Американская игра достаточно редкой тематики – симулятор исследователя подводного мира. При этом – без каких бы то ни было элементов адвенчуры (как у «Cutthroats» и «Treasure Hunter») или стратегии (как у «Sea Rogue»); к сожалению, в таком «одножанровом» виде странствия на батискафе по океанским пучинам оказываются куда менее увлекательными, чем у других проектов, призванных помочь пользователю испытать себя в роли последователя Жака-Ива Кусто.
Capstone (она же IntraCorp, ибо первое – это всего лишь «вывеска» второй компании) ранее уже выпускала нечто в таком же духе: «Search for the Titanic» 1989 г. была преимущественно текстовой, но всё же предлагала игроку весьма интересные и масштабные приключения в поисках разнообразных затонувших кораблей. Причём далеко не только вынесенного в заголовок знаменитого круизного лайнера: пропавших судов насчитывалось несколько десятков; к услугам виртуальных океанографов имелись также 47 портов для посещения, около сотни различных карт, продуманное управление экспедицией, включая подготовительный этап, и др. Видимо, к 1993 г. издателю пришло в голову, что компьютерная графика уровня VGA вполне способна уже воздать должное подводным красотам, – так что в «Discoveries of the Deep» акцент был сделан на более-менее реалистичной симуляции самого процесса управления судном при помощи различного рода приборов и исследования морского дна. Увы, по неизвестной причине при этом было решено пожертвовать и менеджментом, и подготовкой экспедиции к плаванию, и работой с навигационными картами. Формально нам доступна внушительная по размеру территория части Атлантики: от 0 до 70 градусов северной широты и от 0 до 80 градусов западной долготы; портов для посещения тоже хватает, но все они ничем друг от друга не отличаются, а пополнить запасы топлива или пресной воды в любом из них можно совершенно бесплатно (что смотрится не очень-то реалистично).
Сюжет здесь также практически отсутствует. Мы являемся сотрудником вымышленного океанографического института Manatee Harbor, расположенного в родном для авторов городе Майами (что в штате Флорида, США), – и можем погружаться на глубину до 35 тыс. футов при помощи оборудованного по последнему слову техники батискафа, который называется «Manta». Сразу после запуска мы оказываемся перед зданием своего научного учреждения – и вскоре попадаем в кабинет директора. Последний молча сидит за столом, заваленным папками с документами, – при желании можно сразу щёлкнуть левой кнопкой мыши на окно за фигуркой любимого начальника (или нажать клавишу «D») и отправиться прямиком в свободное плавание, – однако настоятельно рекомендуется всё же предварительно обратить внимание на одну из тех самых папок.
Последних на столе всего семь: это исследовательские миссии, которые предлагает пользователю оригинальная дискетная версия игры (в вышедшем чуть позднее издании на CD-ROM были добавлены ещё четыре, однако картинку перерисовывать не стали: дополнительные задания видны лишь из отдельного текстового меню, вызываемого клавишей «M»). В папках приводится краткое описание той или иной достопримечательности, которую мы должны отыскать в океанских глубинах, – более подробный вариант текста имеется в руководстве пользователя. Самым первым по счёту, между прочим, идёт всё тот же незабвенный «Титаник», бывший в игре 1989 г. венцом деятельности океанографа, – другие задания включают в себя поиск пропавших в 1945 г. в окрестностях Флориды самолётов из Звена 19, исследование жёлоба Романш, очистку участка дна от отходов атомной промышленности и т. д.
Некоторые из миссий носят исключительно познавательно-созерцательный характер: «Манта» оснащена мощной фотокамерой, так что визит к тому же «Титанику» ограничивается одной только фотосессией. По этому поводу из кабинета директора дозволяется пройти в зрительный зал – нажав на тумбочку справа (понятное дело, что на старте игры никаких слайдов там ещё нет). В других случаях необходимо будет отыскать и изъять (при помощи роботизированной руки) тот или иной артефакт – например, «чёрный ящик» вымышленного пассажирского авиарейса, потерпевшего катастрофу над Атлантикой, или сокровища реального испанского галеона «El Capitana», затонувшего в 1733 г. у архипелага Флорида-Кис (это задание воспроизводит подлинную экспедицию местного ныряльщика и археолога-любителя Артура Мак-Ки, датированную серединой ХХ в.). Миссию при просмотре её папки можно принять, нажав «A», или отвергнуть (клавиша «R»); в первом случае необходимо непременно запомнить приведённые на страничке с описанием координаты – как ни странно, больше мы их нигде не увидим!
В зависимости от выбранного задания после выхода из кабинета директора института мы попадаем на один из двух предоставленных нам кораблей: по не совсем ясной причине «Voyager» выдаётся для выполнения чётных миссий, а «Matacumbe» – для нечётных. Впрочем, отличаются суда лишь чисто косметически: что оснащение, что расположение индикаторов на приборной панели, что «Манта» для спуска под воду у них идентичны. Пожалуй, вопреки традициям описаний нашего сайта, не будем вдаваться в подробности касательно ассортимента здешних полезных устройств и способа управления таковыми: во-первых, об этом достаточно говорится в руководстве пользователя и сразу в нескольких внутриигровых справках (для их вывода следует нажимать «H» или «F1»), а во-вторых, если сказать по правде, то кроме изучения этого самого управления приборами в «Discoveries of the Deep» и делать-то особо нечего.
Несмотря на наличие поддержки мыши, всех управляющих клавиш хвостатый манипулятор никак не заменяет, так что готовьтесь запоминать и использовать команды для активации самых разных устройств: для запуска и остановки двигателей, для использования карты быстрой навигации, для получения и отправки радиосообщений и т. д. и т. п. К сожалению, выглядит это всё не очень-то презентабельно и разнообразно: если не считать интерфейса нескольких опциональных приборов, вся игра сводится к лицезрению трёх-четырёх экранов: капитанского мостика (Pilothouse), радиорубки с прочими полезными механизмами (Instrument Room) и собственно батискафа «Манта». Кроме того, на корабле имеется и необязательная для посещения «комната отдыха» (Recreation Room) – с картой Атлантического океана (на которой можно при желании расставлять флажки на свой вкус и цвет) и... двумя мини-играми – дартс и танковой аркадой на «настоящем» автомате, каждая со своим собственным интерфейсом. Видимо, авторы вполне справедливо сочли, что сама по себе «Discoveries of the Deep» не так-то уж и развлекает в плане собственно игрового процесса...
Большую часть времени мы проведём в подводных странствиях внутри батискафа, – увы, визуальная часть этой основной составляющей нашего приключения выглядит крайне скромно и в техническом, и в художественном, и особенно в, так сказать, концептуальном отношении. Мало того что дно океана чаще всего оказывается скучным преимущественно тёмно-синим фоном, а угадать в изредка попадающихся на нём горстках пикселей, скажем, кораллы или экзотические водоросли можно далеко не сразу и не всегда, – так ещё и те самые подводные достопримечательности представляют собой всё те же комки точек, а, скажем, одна и та же крупнопиксельная рыба может запросто маячить перед иллюминатором на протяжении нескольких тысяч футов вроде бы скоростного погружения!
Аудиосоставляющая также не производит особого впечатления: мелодий в игре целых две, простеньких и однообразных (слышать их можно только в заставке и при посещении института), а звуковые эффекты, временами сопровождающие наши подводные странствия, по сути, никак не связаны с происходящими вокруг событиями. К интерфейсу также имеются некоторые претензии: он тут далеко не самый удобный (хотя, конечно, сложно утверждать, что управление судном или глубоководным аппаратом должно быть непременно простым и комфортным), но вдобавок ещё и не слишком отзывчивый: авторы даже официально советуют на всякий случай зажимать ту или иную клавишу на пару секунд, если вдруг однократное её применение ни к чему не приводит.
Ещё менее приятной особенностью оказывается отсутствие возможности сохранить игру: да, каждая миссия предполагает прохождение в один присест. При этом единственной «наградой» за выполнение задания является возможность получить у директора института именной сертификат об успешно проведённой экспедиции: для этого необходимо не только осуществить все намеченные действия (отыскать на дне морском ту или иную достопримечательность в виде горстки пикселей и либо сфотографировать её в подходящих ракурсах, либо подобрать роботизированной рукой), но и вернуться в порт приписки, нажать на тумбочку в кабинете директора – и ввести своё имя для отображения в документе. Сертификат этот можно будет посмотреть только один раз! А дальше останется лишь начать новую игру и проходить миссии заново, – в промежутке между запусками сохраняются одни снятые нами слайды (которые помещаются в папке с игрой в формате CAM) и ещё более опциональные флажки на карте из комнаты отдыха.
К сожалению, приходится признавать, что предлагаемое нам исследование глубин океана оказывается делом достаточно скучным, однообразным и внешне непривлекательным. Посоветовать «Discoveries of the Deep» можно разве что ярым поклонникам этого редкого поджанра, – да и тем, наверное, приятнее будет в очередной раз пересмотреть какой-нибудь из выпусков «Подводной одиссеи команды Кусто» или перепройти «Search for the Titanic» и «Sea Rogue». Впрочем, эта вещь способна заинтересовать и коллекционеров изданий Capstone: рабочая дискетная версия данной игры отсутствовала в сети вплоть до появления на нашем сайте в конце лета 2022 г. Любопытно также отметить, что в своё время IntraCorp организовывала целый конкурс: первые 1000 покупателей, успешно обнаруживших где-то на морском дне ценный медальон, могли получить в награду реальный артефакт с затонувшего испанского галеона! Впрочем, как и в аналогичном случае с «Murder on the Atlantic (North American Version)», история не ведает ни имён победителей, ни того, была ли в итоге подана хоть одна заявка на разрекламированный приз: и в те годы «Discoveries of the Deep» никак не могла похвастаться популярностью, и даже совершенно неожиданное появление её в продаже в цифровом виде у Steam и GOG в 2021 г., похоже, нисколько не привлекло к ней внимание широкой публики.
Capstone (она же IntraCorp, ибо первое – это всего лишь «вывеска» второй компании) ранее уже выпускала нечто в таком же духе: «Search for the Titanic» 1989 г. была преимущественно текстовой, но всё же предлагала игроку весьма интересные и масштабные приключения в поисках разнообразных затонувших кораблей. Причём далеко не только вынесенного в заголовок знаменитого круизного лайнера: пропавших судов насчитывалось несколько десятков; к услугам виртуальных океанографов имелись также 47 портов для посещения, около сотни различных карт, продуманное управление экспедицией, включая подготовительный этап, и др. Видимо, к 1993 г. издателю пришло в голову, что компьютерная графика уровня VGA вполне способна уже воздать должное подводным красотам, – так что в «Discoveries of the Deep» акцент был сделан на более-менее реалистичной симуляции самого процесса управления судном при помощи различного рода приборов и исследования морского дна. Увы, по неизвестной причине при этом было решено пожертвовать и менеджментом, и подготовкой экспедиции к плаванию, и работой с навигационными картами. Формально нам доступна внушительная по размеру территория части Атлантики: от 0 до 70 градусов северной широты и от 0 до 80 градусов западной долготы; портов для посещения тоже хватает, но все они ничем друг от друга не отличаются, а пополнить запасы топлива или пресной воды в любом из них можно совершенно бесплатно (что смотрится не очень-то реалистично).
Сюжет здесь также практически отсутствует. Мы являемся сотрудником вымышленного океанографического института Manatee Harbor, расположенного в родном для авторов городе Майами (что в штате Флорида, США), – и можем погружаться на глубину до 35 тыс. футов при помощи оборудованного по последнему слову техники батискафа, который называется «Manta». Сразу после запуска мы оказываемся перед зданием своего научного учреждения – и вскоре попадаем в кабинет директора. Последний молча сидит за столом, заваленным папками с документами, – при желании можно сразу щёлкнуть левой кнопкой мыши на окно за фигуркой любимого начальника (или нажать клавишу «D») и отправиться прямиком в свободное плавание, – однако настоятельно рекомендуется всё же предварительно обратить внимание на одну из тех самых папок.
Последних на столе всего семь: это исследовательские миссии, которые предлагает пользователю оригинальная дискетная версия игры (в вышедшем чуть позднее издании на CD-ROM были добавлены ещё четыре, однако картинку перерисовывать не стали: дополнительные задания видны лишь из отдельного текстового меню, вызываемого клавишей «M»). В папках приводится краткое описание той или иной достопримечательности, которую мы должны отыскать в океанских глубинах, – более подробный вариант текста имеется в руководстве пользователя. Самым первым по счёту, между прочим, идёт всё тот же незабвенный «Титаник», бывший в игре 1989 г. венцом деятельности океанографа, – другие задания включают в себя поиск пропавших в 1945 г. в окрестностях Флориды самолётов из Звена 19, исследование жёлоба Романш, очистку участка дна от отходов атомной промышленности и т. д.
Некоторые из миссий носят исключительно познавательно-созерцательный характер: «Манта» оснащена мощной фотокамерой, так что визит к тому же «Титанику» ограничивается одной только фотосессией. По этому поводу из кабинета директора дозволяется пройти в зрительный зал – нажав на тумбочку справа (понятное дело, что на старте игры никаких слайдов там ещё нет). В других случаях необходимо будет отыскать и изъять (при помощи роботизированной руки) тот или иной артефакт – например, «чёрный ящик» вымышленного пассажирского авиарейса, потерпевшего катастрофу над Атлантикой, или сокровища реального испанского галеона «El Capitana», затонувшего в 1733 г. у архипелага Флорида-Кис (это задание воспроизводит подлинную экспедицию местного ныряльщика и археолога-любителя Артура Мак-Ки, датированную серединой ХХ в.). Миссию при просмотре её папки можно принять, нажав «A», или отвергнуть (клавиша «R»); в первом случае необходимо непременно запомнить приведённые на страничке с описанием координаты – как ни странно, больше мы их нигде не увидим!
В зависимости от выбранного задания после выхода из кабинета директора института мы попадаем на один из двух предоставленных нам кораблей: по не совсем ясной причине «Voyager» выдаётся для выполнения чётных миссий, а «Matacumbe» – для нечётных. Впрочем, отличаются суда лишь чисто косметически: что оснащение, что расположение индикаторов на приборной панели, что «Манта» для спуска под воду у них идентичны. Пожалуй, вопреки традициям описаний нашего сайта, не будем вдаваться в подробности касательно ассортимента здешних полезных устройств и способа управления таковыми: во-первых, об этом достаточно говорится в руководстве пользователя и сразу в нескольких внутриигровых справках (для их вывода следует нажимать «H» или «F1»), а во-вторых, если сказать по правде, то кроме изучения этого самого управления приборами в «Discoveries of the Deep» и делать-то особо нечего.
Несмотря на наличие поддержки мыши, всех управляющих клавиш хвостатый манипулятор никак не заменяет, так что готовьтесь запоминать и использовать команды для активации самых разных устройств: для запуска и остановки двигателей, для использования карты быстрой навигации, для получения и отправки радиосообщений и т. д. и т. п. К сожалению, выглядит это всё не очень-то презентабельно и разнообразно: если не считать интерфейса нескольких опциональных приборов, вся игра сводится к лицезрению трёх-четырёх экранов: капитанского мостика (Pilothouse), радиорубки с прочими полезными механизмами (Instrument Room) и собственно батискафа «Манта». Кроме того, на корабле имеется и необязательная для посещения «комната отдыха» (Recreation Room) – с картой Атлантического океана (на которой можно при желании расставлять флажки на свой вкус и цвет) и... двумя мини-играми – дартс и танковой аркадой на «настоящем» автомате, каждая со своим собственным интерфейсом. Видимо, авторы вполне справедливо сочли, что сама по себе «Discoveries of the Deep» не так-то уж и развлекает в плане собственно игрового процесса...
Большую часть времени мы проведём в подводных странствиях внутри батискафа, – увы, визуальная часть этой основной составляющей нашего приключения выглядит крайне скромно и в техническом, и в художественном, и особенно в, так сказать, концептуальном отношении. Мало того что дно океана чаще всего оказывается скучным преимущественно тёмно-синим фоном, а угадать в изредка попадающихся на нём горстках пикселей, скажем, кораллы или экзотические водоросли можно далеко не сразу и не всегда, – так ещё и те самые подводные достопримечательности представляют собой всё те же комки точек, а, скажем, одна и та же крупнопиксельная рыба может запросто маячить перед иллюминатором на протяжении нескольких тысяч футов вроде бы скоростного погружения!
Аудиосоставляющая также не производит особого впечатления: мелодий в игре целых две, простеньких и однообразных (слышать их можно только в заставке и при посещении института), а звуковые эффекты, временами сопровождающие наши подводные странствия, по сути, никак не связаны с происходящими вокруг событиями. К интерфейсу также имеются некоторые претензии: он тут далеко не самый удобный (хотя, конечно, сложно утверждать, что управление судном или глубоководным аппаратом должно быть непременно простым и комфортным), но вдобавок ещё и не слишком отзывчивый: авторы даже официально советуют на всякий случай зажимать ту или иную клавишу на пару секунд, если вдруг однократное её применение ни к чему не приводит.
Ещё менее приятной особенностью оказывается отсутствие возможности сохранить игру: да, каждая миссия предполагает прохождение в один присест. При этом единственной «наградой» за выполнение задания является возможность получить у директора института именной сертификат об успешно проведённой экспедиции: для этого необходимо не только осуществить все намеченные действия (отыскать на дне морском ту или иную достопримечательность в виде горстки пикселей и либо сфотографировать её в подходящих ракурсах, либо подобрать роботизированной рукой), но и вернуться в порт приписки, нажать на тумбочку в кабинете директора – и ввести своё имя для отображения в документе. Сертификат этот можно будет посмотреть только один раз! А дальше останется лишь начать новую игру и проходить миссии заново, – в промежутке между запусками сохраняются одни снятые нами слайды (которые помещаются в папке с игрой в формате CAM) и ещё более опциональные флажки на карте из комнаты отдыха.
К сожалению, приходится признавать, что предлагаемое нам исследование глубин океана оказывается делом достаточно скучным, однообразным и внешне непривлекательным. Посоветовать «Discoveries of the Deep» можно разве что ярым поклонникам этого редкого поджанра, – да и тем, наверное, приятнее будет в очередной раз пересмотреть какой-нибудь из выпусков «Подводной одиссеи команды Кусто» или перепройти «Search for the Titanic» и «Sea Rogue». Впрочем, эта вещь способна заинтересовать и коллекционеров изданий Capstone: рабочая дискетная версия данной игры отсутствовала в сети вплоть до появления на нашем сайте в конце лета 2022 г. Любопытно также отметить, что в своё время IntraCorp организовывала целый конкурс: первые 1000 покупателей, успешно обнаруживших где-то на морском дне ценный медальон, могли получить в награду реальный артефакт с затонувшего испанского галеона! Впрочем, как и в аналогичном случае с «Murder on the Atlantic (North American Version)», история не ведает ни имён победителей, ни того, была ли в итоге подана хоть одна заявка на разрекламированный приз: и в те годы «Discoveries of the Deep» никак не могла похвастаться популярностью, и даже совершенно неожиданное появление её в продаже в цифровом виде у Steam и GOG в 2021 г., похоже, нисколько не привлекло к ней внимание широкой публики.
- Особенность геймплея:
Мини-игры - Страна или регион происхождения:
США - Тематика:
Подводный мир - Элемент жанра:
Симуляторы деятельности - Язык:
English