Оригинальное компьютерное воссоздание Бородинской баталии, бесспорно являющееся военной стратегией, но при этом отчасти напоминающее собой и ролевую игру или симулятор – в общеупотребительном, а не в строго жанровом значении этих терминов. Всё дело в том, что в лице «Borodino» мы имеем первенца задуманного и реализованного Питером Турканом целого семейства «варгеймов» (под общим заголовком «Battlescapes»), в которых игрок не управляет непосредственно войсками во время сражения, а принимает на себя роль одного-единственного человека – главнокомандующего. Со всеми вытекающими из исполнения этой должности полномочиями и ограничениями.
Действовать, таким образом, предстоит либо за Наполеона, либо за Кутузова, – хотя ничто не мешает как предоставить управление обоими полководцами компьютеру (в этом случае перед нами окажется неинтерактивная демоверсия), так и назначить на их роли одушевлённых игроков (в качестве участников поочерёдной многопользовательской игры – в режиме «хотсит» за одним домашним ПК или даже с официально рекомендованной пересылкой дискеты с сохранениями ходов по обычной почте). Поблагодарить автора стоит не только за возможность выбора стороны, но и за вполне объективный подход к истории (и предыстории) знаменитого сражения, чьё подробное описание занимает немало страниц в руководстве пользователя и несколько начальных экранов (но отечественному игроку всё равно наверняка знакомо с детства). Соответственно, события разворачиваются с шести утра и до семи вечера 7 сентября 1812 года (по новому стилю); собственно цель игры заключается не в том, чтобы, вопреки исторической правде, добиться полного разгрома противника (это как раз вряд ли возможно), а в том, чтобы набрать к концу боя как можно больше очков, начисляемых за количество оставшихся в строю войск, за число взятых ими в плен или убитых врагов, а также и за все находящиеся под нашим контролем укрепления и населённые пункты (ознакомиться с текущим статусом поможет команда «Points»; изначально счёт у русских и французов почти одинаковый и составляет примерно 2500 баллов).
«День Бородина» строго разделён на ходы по 15 «игровых» минут, и весь процесс руководства любой из сражающихся сторон сводится к отдаче до восьми приказов за каждый из этих промежутков времени – письменно, при помощи текстового парсера (естественно, англоязычного). Одно из отмеченных выше ограничений высокой должности главнокомандующего заключается в том, что отдавать эти самые приказы мы можем исключительно своим корпусным командирам – всего-то дюжине человек изо всех сотен тысяч участников битвы! На поле боя царит строгая субординация: наши непосредственные подчинённые в свою очередь командуют дивизионными генералами (коих насчитывается от одного до восьми – в среднем пять-шесть – на корпус или всего около полусотни на каждую из двух сражающихся сторон), а эти последние уже отдают приказы безымянным полковникам, чьи подразделения и оказываются базовыми боевыми единицами военной стратегии (в качестве отрядов о тысяче пехотинцев, эскадронов на шестьсот кавалеристов или одной артиллерийской батареи в 16 орудий и 400 человек обслуги, – таких групп у нас имеется от одной до восьми на дивизию, до тридцати на корпус или около 160 отдельно для русских и для французов). Впрочем, при желании мы можем-таки командовать и дивизиями, но исключительно опосредованно (в форме «Raevski at 9 AM order Paskevich to move 1 km north of the Redoubt»), – да и делать это стоит лишь при наличии уже какого-никакого опыта игры в «Borodino», ибо наши корпусные командиры, находясь прямо в пылу сражения, а не на отдалённом командном пункте, часто способны самостоятельно принимать более взвешенные и быстрые решения на предмет оптимальной линии поведения на вверенном им участке фронта. Для точной оценки обстановки у них следует периодически запрашивать сводки последних известий («Osterman, send me your battle report» – ну или сразу уже «All corps...»), памятуя также о том, что передаётся вся эта информация, как и вообще любые приказы, не по телеграфу и не по голубиной почте, а посредством конных курьеров, – посыльные могут не только безнадёжно запоздать со своими пакетами, но и запросто не добраться до места назначения, схлопотав по пути вражескую пулю: такой вот у нас тут реализм.
По умолчанию все командиры подразделений следуют заранее розданным «историческим приказам», которые приводятся в приложении к руководству пользователя, вместе с перечислением фамилий генеральского состава обеих армий. Относительно этого штатного расписания стоит заметить, что описанная выше иерархическая структура с корпусами на вершине пищевой цепочки более соответствует французскому подходу к организации войск: из-за этого у русских оказались незадействованными в сражении (то есть, не представленными в игре) оба командующих армиями (с другой стороны, это неплохой способ спасти жизнь одному из них...). Впрочем, и в составе Grande Armée тоже не обошлось без потерь: в перечне наполеоновских войск по той же причине не нашлось места Мюрату. Упомянутые «исторические приказы» можно при большом желании (и непременно при большом опыте) изменить: сразу после запуска и короткого текстового вступления потребуется ответить на несколько вопросов игры на тему настроек грядущей баталии, от загрузки предыдущего сохранения и назначения на роли Кутузова с Наполеоном компьютера или одушевлённого игрока до выбора между милями и километрами, включения или выключения отображения на экране содержания депеш, которыми обмениваются подчинённые нам генералы между собой (что является сознательным отходом от реализма, но очень помогает разобраться в «механике» происходящего), анимации пушечных выстрелов, а также и возможности для пользователя обозревать поле боя с различных позиций.
Ответ «Y» на последний вопрос оказывается узаконенным «читерством», которое тем не менее рекомендуется самим автором для новичков, дабы помочь им сориентироваться на местности. По умолчанию же вид, демонстрируемый основным окном игрового экрана, ограничен позицией, наблюдаемой в подзорную трубу непосредственно из штаб-квартиры главнокомандующего, – радиусом примерно в 2,5 км, – тогда как «освобождение» камеры позволит не только поворачивать этот вид командами типа «Look E[ast]» (что, естественно, доступно в любом случае; компас с указанием сторон света опционально отображается левом верхнем углу), но и «летать» над всем полем вводом слов «Look West from Fleshes» или «Look North from [фамилия любого из ваших генералов]». Иначе же – единственным способом посмотреть на отдалённые участки поля битвы будет перемещение в нужном направлении всей нашей ставки главнокомандующего. Запрос о необходимости такого действия появляется в начале каждого «15-минутного» хода, на этапе передвижения всех наших войск, в нижней части экрана, прямо под основным окном «подзорной трубы», где и демонстрируются все текстовые сообщения сообразно с указанными нами предпочтениями; любая неинтерактивная информация сопровождается символом «k» в правом нижнем углу: для продолжения можно нажать любую клавишу или щёлкнуть левой кнопкой мыши, или же просто подождать 20 секунд. После принятия решения на счёт дислокации мы имеем возможность вводить свои приказы по войскам в количестве от нуля до восьми штук; команда «Х» в строке «Order:» означает отказ от отдачи дальнейших распоряжений – и продвижение во времени.
От графики игры не следует ожидать особых изысков с учётом времени её выхода; более того, вариант для Atari ST нельзя даже назвать однозначно превосходящим по живописности давно уже представленную на нашем сайте (но гораздо более раритетную) версию для IBM PC, вышедшую годом позднее. Дело в том, что последняя может похвастаться поддержкой видеоадаптера EGA с разрешением 640×350, тогда как владельцам компьютеров, одноимённых издателю игры, приходится довольствоваться скромными 320×200, пусть и с более насыщенной цветовой палитрой. В частности, при запуске «Borodino» на Atari ST можно полюбоваться красочной заставкой в виде репродукции фигуры Наполеона со знаменитого полотна работы Ж. Л. Давида, – но в целом невысокое разрешение не позволяет отдать должное стратегическому виду Бородинской битвы, которую мы имеем возможность лицезреть с высоты птичьего полёта: сверху и чуть с наклоном. Впрочем, реки, здания и прочие элементы ландшафта вполне различимы; боевые единицы отображаются в виде чёрных прямоугольников и параллелепипедов, сопровождаемых офицерами с флагами особых цветов сообразно родам войск. Что же касается завидных возможностей платформы по части аудио, то – увы, в творении Turcan Research Systems они остались незадействованными: ни музыки, ни звуковых эффектов здесь нет и в помине.
И всё же имеется у версии игры для Atari ST одно неоспоримое преимущество перед РС вариантом – наличие к ней доступного в электронном виде руководства пользователя. Будем честны: без приводимого в нём подробного синтаксиса различных отдаваемых нами приказов, включая потенциально изменяемые «исторические», и перечня фамилий задействованных в виртуальной Бородинской баталии русских и французских генералов разобраться во всём происходящем и получить удовольствие от исполнения роли Кутузова или Наполеона оказывается задачей ничуть не более лёгкой, нежели достижение полного разгрома войск противника. Вряд ли стоит дублировать в описании всю информацию о том, что понимает и чего не понимает здешний парсер, а потому – если вы ощущаете в себе талант стратега, то непременно ознакомьтесь с выложенным на соседней вкладке документом и испытайте свои силы в качестве главнокомандующего в одном из кровопролитнейших сражений мировой и отечественной истории! Попутно ещё и отмечая все перемещения войск на входящей в комплект карте поля боя: на одной её стороне отображён реальный ход битвы 7 сентября 1812 года, тогда как оборот девственно чист и предполагает нанесение пометок игроком при помощи входившего в комплект чёрного фломастера (эта карта ещё и специально ламинирована, чтобы неактуальные зарисовки можно было стирать мягкой тряпочкой).
Действовать, таким образом, предстоит либо за Наполеона, либо за Кутузова, – хотя ничто не мешает как предоставить управление обоими полководцами компьютеру (в этом случае перед нами окажется неинтерактивная демоверсия), так и назначить на их роли одушевлённых игроков (в качестве участников поочерёдной многопользовательской игры – в режиме «хотсит» за одним домашним ПК или даже с официально рекомендованной пересылкой дискеты с сохранениями ходов по обычной почте). Поблагодарить автора стоит не только за возможность выбора стороны, но и за вполне объективный подход к истории (и предыстории) знаменитого сражения, чьё подробное описание занимает немало страниц в руководстве пользователя и несколько начальных экранов (но отечественному игроку всё равно наверняка знакомо с детства). Соответственно, события разворачиваются с шести утра и до семи вечера 7 сентября 1812 года (по новому стилю); собственно цель игры заключается не в том, чтобы, вопреки исторической правде, добиться полного разгрома противника (это как раз вряд ли возможно), а в том, чтобы набрать к концу боя как можно больше очков, начисляемых за количество оставшихся в строю войск, за число взятых ими в плен или убитых врагов, а также и за все находящиеся под нашим контролем укрепления и населённые пункты (ознакомиться с текущим статусом поможет команда «Points»; изначально счёт у русских и французов почти одинаковый и составляет примерно 2500 баллов).
«День Бородина» строго разделён на ходы по 15 «игровых» минут, и весь процесс руководства любой из сражающихся сторон сводится к отдаче до восьми приказов за каждый из этих промежутков времени – письменно, при помощи текстового парсера (естественно, англоязычного). Одно из отмеченных выше ограничений высокой должности главнокомандующего заключается в том, что отдавать эти самые приказы мы можем исключительно своим корпусным командирам – всего-то дюжине человек изо всех сотен тысяч участников битвы! На поле боя царит строгая субординация: наши непосредственные подчинённые в свою очередь командуют дивизионными генералами (коих насчитывается от одного до восьми – в среднем пять-шесть – на корпус или всего около полусотни на каждую из двух сражающихся сторон), а эти последние уже отдают приказы безымянным полковникам, чьи подразделения и оказываются базовыми боевыми единицами военной стратегии (в качестве отрядов о тысяче пехотинцев, эскадронов на шестьсот кавалеристов или одной артиллерийской батареи в 16 орудий и 400 человек обслуги, – таких групп у нас имеется от одной до восьми на дивизию, до тридцати на корпус или около 160 отдельно для русских и для французов). Впрочем, при желании мы можем-таки командовать и дивизиями, но исключительно опосредованно (в форме «Raevski at 9 AM order Paskevich to move 1 km north of the Redoubt»), – да и делать это стоит лишь при наличии уже какого-никакого опыта игры в «Borodino», ибо наши корпусные командиры, находясь прямо в пылу сражения, а не на отдалённом командном пункте, часто способны самостоятельно принимать более взвешенные и быстрые решения на предмет оптимальной линии поведения на вверенном им участке фронта. Для точной оценки обстановки у них следует периодически запрашивать сводки последних известий («Osterman, send me your battle report» – ну или сразу уже «All corps...»), памятуя также о том, что передаётся вся эта информация, как и вообще любые приказы, не по телеграфу и не по голубиной почте, а посредством конных курьеров, – посыльные могут не только безнадёжно запоздать со своими пакетами, но и запросто не добраться до места назначения, схлопотав по пути вражескую пулю: такой вот у нас тут реализм.
По умолчанию все командиры подразделений следуют заранее розданным «историческим приказам», которые приводятся в приложении к руководству пользователя, вместе с перечислением фамилий генеральского состава обеих армий. Относительно этого штатного расписания стоит заметить, что описанная выше иерархическая структура с корпусами на вершине пищевой цепочки более соответствует французскому подходу к организации войск: из-за этого у русских оказались незадействованными в сражении (то есть, не представленными в игре) оба командующих армиями (с другой стороны, это неплохой способ спасти жизнь одному из них...). Впрочем, и в составе Grande Armée тоже не обошлось без потерь: в перечне наполеоновских войск по той же причине не нашлось места Мюрату. Упомянутые «исторические приказы» можно при большом желании (и непременно при большом опыте) изменить: сразу после запуска и короткого текстового вступления потребуется ответить на несколько вопросов игры на тему настроек грядущей баталии, от загрузки предыдущего сохранения и назначения на роли Кутузова с Наполеоном компьютера или одушевлённого игрока до выбора между милями и километрами, включения или выключения отображения на экране содержания депеш, которыми обмениваются подчинённые нам генералы между собой (что является сознательным отходом от реализма, но очень помогает разобраться в «механике» происходящего), анимации пушечных выстрелов, а также и возможности для пользователя обозревать поле боя с различных позиций.
Ответ «Y» на последний вопрос оказывается узаконенным «читерством», которое тем не менее рекомендуется самим автором для новичков, дабы помочь им сориентироваться на местности. По умолчанию же вид, демонстрируемый основным окном игрового экрана, ограничен позицией, наблюдаемой в подзорную трубу непосредственно из штаб-квартиры главнокомандующего, – радиусом примерно в 2,5 км, – тогда как «освобождение» камеры позволит не только поворачивать этот вид командами типа «Look E[ast]» (что, естественно, доступно в любом случае; компас с указанием сторон света опционально отображается левом верхнем углу), но и «летать» над всем полем вводом слов «Look West from Fleshes» или «Look North from [фамилия любого из ваших генералов]». Иначе же – единственным способом посмотреть на отдалённые участки поля битвы будет перемещение в нужном направлении всей нашей ставки главнокомандующего. Запрос о необходимости такого действия появляется в начале каждого «15-минутного» хода, на этапе передвижения всех наших войск, в нижней части экрана, прямо под основным окном «подзорной трубы», где и демонстрируются все текстовые сообщения сообразно с указанными нами предпочтениями; любая неинтерактивная информация сопровождается символом «k» в правом нижнем углу: для продолжения можно нажать любую клавишу или щёлкнуть левой кнопкой мыши, или же просто подождать 20 секунд. После принятия решения на счёт дислокации мы имеем возможность вводить свои приказы по войскам в количестве от нуля до восьми штук; команда «Х» в строке «Order:» означает отказ от отдачи дальнейших распоряжений – и продвижение во времени.
От графики игры не следует ожидать особых изысков с учётом времени её выхода; более того, вариант для Atari ST нельзя даже назвать однозначно превосходящим по живописности давно уже представленную на нашем сайте (но гораздо более раритетную) версию для IBM PC, вышедшую годом позднее. Дело в том, что последняя может похвастаться поддержкой видеоадаптера EGA с разрешением 640×350, тогда как владельцам компьютеров, одноимённых издателю игры, приходится довольствоваться скромными 320×200, пусть и с более насыщенной цветовой палитрой. В частности, при запуске «Borodino» на Atari ST можно полюбоваться красочной заставкой в виде репродукции фигуры Наполеона со знаменитого полотна работы Ж. Л. Давида, – но в целом невысокое разрешение не позволяет отдать должное стратегическому виду Бородинской битвы, которую мы имеем возможность лицезреть с высоты птичьего полёта: сверху и чуть с наклоном. Впрочем, реки, здания и прочие элементы ландшафта вполне различимы; боевые единицы отображаются в виде чёрных прямоугольников и параллелепипедов, сопровождаемых офицерами с флагами особых цветов сообразно родам войск. Что же касается завидных возможностей платформы по части аудио, то – увы, в творении Turcan Research Systems они остались незадействованными: ни музыки, ни звуковых эффектов здесь нет и в помине.
И всё же имеется у версии игры для Atari ST одно неоспоримое преимущество перед РС вариантом – наличие к ней доступного в электронном виде руководства пользователя. Будем честны: без приводимого в нём подробного синтаксиса различных отдаваемых нами приказов, включая потенциально изменяемые «исторические», и перечня фамилий задействованных в виртуальной Бородинской баталии русских и французских генералов разобраться во всём происходящем и получить удовольствие от исполнения роли Кутузова или Наполеона оказывается задачей ничуть не более лёгкой, нежели достижение полного разгрома войск противника. Вряд ли стоит дублировать в описании всю информацию о том, что понимает и чего не понимает здешний парсер, а потому – если вы ощущаете в себе талант стратега, то непременно ознакомьтесь с выложенным на соседней вкладке документом и испытайте свои силы в качестве главнокомандующего в одном из кровопролитнейших сражений мировой и отечественной истории! Попутно ещё и отмечая все перемещения войск на входящей в комплект карте поля боя: на одной её стороне отображён реальный ход битвы 7 сентября 1812 года, тогда как оборот девственно чист и предполагает нанесение пометок игроком при помощи входившего в комплект чёрного фломастера (эта карта ещё и специально ламинирована, чтобы неактуальные зарисовки можно было стирать мягкой тряпочкой).
- Время и место:
Наполеоновские войны
Долгий XIX век - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Элемент жанра:
Пошаговая
Wargame - Язык:
English