не так уж часто требует ввода текстовых команд, предоставляя несколько готовых вариантов действий на выбор, а сюжет в точности повторяет подлинное, пусть и далеко не самое известное дело Холмса – «Три Гарридеба».
Вышедшая спустя год британская
«Sherlock Holmes: A Matter of Evil» для той же платформы не может похвастаться особой «каноничностью», но зато и сравнительно несложна, а интерфейс соответствует классическим образцам IF: попробуйте, если желаете стать свидетелями не только интеллектуального, но и физического противоборства Шерлока с представителями криминального мира (разумеется, исключительно в рамках жанра).
В
«The Raven» (ZX Spectrum, 1988 г.) несоответствие сюжетной линии расследования Холмса традициям «шерлокианы» достигает едва ли не своего исторического максимума – зато все без исключения экраны этой истории снабжены пусть и скромными, но симпатичными и – в меру особенностей сюжета – мрачноватыми картинками.
Ну а
«Sherlock: The Riddle of The Crown Jewels» (1988 г.) – это едва ли не венец эволюции всего «холмсианского IF», изданный знаменитой компанией Infocom, в том числе и на родной нам платформе IBM PC. Что интересно, играть мы будем не за самого Холмса, а за Ватсона: роли героев здесь как бы меняются, и теперь сам великий сыщик становится нашим молчаливым (хотя временами и ворчливым) спутником, а на долю скромного доктора выпадает спасение драгоценностей Британской короны – и чести королевы Виктории и всей своей Родины.
«The Case of the Beheaded Smuggler» (1990 г.) возвращает нас на ZX Spectrum, к управлению Холмсом и к гораздо более элементарному детективному расследованию: пусть и не самое аутентичное в плане соответствия «канону», но вполне себе добротное, классическое, средней руки убийство – с расспросом свидетелей и поиском улик.
Выпущенная в том же году и для той же платформы
«Sherlock Holmes: The Lamberley Mystery» оказывается одной из самых сложных – если не в отношении требуемых для дела дедуктивных способностей, то в плане запуска в современных условиях: игра состоит из трёх частей в отдельных образах, между которыми постоянно приходится переключаться, сохраняя при этом свой прогресс на пустую виртуальную кассету. Но какой настоящий сыщик – и какой любитель старых игр – остановится перед техническими трудностями?!
Хотя если судить по названию, то по-настоящему сложной должна оказаться скорее
«Sherlock: His Most Difficult Case» (2001 г. – да-да, и в XXI веке ещё продолжали выходить любительские IF-проекты для Commodore 64!). Впрочем, при желании заполучить одну из на удивление «хороших» альтернативных концовок можно уже минуты так через две после начала этой игры…
Наконец, самым необычным проектом оказывается
«The Hound of the Baskervilles» (1993 г.) – крайне редкое (особенно в физическом исполнении), но ещё менее содержательное электронное воплощение знаменитой повести, выходившее на PC CD-ROM. Единственным её достоинством оказывается неплохая подборка иллюстраций к уликам едва ли не наиболее знаменитого изо всех дел великого сыщика. Что ж – есть в компьютерной «шерлокиане» и такое.
Б) Логические головоломки
Вторая по численности группа «шерлокианских» игр – те, в которых основной акцент сделан не на приключениях самого Холмса, а на процессе дедуктивных умозаключений, столь характерных для его стиля мышления – который каждый из нас может теперь попробовать воспроизвести.
«Sherlock Holmes» – самая первая (причём немецкая!) игра с этим простым и гордым названием, появившаяся ещё в 1982 г. в исполнении для юного на то время Commodore 64. Перед нами – снова классическое «герметическое» дело: пятеро подозреваемых в убийстве, шесть помещений особняка и несколько часов, в течение которых могло произойти преступление. Соответственно, нужно будет опрашивать подряд всех присутствующих – и сопоставлять между собой их показания, дабы выявить единственного, говорящего заведомую ложь.
«221B Baker Street» (1987 г.) – долгожитель нашего сайта (и снова спасибо за описание
@kreol'у!), но не вспомнить эту вещь сегодня никак нельзя: воплощение настольной походовой игры, она не только щеголяет весьма симпатичной графикой, но и позволяет посоревноваться в сборе улик и расследовании преступления с несколькими друзьями.
Как ни странно, но
«The Adventures of Sherlock Holmes» оказывается ещё одним истолкованием того же настольного оригинала, несмотря на более поздний год выхода, – 1990-й, – исключительно текстовым (пусть и с элементами псевдографики): когда-то играть в неё можно было прямо на BBS при помощи модема, а сегодня она является довольно-таки большой редкостью.
Классической логической головоломкой предстаёт перед нами
«Sherlock II: Dinner with Moriarty» (1997 г.) от опытнейшего мастера этого жанра Эверетта Кейзера – создателя знаменитого
«Sherlock», о котором уже упоминалось в наших майских новостях. На этот раз нам предстоит посетить званый обед у самого профессора Мориарти – пытаясь установить, кому же из гостей хозяин приготовил особое угощение…
Последний на сегодня экспонат из этого цикла,
«PC-Sherlock: A Game of Logic & Deduction» (1991 г.), не имеет практически ничего общего с самим Холмсом, будучи электронным воплощением логической игры «Быки и коровы» (в заморском цветовом варианте – «Mastermind»). Но вот поиск её для выкладывания на нашем сайте потребовал настоящего расследования: в открытом доступе эта редкость практически отсутствовала. Спасибо
@Spectre за предоставление из своей коллекции Shareware-версии, – и огромное спасибо
@Grongy за чудо дипломатии: успешное общение лично с автором, Санджаем Канаде, любезно поделившимся с нами полным зарегистрированным экземпляром игры!
В) Видеоквесты
Как известно, Шерлок Холмс, доктор Ватсон и все-все-все – популярные герои не только литературных произведений, но и множества не менее любимых кинофильмов. А потому эти персонажи не замедлили появиться перед нами и во всей своей виртуальной плоти – едва ли не в первом в истории видеоприключении. Причём сразу в трёх томах:
«Sherlock Holmes, Consulting Detective: Vol. I» (1991 г.),
«Vol. II» (1992 г.) и
«Vol. III» (1993 г.). Каждая из этих игр в свою очередь предлагает нам для изучения по три дела, состоящих из примерно получаса видеороликов, в которых настоящие Холмс и Ватсон – пусть и не в исполнении В. Ливанова и В. Соломина, но вполне превосходно изображаемые Питером Фарли и Уорреном Грином, – будут, под нашим чутким и дедуктивно правильным руководством, посещать места преступления, допрашивать свидетелей, находить улики – и в итоге представлять результат всего расследования в суде.
Г) Разное
Холмс не был бы Холмсом, если бы время от времени не выкидывал что-нибудь совсем уже неожиданное. Такой вот странной, но оттого ещё более примечательной выходкой эксцентричного сыщика оказывается итальянская
«Sherlock Holmes Club» для С64, в создании которой принимал участие известный композитор Марчелло Джомбини и у которой что год появления на свет (середина 1980-х), что жанровая принадлежность могут быть установлены только весьма приблизительно. Помимо стандартного опроса свидетелей двух загадочных убийств, нас ожидает здесь и осмотр места преступления в режиме от третьего лица, и виртуальный тир, и даже своего рода автогонки Гран-При...
В заключение нельзя не упомянуть и два широко известных классических point-and-click приключения:
«The Lost Files of Sherlock Holmes: Case of the Serrated Scalpel» (1992 г.) и
«The Lost Files of Sherlock Holmes 2: The Case of the Rose Tattoo» (1996 г.). Хотя обе этих игры, снабжённые превосходными описаниями
@Virgil'а и
@Eraser'а, давно уже прописались в каталоге нашего сайта, и любители адвенчур и тем более «шерлокианы» наверняка прошли их вдоль и поперёк, – они по-прежнему остаются одними из самых увлекательных приключений знаменитого сыщика, когда-либо посещавших экраны компьютерных мониторов.
Так что – за дело, Ватсон:
игра началась!