Игра "Хоббит" оказалась недооценённой критиками и пропущенной многими поклонниками электронных развлечений. Знакомая история, не правда ли? Ниже можно узнать, о чём она, почему мимо неё прошли в своё время, а также о том, стоит ли знакомиться с нею теперь.
Сюжет сказочной повести "Хоббит", написанной Дж. Толки(е)ном, известен многим, ведь она даже входит в школьную программу по литературе. Но для тех, кто всё-таки не читал, поясню: в книге рассказывается о походе 13 гномов, волшебника Гэндальфа и хоббита (представителя мирного низкорослого народца) Бильбо за сокровищами дракона Смауга, когда-то захватившего Одинокую гору, в которой до этого находилось королевство гномов. Во время путешествия они переживают множество приключений, приобретают друзей и врагов и, наконец, добираются до цели, - но сокровища им достаются дорогой ценой. Книгу не раз экранизировали, а в 1983 году по ней впервые сделали игру - перейдя по ссылке, её описание тоже можно увидеть на этом сайте.
The Hobbit 2003 года, о котором идёт речь здесь, почти точно следует сюжету книги, отклоняясь лишь в мелочах (например, тут присутствует несколько новых героев, а роль старых персонажей расширена). К тому времени по продолжению этого произведения, "Властелину Колец", уже был снят фильм, однако персонажи игры совершенно не похожи на образы из него - так же как в стратегии War of the Ring и приключении Fellowship of the Ring, "Хоббит" ближе к событиям и персонажам из книги, а не из кинокартины. Разработчики специально избрали более красочный, весёлый и "детский" стиль, который сильнее всего ощущается в беспечной первой главе, где Бильбо готовится к походу. Возможно, некоторых игроков отпугнуло именно это - они решили, что все уровни будут такими. Как же сильно они ошиблись! Детским "Хоббит" кажется только на первый взгляд и в первой главе. Дальше начнутся и не самые простые загадки и серьёзные битвы - в самый раз для смеси квеста и платформера с экшеном, которую принято называть "приключенческой игрой", или adventure.
Основа The Hobbit - задания; они делятся на основные и побочные. Первые чаще всего довольно просты (исключение - предпоследняя глава), а для выполнения вторых иногда требуется острый глаз и ум (цели могут быть неочевидными, хотя часто достаточно немного подумать. Например, где искать иголку? Где могут лежать инструменты?). В игре появляются, пожалуй, все интересные места из книги (даже Озёрный город!), за исключением Ривенделла, причём локации большие, коридорности не чувствуется ни на открытых пространствах, ни в пещерах (а под Мглистыми горами вполне можно заблудиться, уподобившись главному герою). При их оформлении создатели "Хоббита" постарались на славу: выглядят они очень красиво, оставаясь при этом похожими на свои прототипы из первоисточника. Огрехи в графике, конечно, тоже есть: кое-где слабовато качество текстур, некоторые деревья двумерны, но самый важный недочёт - "пластиковые" волосы главного героя. Однако все персонажи выглядят прилично для сказки (причём похожи на свои описания в книге) и прекрасно анимированы, а на локациях хватает приятных мелочей. Кстати, если вы смотрели современные фильмы по книге "Хоббит" и видели там бабочек над деревьями в Чернолесье, гномские машины в Одинокой горе и другие вещи, которых нет в оригинале, - знайте, что режиссёр не придумал их, а взял из этой игры, и здесь они объяснены гораздо лучше, чем в фильмах.
Бильбо умеет бегать, прыгать, подтягиваться на руках, красться и драться. "Хоббита" выпустили на всех "игровых платформах", и для него был создан собственный "движок", который, правда, достаточно типичен (представьте себе игровой процесс Prince of Persia: The Sands of Time и добавьте туда смену оружия, и разные предметы, и задания). На локациях много пригорков, камней, мостов, механизмов, по которым можно прыгать и собирать "кристаллы храбрости" (с их помощью Бильбо повышает свой "уровень", увеличивая количество очков здоровья; а ещё они часто - но не всегда - указывают подходящий путь к цели). Кроме того, в котомку разрешается собирать камешки, монеты, зелья исцеления, временной неуязвимости, а также противоядия (их можно "купить у торговца" между главами за монеты). Кстати, ядовитых гадов тут достаточно. В путешествиях встретится немало видов врагов: от "неканоничных" живых растений и чего-то наподобие больших лягушек до волков и разных гоблинов. Каждый монстр нападает по-своему; некоторые из них способны атаковать с дальнего расстояния. Есть и несколько мини-боссов, к которым нужно искать свой подход.
Чем же может защититься Бильбо? Во-первых, он хорошо умеет кидать камни (их несколько видов); во-вторых, у него есть посох, а позже появится и светящийся меч Жало. Последним, естественно, убивать врагов легче, но посох длиннее и достаёт дальше, поэтому пригодится до самого конца; кроме того, он применяется для длинных прыжков. Изредка можно найти "арнорские свитки", из которых хоббит учится искусству боя, а игрок узнаёт новые сочетания клавиш (в самом начале Бильбо знает только один приём - бестолково размахивать палкой, пытаясь стукнуть противника). По желанию можно включать правой кнопкой "нацеливание" на любого врага, чтобы бить только его. Управление удобное и лишь один раз может вызвать проблемы: ближе к концу прохождения понадобится переворачивать кубики, и тут-то пригодится знание о том, что для этого нужно нажимать "пробел" (данное сочетание единственное, которое не объясняется).
Выше я писал о том, что в The Hobbit можно красться. Прежде всего это понадобится в "стелс-заданиях". Фанаты "Хоббита", мечтавшие увидеть, как ловко Бильбо пробирается мимо эльфов, пленивших гномов, или мимо троллей, или даже мимо дракона Смауга, смогут попробовать сыграть его роль. Сделать это не очень трудно, только нужно не попадаться врагам на глаза. Крадучись можно пробираться и мимо некоторых обычных противников. А когда Бильбо найдёт волшебное Кольцо, с помощью которого он временно становится невидимым, герой сможет, спрятавшись, избегать большинства опасных схваток.
Главы "Хоббита" разделяются катсценами трёх видов: "страницы книги" с иллюстрациями и закадровым голосом, очень зрелищные CGI-заставки и разговоры героев "на движке". Первые и вторые сопровождаются собственной музыкой, а в третьих есть то, что найдёшь не в каждой игре: юмор аниматоров, выражающийся в жестах и мимике персонажей, а также в их действиях, - там явно заметно, что Бильбо не слишком привычен к дальним и опасным путешествиям, а гномы вовсе не воины. "Не-герои", прямо как в книжке.
Наконец, стоит сказать о музыке. Звучит она необычно для современного фэнтези: гитарные переборы, скрипки и бубны с колокольчиками. Музыка зависит от локации и обычно подходит для неё. Жаль только, что многие треки короткие.
Рекомендую сыграть в "Хоббита" любителям приключений и поклонникам книги - всем им он должен понравиться. Остальным же, думаю, данная вещь покажется неплохой игрой, вписывающейся в общий стиль компьютерных развлечений начала 2000-х годов.
Сюжет сказочной повести "Хоббит", написанной Дж. Толки(е)ном, известен многим, ведь она даже входит в школьную программу по литературе. Но для тех, кто всё-таки не читал, поясню: в книге рассказывается о походе 13 гномов, волшебника Гэндальфа и хоббита (представителя мирного низкорослого народца) Бильбо за сокровищами дракона Смауга, когда-то захватившего Одинокую гору, в которой до этого находилось королевство гномов. Во время путешествия они переживают множество приключений, приобретают друзей и врагов и, наконец, добираются до цели, - но сокровища им достаются дорогой ценой. Книгу не раз экранизировали, а в 1983 году по ней впервые сделали игру - перейдя по ссылке, её описание тоже можно увидеть на этом сайте.
The Hobbit 2003 года, о котором идёт речь здесь, почти точно следует сюжету книги, отклоняясь лишь в мелочах (например, тут присутствует несколько новых героев, а роль старых персонажей расширена). К тому времени по продолжению этого произведения, "Властелину Колец", уже был снят фильм, однако персонажи игры совершенно не похожи на образы из него - так же как в стратегии War of the Ring и приключении Fellowship of the Ring, "Хоббит" ближе к событиям и персонажам из книги, а не из кинокартины. Разработчики специально избрали более красочный, весёлый и "детский" стиль, который сильнее всего ощущается в беспечной первой главе, где Бильбо готовится к походу. Возможно, некоторых игроков отпугнуло именно это - они решили, что все уровни будут такими. Как же сильно они ошиблись! Детским "Хоббит" кажется только на первый взгляд и в первой главе. Дальше начнутся и не самые простые загадки и серьёзные битвы - в самый раз для смеси квеста и платформера с экшеном, которую принято называть "приключенческой игрой", или adventure.
Основа The Hobbit - задания; они делятся на основные и побочные. Первые чаще всего довольно просты (исключение - предпоследняя глава), а для выполнения вторых иногда требуется острый глаз и ум (цели могут быть неочевидными, хотя часто достаточно немного подумать. Например, где искать иголку? Где могут лежать инструменты?). В игре появляются, пожалуй, все интересные места из книги (даже Озёрный город!), за исключением Ривенделла, причём локации большие, коридорности не чувствуется ни на открытых пространствах, ни в пещерах (а под Мглистыми горами вполне можно заблудиться, уподобившись главному герою). При их оформлении создатели "Хоббита" постарались на славу: выглядят они очень красиво, оставаясь при этом похожими на свои прототипы из первоисточника. Огрехи в графике, конечно, тоже есть: кое-где слабовато качество текстур, некоторые деревья двумерны, но самый важный недочёт - "пластиковые" волосы главного героя. Однако все персонажи выглядят прилично для сказки (причём похожи на свои описания в книге) и прекрасно анимированы, а на локациях хватает приятных мелочей. Кстати, если вы смотрели современные фильмы по книге "Хоббит" и видели там бабочек над деревьями в Чернолесье, гномские машины в Одинокой горе и другие вещи, которых нет в оригинале, - знайте, что режиссёр не придумал их, а взял из этой игры, и здесь они объяснены гораздо лучше, чем в фильмах.
Бильбо умеет бегать, прыгать, подтягиваться на руках, красться и драться. "Хоббита" выпустили на всех "игровых платформах", и для него был создан собственный "движок", который, правда, достаточно типичен (представьте себе игровой процесс Prince of Persia: The Sands of Time и добавьте туда смену оружия, и разные предметы, и задания). На локациях много пригорков, камней, мостов, механизмов, по которым можно прыгать и собирать "кристаллы храбрости" (с их помощью Бильбо повышает свой "уровень", увеличивая количество очков здоровья; а ещё они часто - но не всегда - указывают подходящий путь к цели). Кроме того, в котомку разрешается собирать камешки, монеты, зелья исцеления, временной неуязвимости, а также противоядия (их можно "купить у торговца" между главами за монеты). Кстати, ядовитых гадов тут достаточно. В путешествиях встретится немало видов врагов: от "неканоничных" живых растений и чего-то наподобие больших лягушек до волков и разных гоблинов. Каждый монстр нападает по-своему; некоторые из них способны атаковать с дальнего расстояния. Есть и несколько мини-боссов, к которым нужно искать свой подход.
Чем же может защититься Бильбо? Во-первых, он хорошо умеет кидать камни (их несколько видов); во-вторых, у него есть посох, а позже появится и светящийся меч Жало. Последним, естественно, убивать врагов легче, но посох длиннее и достаёт дальше, поэтому пригодится до самого конца; кроме того, он применяется для длинных прыжков. Изредка можно найти "арнорские свитки", из которых хоббит учится искусству боя, а игрок узнаёт новые сочетания клавиш (в самом начале Бильбо знает только один приём - бестолково размахивать палкой, пытаясь стукнуть противника). По желанию можно включать правой кнопкой "нацеливание" на любого врага, чтобы бить только его. Управление удобное и лишь один раз может вызвать проблемы: ближе к концу прохождения понадобится переворачивать кубики, и тут-то пригодится знание о том, что для этого нужно нажимать "пробел" (данное сочетание единственное, которое не объясняется).
Выше я писал о том, что в The Hobbit можно красться. Прежде всего это понадобится в "стелс-заданиях". Фанаты "Хоббита", мечтавшие увидеть, как ловко Бильбо пробирается мимо эльфов, пленивших гномов, или мимо троллей, или даже мимо дракона Смауга, смогут попробовать сыграть его роль. Сделать это не очень трудно, только нужно не попадаться врагам на глаза. Крадучись можно пробираться и мимо некоторых обычных противников. А когда Бильбо найдёт волшебное Кольцо, с помощью которого он временно становится невидимым, герой сможет, спрятавшись, избегать большинства опасных схваток.
Главы "Хоббита" разделяются катсценами трёх видов: "страницы книги" с иллюстрациями и закадровым голосом, очень зрелищные CGI-заставки и разговоры героев "на движке". Первые и вторые сопровождаются собственной музыкой, а в третьих есть то, что найдёшь не в каждой игре: юмор аниматоров, выражающийся в жестах и мимике персонажей, а также в их действиях, - там явно заметно, что Бильбо не слишком привычен к дальним и опасным путешествиям, а гномы вовсе не воины. "Не-герои", прямо как в книжке.
Наконец, стоит сказать о музыке. Звучит она необычно для современного фэнтези: гитарные переборы, скрипки и бубны с колокольчиками. Музыка зависит от локации и обычно подходит для неё. Жаль только, что многие треки короткие.
Рекомендую сыграть в "Хоббита" любителям приключений и поклонникам книги - всем им он должен понравиться. Остальным же, думаю, данная вещь покажется неплохой игрой, вписывающейся в общий стиль компьютерных развлечений начала 2000-х годов.
- Главный герой:
Вымышленное существо - Особенность геймплея:
Мини-игры - Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Фэнтези - Технические детали:
Полная озвучка - Язык:
Русский
English
Кстати, я действительно упустил взлом сундуков, не упомянув его в описании. А сундуков-то несколько видов! И взлом каждого отличается - хоть мини-игр всего несколько, но сложность сундуков очень разнообразна. Наверное, 20% времени досконального прохождения я когда-то убил на взлом. При этом нашёл не все сундуки - не знаю уж, куда засунули ещё несколько.
И мне нравится, что взлом необязателен для прохождения (почти всегда; но для нелюбителей мини-игр есть отмычки, позволяющие пропустить мини-игру).
Сейчас подобное часто называют "иммерсивностью" (immersivity - т.н. "погружение в игру"). А я, как и раньше, зову "атмосферностью".
Там ведь даже заставки служат погружению - они либо в виде страниц книги и рассказа, либо "со стороны очевидцев".
Интересно, что название этих кристалликов - "кристаллы храбрости" - подтверждается последним уровнем (битва Пяти Воинств), где их бесконечное количество. Подразумевается, видимо, что даже находиться в гуще поля боя - верх отваги.
Кроме того, в игре есть предел опыта Бильбо (заполнение двух полосок здоровья по 10 шариков); и этого предела можно достигнуть только там, в битве.
О да. Правда, если открывать сундуки, здоровья обычно хватает (а антидотов в Лихолесье очень много), но иногда на пути к сундуку ещё больше здоровья можно потерять.
Стоит сказать и о том, что часто из середины уровня можно вернуться в начало и доделать то, что не сделал. Но не всегда. И очень здорово сделано, что сохраняться можно сколько угодно, а сохранения не стираются и подписаны именно названиями уровней.
Fellowship of the Ring тоже такова - там столько приятных любителю книг Толкиена вещей! И в War of the Ring. Остальные игры, увы, обычно опираются либо (новые) на фильмы, либо (старые) на мультики, а не на книги.
Обычная ситуация для игры 2003 года. Тогда было достаточно много игр с "кинематографическим ракурсом камеры во время прыжка" (так это называлось) - взять хотя бы Beyond Good and Evil или Prince of Persia: Sands of Time. А из игр по Толкину - в TLOTR Return of the King (однако в ней очень талантливо сделано - красиво и при этом удобно). Если наловчиться в "Принце Персии: Песках времени", то и в "Хоббита" почти без проблем можно играть, лишь изредка улетая в пропасть.
Помимо атмосферы, очень приятно удивила игровая механика и разнообразие геймплея. Задачи нешаблонны, каждому приёму находится своё место и существенная роль, к каждому типу противника нужен свой подход. Присутствует и акробатика, и стелс, и необходимость поработать головой. Головоломки и бои, особенно с ядовитыми тварями в Лихолесье - это боль, причём временами серьёзная. Большой сюрприз для того, кто обманулся сказочной миловидностью игрушки и ожидал лёгкой прогулки. Если у вас локализация (тоже, кстати, неплохая) то вы, скорее всего, с точностью до интонации помните фразу "Иди-ка сюда, противный маленький кролик!"(провал стэлса при попытке обокрасть троллей). Ещё очень нравится оправданность окружения: условные кристалики опыта, мотивирующие облазать все уголки и дающие постоянную прибавку к здоровью, древние пьедесталы, позволяющие сохранить игру, упомянутые выше арнорские свитки, да и то что господину взломщику очень часто приходится взламывать замки (на это целая добротная миниигра) - по-моему это изящные решения, ну и вообще это мой личный геймерский фетиш.
Минусы: 3D этой игре, конечно, к лицу, но вот управление не слишком отзывчивое. Да и камера любит фиксироваться в очень интересных, но совершенно неудобных местах, превращая горную акробатику в издевательство. Фразы вроде "Да №;%! ?*"@ опять +%&*@! в эту %:;№"*(! пропасть?!" на общем красочном фоне игры - это довольно комичный контраст.
В целом: Я не знаю, что сказал бы на это явление сам Профессор. Подозреваю, скривился бы - он не любил постановок по своим работам и с подозрением относился к технике – не будем его осуждать, в его время прогресс наматывал на уродливые гусеницы старый уютный мирок и крошил пулемётами обитателей. Но, к счастью для нас, произведения такого уровня начинают жить отдельной жизнью, и сами выбирают себе форму. А в форме компьютерной игры Хоббит себя чувствует на диво хорошо, и всё также рекомендуется к изучению под чай с вареньем, причём непременно с малиновым!