Portal

Portal: A Computer Novel
Portal
Жанр: Adventure
Разработчик: Nexa, Rob Swigart
Издатель: Activision
Год выхода: 1986
Платформа: DOS
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 9 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.40 из 10
  • 4
  • 3
  • 17
Данная игра представляет собой явление совершенно уникальное – интерактивную компьютерную новеллу. Причём это отнюдь не текстовый квест, нет, это нечто куда более грандиозное (и не лишённое графики, пусть и своеобразной), то, во что надо именно играть, чтобы понять всё величие данной сущности.

Ваш герой здесь – астронавт, вернувшийся из рейса в Дальний Космос на Землю (действие происходит в далёком будущем). Рейс длился сто лет (для Земли, а не для астронавта), и, вернувшись домой, астронавт наблюдает планету, лежащую в руинах, и ни одной живой души. А вот душа неживая есть – терминал глобальной сети Worldnet, чудом уцелевший в чудовищном катаклизме. Такие терминалы ещё перед его отлётом использовались для записи всей текущей истории человечества, но доступ к ним имели лишь избранные – для остальных они были закрыты – защищены сложнейшей системой шифров. Ваша цель в игре – суметь взломать терминал и – что едва ли проще – суметь восстановить ход и картину истинных событий.

Описать игровой процесс очень трудно. Если очень кратко, то сутью наших действий является решение паззлов для доступа к той или иной информации (всего здесь есть одиннадцать крупных баз данных с кучей файлов), причём совсем не обязательно, что мы будем открывать сведения в какой-то определённой последовательности. Да и сами эти сведения по «виду» бывают очень разные: могут попасться исторические записи, данные о военной технике или об условиях жизни общества в тот или иной момент времени, а вам предстоит постоянно переключаться между базами данных, сопоставлять факты и пытаться построить логическую цепь событий. А ещё на фоне всего этого разворачивается настоящая художественная история, текст которой черпается из находимых записок, которая имеет непосредственное отношение ко всему происходящему и из которой можно узнать, что прошлое возможно изменить, будущего может не быть, а времени остаётся не так и много…

Настоящий шедевр интеллектуальной игры для крайне узкой категории игроков, поэтому всё-таки не десять, а только девять баллов. Но про эту игру – одну из немногих – можно с абсолютной уверенностью сказать, что подобных точно больше не существует.
Автор обзора: kreol
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Многообещающая вещь, но, увы, оценить её получается не очень-то высоко.

В своё время она, вероятно, и правда была как минимум отчасти уникальной, но сегодня впечатляет куда меньше. В плане интерфейса "Portal" напоминает и вышедшие ранее эксперименты той же Activision (в частности, "Hacker"), и чуть более поздние работы Cosmi ("The President is Missing!" и "Presumed Guilty!"). Ну а в отношении игрового процесса - это никак не "Жанр: Adventure", как сказано на сайте (автор и издатель особо подчёркивали, что их создание - не адвенчура, не текстовое приключение в стиле Infocom и даже вообще не игра), однако это вполне привычная на сегодня "интерактивная книга". Как нечто из серии "Living Books" (только для взрослых и без мини-игр с "активностями") или как "The Madness of Roland" (только без мультимедийных "свистелок" и "мигалок").

Единственная особенность - это то, что местный "роман" выдаётся нам по маленьким кусочкам и в ходе посещения одного за другим двенадцати местных серверов или "баз данных". Один из таких серверов оказывается наиболее полезным (это компьютер по имени "Гомер" - наш ведущий и рассказчик), ещё несколько периодически выдают те или иные файлы, пробуждающие воспоминания и фантазию Гомера ("История", "География", "Наука и техника" и др.). Первые четверть часа переходить от сервера к серверу довольно интересно, но вот когда одни и те же действия приходится совершать уже в сотый раз... В общем, всё становится очень даже скучно и однообразно. Хочется скорее прочесть эту историю в виде обычной бумажной книги.

Ну или не хочется, - может, я просто не любитель подобной "научной фантастики", но изучать жизнь одного человека, судьбы и характеры его друзей и родственников, попутно знакомясь с выдуманной автором историей человеческой цивилизации 1990-2106 годов (ибо на дворе у нас именно 2106-й) интересно лишь поначалу. В общем, на меня "художественная" составляющая "Portal" впечатления не произвела. Эта штука никак не посильнее "Фауста" Гёте.

А других составляющих тут практически и нет. Не знаю, почему авторы не захотели добавить хотя бы элементы загадок или головоломок, - они тут смотрелись бы вполне органично. Например, можно было бы вычитать код или загадку на одном сервере - и использовать его для проникновения на другой. Но нет - все действия совершаются исключительно стрелками и "пробелом", а вся роль пользователя сводится к "прокликиванию" текста, как в какой-нибудь позднейшей "визуальной новелле".

kreol
Ваша цель в игре – суметь взломать терминал
Разве что условно. Никакого "взлома" от нас не требуется - все терминалы "взламываются" сами по себе (а точнее, нашим другом Гомером) в нужные моменты сообразно сценарию.

kreol
переключаться между базами данных, сопоставлять факты и пытаться построить логическую цепь событий
kreol
из которой можно узнать, что прошлое возможно изменить, будущего может не быть, а времени остаётся не так и много
Если что, от нас абсолютно ничего не зависит - это "интерактивная книга" с минимумом интерактивности. Всё строго линейно, в сценарии ничего "изменить" нельзя. "Переключаться между базами данных" - да, придётся, и много десятков раз. А вот "сопоставлять факты и пытаться построить логическую цепь событий" совсем не обязательно, это всё делает за нас Гомер.