Step Creative Group - это не просто студия по разработке компьютерных игр. В 1990-е именно они издавали культовый в узких кругах журнал "Spectrofon", посвящённый, как нетрудно понять по названию, играм на платформе ZX Spectrum. Впоследствии даже создали одну свою собственную - самую известную российскую игру для "Спектрума" - "Звёздное наследие". В конце этого десятилетия интерес участников SC Group закономерно сместился к IBM PC - но на "победившей" платформе разработчики не смогли занять такую же нишу, выпустив несколько игр по мотивам Кира Булычёва, братьев Стругацких и Николая Васильевича Гоголя, а также Деактивация (2003, Windows) и ремейк своего "Звёздного наследия", который запомнило куда меньше людей, чем оригинал. Сегодня же мы посмотрим (и предлагаем посмотреть вам) квест "Вечера на хуторе близ Диканьки" - первый из дилогии.
Тогда, когда на свет появилась эта игра, русские квесты, можно сказать, правили бал, появляясь в немыслимых количествах. Многие из них использовали оригинальные сюжеты и персонажей, но не меньше таких, которые базировались на известных россиянам произведениях литературы и кинематографа, что автоматически давало разработчикам и издателям дополнительную рекламу и как бы возвышало именно данную игру над всеми остальными. Причём иногда имелся даже не квест "по мотивам", а просто "закос", как, например, у трилогии "ДМБ", - никакого отношения к одноимённому фильму эти игры не имеют, но им было намеренно дано такое название, чтобы покупатели подумали иначе. И всё же в те годы мы получили неплохие квестовые воплощения "Белого солнца пустыни", мультфильма "Падал прошлогодний снег", "Бременских музыкантов" и многих других, и даже до Гоголя дошли, причём SC Group не были первыми - в 2004-м появился FMV-квест (!!!) по мотивам "Вия", который, увы, остался почти никем не замеченным. Но речь сейчас не о нём.
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! А зимняя ночь и того лучше. Особенно ночь предрождественская, таящая волшебство, невиданное другим ночам. Именно в эту пору случатся события "Вечеров на хуторе близ Диканьки". За основу сюжета взята повесть "Ночь перед Рождеством", но, как это обычно бывает в жанре, большой процент геймплея создаётся за счёт отсутствующих в первоисточнике эпизодов - так, в самом начале Вакуле, который будет главным героем игры, предстоит изготовить сундук для Оксаны, а затем ещё и расписать его.
Для тех, кто ещё не успел прочитать замечательное произведение Николая Васильевича Гоголя или позабыл его содержание за годы, прошедшие после школьных уроков литературы, поясним в самых общих чертах сюжет. Деревенский кузнец Вакула, живущий в деревне Диканьке на Полтавщине, в канун Рождества отправляется верхом на чёрте в Петербург - добывать для своей возлюбленной Оксаны черевички. Но до этого экстравагантного путешествия в самой деревне произойдёт немало интересных и смешных событий - им и посвящена большая часть повести.
Но в SC Group пошли немного дальше. Помимо введения рядовых квестовых сценок, авторы игры внесли немало правок в оригинальную историю, не все из которых кажутся уместными. Так, нам встретятся отсутствующие в повести фольклорные персонажи в лице домового и лешего, Русалка из "Майской ночи, или Утопленницы" и даже - внимание - персонажи "Вия", причём последние существенно переработаны и приобрели черты героев европейских сказок и даже фэнтези. Не каждый почитатель Гоголя оценит такие сюжетные метаморфозы и кроссоверы.
Игровой процесс состоит из сочетания хождений по локациям, разговоров с персонажами и выполнения заданий в концепции point'c'click. Какие-либо головоломки разгадывать не придётся, что в данном случае только радует, - откуда бы в малороссийской деревне XIX века могли взяться шкатулки с "пятнашками" на крышках или что-то подобное? Ночь перед Рождеством, конечно, полна чудес, но не до такой степени.
Исполнение игры вызывает смешанные чувства. Вроде бы красиво, колоритно, по-зимнему, - но сразу видно, что художники не старались. Рисовка совершенно не отражает авторский стиль, в ней чувствуется рука мастера, вложившего душу в проект, а сама картинка выглядит бюджетно. Особо въедливые не умолчат об игровых условностях - Вакула всегда ходит с закатанными рукавами, где бы он ни был, а ведь на дворе, между прочим, декабрь. Ещё несколько раздражает полное отсутствие анимации во время взятия и применения предметов. Если в подавляющем большинстве квестов того времени герои хотя бы протягивали руку, а затем прятали предметы в свои бездонные карманы, то здесь нет даже этого.
Но самая большая беда с озвучкой. Опять же - в списке актёров имеются известные имена, например Александр Пожаров. Но попытки сымитировать малороссийскую речь выглядят настолько дилетантскими и нелепыми, что вся атмосфера игры серьёзно портится. Так, Вакула говорит на вполне "усреднённом" русском с частыми украинизмами, которые произносит на украинский манер, речь Оксаны напоминает кубанский говор, а Чуб пытается окать, но делает это через слово. Если бы затея создать "колоритную" речь была бы отброшена и разработчики ограничились бы обычным русским языком, итог был намного лучше. Ещё лучше - сделать отдельно русскую и отдельно украинскую озвучку с возможностью выбора. К счастью, хотя бы музыкальное сопровождение получилось на ура - особенно сильна балалайка.
По итогу мы ограничимся оценкой "7 из 10". Это всё ещё интересный квест, но понравится он далеко не всем. Младший брат литературного шедевра Николая Гоголя - сильно младший, с некоторыми врождёнными дефектами, но всё же жизнеспособный и по-своему милый.
Тогда, когда на свет появилась эта игра, русские квесты, можно сказать, правили бал, появляясь в немыслимых количествах. Многие из них использовали оригинальные сюжеты и персонажей, но не меньше таких, которые базировались на известных россиянам произведениях литературы и кинематографа, что автоматически давало разработчикам и издателям дополнительную рекламу и как бы возвышало именно данную игру над всеми остальными. Причём иногда имелся даже не квест "по мотивам", а просто "закос", как, например, у трилогии "ДМБ", - никакого отношения к одноимённому фильму эти игры не имеют, но им было намеренно дано такое название, чтобы покупатели подумали иначе. И всё же в те годы мы получили неплохие квестовые воплощения "Белого солнца пустыни", мультфильма "Падал прошлогодний снег", "Бременских музыкантов" и многих других, и даже до Гоголя дошли, причём SC Group не были первыми - в 2004-м появился FMV-квест (!!!) по мотивам "Вия", который, увы, остался почти никем не замеченным. Но речь сейчас не о нём.
***
Ніч яка, Господи! Місячна, зоряна:
Ясно, хоч голки збирай…
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!
М. Старицкий
Ясно, хоч голки збирай…
Вийди, коханая, працею зморена,
Хоч на хвилиночку в гай!
М. Старицкий
Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! А зимняя ночь и того лучше. Особенно ночь предрождественская, таящая волшебство, невиданное другим ночам. Именно в эту пору случатся события "Вечеров на хуторе близ Диканьки". За основу сюжета взята повесть "Ночь перед Рождеством", но, как это обычно бывает в жанре, большой процент геймплея создаётся за счёт отсутствующих в первоисточнике эпизодов - так, в самом начале Вакуле, который будет главным героем игры, предстоит изготовить сундук для Оксаны, а затем ещё и расписать его.
Для тех, кто ещё не успел прочитать замечательное произведение Николая Васильевича Гоголя или позабыл его содержание за годы, прошедшие после школьных уроков литературы, поясним в самых общих чертах сюжет. Деревенский кузнец Вакула, живущий в деревне Диканьке на Полтавщине, в канун Рождества отправляется верхом на чёрте в Петербург - добывать для своей возлюбленной Оксаны черевички. Но до этого экстравагантного путешествия в самой деревне произойдёт немало интересных и смешных событий - им и посвящена большая часть повести.
Но в SC Group пошли немного дальше. Помимо введения рядовых квестовых сценок, авторы игры внесли немало правок в оригинальную историю, не все из которых кажутся уместными. Так, нам встретятся отсутствующие в повести фольклорные персонажи в лице домового и лешего, Русалка из "Майской ночи, или Утопленницы" и даже - внимание - персонажи "Вия", причём последние существенно переработаны и приобрели черты героев европейских сказок и даже фэнтези. Не каждый почитатель Гоголя оценит такие сюжетные метаморфозы и кроссоверы.
Игровой процесс состоит из сочетания хождений по локациям, разговоров с персонажами и выполнения заданий в концепции point'c'click. Какие-либо головоломки разгадывать не придётся, что в данном случае только радует, - откуда бы в малороссийской деревне XIX века могли взяться шкатулки с "пятнашками" на крышках или что-то подобное? Ночь перед Рождеством, конечно, полна чудес, но не до такой степени.
Исполнение игры вызывает смешанные чувства. Вроде бы красиво, колоритно, по-зимнему, - но сразу видно, что художники не старались. Рисовка совершенно не отражает авторский стиль, в ней чувствуется рука мастера, вложившего душу в проект, а сама картинка выглядит бюджетно. Особо въедливые не умолчат об игровых условностях - Вакула всегда ходит с закатанными рукавами, где бы он ни был, а ведь на дворе, между прочим, декабрь. Ещё несколько раздражает полное отсутствие анимации во время взятия и применения предметов. Если в подавляющем большинстве квестов того времени герои хотя бы протягивали руку, а затем прятали предметы в свои бездонные карманы, то здесь нет даже этого.
Но самая большая беда с озвучкой. Опять же - в списке актёров имеются известные имена, например Александр Пожаров. Но попытки сымитировать малороссийскую речь выглядят настолько дилетантскими и нелепыми, что вся атмосфера игры серьёзно портится. Так, Вакула говорит на вполне "усреднённом" русском с частыми украинизмами, которые произносит на украинский манер, речь Оксаны напоминает кубанский говор, а Чуб пытается окать, но делает это через слово. Если бы затея создать "колоритную" речь была бы отброшена и разработчики ограничились бы обычным русским языком, итог был намного лучше. Ещё лучше - сделать отдельно русскую и отдельно украинскую озвучку с возможностью выбора. К счастью, хотя бы музыкальное сопровождение получилось на ура - особенно сильна балалайка.
По итогу мы ограничимся оценкой "7 из 10". Это всё ещё интересный квест, но понравится он далеко не всем. Младший брат литературного шедевра Николая Гоголя - сильно младший, с некоторыми врождёнными дефектами, но всё же жизнеспособный и по-своему милый.
- Перспектива:
Вид от третьего лица - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Отечественная разработка - Тематика:
Рождество и Новый год - Язык:
Русский
Разумеется, сделано.
Просьба исправить.