Пользователей нашего сайта уже не удивишь игровыми раритетами для IBM PC, выходившими из-под пера никому не известных одиночек в самом начале 1980-х – и распространявшимися их авторами путём публикации объявлений в популярных компьютерных журналах того времени. Внушительная доля таких разработок канула в Лету, – та же участь явно ожидала и продукт некой DP Computer Services Co. из городского округа Арлингтон, что в североамериканском штате Виргиния. Правда, «Podlaserium» отличалась от большинства своих товарок наличием полноценной рекламы: внимание потенциальных покупателей из числа читателей профильной прессы привлекали не пара строчек в разделе пользовательских объявлений, а целых полстраницы с завлекательным описанием.
При этом, будучи весьма простенькой программой на языке Basic – подобно всем тем вещам, которые в описываемую эпоху часто распространялись бесплатно в виде «листингов» для самостоятельного набора, – игра стоила без малого 35 долларов, не считая расходов на доставку. Покупатель образца 1982 года получал по почте дискету в кулёчке с распечатанным руководством пользователя, но был вынужден ещё и тратиться на телефонный звонок издателю для получения персонального кода запуска: да-да, такую хитрую и хлопотную защиту от копирования практиковали ещё на самой заре индустрии. К чести авторов стоит заметить, что они постоянно совершенствовали «Podlaserium» сообразно отзывам игроков, выпустив за полгода аж четыре различных версии. К февралю 1983-го была основательно улучшена техническая часть, подправлен баланс сложности и ликвидирована необходимость ввода того самого кода, – но и эта итерация под номером 2.0 считалась навсегда утраченной для человечества вплоть до её обретения после многолетних поисков в начале весны 2023 г.
В жанровом отношении творение DP Computer Services Co. представляет собой отдалённое подобие «Space Invaders» – но только чисто текстовое, в режиме на 80 колонок. Иными словами, злобные инопланетяне и прочие сущности предстанут перед нами исключительно в виде псевдографических символов – ну, зато хотя бы цветных. Звуковые эффекты и коротенькие мелодии в исполнении PC Speaker – также в наличии, но при желании отключаются нажатием клавиши «F1».
Итак, Вселенную атакуют некие враждебно настроенные создания, а мы призваны им противостоять, стреляя – не в самих противников (которые для нас неуязвимы), а в зачем-то откладываемые ими прямо в открытом космосе и вынесенные в заголовок коконы. «Мы» – это крохотный белый смайлик, перемещающийся по горизонтали вблизи нижней кромки экрана; «коконы» – это разноцветные и мигающие диковинные символы вверху, принадлежащие к одной из четырёх разновидностей. Каждая из таковых при поражении оценивается в различное количество баллов, от 10 до 300 (точную и иллюстрированную информацию можно получить, ответив утвердительно на вопрос о желательности просмотра подсказок при начале новой игры); показатель текущего количества набранных очков красуется в левом нижнем углу. В аналогичном месте справа отображаются две ничуть не менее важные шкалы: запас топлива (расходуемый на передвижение) и количество оставшихся снарядов (соответственно, уменьшающееся с каждым выстрелом, коих одновременно – т. е. до попадания или до исчезновения какого-либо из них с экрана – дозволяется выпускать не более пяти). К счастью, за каждую набранную нами тысячу баллов полностью восполняется первый из запасов, а за две тысячи – второй.
Управление, разумеется, реализовано посредством клавиатуры: для перемещения используются курсорные стрелки «влево» и «вправо», для стрельбы – «вверх»; левшам (и гордым обладателям оригинального IBM PC) предлагается малоактуальный в современных условиях альтернативный набор – соответственно, «F9», «F10» и «F7». Кроме того, «F4» ставит процесс на паузу, а «F1», как уже упоминалось, отключает звук (официально – для удобства использования на рабочем месте). Целью является набрать как можно больше очков и попасть в табличку рекордов, – игра заканчивается с исчерпанием любого из двух описанных выше запасов, при этом из итогового количества баллов на счету предварительно вычитается «стоимость» оставшихся на экране коконов.
Эти последние объекты неподвижны (если не считать их несколько раздражающего мигания – и того, что поверх любого из них всегда может быть размещён новый) и в большинстве своём безвредны. Однако временами из свежеотложенного кокона инопланетяне выпускают по нам снаряд: если вовремя не отклониться в сторону, последует потеря драгоценных топлива и боезапаса! То же самое происходит и в достаточно редких случаях появления на экране боевых (а не «коконооткладывающих») кораблей противника, добавленных в версии 2.0: таковые уже следует сбивать, не давая им достичь краёв экрана и получая за меткий выстрел по 250 очков. Наконец, когда число коконов на экране достигнет более-менее внушительного количества, инопланетяне начнут строить вокруг них ещё и «щиты». Чтобы пробить таковые, мы вынуждены расходовать дополнительное количество снарядов, – зато в ответ некие загадочные «добрые силы», стоящие на нашей стороне, размещают где-то на «поле» треугольные или квадратные бомбы, при метком попадании уничтожающие сразу все коконы!
Стоит признать, что при откровенной примитивности своего внешнего вида «Podlaserium» представляет собой интерес отнюдь не только коллекционный, – вполне возможно, что ветераны аркадного жанра захотят испытать свои силы в этом оригинальном развлечении в духе нетленной классики. Между прочим, авторы игры обещали выплатить 50 и 100 долларов тому из пользователей версии 2.0, кто первым достигнет итогового счёта в соответственно 49999 и 99999 очков! История умалчивает, нашли ли эти награды своих героев, – но они хотя бы указывают ту цель, к которой следует стремиться матёрым мастерам прицельной стрельбы по разноцветным символам псевдографики.
При этом, будучи весьма простенькой программой на языке Basic – подобно всем тем вещам, которые в описываемую эпоху часто распространялись бесплатно в виде «листингов» для самостоятельного набора, – игра стоила без малого 35 долларов, не считая расходов на доставку. Покупатель образца 1982 года получал по почте дискету в кулёчке с распечатанным руководством пользователя, но был вынужден ещё и тратиться на телефонный звонок издателю для получения персонального кода запуска: да-да, такую хитрую и хлопотную защиту от копирования практиковали ещё на самой заре индустрии. К чести авторов стоит заметить, что они постоянно совершенствовали «Podlaserium» сообразно отзывам игроков, выпустив за полгода аж четыре различных версии. К февралю 1983-го была основательно улучшена техническая часть, подправлен баланс сложности и ликвидирована необходимость ввода того самого кода, – но и эта итерация под номером 2.0 считалась навсегда утраченной для человечества вплоть до её обретения после многолетних поисков в начале весны 2023 г.
В жанровом отношении творение DP Computer Services Co. представляет собой отдалённое подобие «Space Invaders» – но только чисто текстовое, в режиме на 80 колонок. Иными словами, злобные инопланетяне и прочие сущности предстанут перед нами исключительно в виде псевдографических символов – ну, зато хотя бы цветных. Звуковые эффекты и коротенькие мелодии в исполнении PC Speaker – также в наличии, но при желании отключаются нажатием клавиши «F1».
Итак, Вселенную атакуют некие враждебно настроенные создания, а мы призваны им противостоять, стреляя – не в самих противников (которые для нас неуязвимы), а в зачем-то откладываемые ими прямо в открытом космосе и вынесенные в заголовок коконы. «Мы» – это крохотный белый смайлик, перемещающийся по горизонтали вблизи нижней кромки экрана; «коконы» – это разноцветные и мигающие диковинные символы вверху, принадлежащие к одной из четырёх разновидностей. Каждая из таковых при поражении оценивается в различное количество баллов, от 10 до 300 (точную и иллюстрированную информацию можно получить, ответив утвердительно на вопрос о желательности просмотра подсказок при начале новой игры); показатель текущего количества набранных очков красуется в левом нижнем углу. В аналогичном месте справа отображаются две ничуть не менее важные шкалы: запас топлива (расходуемый на передвижение) и количество оставшихся снарядов (соответственно, уменьшающееся с каждым выстрелом, коих одновременно – т. е. до попадания или до исчезновения какого-либо из них с экрана – дозволяется выпускать не более пяти). К счастью, за каждую набранную нами тысячу баллов полностью восполняется первый из запасов, а за две тысячи – второй.
Управление, разумеется, реализовано посредством клавиатуры: для перемещения используются курсорные стрелки «влево» и «вправо», для стрельбы – «вверх»; левшам (и гордым обладателям оригинального IBM PC) предлагается малоактуальный в современных условиях альтернативный набор – соответственно, «F9», «F10» и «F7». Кроме того, «F4» ставит процесс на паузу, а «F1», как уже упоминалось, отключает звук (официально – для удобства использования на рабочем месте). Целью является набрать как можно больше очков и попасть в табличку рекордов, – игра заканчивается с исчерпанием любого из двух описанных выше запасов, при этом из итогового количества баллов на счету предварительно вычитается «стоимость» оставшихся на экране коконов.
Эти последние объекты неподвижны (если не считать их несколько раздражающего мигания – и того, что поверх любого из них всегда может быть размещён новый) и в большинстве своём безвредны. Однако временами из свежеотложенного кокона инопланетяне выпускают по нам снаряд: если вовремя не отклониться в сторону, последует потеря драгоценных топлива и боезапаса! То же самое происходит и в достаточно редких случаях появления на экране боевых (а не «коконооткладывающих») кораблей противника, добавленных в версии 2.0: таковые уже следует сбивать, не давая им достичь краёв экрана и получая за меткий выстрел по 250 очков. Наконец, когда число коконов на экране достигнет более-менее внушительного количества, инопланетяне начнут строить вокруг них ещё и «щиты». Чтобы пробить таковые, мы вынуждены расходовать дополнительное количество снарядов, – зато в ответ некие загадочные «добрые силы», стоящие на нашей стороне, размещают где-то на «поле» треугольные или квадратные бомбы, при метком попадании уничтожающие сразу все коконы!
Стоит признать, что при откровенной примитивности своего внешнего вида «Podlaserium» представляет собой интерес отнюдь не только коллекционный, – вполне возможно, что ветераны аркадного жанра захотят испытать свои силы в этом оригинальном развлечении в духе нетленной классики. Между прочим, авторы игры обещали выплатить 50 и 100 долларов тому из пользователей версии 2.0, кто первым достигнет итогового счёта в соответственно 49999 и 99999 очков! История умалчивает, нашли ли эти награды своих героев, – но они хотя бы указывают ту цель, к которой следует стремиться матёрым мастерам прицельной стрельбы по разноцветным символам псевдографики.
- Аудио-/видео-стиль:
ASCII - Время и место:
Открытый космос - Особенность геймплея:
Подобие Space Invaders - Страна или регион происхождения:
США - Сюжет:
Вторжение инопланетян - Тематика:
Научная фантастика - Технические детали:
W.I.S.E. - Язык:
English