Московская компания НПО «Зареалье» разработала и выпустила во второй половине 1990-х годов целую серию образовательных программ для самых юных пользователей – «Уроки для дошколят», предназначенные для детей возрастом от трёх до семи лет. Выпуски, посвящённые математике или азбуке, получили самые благосклонные отзывы критиков, однако назвать их популярными или просто известными в широких кругах вряд ли получится: вещи эти выходили исключительно в больших коробках, пусть и с подробным печатным методическим пособием в комплекте, но по цене в целых 16–20 долл., – а потому познакомиться с ними в то время могли разве что дети весьма состоятельных родителей. Впрочем, вездесущие пираты, судя по всему, тоже не дремали. А по причине кризиса 1998 года, практически уничтожившего и без того небольшую рыночную нишу подобных изданий, многие запланированные было выпуски – на темы географии, биологии или химии – так и не увидели свет.
Представленные на этой страничке «Уроки геометрии» отличаются от большинства других образовательных программ минимумом интерактивности, дающим основание причислять их к собственно играм лишь с некоторой натяжкой, а также отсутствием какого бы то ни было текста, за исключением стартового экрана, требующего ввода имени пользователя. С этим последним делом детям должны были помочь родители, – а вот от самих представителей целевой аудитории ожидалось всё же знание основ счёта (хотя бы в пределах десяти) и букв латинского алфавита. Вся информация подаётся здесь при помощи голосов двух ведущих – на удивление приятных и профессиональных (в их роли выступили диктор радио и заслуженный артист России), – а также различного рода картинок, включая богато анимированные. Графика смотрится вполне ярко и сочно, отличаясь пусть и стандартным разрешением 640х480, но зато поддержкой прогрессивного режима на аж 64 тыс. оттенков палитры.
Всё управление реализовано при помощи мыши: более того, самый первый «урок» посвящён как раз навыкам использования этого хитрого приспособления – перемещению с его помощью курсора по экрану монитора и активации отображающихся на нём объектов посредством нажатия левой кнопки. Следующее занятие отведено на освоение интерфейса и также не может быть пропущено, а потому освещать здесь этот момент вряд ли стоит. Заметим только, что в определённые моменты в правой части экрана появляются несколько разноцветных управляющих кнопок, изображающих белочку с обложки в той или иной подходящей случаю позе; из клавиш задействована разве что только «Esc», без предупреждения выводящая назад в систему: ни поставить процесс на паузу, ни пропустить реплику не разрешается (только повторить, если вдруг возникнет такое желание).
Курс геометрии разделён на девять уроков, в ходе освоения которых можно будет познакомиться с точками, прямыми, отрезками, углами, многоугольниками, окружностями и др. Повествование, как уже замечалось, богато иллюстрировано – и не только анимированными картинками, но и маленькими стихотворениями (которые тоже читаются дикторами не без визуального сопровождения); два или три раза за всё время нам даже расскажут (и покажут – причём весьма выразительно) целые сказки из жизни геометрических фигур. Чего стоит, например, один рыцарский турнир, устраиваемый королём Геометриусом по прозвищу «Точка», чтобы выбрать наиболее подходящего жениха для своей дочери Прямой... Разумеется, изложение материала периодически прерывается на практические задания, требующие ответной активности со стороны пользователя. Так, нужно будет находить на рисунках параллельные линии или отрезки АВ и CD (щёлкая по ним курсором), высчитывать количество углов у многоугольников или определять число хитро вписанных один в другой кругов (путём нажатия на одну из ряда пронумерованных кнопок прямо под рисунком), а то даже и решать небольшие логические задачки (например, продолжать серию фигур, выбирая подходящую из нескольких предложенных вариантов). Неправильные решения никак не наказываются, да и какие бы то ни было ограничения тоже отсутствуют: достаточно просто ориентироваться на звучание в ответ на свои действия одной из трёх коротких мелодий (символизирующих собой сигналы «верно», «ошибка» или «конец текущего задания»).
К сожалению, однозначно и объективно оценить «Уроки геометрии» сегодня вряд ли получится. С одной стороны, перед нами действительно более чем качественная реализация поставленной задачи – обучения дошкольников эпохи 1990-х основам геометрии при помощи компьютера. С другой – ввиду не самой внушительной интерактивности данный проект вряд ли можно порекомендовать кому-либо другому, кроме собственно целевой аудитории. Не очень понятно, что мешало авторам добавить к своим познавательным урокам хотя бы какие-то мини-игры, а не просто сказки-мультфильмы. К примеру, программа сама нередко демонстрирует ученикам картинки, составленные из геометрических фигур, и при этом ещё и дразнится: мол, смотрите, как красиво вышло, – можете сами нарисовать что-нибудь подобное! А ведь можно было просто добавить эту функциональность прямо в конец соответствующего урока, предоставив пользователю возможность не только отвечать на заготовленные вопросы, но и вволю упражняться в собственноручном изображении тех же кругов и квадратов до достижения полного понимания геометрии.
Представленные на этой страничке «Уроки геометрии» отличаются от большинства других образовательных программ минимумом интерактивности, дающим основание причислять их к собственно играм лишь с некоторой натяжкой, а также отсутствием какого бы то ни было текста, за исключением стартового экрана, требующего ввода имени пользователя. С этим последним делом детям должны были помочь родители, – а вот от самих представителей целевой аудитории ожидалось всё же знание основ счёта (хотя бы в пределах десяти) и букв латинского алфавита. Вся информация подаётся здесь при помощи голосов двух ведущих – на удивление приятных и профессиональных (в их роли выступили диктор радио и заслуженный артист России), – а также различного рода картинок, включая богато анимированные. Графика смотрится вполне ярко и сочно, отличаясь пусть и стандартным разрешением 640х480, но зато поддержкой прогрессивного режима на аж 64 тыс. оттенков палитры.
Всё управление реализовано при помощи мыши: более того, самый первый «урок» посвящён как раз навыкам использования этого хитрого приспособления – перемещению с его помощью курсора по экрану монитора и активации отображающихся на нём объектов посредством нажатия левой кнопки. Следующее занятие отведено на освоение интерфейса и также не может быть пропущено, а потому освещать здесь этот момент вряд ли стоит. Заметим только, что в определённые моменты в правой части экрана появляются несколько разноцветных управляющих кнопок, изображающих белочку с обложки в той или иной подходящей случаю позе; из клавиш задействована разве что только «Esc», без предупреждения выводящая назад в систему: ни поставить процесс на паузу, ни пропустить реплику не разрешается (только повторить, если вдруг возникнет такое желание).
Курс геометрии разделён на девять уроков, в ходе освоения которых можно будет познакомиться с точками, прямыми, отрезками, углами, многоугольниками, окружностями и др. Повествование, как уже замечалось, богато иллюстрировано – и не только анимированными картинками, но и маленькими стихотворениями (которые тоже читаются дикторами не без визуального сопровождения); два или три раза за всё время нам даже расскажут (и покажут – причём весьма выразительно) целые сказки из жизни геометрических фигур. Чего стоит, например, один рыцарский турнир, устраиваемый королём Геометриусом по прозвищу «Точка», чтобы выбрать наиболее подходящего жениха для своей дочери Прямой... Разумеется, изложение материала периодически прерывается на практические задания, требующие ответной активности со стороны пользователя. Так, нужно будет находить на рисунках параллельные линии или отрезки АВ и CD (щёлкая по ним курсором), высчитывать количество углов у многоугольников или определять число хитро вписанных один в другой кругов (путём нажатия на одну из ряда пронумерованных кнопок прямо под рисунком), а то даже и решать небольшие логические задачки (например, продолжать серию фигур, выбирая подходящую из нескольких предложенных вариантов). Неправильные решения никак не наказываются, да и какие бы то ни было ограничения тоже отсутствуют: достаточно просто ориентироваться на звучание в ответ на свои действия одной из трёх коротких мелодий (символизирующих собой сигналы «верно», «ошибка» или «конец текущего задания»).
К сожалению, однозначно и объективно оценить «Уроки геометрии» сегодня вряд ли получится. С одной стороны, перед нами действительно более чем качественная реализация поставленной задачи – обучения дошкольников эпохи 1990-х основам геометрии при помощи компьютера. С другой – ввиду не самой внушительной интерактивности данный проект вряд ли можно порекомендовать кому-либо другому, кроме собственно целевой аудитории. Не очень понятно, что мешало авторам добавить к своим познавательным урокам хотя бы какие-то мини-игры, а не просто сказки-мультфильмы. К примеру, программа сама нередко демонстрирует ученикам картинки, составленные из геометрических фигур, и при этом ещё и дразнится: мол, смотрите, как красиво вышло, – можете сами нарисовать что-нибудь подобное! А ведь можно было просто добавить эту функциональность прямо в конец соответствующего урока, предоставив пользователю возможность не только отвечать на заготовленные вопросы, но и вволю упражняться в собственноручном изображении тех же кругов и квадратов до достижения полного понимания геометрии.
- Аудитория:
Детская - Особенность геймплея:
Образовательная - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Русский