Gordi and the Math Invaders

НЕсерьёзные уроки. Учимся считать
גורדי בא בחשבון
Gordi and the Math Invaders
Жанр: Educational
Разработчик: Compedia
Издатель: Compedia
Год выхода: 1998
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 6 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 0
Обучающая игра для детей от 5 до 8 лет за авторством известной израильской компании Compedia, выходившая на многих языках в течение как минимум семи лет после своего первого появления на свет. «Timmy & Gordi’s Math Invaders», «Play & Explore: Maths», «Gordi: Contro i Numeri», «Gordiho zábavné počty», «Matematyczna Przygoda» и т. д. и т. п. – да, это всё тоже она. При этом, самым парадоксальным (но, увы, вполне обычным для детских компьютерных игр) образом, данную историю о математических приключениях забавного зелёного монстрика по имени Горди не то что нельзя назвать широко известной, а вообще приходится считать редкостью, на сегодняшний день основательно забытой. Впрочем, для этого есть и вполне объективные основания.

По своей сути «Gordi and the Math Invaders» представляет собой сборник из нескольких мини-игр на тему обучения дошкольников и младших школьников арифметике, однако присутствует здесь и своего рода сюжет, подающийся преимущественно в мультипликационных вставках и объединяющий все местные развлечения в одно целостное приключение. Заставка излагается во вступительном ролике, демонстрируемом при нажатии на «Play» после запуска программы: тот самый Горди, уже знакомый нам по прочим творениям Compedia, садится за компьютер, чтобы поиграть во что-то интересное, как вдруг... его ЭВМ атакуют злобные вирусы! Причём антивирусная полиция, персонализированная почти что карикатурным человечком прямо в мониторе, сама никак не справляется, – и идти спасать внутренности всего оборудования предстоит именно нам. Демонстрацию вставок всегда можно прервать, попав таким образом в главное меню. Здешняя кнопка «New Game» слева вверху запускает непрерывный режим прохождения всего приключения целиком; назначение пунктов «Exit» и «Load Game» очевидно и без пояснений; а «Learning» в левом нижнем углу позволяет ознакомиться с чисто опциональным обучающим материалом на одну из пятнадцати тем. Наконец, просто «Games» справа внизу предложат перейти к одной из шести основных мини-игр на выбор: в произвольном порядке и с предварительным указанием любого из трёх уровней сложности, – пожалуй, подобный режим следует оценить скорее как «практику», ибо упражняться вне сюжетной канвы всё же далеко не так интересно.

Визуальная часть игры, с одной стороны, вполне яркая, крупная и богатая на анимации, но с другой – представляется всё же несколько грубоватой как для детского проекта. По традиции середины-конца 1990-х реплики персонажей, включая пояснения стоящих перед нами заданий, субтитрами не снабжены, – так что от целевой аудитории требуется либо отличное восприятие на слух английского языка, либо обращение к одной из многочисленных локализаций. В довершение рассказа об интерфейсе отметим, что всё управление реализовано преимущественно при помощи мыши, а в любой из мини-игр справа вверху присутствует странный зелёный кружок, нажатие на который открывает здешнее меню настроек. Отсюда можно не только вернуться на экран главного меню, но и отрегулировать громкость звука и музыки (по отдельности), сохранить свой прогресс, получить подсказку по текущему упражнению (опять-таки исключительно голосовую), а также перейти к тому разделу «Learning», который соответствует постановке вопроса в данной забаве.

Первая мини-игра, в которую мы попадаем прямо из вступительного ролика (если, конечно, не поддались искушению таковой прервать), называется «Traps» и представляет собой лабиринт, расположенный строго вертикально и разделённый на своего рода желоба с прорезями и несколькими крупными кружками – «ловушками». На верхней «полочке» периодически появляются злобные вирусы, отображаемые в виде шариков того или иного цвета и идущие либо поодиночке, либо группами в два и более особей сразу. Задача заключается в том, чтобы не позволить врагам добраться до нижнего ряда, устроив их попадание в ловушки. Дело это усложняется, во-первых, тем, что траекторию движения противника не так-то уж легко предугадать (например, упав на очередной жёлоб, они могут направиться как налево, так и направо; некоторые даже умудряются не попадать в отверстия, а пропускать таковые), – ну и, конечно же, во-вторых, любой такой отряд уничтожается лишь попаданием в строго определённую ловушку. На одних уровнях (каждый из которых состоит из нескольких, что называется, «волн») таковые обозначаются номерами, тогда как на других – просто цветами, и если расположение препятствий в лабиринте задано раз и навсегда, то подобного рода пометки как раз можно и нужно при необходимости изменять. Иными словами, требуется внимательно следить за движением вирусов – и в подходящий момент превращать ту из ловушек, в которую они вот-вот попадут, в соответствующую им по цифре или по цвету. Что, с учётом динамичности происходящего, бывает не всегда просто даже для взрослого человека, не говоря уже о дошкольнике.

Если же у нас получилось преодолеть один за другим пять уровней такой забавы, мы продвигаемся далее по сюжету. Антураж внезапно сменяется... ещё более динамичной гонкой от первого лица, а от нас требуется уже поднимать периодически возникающие на пути шлагбаумы. Их кодовые замки представляют собой три кнопки с символами «меньше», «равно» и «больше»: нажать необходимо ту из них, которая адекватно передаёт соотношение расположенных левее и правее от неё символов (того или иного количества кружков, ромбиков, треугольников и др., – понятное дело, форма при этом никакого значения не имеет). Кстати сказать, эта мини-игра, которая называется «Road Blocks», доступна только в режиме приключения, а не в ассортименте «Games»; на более высоких уровнях сложности фигуры сменяются числами, а затем и целыми арифметическими примерами.

Игроки, успешно прошедшие этот участок пути, попадают в лабораторию по производству антивирусов – и должны помочь местному карикатурному учёному создать нужное количество препаратов. Реализовано это весьма интересным образом – в виде «Тетриса», который, несмотря на вроде бы знакомый до боли процесс, оказывается едва ли не наиболее увлекательным среди всех прочих развлечений «Gordi and the Math Invaders». В нижней части экрана расположены целых семь пробирок, прямо над ними перемещается фигурка того самого доктора, а сверху падают своего рода «пилюли» – как правило, обозначенные тем или иным примером (скажем, «1+3» или «10-2»). Задача заключается в том, чтобы подхватить каждый такой элемент – и поместить его в одну из пробирок: всякий раз после этого упавшая фигура превращается в шарик с одним-единственным числом (в частности, в указанных выше случаях это будет «4» или «8»). Лекарство считается готовым, если рядом одна над другой окажутся три одинаковых фишки: в этом случае они исчезнут – а слева на полке появится склянка с соответствующим лекарством. Подготовить требуется девять таких медикаментов (от «2» до «10» включительно), – ну а заполнение доверху любой из пробирок означает проигрыш. При этом временами задача может чуть усложняться или, наоборот, упрощаться: в первом случае нам попадётся «пилюля» без каких бы то ни было обозначений, т.е. её «вес» придётся угадывать исключительно по оттенку, а во втором – разноцветная, т. е. прекрасно сочетающаяся с любым из чисел, или даже «клякса», уничтожающая всё содержимое той пробирки, в которой она оказывается. Кстати, это одна из немногих забав, где в управлении задействована также и клавиатура: ускорять падение элементов что в руки доктора, что из них в сосуды можно посредством «пробела», а перемещать своего протагониста куда удобнее при помощи клавиш со стрелками.

Следующее сюжетное развлечение – «Tunnel»: четвёртое по счёту и второе (а также последнее) из отсутствующих в свободном доступе из главного меню. Здесь игра превращается чуть ли не в рельсовый тир: во-первых, на каждой из развилок необходимо выбрать тот из трёх представленных на экране порталов, который обозначен чётным числом (имеется в виду самый лёгкий из уровней сложности; на «среднем» требуется отдавать предпочтение нечётным воротам, а на наиболее высоком – тем, чей номер ровно на пять выше предыдущего). Во-вторых же – при прохождении очередного туннеля нас могут атаковать всё те же злобные вирусы, и в них необходимо целиться прямо во время быстрой езды при помощи мыши (а стрелять – нажатием левой кнопки). В случае же успеха мы добираемся до звуковой карты – и должны «вылечить» её при помощи заготовленных ранее лекарств (причём их здесь будет уже десять).

В самом низу экрана расположен наш боезапас – разноцветные склянки; больное периферийное устройство представлено не поддающимся видовому определению существом по центру, – ну а со всех остальных сторон его начинают атаковать различные летающие враги. На нечётных этапах каждый противник подписан тем или иным арифметическим примером – в отличие от «Тетриса», уже исключительно на вычитание («10-5», «3-2» и т. д.); соответственно, задача заключается в том, чтобы определить его «номер» – и, подхватив курсором подходящее случаю средство, прыснуть на него нажатием левой кнопки мыши. Всякий раз достаточно одного попадания, однако целиться всё же приходится аккуратно, ибо вирусы на месте стоять не собираются; ошибка в подсчётах не только не наносит какой бы то ни было урон противнику, но ещё и расходует лекарство, тем самым угрожая лишить нас боезапаса. Чётные этапы, подобно таковым у «Traps», убирают с экрана все числа, оставляя – и на склянках, и на вирусах – лишь цветовые индикаторы: задачка не для слабонервных!

Следующий пункт нашей культурной программы – «Shapes». Мы снова мчимся вперёд по туннелю, причём навстречу нам с не менее бешеной скоростью летят вирусы в виде различных фигур – кружков, треугольников и прямоугольников, – и при их появлении в поле зрения нужно как можно быстрее нажимать одну из соответствующих кнопок в самом низу, чтобы ликвидировать противника. Если этого сделать не удастся, он расплывётся кляксой по нашему ветровому стеклу, тем самым значительно ухудшая обзор! На более высоких уровнях сложности изображения фигур в интерфейсе сменяются цифрами. Седьмая забава называется «Electric colors» и является наименее вразумительной изо всех. На поле размером 5х5 клеток расположены различные геометрические фигуры, отличающиеся ещё и цветами, и необходимо, зажав курсором мыши одни из них, размещать их рядом с другими – сообразно с голосовыми инструкциями. Да, это как раз тот случай, когда без восприятия языка на слух ничего добиться не получится, – причём «ведущий» у нас явно электронный и особой чёткостью дикции, увы, не отличается.

Наконец, последняя мини-игра – «Mr. Delete». Именно так зовут нашего здешнего протагониста – опять-таки совершенно невообразимой видовой принадлежности (что-то вроде одушевлённой кастрюльки или кубка с крышкой). На экране отображается своего рода конвейер из трёх рядов невысоких цилиндров: средние элементы зелёные и неподвижные, а боковые медленно, но неуклонно перемещаются слева направо и состоят из красных «плюсовых» и синих «минусовых» ячеек. Каждая из этих последних, в свою очередь, обозначена ещё и той или иной цифрой; кроме того, в общем ассортименте всегда присутствует и жёлтый элемент – тоже с числовым обозначением, но уже не со знаком математической операции, а со злобным вирусом. Задача заключается в том, чтобы, перемещаясь по красным и синим (а при желании – также и зелёным) цилиндрам, составить такой пример, результат которого был бы равен цифре жёлтой платформы, – после чего можно будет отправиться прямо к вирусу и уничтожить этого противника аркадным методом «напрыгивания». Например, если враг находится на ячейке «9», то путь к нему лежит через цилиндры «+7» и «+2» или, скажем, «+8», «-3» и «+4» и т. д. – сообразно тому, что именно представлено в данной момент на экране. Уже активированные цифры и нужный итоговый результат отображаются на доске на заднем плане; кстати сказать, отрицательных величин планом не предусмотрено (всё подобное просто исчезает). Если ничего подходящего пока что не наблюдается, остаётся лишь немного подождать, пока старые платформы сменятся новыми, – только, разумеется, ни в коем случае нельзя допускать «гибели» протагониста, которая следует за достижением им правого края (так что сторожить лучшее будущее удобнее в зелёном ряду), – ну и, разумеется, время в любом случае ограничено, ибо вирусам также никак нельзя позволять достичь выхода с экрана!

Победа во всех дисциплинах вознаграждается всего лишь заключительным роликом, – после чего ничто не мешает вернуться к шести основным развлечениям непосредственно из главного меню. Стоит также отметить, что в 2004 году эти самые забавы были переведены на русский язык усилиями компании «Новый Диск» и выпущены под заголовком «НЕсерьёзные уроки. Учимся считать» – увы, с полным устранением что роликов и самого Горди, что приключенческого режима, что «обучающих» тем. Да и из каталога издателя этот диск в итоге достаточно быстро исчез, уступив место своему тёзке под номером два... И всё же, с учётом упоминавшегося отсутствия субтитров и значимости информации, подающейся исключительно посредством озвучки, для кого-то именно русскоязычное издание окажется предпочтительным. Общий же вывод вряд ли будет особо положительным: в жанре математических компьютерных игр не так уж сложно найти и более увлекательные, и более симпатичные внешне наименования, – а некоторая аркадность и чрезмерная динамичность отдельных забав «Gordi and the Math Invaders» заставляют рекомендовать этот проект не столько детям, сколько взрослым (если таковые заинтересуются местными упражнениями). Ну и, конечно же, любителям разнообразных экзотических редкостей.
Автор обзора: Uka
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вендиго
"игра"
"Извини", пожалуйста, за то, что кто-то опять "посмел" описать то, что по какой-то причине не нравится властителю дум и вселенных - пользователю @Вендиго.

Вендиго
но не лучше ли выложить оригинальную версию 1998 года, а не очередное переиздание?
А разве она где-то доступна?
Я понимаю, что эта "игра" издавалась миллиард раз, но не лучше ли выложить оригинальную версию 1998 года, а не очередное переиздание?