Разработчик: Naughty Dog
Жанр: action-adventure, stealth-action
Дата выхода на ПК: 28.03.2023

После отличной God of War я решил продолжить знакомство с другими бывшими эксклюзивами от Sony, ныне портированными на ПК. И следующей ласточкой стала The Last of Us. Игра эта была эксклюзивом крайне долго, аж с 2013 года, когда она впервые вышла на PlayStation 3. Успех проекта, полагаю, лучше всего отразит банальное перечисление наград. А их было немало – 146, полученных в 220 номинациях! Да, на Golden Joystick Awards в номинации «Игра года» The Last of Us уступила также вышедшей в 2013 году GTA 5, хотя и была на неё номинирована, зато отхватила награды «Лучший дебютант» и «Лучшая история», а Naughty Dog заполучила «Студию года». The Last of Us и Uncharted долгое время казались мне главной причиной возможного приобретения PlayStation 3, но она так и не была взята (выбор впоследствии пал на Xbox360). По причине отсутствия целевой платформы долгое время The Last of Us оставалась непройденной, и даже с её сюжетом я толком не знакомился. Однако где-то в глубине души желание сыграть в неё осталось. Sony же, вполне осознавая популярность проекта, за историю его существования выпустила дополнение, сиквел и аж 2 ремейка оригинальной игры.


Как и положено хорошему постапокалипсису, сначала нам покажут начало распространения эпидемии.


Первый из них с подзаголовком The Last of Us Remastered вышел в 2014 году эксклюзивно для PlayStation 4. Игра включала весь вышедший для оригинала контент, в том числе сюжетное дополнение Left Behind. Кроме того, по сравнению с оригиналом заметно улучшилась графика, а частота кадров с 30 повысилась до 60. Поскольку в «закромах Родины» PlayStation 4 также не имелось, сей ремейк обошел меня стороной столь же благополучно, как и оригинал. Второе переиздание увидело свет в сентябре 2022 года, т.е. уже после релиза сиквела, в связи с чем стало называться Part I, и сперва порадовало только обладателей PlayStation 5, однако спустя полгода игра наконец посетила PC-обитель. И нельзя сказать, что здесь она стала слишком уж успешной. Техническое состояние вызывало большие вопросы, а потому на старте негативных отзывов игра получила предостаточно. Мне же довелось сыграть уже далеко не в релизную версию, а пройдено было издание версии 1.1.3.1. О нём и пойдет речь дальше по тексту.


Суровый быт лагеря, в котором всем заправляют военные.

Первое, что меня удивило, - это озвучка всех пунктов меню при наведении на них ползунка мыши. Не знаю, помогает ли это каким-то образом людям с определёнными ограничениями, но, если да, то я только за подобные моменты. Вторым поразившим моментом, правда уже в негативном смысле слова, является запустившаяся сразу же в меню компиляция шейдеров. Возможно, я несколько отстал от современных тенденций, но The Last of Us Part I является первой игрой на моей памяти, где подобное присутствует в принципе. А самое главное - эта самая компиляция длится около 2 часов! Не знаю, если у вас мощная система, то, может быть, сия процедура пройдёт быстрее, но на моем старом добром I7 3770 всё было именно так. К слову, компиляция шейдеров – процедура именно процессорозависимая, поскольку нагружает его под 100%. Не дожидаясь окончания компиляции, можно начать играть, но я не рискнул, учитывая негативные отзывы о стабильности работы игры.


"Игра в прятки" - одна из основных тактик в сражениях, в особенности на высокой сложности.

К слову, в системных требованиях значится наличие твердотельного накопителя, сиречь SSD. Но я, хотя и имею сей девайс, решил пройти игру, его не используя. И отмечу, что со старым добрым HDD время загрузки игры составляет около 3-4 минут, что довольно много, но после запуска каких-либо фризов и подтормаживаний не замечено. Имелись бы какие-то различия для моей системы при запуске игры с SSD, проверять уже не хотелось. Для игры использовался вышеупомянутый 3770 в связке с китайской версией RX 580 2048 sp и 20 гигабайтами оперативной памяти. На высоких настройках графики в разрешении 1080p The Last of Us Part I демонстрировала примерно 40-50 кадров, что показалось мне более чем хорошо, так что в таком формате игра и была пройдена. Раз уж коснулся технической части, отмечу, что в версии 1.1.3.1 за время прохождения каких-либо багов, глюков или вылетов не замечено, так что можно констатировать, что разработчики добились стабильной работы игры, по крайней мере на имеющемся у меня в распоряжении далеко не самом актуальном железе.

Итак, теперь что касается самой игры. Сразу бросается в глаза отличная графика. Выглядит всё потрясающе: и технологично, и просто очень красиво. Картинка завораживает, и первое время я просто глазел по сторонам, наслаждаясь увиденным. Особенно бросаются в глаза реалистичные модели персонажей и лицевая анимация. Да, ребята из Naughty Dog определенно понимают, как игра должна выглядеть, чтобы запасть в душу. Затем, уже вдоволь наглядевшись, замечаешь какой-то запредельный уровень постановки. Да, это второй по счету ремейк игры, у разработчиков была возможность всё «вылизать до блеска», но, чёрт побери, как же здесь грамотно подобраны моменты, когда игровой процесс переходит в сюжетные ролики (и наоборот) или происходят различные события, в том числе крайне эмоциональные. Впечатлившись увиденным и пройдя игру до конца, я тут же бросился смотреть сериал, где постановка оказалась в разы слабее… Если вы по какой-то причине до сих пор не играли, ни в коем случае не смотрите сериал и всячески обходите стороной возможные спойлеры, так как для получения всего спектра эмоций лучше не знать сюжетных перипетий.


Чутьё Джоэла - незаменимый помощник, в особенности для скрытного прохождения.

Вероятно, большинство читающих данный обзор уже знакомы с историей игры, но если всё же нет, то поведаю в двух словах о вселенной и завязке The Last of Us. Мир здесь очень напоминает оный из вселенной «Ходячих мертвецов». Я бы даже сказал, что он внаглую скопирован, за исключением нескольких небольших отличий. Дело в том, что гриб кордицепс (к слову, существующий в действительности), способный подчинять своей воле разум некоторых насекомых, мутировал, вследствие чего смог подчинять разум людей. Это привело к глобальной эпидемии и последующему апокалипсису, в результате чего цивилизация в её современном виде просто перестала существовать. Остались отдельные группировки людей, небольшие поселения или одинокие путники, которые, постоянно сражаясь с заражёнными кордицепсом людьми или бандитами, пытаются выжить в этом суровом мире. Главный герой игры, Джоэл, является контрабандистом, который проживает в одном из небольших лагерей. В силу обстоятельств Джоэл соглашается доставить необычный груз одной группировке, деятельность которой схожа с террористической. И грузом этим оказалась девочка по имени Элли. Путешествие Джоэла и Элли пойдёт не по плану, героям предстоит многое пережить, многому научиться и в конце концов стать другими людьми. История игры на самом деле отличная, персонажи великолепно раскрыты, а диалоги прописаны блестяще. Вдаваться в подробности не буду, так как считаю, что с данной игрой каждый должен ознакомиться сам.


Удушение отлично помогает как в борьбе с обычными людьми, так и с заражёнными, но только в первой фазе - бегунами.

Ввиду большого количества диалогов и сюжетных сцен игру часто сравнивают с кино, где есть незначительные элементы геймплея, но это не совсем так. Геймплей в The Last of Us Part I есть, и, на мой взгляд, он прекрасен. Да, иногда мы играем чуть ли не в симулятор ходьбы, где герои ведут задушевные беседы, а мы тем временем неспешно собираем дефицитные патроны и другой лут. Порою препятствием на пути становятся несложные головоломки, в духе принести досок и перебросить их между крышами. Но нельзя забывать и об одном из главных элементов геймплея – сражениях. И в этой части, на мой взгляд, всё в игре выполнено просто прекрасно. Большинства прямых столкновений можно избежать, используя скрытный вариант прохождения: благодаря особому чутью Джоэла удаётся играть с врагом «в прятки», подкрадываясь сзади и просто задушив супостата. Лично мне такой способ более всего пришёлся по душе. «Игра в прятки» не наскучила вплоть до самого конца игры, ибо процесс этот крайне увлекателен, ну и дизайн карт практически всегда позволяет использовать подобную тактику как наиболее выгодную.

Ну а если противник нас всё-таки заметил, придётся вступить в бой. Оный бывает с применением оружия ближнего или дальнего боя. Патронов в игре не очень много, а потому придётся активно использовать в том числе всякие подручные средства вроде кирпичей и бутылок, которые отлично оглушают врага, после чего его можно невозбранно вырубить ударом. Что касается оружия дальнего боя, то оно представлено несколькими видами пистолетов, обрезом, дробовиком, винтовкой, автоматом, арбалетом, огнемётом, гранатами и коктейлем Молотова. Сражаться как в ближнем, так и в дальнем бою интересно, оружие неплохо ощущается, но в битвах с использованием огнестрела мною обнаружен первый недостаток – не слишком удобное прицеливание. В целом управление в игре добротно оптимизировано для клавиатуры и мыши, но именно прицеливание из дальнобойного оружия, на мой взгляд, можно было сделать поудобнее. Привыкнуть к имеющемуся, конечно же, можно, и в итоге игра проходится без проблем, но всё-таки такой момент присутствует.


Если заражённые знают местонахождение героя и валят толпой - самое время доставать огнестрел.

Нельзя не отметить чуть ли не уникальное меню выбора оружия. Оно также не очень удобно, в особенности разработчики намудрили со сменой типов вооружения. Сделано это, скорее всего, умышленно (как, впрочем, и с прицеливанием), так как несколько упростить меню выбора оружия можно путём приобретения соответствующего улучшения. Собственно, неразрывно с геймплеем связана система крафта и в The Last of Us Part I; на мой взгляд, в этой части соблюдён великолепный баланс, не перегружающий игровой процесс. Крафт есть, он прост, но в то же время интересен и даёт дополнительный стимул к исследованию локаций. Так, повсеместно в мире разбросаны разные полезные вещички, из которых можно собрать заточки, аптечки, гранаты и так далее. Но среди прочих отдельно выделяются таблетки и инструменты. За последние можно улучшать оружие и инвентарь, в том числе сокращая время выбора нужного ствола (кстати говоря, появление анимации улучшения оружия является одной из фишек именно Part I - его не было в оригинальной игре и первом ремейке), а также немного упрощая процесс прицеливания. Ну а таблетки дают возможность повысить характеристики у самого Джоэла (вроде скорости крафта, дальности действия чутья и т.д.).

Что касается сложности, то здесь разработчики сделали столь тонкую её настройку, что найти аналоги в других играх непросто. Настраиваются отдельно моменты вроде количества лута, внимательности NPC, возможности поиска маршрутов и иные. Сперва поставив всё на среднюю сложность, я вскоре понял, что играть слишком просто, и переставил всё на высокую, а отдельные позиции выкрутил на максимум. При такой настройке игра стала оказывать достаточное сопротивление, а интерес существенно возрос. Так что не поленитесь, немного поиграв, подстроить уровень сложности под себя, чтобы игра заиграла нужными красками.


Вперёд, Плотва!

Одним из недостатков Part I в сравнении с предыдущим ремейком нередко называют мультиплеер, который вырезан из последнего издания. Так как мультиплеер этой игры мне попробовать не довелось, ничего плохого либо хорошего о его отсутствии сказать не могу. Как минимум попробовать было бы интересно. А вот дополнение Left Behind осталось на месте. Не скажу, что оно бог весть какое крутое, но, когда перед глазами промелькнут финальные титры и хочется добавки, пробегается с удовольствием. В нём разработчики рассказали историю взаимоотношений Элли со своей лучшей подружкой Ралли. Сказать, что геймплей или история в нём превосходят или хотя бы сопоставимы с оригинальной игрой, – значит нагло соврать. Но зато Left Behind рассказывает ещё одну, пусть и небольшую, но любопытную историю мира The Last of Us.

Кстати говоря, во время прохождения мы получаем очки, которые вольны тратить на разные «свистелки» вроде открытия фильмов о разработке игры, визуальных фильтров для неё, других звуков от выстрелов, новых скинов, артов и многого другого. Приобрести всё за одно прохождение явно не получится, так что фанатам разработчики оставили небольшое место для реиграбельности. Хотя лично я, с первой попытки найдя примерно 70-80 процентов всех «секретов» (после прохождения уровня ведётся статистика), перепроходить игру смысла не вижу. Последнее, о чём хочется рассказать, – это перевод на русский язык. Он полный и меня устраивает полностью, в том числе подбор голосов, их интонации и в целом игра актёров. Я сторонник полных локализаций, и перевод The Last of Us Part I мне крайне по душе, а потому оценить его могу только наивысшим баллом.


Элли и Райли. Именно их взаимоотношениям посвящена история дополнения Left Behind.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что понимаю фанатов Sony, которые долгие годы гордились столь мощным эксклюзивом. The Last of Us Part I – это одна из лучших игр, в которые мне доводилось сыграть в принципе. Великолепная графика, отличный геймплей, проработанный мир и качественный сюжет. Все те куцые недостатки, выявленные мною, не влияют на качество проекта. У игры не самая высокая реиграбельность, но проходить её в первый раз оказалось крайне увлекательным занятием. С опаской и надеждой жду порт второй части, а всем непосвящённым крайне советую попробовать сей проект.

Оценка: 10.0 из 10.


Автор: LEKA
Дата: 01.01.2025

Обсудить статью на форуме

Перейти к списку статей