Платформер, который вы сейчас можете забрать себе, есть явление не просто уникальное, а совершенно небывалое. Об этой игре практически невозможно найти какую бы то ни было информацию, она как будто вообще не выходила в свет и не значится практически ни в одной базе данных по играм, история же её обретения человечеством сама по себе напоминает захватывающий детектив. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся, пока же стоит сказать пару слов о самой игре.
Итак, где-то во Вселенной есть таинственная красная планета под названием Swandah. Её пещеры, по слухам и легендам, хранят в себе несметные сокровища, охраняемые ужасными монстрами и демонами, коими, кстати, заселена и вся планета. Многие герои Вселенной пытались найти эти сокровища, но живым не вернулся ни один (вопрос, откуда тогда про сокровища известно вообще, - риторический). Наш персонаж – один из таких отважных смельчаков, который решил доказать, что преодолеть все опасности Swandah’а – возможно. Имени у героя нет. Почему игра называется Cold Dreams – тоже непонятно: льда и холода на планете не замечено, действие вроде что ни на есть самое реальное. Однако ни слабый сюжет, ни – тем более – название игры никогда не были для платформера главными качествами.
Первое, с чего стоит начать настоящий рассказ о Cold Dreams, - это её уникальный игровой мир. Это даже не стимпанк, это нечто более разнородное и вместе с тем удивительно целостное. Вообразите себе планету, где одновременно уживаются роботы и динозавры, страшные технологии будущего и магия, а также самые разнообразные монстры и враги – от драконов и «пришельцев» из мифологии Древнего Египта (в игре, кстати, эта тема сильна – есть даже египетский уровень) до средневековых рыцарей и совершенно невероятных существ, у которых нет названия. Весь игровой мир разделён на три колоссальных эпизода – Пещеры под Большой Пустыней, Зелёные Пещеры и Красный Лабиринт, игру можно начать с любого из них; в каждом эпизоде – четыре очень больших уровня, а каждый уровень состоит из множества экранов, порой очень сильно различающихся между собой. Пусть слово «пещеры» вас не смущает – это только формальное название, действие будет происходить и на поверхности.
Ваш герой выглядит как смесь древнего варвара и футуристического космолётчика – из одежды на нём только коричневые «шорты» и металлический шлем странной формы, потом можно будет найти броню (тоже скорее футуристическую). Суть игрового процесса мало чем отличается от сотен других подобных игр – нужно сражаться с монстрами, собирать оружие и бонусы, решать простейшие загадки, открывать двери и искать выходы с экранов.
Видов оружия всего пять: ножи, топоры, магические заряды, огненные вспышки и летающие бомбы. Всё оружие в игре конечно, как и его количество на конкретном уровне, поэтому очень важно как можно быстрее изучить, на каких врагов что лучше действует, и расходовать боезапас экономно. Особенно серьёзное внимание следует уделять бомбам: дело в том, что, помимо уничтожения врагов, они иногда нужны и для взрыва стен – некоторые места можно пройти только так. И если вы окажетесь в такой ситуации без бомбы, то игру пройти не сможете, придётся совершать самоубийство (в игре есть такая возможность) и начинать заново.
В дополнение к оружию тут есть ещё и бонусы нескольких видов. Те, что можно использовать для сражений, включают в себя щит (по сути – усиленная броня), бомбу (не путать с летающими бомбами), защиту от молнии, боеприпасы для робота и собственно робота (!!!). «Сюжетными» бонусами являются золотые и серебряные ключи, которыми необходимо открывать двери двух разных типов. Щит необходим для защиты от особо страшных дистанционных вражеских атак, от которых трудно или невозможно увернуться, но использовать его всё время не получится. Бомба при взрыве уничтожит всех врагов всех видов на экране, но встречается эта штука редко. Защита от молнии нужна, во-первых, от атак некоторых врагов шаровыми молниями, во-вторых – для прохождения некоторых экранов, где имеются генераторы шаровых молний (там без неё вообще не пройти дальше).
Отдельно стоит коснуться вопроса о двух последних бонусах – роботе и боеприпасах для него. Да, в этой игре можно отыскать дружественного вам маленького робота, который пойдёт с вами и будет вам помогать, - точнее, такие роботы будут встречены за игру несколько раз. Появление робота – событие пусть и очень редкое, но важное: если вы его встретили – будьте уверены, что это неспроста; значит, игру без него в этой части не пройти. При присоединении к вам робота вы получаете возможность переключаться в плане управления между главным героем и ним; также у робота должны быть свои боеприпасы (отдельный бонус) для сражений с врагами. Робот нужен, например, для того, чтобы пробираться в разные недоступные главному герою места для совершения там всевозможных полезных действий, которые помогут пройти игру. Робота могут убить, и если он не успел выполнить своего предназначения на данном этапе – то всё, игра проиграна.
Одно из главных достоинств Cold Dreams – это, безусловно, враги, то есть те существа, которых мы тут встретим. Необходимо признать, что разработчики игры дали полную свободу своей фантазии, потому что такой обширный и умопомрачительный бестиарий в одной игре можно встретить редко. Причём особую слабость они, видимо, питали к летающим тварям: среди наших противников будет множество огромных драконов нескольких видов, гигантских злобных бабочек и стрекоз и прочих воздушных тварей. Впрочем, немало и наземных врагов: есть, например, вполне обычные создания – скажем, средневековые рыцари с различными видами оружия, а есть и совершенно невероятные – например, существа, представляющие собой человеческую ногу с вытянутой головой кобры наверху.
Но ИИ врагов тут, пожалуй, ещё удивительнее их внешнего вида и разнообразия – они просто фантастически умны и не просто прут на героя, а действуют тактически и даже могут координировать свои действия. Ко многим из них нужен действительно индивидуальный подход, причём как в плане нападения на них, так и в плане ухода от их атак. Некоторые монстры вполне могут преподнести сюрпризы – так, рыцари после смерти превращаются в наполненные бонусами ящики. Но это – приятный сюрприз, а есть и множество неприятных, из которых главный – то, что монстры в этой игре часто сначала невидимы, а потом вдруг нападают из самых неожиданных мест. И не только из-за угла или ямы, а и из стен, факелов или даже вообще из ниоткуда (то есть просто из воздуха). Безопасных мест в этом жутком мире нет, надо всё время быть начеку.
Наконец, нельзя не отметить и потрясающую интерактивность игрового мира: например, тут есть странные пирамиды, которые можно разрушить (но только на время – потом они восстановятся), чтобы получить оттуда бонусы-ключи; ещё здесь есть своего рода наэлектризованные порталы, через которые надо попробовать пройти; через зелёные есть шанс пройти, через красные – нет. Мало того, что порталы надо предварительно активировать, чтобы через них пройти, так активация одного портала может означать автоматическую (де)активацию аналогичного портала в каком-то другом месте на уровне (не факт, что на этом же экране). Это привносит в игру дополнительную сложность.
Рассказывать об игровом процессе этой замечательной игры можно ещё долго, но всего рассказать не получится – уж слишком там всего много. Лучше коснёмся вкратце графики – и лишь для того, чтобы отметить её великолепие и безукоризненность. Воистину, это тот самый случай, когда замечательная игра замечательна во всём. Cold Dreams вышла в 1995 году и является прекрасным примером «тяжёлого» платформера для DOS. Да, здесь ещё 2D (и это хорошо), но зато чёткость прорисовки такая, что практически не имеет аналогов, - даже мелкие трещинки на каменных стенах и тени выполнены настолько здорово, что этот мир кажется живым. А разнообразие самих локаций, когда после футуристической лаборатории мы попадаем в древнеегипетскую гробницу или густые джунгли, населённые чудовищами?..
Всего действительно не расскажешь. Можно лишь подвести итог: на этот раз перед нами – настоящий бриллиант жанра, получающий, разумеется, высший балл, пропустить который не должен ни один олдгеймер вообще, а не только поклонник жанра. Возвращение человечеству Cold Dreams – поистине историческое событие, и можно только чуть-чуть погрустить о том, что это не произошло раньше.
P.S.: Полумифическая история обнаружения игры: немецкий программист и геймер Юрген Хоффман однажды на барахолке купил дискету с данной игрой, на которой не было никаких опознавательных знаков, и прилагавшийся к ней мануал. Игра была на немецком языке и безумно ему понравилась, он самостоятельно англофицировал её и выложил в Интернет, так она и была обнаружена.
Итак, где-то во Вселенной есть таинственная красная планета под названием Swandah. Её пещеры, по слухам и легендам, хранят в себе несметные сокровища, охраняемые ужасными монстрами и демонами, коими, кстати, заселена и вся планета. Многие герои Вселенной пытались найти эти сокровища, но живым не вернулся ни один (вопрос, откуда тогда про сокровища известно вообще, - риторический). Наш персонаж – один из таких отважных смельчаков, который решил доказать, что преодолеть все опасности Swandah’а – возможно. Имени у героя нет. Почему игра называется Cold Dreams – тоже непонятно: льда и холода на планете не замечено, действие вроде что ни на есть самое реальное. Однако ни слабый сюжет, ни – тем более – название игры никогда не были для платформера главными качествами.
Первое, с чего стоит начать настоящий рассказ о Cold Dreams, - это её уникальный игровой мир. Это даже не стимпанк, это нечто более разнородное и вместе с тем удивительно целостное. Вообразите себе планету, где одновременно уживаются роботы и динозавры, страшные технологии будущего и магия, а также самые разнообразные монстры и враги – от драконов и «пришельцев» из мифологии Древнего Египта (в игре, кстати, эта тема сильна – есть даже египетский уровень) до средневековых рыцарей и совершенно невероятных существ, у которых нет названия. Весь игровой мир разделён на три колоссальных эпизода – Пещеры под Большой Пустыней, Зелёные Пещеры и Красный Лабиринт, игру можно начать с любого из них; в каждом эпизоде – четыре очень больших уровня, а каждый уровень состоит из множества экранов, порой очень сильно различающихся между собой. Пусть слово «пещеры» вас не смущает – это только формальное название, действие будет происходить и на поверхности.
Ваш герой выглядит как смесь древнего варвара и футуристического космолётчика – из одежды на нём только коричневые «шорты» и металлический шлем странной формы, потом можно будет найти броню (тоже скорее футуристическую). Суть игрового процесса мало чем отличается от сотен других подобных игр – нужно сражаться с монстрами, собирать оружие и бонусы, решать простейшие загадки, открывать двери и искать выходы с экранов.
Видов оружия всего пять: ножи, топоры, магические заряды, огненные вспышки и летающие бомбы. Всё оружие в игре конечно, как и его количество на конкретном уровне, поэтому очень важно как можно быстрее изучить, на каких врагов что лучше действует, и расходовать боезапас экономно. Особенно серьёзное внимание следует уделять бомбам: дело в том, что, помимо уничтожения врагов, они иногда нужны и для взрыва стен – некоторые места можно пройти только так. И если вы окажетесь в такой ситуации без бомбы, то игру пройти не сможете, придётся совершать самоубийство (в игре есть такая возможность) и начинать заново.
В дополнение к оружию тут есть ещё и бонусы нескольких видов. Те, что можно использовать для сражений, включают в себя щит (по сути – усиленная броня), бомбу (не путать с летающими бомбами), защиту от молнии, боеприпасы для робота и собственно робота (!!!). «Сюжетными» бонусами являются золотые и серебряные ключи, которыми необходимо открывать двери двух разных типов. Щит необходим для защиты от особо страшных дистанционных вражеских атак, от которых трудно или невозможно увернуться, но использовать его всё время не получится. Бомба при взрыве уничтожит всех врагов всех видов на экране, но встречается эта штука редко. Защита от молнии нужна, во-первых, от атак некоторых врагов шаровыми молниями, во-вторых – для прохождения некоторых экранов, где имеются генераторы шаровых молний (там без неё вообще не пройти дальше).
Отдельно стоит коснуться вопроса о двух последних бонусах – роботе и боеприпасах для него. Да, в этой игре можно отыскать дружественного вам маленького робота, который пойдёт с вами и будет вам помогать, - точнее, такие роботы будут встречены за игру несколько раз. Появление робота – событие пусть и очень редкое, но важное: если вы его встретили – будьте уверены, что это неспроста; значит, игру без него в этой части не пройти. При присоединении к вам робота вы получаете возможность переключаться в плане управления между главным героем и ним; также у робота должны быть свои боеприпасы (отдельный бонус) для сражений с врагами. Робот нужен, например, для того, чтобы пробираться в разные недоступные главному герою места для совершения там всевозможных полезных действий, которые помогут пройти игру. Робота могут убить, и если он не успел выполнить своего предназначения на данном этапе – то всё, игра проиграна.
Одно из главных достоинств Cold Dreams – это, безусловно, враги, то есть те существа, которых мы тут встретим. Необходимо признать, что разработчики игры дали полную свободу своей фантазии, потому что такой обширный и умопомрачительный бестиарий в одной игре можно встретить редко. Причём особую слабость они, видимо, питали к летающим тварям: среди наших противников будет множество огромных драконов нескольких видов, гигантских злобных бабочек и стрекоз и прочих воздушных тварей. Впрочем, немало и наземных врагов: есть, например, вполне обычные создания – скажем, средневековые рыцари с различными видами оружия, а есть и совершенно невероятные – например, существа, представляющие собой человеческую ногу с вытянутой головой кобры наверху.
Но ИИ врагов тут, пожалуй, ещё удивительнее их внешнего вида и разнообразия – они просто фантастически умны и не просто прут на героя, а действуют тактически и даже могут координировать свои действия. Ко многим из них нужен действительно индивидуальный подход, причём как в плане нападения на них, так и в плане ухода от их атак. Некоторые монстры вполне могут преподнести сюрпризы – так, рыцари после смерти превращаются в наполненные бонусами ящики. Но это – приятный сюрприз, а есть и множество неприятных, из которых главный – то, что монстры в этой игре часто сначала невидимы, а потом вдруг нападают из самых неожиданных мест. И не только из-за угла или ямы, а и из стен, факелов или даже вообще из ниоткуда (то есть просто из воздуха). Безопасных мест в этом жутком мире нет, надо всё время быть начеку.
Наконец, нельзя не отметить и потрясающую интерактивность игрового мира: например, тут есть странные пирамиды, которые можно разрушить (но только на время – потом они восстановятся), чтобы получить оттуда бонусы-ключи; ещё здесь есть своего рода наэлектризованные порталы, через которые надо попробовать пройти; через зелёные есть шанс пройти, через красные – нет. Мало того, что порталы надо предварительно активировать, чтобы через них пройти, так активация одного портала может означать автоматическую (де)активацию аналогичного портала в каком-то другом месте на уровне (не факт, что на этом же экране). Это привносит в игру дополнительную сложность.
Рассказывать об игровом процессе этой замечательной игры можно ещё долго, но всего рассказать не получится – уж слишком там всего много. Лучше коснёмся вкратце графики – и лишь для того, чтобы отметить её великолепие и безукоризненность. Воистину, это тот самый случай, когда замечательная игра замечательна во всём. Cold Dreams вышла в 1995 году и является прекрасным примером «тяжёлого» платформера для DOS. Да, здесь ещё 2D (и это хорошо), но зато чёткость прорисовки такая, что практически не имеет аналогов, - даже мелкие трещинки на каменных стенах и тени выполнены настолько здорово, что этот мир кажется живым. А разнообразие самих локаций, когда после футуристической лаборатории мы попадаем в древнеегипетскую гробницу или густые джунгли, населённые чудовищами?..
Всего действительно не расскажешь. Можно лишь подвести итог: на этот раз перед нами – настоящий бриллиант жанра, получающий, разумеется, высший балл, пропустить который не должен ни один олдгеймер вообще, а не только поклонник жанра. Возвращение человечеству Cold Dreams – поистине историческое событие, и можно только чуть-чуть погрустить о том, что это не произошло раньше.
P.S.: Полумифическая история обнаружения игры: немецкий программист и геймер Юрген Хоффман однажды на барахолке купил дискету с данной игрой, на которой не было никаких опознавательных знаков, и прилагавшийся к ней мануал. Игра была на немецком языке и безумно ему понравилась, он самостоятельно англофицировал её и выложил в Интернет, так она и была обнаружена.
- Перспектива:
Вид сбоку - Способ распространения:
Shareware - Страна или регион происхождения:
Венгрия - Тематика:
Научная фантастика - Элемент жанра:
Платформер - Язык:
English
На дисках Classic fond была более удобная для использования версия (1.05), без необходимости монтировать образ. Если нужно -