Один из самых детализированных и сложных мотосимуляторов в истории видеоигр - и точно самый сложный на момент выхода. Это означает, что поклонники аркадных гонок вроде Moto Racer могут собирать вещи и покидать страницу. Правда, жаждущим реализма тоже не стоит особенно радоваться, ведь AMA Superbike - это очень своеобразная игра даже в рамках симуляторов, к тому же ориентированная на онлайн-соревнования.
В Motorsport Simulations решили не просто подойти к своему дебютному проекту с доскональным вниманием, доходящим иногда до злокачественного снобизма, - нет, там решили разгуляться по полной, воплотив в нём все самые безумные (но не выходящие за рамки строгого реализма) идеи. Затея ожидаемо не удалась, и больше они с мотоспортом не связывались, сосредоточив силы на симуляторах драг-рейсинга по лицензии NHRA, - причём, несмотря на ещё большую нишевость таких игр, умудрились выпустить целую серию.
Прежде чем начать рассматривать содержание игры (вернее, предпринимать жалкую попытку рассмотрения), хотелось бы ненадолго отправиться в 1999 год и посмотреть, что же тогда происходило. В конце 1990-х начали набирать популярность гонки с упором на реализм. Конечно, аркадные рейсинги никуда на делись и благополучно продолжали выходить в поразительных количествах, но формировалась и категория гонок "для избранных" (если угодно, "не для всех"), визитными карточками которых являлись не спецэффекты и возможность устраивать хаос на трассе, а сверхподробная настройка транспортных средств, реалистичное их поведение на дороге и, как следствие всего этого, высочайший порог вхождения и сложность. В то же время развитие и увеличение уровня доступности интернета привели к скачку популярности онлайн-игр, - ровесницей AMA Superbike являются легендарная EverQuest и самая первая, ещё любительская версия CounterStrike. И вот в Motorsport Simulations решили убить сразу двух зайцев, выпустив онлайновый сложнейший мотосимулятор. Дать возможность почитателям реалистичных гонок устраивать совместные заезды по сети и находить единомышленников по всему миру, - разве это не замечательно? Возможно, - вот только разработчики, во-первых, не учли, что в подобные гонки играет не так уж и много людей, далеко не у всех из которых в то время был интернет, а во-вторых, сделали своё творение настолько запутанным, что разобраться даже в настройках управления, как кажется, принципиально невозможно. К тому же в ней банально много багов. В сети можно найти информацию о том, что официальные сервера, переназначенные для AMA Superbike, были полупустыми на всём протяжении их существования. К счастью (для некоторых), игра всё же содержит одиночный режим против компьютерных оппонентов, так что посмотреть, что она из себя представляет, можно и сегодня.
AMA (American Motorcyclist Association) - это общественная организация, расположенная в США, которая занимается защитой прав и интересов мотоциклистов, а также организует многочисленные гонки. Несмотря на то что AMA Superbike сделана по лицензии этой организации, реальных гонщиков в ней нет. С трассами и мотоциклами дела обстоят лучше - все они имеют прототипы из реального мира. Правда, беда с количеством: для онлайн-игры девять мотоциклов и девять трасс - слишком мало.
Естественно, все транспортные средства подлежат настройке исключительного уровня детализации. Десятки параметров и показателей, максимально подробная настройка трансмиссии на отдельном экране, - всё это сопровождается множеством графиков и диаграмм и доступно для понимания и освоения только людям, имеющим определённые знания в данной области. Так как даже в онлайн-режиме игра не содержит карьеры, все манипуляции с техникой доступны сразу и не требуют вложений виртуальной (и тем более реальной) валюты. Что касается более понятных широкой аудитории настраиваемых категорий, то можно выбрать цвет мотоцикла.
Нельзя не упомянуть настройку внешнего вида пилота, - по непонятной причине этому аспекту уделено внимание, близкое к маниакальному. Ну где вы ещё видели, что можно не просто выбирать костюм, но и перекрашивать в разные цвета отдельно левую ногу ниже колена, правую ногу выше колена, левую руку и так далее? А в AMA Superbike это возможно. Дополнительно на этом экране есть несколько бегунков и показателей, смысл которых установить не удалось, но он определённо есть - просто открывается немногим.
Серьёзные проблемы у игры начинаются в меню настроек. Если вы просто запустите AMA Superbike и ворвётесь в гонку, наверняка не сможете даже проехать вперёд, - чтобы мотоцикл начал подчиняться вашим командам, придётся настроить управление, предварительно разобравшись с невероятно запутанным интерфейсом. С одной стороны, детализация запредельная и здесь - разные клавиши, например, для наклона и поворота в ту или иную сторону, и есть даже возможность регулирования времени (в миллисекундах), за которое нажатие той или иной клавиши будет приводить к соответствующему действию. Поддерживается много разных джойстиков и геймпадов тех лет, для каждого из которых можно индивидуально настроить управление и тщательно откалибровать (с присутствием графиков и шкал), - но, если ваш контроллер в списке отсутствует, поиграть вообще не получится. Всё это устроено очень неинтуитивно и требует детального изучения по методу проб и ошибок, особенно в условиях отсутствия руководства пользователя. Но если вы справились, можно начинать игру.
Как уже было сказано, AMA Superbike - это прежде всего онлайновая гонка с реальными соперниками. Изначально на серверах проводились турниры и чемпионаты, но сегодня всё это давно в прошлом, и лишь наличие одиночного оффлайн-режима делает эту игру хоть сколько-нибудь актуальной. В геймплее удивительным образом сочетается ожидаемый реализм, требующий от игрока опытности и профессионализма, и баги, в результате которых в отдельных местах мотоцикл начинает вести себя отнюдь не "реально", проезжает сквозь соперников и так далее. В аркадных гонках это можно было бы простить, но в симуляторах - ни в коем случае. Частично сложность AMA Superbike компенсируется чрезвычайной гибкостью настроек, позволяя вместо того, чтобы приспосабливаться к условиям, изменять их. Но всё же это мотогонка для очень-очень узкого круга лиц.
Интересной особенностью игры является наличие большого числа камер: вид от первого лица с рулём и без руля, от третьего далеко и близко, сверху далеко и близко, сбоку, "спереди" и даже в изометрии. Очевидно, что лишь некоторые из них применимы на постоянной основе, а остальные добавлены либо для точечного использования (например, в режиме практики для выявления наиболее удачной траектории движения), либо просто для красоты. Что касается графики в целом, то сказать о ней почти нечего. Не хорошо и не плохо, а с учётом игровой обстановки смотреть в любом случае особо не на что. Взятые из реального мира трассы в стандартных автодромных декорациях, - то же самое мы видели и в Castrol Honda Superbike 2000 (1999, Windows), и в Superbike World Championship (1999, Windows), и в GP 500 (1999, Windows), вышедших в том же году, и во многих других играх жанра. Внешний вид AMA Superbike не стал сильной стороной игры, и не обязан был стать, - хотя, конечно, мог бы.
Итог - довольно странный проект только для любителей серьёзных мотосимуляторов, чудовищно запутанный, местами сильно переусложнённый и не лишённый багов. Как следствие всего этого, игра довольно быстро была забыта, а предпочтения аудитории были отданы другим проектам, например упомянутому в прошлом абзаце в Superbike World Championship от Milestone и EA.
В Motorsport Simulations решили не просто подойти к своему дебютному проекту с доскональным вниманием, доходящим иногда до злокачественного снобизма, - нет, там решили разгуляться по полной, воплотив в нём все самые безумные (но не выходящие за рамки строгого реализма) идеи. Затея ожидаемо не удалась, и больше они с мотоспортом не связывались, сосредоточив силы на симуляторах драг-рейсинга по лицензии NHRA, - причём, несмотря на ещё большую нишевость таких игр, умудрились выпустить целую серию.
Прежде чем начать рассматривать содержание игры (вернее, предпринимать жалкую попытку рассмотрения), хотелось бы ненадолго отправиться в 1999 год и посмотреть, что же тогда происходило. В конце 1990-х начали набирать популярность гонки с упором на реализм. Конечно, аркадные рейсинги никуда на делись и благополучно продолжали выходить в поразительных количествах, но формировалась и категория гонок "для избранных" (если угодно, "не для всех"), визитными карточками которых являлись не спецэффекты и возможность устраивать хаос на трассе, а сверхподробная настройка транспортных средств, реалистичное их поведение на дороге и, как следствие всего этого, высочайший порог вхождения и сложность. В то же время развитие и увеличение уровня доступности интернета привели к скачку популярности онлайн-игр, - ровесницей AMA Superbike являются легендарная EverQuest и самая первая, ещё любительская версия CounterStrike. И вот в Motorsport Simulations решили убить сразу двух зайцев, выпустив онлайновый сложнейший мотосимулятор. Дать возможность почитателям реалистичных гонок устраивать совместные заезды по сети и находить единомышленников по всему миру, - разве это не замечательно? Возможно, - вот только разработчики, во-первых, не учли, что в подобные гонки играет не так уж и много людей, далеко не у всех из которых в то время был интернет, а во-вторых, сделали своё творение настолько запутанным, что разобраться даже в настройках управления, как кажется, принципиально невозможно. К тому же в ней банально много багов. В сети можно найти информацию о том, что официальные сервера, переназначенные для AMA Superbike, были полупустыми на всём протяжении их существования. К счастью (для некоторых), игра всё же содержит одиночный режим против компьютерных оппонентов, так что посмотреть, что она из себя представляет, можно и сегодня.
AMA (American Motorcyclist Association) - это общественная организация, расположенная в США, которая занимается защитой прав и интересов мотоциклистов, а также организует многочисленные гонки. Несмотря на то что AMA Superbike сделана по лицензии этой организации, реальных гонщиков в ней нет. С трассами и мотоциклами дела обстоят лучше - все они имеют прототипы из реального мира. Правда, беда с количеством: для онлайн-игры девять мотоциклов и девять трасс - слишком мало.
Естественно, все транспортные средства подлежат настройке исключительного уровня детализации. Десятки параметров и показателей, максимально подробная настройка трансмиссии на отдельном экране, - всё это сопровождается множеством графиков и диаграмм и доступно для понимания и освоения только людям, имеющим определённые знания в данной области. Так как даже в онлайн-режиме игра не содержит карьеры, все манипуляции с техникой доступны сразу и не требуют вложений виртуальной (и тем более реальной) валюты. Что касается более понятных широкой аудитории настраиваемых категорий, то можно выбрать цвет мотоцикла.
Нельзя не упомянуть настройку внешнего вида пилота, - по непонятной причине этому аспекту уделено внимание, близкое к маниакальному. Ну где вы ещё видели, что можно не просто выбирать костюм, но и перекрашивать в разные цвета отдельно левую ногу ниже колена, правую ногу выше колена, левую руку и так далее? А в AMA Superbike это возможно. Дополнительно на этом экране есть несколько бегунков и показателей, смысл которых установить не удалось, но он определённо есть - просто открывается немногим.
Серьёзные проблемы у игры начинаются в меню настроек. Если вы просто запустите AMA Superbike и ворвётесь в гонку, наверняка не сможете даже проехать вперёд, - чтобы мотоцикл начал подчиняться вашим командам, придётся настроить управление, предварительно разобравшись с невероятно запутанным интерфейсом. С одной стороны, детализация запредельная и здесь - разные клавиши, например, для наклона и поворота в ту или иную сторону, и есть даже возможность регулирования времени (в миллисекундах), за которое нажатие той или иной клавиши будет приводить к соответствующему действию. Поддерживается много разных джойстиков и геймпадов тех лет, для каждого из которых можно индивидуально настроить управление и тщательно откалибровать (с присутствием графиков и шкал), - но, если ваш контроллер в списке отсутствует, поиграть вообще не получится. Всё это устроено очень неинтуитивно и требует детального изучения по методу проб и ошибок, особенно в условиях отсутствия руководства пользователя. Но если вы справились, можно начинать игру.
Как уже было сказано, AMA Superbike - это прежде всего онлайновая гонка с реальными соперниками. Изначально на серверах проводились турниры и чемпионаты, но сегодня всё это давно в прошлом, и лишь наличие одиночного оффлайн-режима делает эту игру хоть сколько-нибудь актуальной. В геймплее удивительным образом сочетается ожидаемый реализм, требующий от игрока опытности и профессионализма, и баги, в результате которых в отдельных местах мотоцикл начинает вести себя отнюдь не "реально", проезжает сквозь соперников и так далее. В аркадных гонках это можно было бы простить, но в симуляторах - ни в коем случае. Частично сложность AMA Superbike компенсируется чрезвычайной гибкостью настроек, позволяя вместо того, чтобы приспосабливаться к условиям, изменять их. Но всё же это мотогонка для очень-очень узкого круга лиц.
Интересной особенностью игры является наличие большого числа камер: вид от первого лица с рулём и без руля, от третьего далеко и близко, сверху далеко и близко, сбоку, "спереди" и даже в изометрии. Очевидно, что лишь некоторые из них применимы на постоянной основе, а остальные добавлены либо для точечного использования (например, в режиме практики для выявления наиболее удачной траектории движения), либо просто для красоты. Что касается графики в целом, то сказать о ней почти нечего. Не хорошо и не плохо, а с учётом игровой обстановки смотреть в любом случае особо не на что. Взятые из реального мира трассы в стандартных автодромных декорациях, - то же самое мы видели и в Castrol Honda Superbike 2000 (1999, Windows), и в Superbike World Championship (1999, Windows), и в GP 500 (1999, Windows), вышедших в том же году, и во многих других играх жанра. Внешний вид AMA Superbike не стал сильной стороной игры, и не обязан был стать, - хотя, конечно, мог бы.
Итог - довольно странный проект только для любителей серьёзных мотосимуляторов, чудовищно запутанный, местами сильно переусложнённый и не лишённый багов. Как следствие всего этого, игра довольно быстро была забыта, а предпочтения аудитории были отданы другим проектам, например упомянутому в прошлом абзаце в Superbike World Championship от Milestone и EA.
- Вид спорта:
Мотоспорт - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English