Stormovik: Su-25 Soviet Attack Fighter

SU-25 Stormovik
Stormovik: Su-25 Soviet Attack Fighter
Жанр: Simulation
Разработчик: Electronic Arts
Издатель: Electronic Arts
Год выхода: 1990
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 10 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.40 из 10
  • 4
  • 2
  • 7
Поистине шикарный и насыщенный для своего времени симулятор. Здесь сплелось всё лучшее, что можно было тогда выжать на платформе PC в самом начале 1990-х. Вас ждут детальная симуляция, яркая полигональная 3D-графика, насыщенная сюжетная основа, опасные боевые задания и… много-много «клюквы», – это так называемые расхожие стереотипные штампы Запада о жизни в СССР и советском периоде истории нашей страны…

Сюжет основан на альтернативных псевдоисторических событиях, когда СССР не распался, а продолжал существовать. В 1991 году процессам мирного объединения ГДР и ФРГ решили помешать реакционно настроенные «недемократические» силы, причём появившиеся обоюдно со стороны как СССР, так и стран блока НАТО. Вы являетесь пилотом штурмовика Су-25, в определённых профессиональных кругах неофициально именуемого как «Грач» (по классификации НАТО – "Frogfoot"). Родина поручила вам ответственную задачу: участие в военной операции по разгрому различных незаконных террористических группировок, действующих на территории Восточной Германии.

Всего заготовлены три кампании, различающиеся временем действия. В каждой – более десятка миссий. Диапазон боевых заданий в миссиях весьма разнообразен: от обычного уничтожения колонн бронетехники до сопровождения Борта №1 с Президентом СССР или ликвидации высокопоставленного предателя-перебежчика. Иногда выполнение обычного с виду задания может содержать в себе резкий и неожиданный сюжетный поворот.

Управление не вполне удобное. Во-первых, для взлёта нужно обязательно нажать клавишу «Т», иначе останетесь на ВПП. Во-вторых, здесь реализованы не все степени свободы: отсутствует управление по рысканью. Изменения по тангажу или крену зависят от степени отклонения маркера на HUD от нейтрального положения. С возвратом в нейтраль изменение углов крена и тангажа мгновенно прекращается. Скорость поворота по азимуту строго пропорциональна величине крена. Возможно, имеются зачатки реализации сваливания в штопор при малом значении горизонтальной скорости полёта. Задание режимов двигателя – цифровые клавиши от 1 до 5. При нажатии на определённые клавиши в кабине меняется внешний вид ряда соответствующих переключателей. Сам кокпит выполнен с претензией на аутентичность. Нет, в разрешении 320х200 технически вообще вряд ли возможно добиться хоть какого-то правдоподобия, однако на экране легко угадываются и СПО «Берёза», и индикатор состояния механизации и точек подвески, и многие другие элементы типично советского оформления кабин боевых самолётов. Имеется возможность осмотреться вокруг, но передняя панель приборов почему-то постоянно будет торчать перед вашим носом. Перед вылетом есть выбор из широкого диапазона образцов вооружений, устанавливаемых на любую из точек подвески, которых у штурмовика Су-25 насчитывается целый десяток. Во время полёта на вашу крылатую машину можно полюбоваться со стороны, выбирая один из удобных внешних видов (функциональные клавиши).

Если с симуляцией аэродинамики полёта, откровенно говоря, у авторов игры не сложилось, то в остальном… поведение модели самолёта в бою поражает своей детализацией. Реализованы постепенные отказы бортовых систем, возможна потеря части боекомплекта на точках подвеса от плотного зенитного огня, предусмотрены визуальные эффекты от перегрузки, имитируются элементы механизации крыла и средства активной постановки помех. Несмотря на то что самолёт типа «штурмовик» предполагает наличие брони вокруг кабины, вы можете даже в этих условиях получить смертельно опасное ранение (!). Степень урона вашему здоровью индицируется пулевыми пробоинами на лобовом остеклении, а также пятнами крови.

Теперь о самом интересном – о «клюкве». Нет, «матрьошка», «водка», «балалайка», – такого примитивизма тут, к счастью, нет. Но в остальном… Всю политическую обстановку и даже сводку погодных условий вы всегда будете узнавать на первой полосе газеты «Правда» с узнаваемым профилем В. И. Ленина в верхнем левом углу. А ещё для каждого запуска игры западный пользователь должен постоянно вводить перевод какого-нибудь русского слова (написанного с ударениями, между прочим), для чего в самом начале после запуска приложения всегда появляется «РУССКО – АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРБ» (орфография на всякий случай сохранена). А перевод слов на английский язык, разумеется, можно было найти только в мануале, прилагаемом к игре. Согласитесь, довольно оригинальный способ защиты от копирования, а для «нашего брата», у которого по странной причине никогда не было рядом подобного мануала это была ещё и прекрасная возможность изучения иностранного языка! Ваше продвижение по службе будет сопровождаться вручением соответствующих советских наград. С повышением звания будет расти и сложность прохождения миссий. Если вы пройдёте все кампании, то в честь вашей победы будет изображена картинка торжественного внеочередного парада на Красной площади. А в случае вашей гибели будет показан мемориал, в граните которого, не сомневайтесь, навеки останутся буквы из вашего никнейма. И как стало известно из достоверных Интернет-источников, в игре изображён реально существующий мемориал Славы, расположенный в солнечном г. Новосибирске. Ну а в случае вашего отказа от выполнения боевого задания вы закономерно окажетесь в не менее солнечных и сильно заснеженных местах с колючей проволокой по периметру и бдительными часовыми…

Графика… ну а чего вы хотели в 1990 году? Модельки техники – с минимальным числом полигонов. На поверхности земли реализовано отображение тени от вашей машины. Есть разные варианты цветности графики - от CGA до VGA. Меню выполнено с хорошим оформлением и с приятным для глаз шрифтом. Звук реализован PC-спикером. Немного портит впечатление странная система зума, в которой по умолчанию выставлено 2-кратное увеличение. А ещё уже на не очень большой высоте любой объект на земле перестаёт быть виден. Индикация значений скорости и высоты выполнена, о чудо, в родных для нас км/ч и метрах соответственно.

Игре – высший балл. Да, советские машины тогда только-только начали появляться в компьютерных играх. Спустя год вышел MiG-29 Fulcrum (издатель Domark Software Ltd.), а потом, в 1996 году, - HIND: The Russian Combat Helicopter Simulation, в котором также были предусмотрены обильные порции вкусной «клюквы». Однако Stormovik: SU-25 Soviet Attack Fighter всё же может по праву считаться полноценным первенцем в подобной линейке западных игр, посвящённых советской военной технике. Ну а потом, после 1990 года, про самолёт Су-25 законодатели компьютерных развлечений надолго забыли. Ведь небольшой, неказистый и немного неуклюжий скромняга-штурмовик всегда проиграет по внешней эффектности какому-нибудь «породистому» многоцелевому истребителю из суперсовременных красавцев наподобие Су-27, F-22 или F-117. И лишь потом про нашего старого «грача» вновь вспомнили отечественные разработчики из Eagle Dynamics, и он появился в серии LockOn (2003). Однако это уже совсем другая история…
Автор обзора: WERTA
F-117A Nighthawk Stealth Fighter 2.0, iF-22, Su-27 Flanker, TFX
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Немного поиграл онлайн (спасибо Олдгеймс за такую возможность!), и да, как уже замечено Alexsander'ом, графика взята из LHX, что круто, так как ЛХЭкс - игра моего детсва (на Сеге правда). Не только графика кстате, но и модель полета ОЧЕНЬ даже похожа на оную у Osprey в самолетном режиме полета из вышеупомянутой игры, так что лично я уже привык к такому управлению. Хотя по клавишам процентов так 50 управление таки отличается, так что нужно идти в мануал.
Вообщем, для поклонников и просто любителей LHX, Su-25 понравится. Да и всем тем, кто еще играет в старые симы наподобии этого.
Идея игры, как видно - совмещение симулятора штурмовика и "развесистой клюквы". Сделана была игра в те времена, когда из развалин СССР лавиной вытекала информация, и весь Запад имел к ней повышенный интерес. Думается мне, что подцепила эта игрушка американских геймеров крепко.
Уникальная игра. Во первых, мы играем за "Советы", а не как обычно, за "демократизаторов". Во вторых, доступен только Су-25, который и в нынешние времена, малопопулярен у игроделов. Для тех лет реалистичность полёта высокая: нет автопилота (летим по карте и компасу), так популярного в "попсовых играх", взлёт-посадка обязательные элементы задания, смоделировано большое количество повреждений в бою(от разбитого фонаря, до смертельного ранения). Графика видимо взята от LHX и противники от туда же, Воевать приходится главным образом с продукцией нашего ВПК, а не "отрыжкой запада"-это серьёзный минус игры. Управление возможно джойстиком (лучший вариант), клавиатурой и мышью играть сложнее из-за отсутствия автовозврата курсора отклонения РУС (в жизни именно так, а не как в джойстике).
Миссии варьируют от простого разведвылета, налёта на большое здание или нефтезавод, до работы по малым целям под зенитным огнём. Наиболее странна и сложна чисто истребительная миссия по разблокированию аэродрома. Необходимо перебить всю орду супостатов над полосой в одиночку и сесть на отбитый аэродром. К этому радостному моменту от самолёта обычно остаётся немногим более лётчика.
В целом совершенно незаслуженно забытый симулятор. Подобных проектов до "LockOn Горячие скалы" не было почти 2 десятилетия. Симулятор имеет много элементов реализма, но в тоже время не слишком и сохраняет хорошую играбельность. Рекомендуется всем замученным "F-19", "F-117", "F-22"