You are Empty

You are Empty
Жанр: Action
Разработчик: Digital Spray Studios, Mandel ArtPlains
Издатель:
Год выхода: 2006
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 7.33 из 10
  • 11
  • 15
  • 19
Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны. И трансформация граждан в сверхлюдей. Да, что ни говори, а любят разработчики компьютерных игр выдумывать альтернативные варианты развития истории. То нацисты у них мир захватят, то русско-монгольская империя пол-Европы покорит.

Вот и рассматриваемый нами проект позволяет игрокам взглянуть на вымышленную «страницу» из истории СССР. Причем весьма и весьма жуткую. Ведь, согласно сюжету игры, один гениальный, обладающий экстрасенсорными способностями ученый убедил САМОГО товарища Сталина провести очень смелый и амбициозный эксперимент. Заключался он в строительстве огромного излучателя, посылающего «лучи добра» прямо в головы простых советских людей. Предполагалось, что это превратит граждан Страны Советов в сверхразумов, перешедших на следующий уровень эволюции человечества. Увы, но, как это часто бывает в компьютерных играх (да и не только в них), всё пошло совсем не по плану. И те самые «лучи добра» обратили людей в безумных маньяков, крушащих всё на своем пути.

К счастью, власти подстраховались и изначально ограничили эксперимент одним городом, который и принял на себя основной удар. Правда, излучение всё же повлияло и на граждан за его пределами, затронув как минимум близлежащие населенные пункты и предприятия. Однако вполне вероятно, что полномасштабной катастрофы всё же удалось избежать...

Но, что еще более важно, вскоре выяснилось, что излучение не действует на людей, находящихся в коме. И в одной из советских больниц как раз «завалялся» такой вот пациент. Да еще и кадровый офицер из кремлевской охраны. Придя в себя и узрев творящийся вокруг чад кутежа и угара, сей товарищ сразу же отправился наводить самый что ни на есть настоящий пролетарский порядок.

Заниматься этим непростым, но, безусловно, героическим делом главному герою (и игроку вместе с ним) предстоит на протяжении чуть более двух десятков уровней, проходящих в самых разнообразных локациях. В частности, протагонист будет крушить обезумевших сверхлюдей в метрополитене, коридорах больницы, кинотеатре и просто в «уютных» советских двориках. Да и металлургический комбинат с колхозным элеватором своим вниманием не обделит. Хотя самой интересной и запоминающейся локацией, по крайней мере для меня, стал тот самый излучатель. Очень интересно наблюдать продвинутые футуристические технологии в советском исполнении. Тем более что авторы, словно вдохновившись прологом Half-Life (1998 - Windows), организуют игроку ознакомительную поездку по его «внутренностям» на небольшой вагонетке. Правда, намного более короткую, чем та, что выпала на долю Гордона Фримена, да к тому же проходящую под обстрелом со стороны врагов.

Вообще, именно советский антураж является одним из самых сильных «козырей» You Are Empty. Разработчики игры, будучи уроженцами постсоветского пространства, смогли, на мой взгляд, достаточно точно передать тот самый советский дух. Ну, насколько я могу об этом судить. Величественные правительственные здания соседствуют с небольшими жилыми домами. А утилитарные, не шибко красивые, но зато крепкие и надежные производственные объекты схожего вида вполне можно встретить и в реальности при поездках по необъятным просторам бывшего СССР. Плюс не забыты и различные «знаковые» атрибуты тех лет: статуи Ленина, плакаты с лозунгами или, скажем, культовые аппараты с газировкой.

И на фоне всего этого происходит самый настоящий Апокалипсис. Повсюду брошенная техника, наспех сооруженные баррикады, разбросанные вещи и последствия различных катастрофических событий - городская площадь заставлена разбитыми троллейбусами, из жилого дома «торчит» врезавшийся в него дирижабль, а в депо лежит на боку сошедший с рельсов паровоз.

В итоге You Are Empty смело можно назвать действительно атмосферным проектом. Испугать геймера игра вряд ли сможет. Хотя справедливости ради следует сказать, что она особо и не пытается это сделать. Но вот вызвать гнетущее чувство одиночества, потерянности и постоянной опасности проект вполне может. И тут советский антураж вкупе с работой художников и композиторов оказывается очень даже в тему. Однако вся проблема в том, что, создав довольно интересные в плане атмосферы и визуала уровни, авторы как-то не особо удачно «прикрутили» к ним геймплей.

Начнем с того, что начало игры тут очень и очень банальное. Главный герой начинает свой путь безоружным, затем отыскивает разводной ключ, которым и отмахивается от немногочисленных врагов. Постепенно противников становится больше, точно так же как и «пушек» в арсенале игрока. Однако сам геймплей кардинально не меняется - мы всё ходим и ходим по уровням, отстреливая врагов.

При этом авторы практически не пытаются разнообразить процесс. Так, все этапы представляют собой один большой «коридор» с изредка встречающимися «ответвлениями». При этом заблудиться на уровнях You Are Empty практически невозможно. Равно как и столкнуться с какой-нибудь загадкой. Формально в игре есть поиск квестовых ключей и предметов, но по факту нужно будет ОЧЕНЬ постараться, чтобы НЕ НАЙТИ нужную вещь. Встречающиеся же пару раз задачки типа «сломай преграду – пройди дальше» и «дерни рычаг – дверь откроется» даже упоминать как-то неловко, настолько там всё очевидно.

Конечно, можно было бы предположить, что авторы сосредоточились именно на экшене. И, например, включили в свое детище какие-то «нестандартные» эпизоды типа поездок на технике, защиты позиций от превосходящих сил врага или даже, прости господи, стелса. Увы, но это не так. Всё, на что хватило фантазии разработчиков, - парочка моментов, связанных с решением «джамп-пазлов» (надо будет перепрыгнуть смертельно опасные препятствия), а также несколько «прогулок» на большой высоте по проводам и карнизам. Есть еще короткие эпизоды, связанные с поездками на всяком транспорте типа трамвая, но они непродолжительны и проходят в автоматическом режиме – управлять средством передвижения, равно как и защищать его от атак врагов, не придется.

В результате всё, что остается игроку, - наблюдать за развитием сюжета, слушать монологи немногочисленных выживших персонажей да отстреливать многочисленных оппонентов. Но и тут не всё так просто. Дело в том, что сюжет You Are Empty развивается крайне медленно и происходящее вокруг будет долгое время оставаться для игрока загадкой. А «сюжетных» персонажей можно пересчитать по пальцам одной руки.

Что же касается экшена… что ж, свои подводные камни есть и тут. Начнем с того, что наш подопечный нем как рыба и никак не комментирует происходящее. Только шумно, со смаком пьет газировку из аппаратов. Впрочем, это можно списать на то, что он ответственный советский гражданин и профессиональный военный, - лозунг «болтун - находка для шпиона» никто не отменял, даже в такое время. Но вот объяснить его невысокую скорость перемещения, а также какую-то «деревянность» движений, тем более с учетом его рода деятельности, довольно сложно.

Также авторы не наделили нашего альтер эго никакими уникальными навыками типа замедления времени или, скажем, телекинеза. Да и каких-то интересных движений вроде перекатов или ведения огня высунувшись из-за угла не предусмотрели. Даже какой-либо брони для защиты тельца героя - и той нет. Зато наш подопечный вполне олдскульно обходится без регенерации здоровья, пополняя запас жизненной энергии, максимальный показатель которой почему-то ограничен 99 «хитпоинтами», аптечками, в роли которых выступают бутылочки с байкальской водицей… Шучу, на самом деле со спиртом (по крайней мере, так на них написано). Кстати, бутылочки можно разбить попаданием из оружия, так что будьте осторожны.

Завершая же разговор о способностях персонажа, следует отметить такую важную вещь, как отсутствие ограничения на количество переносимого оружия. В результате к концу игры наш герой будет носить с собой весьма солидный арсенал, в который входят: разводной ключ, маузер, двухстволка (можно пальнуть из каждого ствола поочередно либо сразу дуплетом), клепальный пистолет (классная штука, способная вмиг изрешетить врага на манер пулемета), винтовка со штыком (альтернативной атакой можно пырнуть им оппонента), ППШ, снайперка, коктейли «Молотова» (их также можно уничтожить неосторожным попаданием) и электропушка.

Как видите, арсенал весьма солидный. И, что немаловажно, востребованный на протяжении всего прохождения. Особенно на максимальной сложности, играя на которой я постоянно ощущал серьезную нехватку боеприпасов, вынуждавшую регулярно переключаться между «стволами», а то и идти на супостатов врукопашную. Исключением стали лишь коктейли и электропушка, коими я редко пользовался по причине наличия опасности нанести урон самому герою.

А зачем калечить протагониста, когда можно расстреливать и кромсать всевозможных противников? Тем более что их разновидностей в You Are Empty великое множество. Тут авторы явно дали волю своей фантазии, включив в свое детище как вполне «обычных» врагов типа здоровенных крыс, старичков с двухстволками и чекистов в кожаных плащах, противогазах и с маузерами «наперевес», так и довольно экзотических товарищей. Например, летающих сварщиков с пропеллерами за спиной или облаченных в шинели и буденовки красноармейцев с освежеванными до костей лицами. А ведь есть еще «модифицированные» собаки, гигантские курицы (не иначе как дань уважения творчеству Булгакова), бегающие на четвереньках мутировавшие зеленокожие толстяки, плюющиеся в игрока желчью, и зомбированные колхозницы с серпами.

Вот только проблема заключается в том, что большими группами на игрока враги нападают редко. А если это и происходит, то иметь дело чаще всего приходится со сражающимися в ближнем бою товарищами. Стрелки же в основном атакуют в одиночку либо при поддержке одного-двух «рукопашников». Но даже если оппонентов с дальнобойными атаками набирается несколько штук, то их уничтожение особой сложности не вызывает, поскольку этот тип противников в основном является «стационарным». То есть супостаты либо строго привязаны к одной позиции, либо передвигаются в пределах довольно небольшого участка локации. Попадаются среди них и относительно свободно перемещающиеся товарищи, среди которых самыми многочисленными являются весьма опасные бойцы с ППШ, - но и они частенько останавливаются для ведения огня, становясь для игрока удобной мишенью.

В результате бои в You Are Empty получились весьма своеобразными - схватки с вынуждающими активно перемещаться бойцами ближнего боя чередуются с позиционными перестрелками с использующими огнестрельное оружие супостатами. При этом нередко появляется возможность найти какое-то недоступное для оппонентов место и безнаказанно перебить недругов оттуда. Так что ситуация, в которой геймер стреляет в краешек торчащего из-за угла туловища врага, является довольно распространенной.

Также временами игра вдруг «врубает» режим аренного шутера, запирая геймера в ограниченной локации и заставляя его уничтожать под бодрую музыку большие группы врагов. Причем временами размеры таких ратных полей бывают весьма солидными. Например, в качестве арены могут выступить и внутренний двор элеватора, и целое административное здание, набитое бойцами с ППШ.

А еще в игре нет боссов. Совсем. Вместо них геймеру предлагается отстреливать изредка встречающихся во второй половине игры здоровенных мужиков, размахивающих огромными ручищами и швыряющих в протагониста крышки от канализационных люков. Впрочем, несмотря на то что данные товарищи отличаются более высокой - по сравнению с обычными противниками - живучестью, до почетного звания босса они ну никак не дотягивают.

В результате шутерная составляющая You Are Empty хотя и не хватает звезд с неба, но оставляет скорее приятные впечатления - процесс отстрела супостатов более-менее интересен и может похвастаться возможностью «умного» уничтожения оппонентов с использованием особенностей игрового окружения. Однако отдельные моменты вроде «деревянного» главного героя, а также особенностей поведения противников-стрелков несколько портят удовольствие. Плюс меня удивила ситуация с аптечками - на большинстве уровней их ОЧЕНЬ много. Зачастую начинаешь играть вальяжно, получая ненужный урон, поскольку всегда есть возможность подлечиться. Впрочем, по крайней мере на высокой сложности это компенсируется тем, что многие противники могут очень быстро убить протагониста, просто не дав ему шанса восполнить здоровье.

Плюс, хотя играется проект неплохо, геймплей, несмотря на регулярное появление новых противников и оружия, постепенно начинает «скатываться» в однообразие. Так что будь You Are Empty более продолжительной, неминуемо начала бы утомлять. Однако игра заканчивается в нужный момент, лишая геймера необходимости проходить кампанию сквозь силу и позволяя насладиться своей атмосферой, визуальными находками дизайнеров этапов и вдоволь настреляться по разномастным врагам.

Кстати, насчет визуала, да и технического исполнения проекта в целом. Тут, увы, тоже не всё однозначно. Взять, например, межуровневые ролики. Выполнены они в очень необычной манере - архивные черно-белые видеокадры советской истории соседствуют с анимацией в виде «оживших» выполненных карандашом рисунков. Да, звучит несколько кривовато, но словами эту технику описать тяжеловато. Ее просто нужно видеть. Так вот, с эстетической и визуальной точки зрения ролики весьма интересны. Но вся проблема в том, что их мало, а наполнение тех, что есть в наличии, представляет собой какой-то артхаус с убийством мух и разбивающим о стекло морду щенком.

Или взять уровни игры. Видно, что авторы потратили на них немало сил. Так, объекты окружающего мира очень неплохо проработаны и могут похвалиться ладно подобранными текстурами. Правда, далеко не все. Так, здания как снаружи, так и изнутри выполнены весьма добротно и насыщены различными деталями. Например, на оборудовании видны следы ржавчины и повреждений от износа, а в коридорах больницы можно заметить облупившуюся штукатурку на стенах. Даже неактивные двери и окна, в большинстве шутеров являющиеся плоскими «наклейками», тут весьма неплохо проработаны.

Отлично выполнены модели оружия, из которого действительно очень приятно стрелять. Вполне удались и игровые персонажи (правда, не все), зачастую выполненные в несколько комичной манере и способные похвастаться простенькой системой повреждений в виде появляющихся на теле в местах попаданий кровавых пятен. Да и анимация в целом не подкачала (за исключением лицевой, похоже отсутствующей в принципе).

Однако хватает и спорных моментов. Так, далеко не все модели попадающейся игроку техники вышли удачными - мало того что колеса представляют собой многоугольники, так еще и стекла у большинства из них выполнены в виде непрозрачных «наклеек». А у тех, которым можно заглянуть внутрь, салон погружен в кромешный мрак, видимо позволяющий художникам не прорисовывать интерьер. Впрочем, возможно, это и к лучшему. Ведь стоит зайти в один из разбитых троллейбусов, как можно будет «полюбоваться» весьма «оригинальной» панелью управления, представляющей собой черную полосу с торчащим из нее кривым рулем. И никаких признаков переключателей, кнопок и хоть каких-нибудь приборов.

Также, как я уже писал выше, художникам удались отнюдь не все модельки врагов. Например, «местные» собаки выглядят несколько коряво, а у медсестер явно наблюдается нарушение пропорций тела. Либо они все как на подбор являются двухметровыми баскетболистками. Колхозницы же с серпами выглядят как каноничные бабки-ёжки с крючковатым носом и светящимися глазами. Однако первый приз за самую жуткую модель получает танцор балета из театра. Он, наверное, будет приходить ко мне в самых жутких кошмарах! Что у него за пропорции тела (особенно ног), как он изгибает шею… Плюс у игровых персонажей временами сбоит анимация, особенно в роликах на движке. Так, военный, который вроде как стреляется у нас на глазах, по факту просто тыкает себя дулом пистолета в щеку…

При этом тела противников могут похвастаться довольно неплохой «Ragdoll-физикой». Однако с учетом того, как оперативно они растворяются в воздухе (равно как и кровь, и следы от пуль на стенах), смысл такого решения мне абсолютно неясен.

Также следует отметить весьма реалистичное поведение различных мелких объектов игрового мира. Но опять же - с учетом того, что практического смысла у этой «фишки» почти нет, на «физические» головоломки авторы не расщедрились, а сценок с использованием этой фичи «кот наплакал», необходимость ее присутствия в игре также вызывает большие вопросы.

Впрочем, самым большим провалом разработчиков лично я считаю местные взрывы. Такие убогие спецэффекты нужно еще поискать.

Чуть получше обстоят дела со звуковым сопровождением. Так, главный герой, как уже упоминалось ранее по тексту, абсолютно немой. Однако голоса дружественных персонажей подобраны вполне неплохо. Правда, в некоторых случаях речи собеседников звучат после их смерти… Также вполне удачно подобраны голоса, озвучивающие содержание записок, которые геймер будет находить при прохождении почти каждого уровня.

Но вот озвучка противников - это, конечно, полный «треш». Такое ощущение, что авторы просто откровенно дурачились, записывая все эти безумные реплики, состоящие из неразборчивого бормотания, бульканья и хрипов. Причем лично я смог разобрать реплики буквально пары типов врагов.

Что касается музыкального сопровождения, то иногда его просто нет - и игрок вынужден бродить в тишине, изредка нарушаемой звучащими из приемников патриотическими гимнами либо выступлениями партийных лидеров. Временами, впрочем, будет включаться очень неплохой эмбиент, отлично дополняющий мрачную атмосферу проекта. Ну а во время особо напряженных битв You Are Empty порадует игрока действительно драйвовыми композициями, которые, впрочем, больше бы подошли проекту a la Painkiller (2004 - Windows).

Подводя итоги, замечу, что шутерная часть You Are Empty не представляет собой ничего особенного. Вполне стандартный, лишенный геймплейной «изюминки» игровой процесс в меру увлекателен, но по прошествии стольких лет со дня выхода проекта вряд ли сможет чем-то по-настоящему зацепить фаната стрелялок. Даже весьма олдскульного. Однако с учетом «густой» атмосферы «советского зомби-апокалипсиса», интересных визуальных решений дизайнеров уровней и самобытных роликов данный продукт видится чем-то большим, нежели просто шутер-середнячок с отстрелом мутировавших советских граждан. Чем именно? Неким представителем направления «артхаус», причем достаточно добротным и «выезжающим» на весьма интересных решениях, а не на каком-нибудь бессмысленном ультранасилии или, скажем, скандальном контенте. Жаль только, что все эти удачные решения касаются именно атмосферы, антуража и визуала проекта. Удели авторы больше внимания непосредственно геймплею - и игре, как говорится, цены бы не было. Но история не терпит сослагательного наклонения…
Автор обзора: Warmaster
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.