Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти

Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти
Жанр: Adventure
Разработчик: Animation Graphics Design, Бука
Издатель: Бука
Год выхода: 2000
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Василий Иванович и Петька, Штирлиц, поручик Ржевский... Вряд ли можно было сомневаться, что руки творцов компьютерных игр в печально известном поджанре «русскийквест» дойдут и до Шерлока Холмса с Доктором Ватсоном. К счастью, на этот раз всё вышло куда более пристойно! В конце концов, сеттинг в лице старой доброй викторианской Англии обязывает, – да и красующееся на обложке уведомление об озвучивании главных героев самими Василием Ливановым и Виталием Соломиным тоже никак нельзя было бы сочетать с заведомой пошлостью.

Впрочем, сразу предупредим: игра рассчитана исключительно на русскоязычных пользователей, к тому же не слишком-то щепетильных в отношении скрупулёзного следования «шерлокианскому канону». Ибо буквально из первых же фраз персонажей мы узнаём, что, оказывается, Шерлок Холмс некогда отбывал срок в Редингской тюрьме, а Ватсон успел совершить немало подвигов под Кандагаром... Однако ещё до этого сторонников аутентичности успеет ввести в состояние ступора и недоумения краткий вступительный ролик, наглядно иллюстрирующий вынесенное в заголовок событие. На первый взгляд, в этом нет ничего особенно крамольного: если сам великий сыщик, как в итоге выяснилось, чудом выжил в знаменитой схватке у Рейхенбахского водопада, то вероятность того, что гибель миновала и его соперника, тоже, в принципе, может быть отлична от нуля. Увы, способ «возвращения Мориарти» оказывается совсем не убедительным, наглядно демонстрируя, что фантазия сценаристов не ведала пределов своему полёту в лице какого бы то ни было здравого смысла. Так что будьте морально готовы встретиться в ходе приключений Холмса и Ватсона не только с Собакой Баскервилей или Джеком-Потрошителем, но и с армией зомби, «Некрономиконом» и зловещими тайнами доколумбовых цивилизаций.

Если не считать видеороликов вроде уже упомянутого (таковые, хоть они и занимают на диске приличное количество места, отличаются продолжительностью буквально в пару десятков секунд, а потому больше запутывают, чем иллюстрируют и поясняют), – в целом визуальный ряд данного творения оставляет по себе скорее хорошие впечатления. Перед нами – яркая и сочная рисованная картинка, приятная для глаз и временами даже отличающаяся завидной детализацией, что и неудивительно: здешние художники Елена Караваева и Наталья Гердаускайте известны как иллюстраторы детских книг. А вот с анимацией дело обстоит на порядок хуже: главные персонажи перемещаются по экрану походкой роботов, а второстепенные так и вовсе не утруждают себя лишними телодвижениями.

С другой стороны, практически все действующие лица полностью соответствуют своим прототипам из полюбившейся отечественным зрителям серии телефильмов Игоря Масленникова. Про качество озвучки можно и не упоминать: заявленное участие Василия Ливанова и Виталия Соломина – действительно не шутка, хотя, судя по всему, на полную занятость у «Буки» средств не хватило, и отдельные реплики Холмса с Ватсоном вынуждены были записывать другие актёры. Впрочем, и эти последние, и все прочие – ибо голосов, скажем, Рины Зелёной или Никиты Михалкова мы здесь точно не услышим – тоже старались по мере возможностей соответствовать привычным образам.

Что до остальных разработчиков, то трудно сказать, что символизирует собой компания с банальным названием Animation Graphics Design, – однако создателем движка «Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти» заявлен небезызвестный «Сатурн+». Основными же авторами, помимо уже упоминавшихся художниц, выступили Павел Криворучко, Наталья Дубровская и Ольга Цыкалова, памятные многим по журналу «Game.EXE», работавшие над локализацией целого ряда игр для «Буки», а позднее создавшие и собственный коллектив под вывеской Lazy Games. К сожалению, Владимир Дашкевич, автор незабвенного лейтмотива телефильмов, в создании игры участия не принимал, – зато согласившиеся выступить вместо него в качестве композиторов Й. Гайдн, И. Брамс и А. Дворжак справились со своей задачей как минимум не хуже: местное музыкальное оформление оставляет по себе самые наилучшие впечатления.

Перспектива отображения – от третьего лица, управление реализовано посредством мыши. Главное меню, куда в дальнейшем можно вернуться при помощи «Esc», позволяет начать новую игру, выйти в систему, сохранить или загрузить свой прогресс. Доступных ячеек всего пять, что смотрится явным недостатком: неясно, чем обусловлено такое досадное ограничение. Последний пункт – настройки, где дозволяется регулировать громкость по отдельности речи, музыки и звуковых эффектов, а также при желании отключать и включать субтитры (которые здесь, к счастью, присутствуют и подаются стильным и оригинальным шрифтом).

Интерфейс соответствует стандартам point-and-click; по умолчанию мы управляем Холмсом, но изредка наши команды выполняет и Ватсон, ибо оба героя всегда и везде ходят парой – ровно в том направлении, которое указывает курсор по нашему щелчку. Курсор этот сам по себе достаточно «умный»: в состоянии покоя он выглядит как рука с трубкой, а при наведении на предмет, который можно взять, принимает форму анимированной берущей ладони. Ещё одна его разновидность, в виде движущейся стрелки, указывает на доступные выходы с экрана, ну а «пузырь» с восклицательным знаком – на возможность завязать беседу. В том числе с Ватсоном: по идее, верный доктор должен помогать нам по ходу расследования советами и подсказками, – хотя чаще всего мы будем в сотый раз слышать в таких случаях обмен дежурными фразами («Скажите, Ватсон...» – «Понятия не имею!»).

Чем ещё радует интерфейс игры, так это возможностью получить информацию о предметах на экране простым наведением на них «обычного» курсора с трубкой, без лишних щелчков левой кнопкой: описание появляется в левом верхнем углу – и часто относится к числу просто познавательных или забавных (да, юмор здесь имеется, и местами даже вполне английский). Но вот отыскать эти точки зачастую бывает непросто из-за зверского пиксельхантинга – причём сразу по нескольким причинам. Во-первых, некоторые предметы слишком уж мелкие, особенно на наиболее детализированных из локаций. Во-вторых, неожиданным препятствием оказывается величина самого курсора: временами требуется предельно точно навести на объект определённый пиксель на нашей руке с трубкой. А в-третьих – мешают и оба героя, занимающие не такое уж и малое место на экране и перемещающиеся по нему в замысловатой траектории: к примеру, уже на самой первой локации самый первый предмет из кандидатов в содержимое инвентаря оказывается по умолчанию скрыт от нас фигурой Холмса, несмотря на всю его легендарную худобу.

Упомянутый инвентарь открывается и закрывается нажатием правой кнопки мыши; использовать подобранные протагонистом вещи можно не только путём взятия и применения на основном экране (в частности, традиционно полезной в арсенале сыщика-консультанта оказывается лупа), но и посредством комбинирования с другими предметами в вещмешке. В интерфейсе игры предусмотрены также путешествия – прежде всего, конечно же, по Лондону: у парадного входа в дом за номером 221b неотлучно дежурит кэб, щелчок по которому открывает карту британской столицы с постоянно пополняющимися достопримечательностями. Впрочем, для начала стоит немного походить пешком по Бейкер-Стрит – в одни локации только так и можно добраться, а другие добавляются на карту именно после такого их «ручного» открытия. В дальнейшем Холмсу с Ватсоном придётся предпринимать и более дальние странствия – наведываясь ради этого на вокзал.

Вся история разделена на четыре главы, перемежающиеся предельно краткими роликами и сюжетно между собой связанные, увы, крайне слабо (в подробности вдаваться не будем во избежание «спойлеров»). На обложке заявлено более восьмидесяти локаций, – это число выглядит не очень-то реалистичным. Да и все они успевают изрядно надоесть, ибо по ходу прохождения мы вынуждены постоянно возвращаться в уже многократно посещённые места: после беседы с каким-нибудь персонажем в другом конце Лондона может появиться новая активная точка для взаимодействия (и наоборот). Иными словами, игровой процесс предельно линеен, а продолжительность игры оказывается растянутой исключительно искусственным образом (быстрого перемещения, кстати говоря, здесь нет даже в соседнюю локацию). К тому же загадки тут зачастую едва ли не нарочито нелогичны, что вкупе с упоминавшимся уже пиксельхантингом значительно усложняет дело (и авторы не зря выложили на диск с игрой подсказки по прохождению первой главы, а на официальный сайт – полное решение всех четырёх).

К проблемным местам «Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти» следует отнести и техническое несовершенство игры. Сохраняться, несмотря на скромное количество доступных ячеек, рекомендуется как можно чаще: вылеты как были нередки в год выхода на Windows 98, так и до сих пор случаются на современных системах (где к тому же потребуется предпринимать дополнительные шаги для обеспечения работоспособности). А во избежание ошибок со скриптами разработчики официально советовали не пропускать многочисленные и обильные диалоги персонажей (что формально дозволяется делать щелчком левой кнопки мыши). Выпущенный спустя несколько дней после выхода игры официальный патч ситуацию улучшил не намного, как и последовавшее в 2001 году переиздание уже чуть исправленной версии на DVD в качестве неожиданного приложения к телефильму «Собака Баскервилей».

Короче говоря, несмотря на полное отсутствие какой бы то ни было пошлости, «Шерлок Холмс: Возвращение Мориарти» страдает от тех же самых родовых болячек, что и все прочие творения поджанра «русскийквест»: в плюсах мы имеем симпатичную картинку и отличную озвучку, а в минусах – практически всё остальное, включая сумасбродный сюжет, нелогичные загадки и технические недоработки. Всё же, как это ни парадоксально, пройти мимо данного издания «Буки» не должен ни один отечественный любитель что приключенческого жанра компьютерных развлечений, что «Шерлокианы».
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.