Даже если вы и не интересуетесь автоспортом, то это название знать должны. Если не из-за того, что за своё существование оно уже успело стать нарицательным, то хотя бы из-за того, что жёсткие и пустынные этапы этого марафона — практически единственное место, где отечественные гонщики добились каких-либо успехов.
Если задуматься, то большинство гоночных игр, за исключением зубодробительных симуляторов для обладателей рулей, педалей и прочих аксессуаров, предлагает нам возможность покататься только на короткие дистанции. Дорога от Парижа до Дакара занимает свыше десяти тысяч километров, и виртуальным спортсменам придётся сильно попотеть и поизноситься, прежде чем они достигнут финишной черты. Но было бы наивно полагать, что разработчики стали воплощать в жизнь столь изнурительное занятие. На самом деле Paris-Dakar Rally короче. Значительно короче.
Да и название уже не соответствует истине — мало того, что соревнования заканчивались не доезжая до французской столицы, так с 2009-го они проводятся на территории Южной Америки из-за возросших террористических угроз в Мавритании и других малообеспеченных государствах, по землям которых и проходил маршрут. Но вернёмся в прошлое, когда обстановка была относительно спокойной и мавры меньше буянили и приставали к приезжим.
Чемпионат берёт начало в Дакаре, столице Сенегала, и вы в нём принимаете участие как один из где-то трёхсот претендентов. В лучшие годы это число могло быть ещё выше. Отличие этого ралли от многих других в том, что соревнуются между собой не только легковые автомобили, но также мотоциклы, квадроциклы и грузовики. Впрочем, по какой-то причине самая выигрышная для нас категория не представлена, а вместо неё отдельно выделены багги. И, оседлав единственно доступное транспортное средство из каждого разряда (а остальные тридцать шесть нужно открывать дополнительно, - вот жмоты), перейдём к первому этапу.
Соревнование традиционно стартует первого января - и длится около двадцати дней; в нём тринадцать этапов разной протяжённости и сложности. Все этапы в игре имеют длину порядка двадцати пяти километров, и разбиты на ещё более короткие участки, буквально по пять-восемь километров. Кроме обычной гонки по дорогам или их подобию имеется также режим перемещения между этапами, ориентирование в пустыне, где экипажам предстоит отыскать путь между несколькими чекпоинтами, разбросанными по бесконечным африканским дюнам.
Но хватит о Дакаре. Сразу после первой поездки игра наносит удар ниже пояса двумя руками — она чересчур аркадна. Простодушных ралли-гонок хватает — и внедорожный Test Drive Off-Road, и родоначальная Sega Rally, и масса пограничных тайтлов, но при разговоре о каком-то реальном чемпионате на ум приходит прежде всего аккуратная симуляция. Вряд ли "Формула-1" ассоциируется у кого-то с озорными покатушками на бибиках в стиле Mario Kart.
В Paris-Dakar Rally очень своеобразное управление: то ли из-за прицела на контроллер Playstation 2, то ли из-за того, что его просто не адаптировали под ПК. Оно просто не такое - не ведут себя так машины, не реагируют так на поворот руля. Но ко всему можно привыкнуть, и к аркадным особенностям тоже. Далее — сложность! Большое число соперников снижает вероятность получение призового места — попробуйте придите на 30-м месте, если не 130-м… А такой шанс имеется, и, однажды отстав, наверстать потерянные секунды позднее будет непросто. Переходные пустынные этапы дают шанс поправить свою позицию в сетке, но ненамного, и они сами требовательнее обычных.
Свой болид, любой из четырёх видов, можно-таки сломать, как следует ударившись в лоб с горой — несколько раз, одного будет мало. В конце концов экипаж лишится одного из колёс, и дальше уже ехать станет трудно. Всё-таки это не ралли послевоенных малолитражек а-ля Изетта. Но и здесь жанр игры нивелирует тяжесть ситуации — по нажатию «таба» происходит моментальное восстановление, где утерянные запчасти ставятся на место, как кирпичики ЛЕГО. Я скажу вам больше — изначально их у вас двенадцать штук, а новые можно собирать между этапами, где они витают в воздухе. И нет, это не мираж.
Настроек автомобилей совсем ничего — высота и жёсткость подвески, величина дорожного просвета, давление в шинах. Всё меняется универсальным трёхпозиционным слайдером. По идее, машине с низкой посадкой и высоким давлением должно приходиться лучше на твёрдой трассе, а с низким давлением и высокими амортизаторами должно проще плыть по песчаному морю. На мой взгляд, эффект от всего этого незначительный.
Большинство этапов - это немного ветвящиеся трассы в разных частях африканского континента. Можно выбрать один поворот или другой, но разница во времени обычно слишком незначительна, чтобы забивать этим голову. Но при этом игра особо не связывает руки — даёт срезать через пригорок вместо того, чтобы его объезжать по кривой, или через ближайший бархан, — но, видимо, в качестве приза за хитрость полагается снижение скорости. Можно было бы это рационализировать соображениями типа того, что вне трассы — один песок, а дорога как-то примята, — но нет, мы гоняемся в разных дорожных условиях, и поведение везде такое же. И штурман — он не помогает: такое впечатление, что те, кто делал игру, напутали с таймингами, и предупреждения звучат слишком поздно, уже перед тем, как надо совершать какой-то манёвр. Хотя сам он ещё смеет выражать недовольство по поводу нашего стиля езды и, взглянув в ресурсы игры, также может начать канючить еду или воду или жаловаться на дурное самочувствие. Не так давно один из британских раллийных чемпионов посетовал, что большую часть времени просто не слышал своего штурмана и толку от его ЦУ практически не было, да и держал он его скорее просто за компанию. Многие были возмущены откровениями пилота, но после нескольких часов в Paris-Dakar Rally мы его начинаем лучше понимать.
Большая часть подобных игр рассказывает о борьбе водителя с поверхностями разных типов сложности — от привычного асфальта и грунтовки до грязевых треков и заснеженных оврагов. Но здесь у нас хоть маршрут и пролегает через полконтинента, но поведение сильно не меняется. Какие-то сдвиги видны лишь на тех самых пустынных этапах. Машина может запросто перевернуться от излишне лихого поворота руля или улететь в пропасть, — но это же аркада, господа: здесь вас просто «спасут» в мгновение ока и поставят обратно на дорожное полотно. Хуже приходится только при езде через высокие овраги, где у вашего автомобиля по умолчанию может просто не хватить мощности для взятия высоты. И никаких понижающих передач или спецсредств: не забываем, что на предметном стекле — А.
Если вдуматься, то всё мероприятие - это почти как поездка по Транссибирской Магистрали, только в ином темпе. Да, на разных этапах есть свои особенности, будь то деревеньки местных аборигенов, вулканические горы Нигера, леса Сенегала или подбитые танки в Египте, язвительное напоминание о поражении в войне с Израилем, — как мило. Но всё же этого мало, чтобы разнообразить небогатое графическое обрамление, — выдающейся картинкой Paris-Dakar Rally особо не балует.
Мне даже жаль, что игра получилась такой, как она есть, — более чем интересный концепт соревновательного туризма на высоких скоростях оказался лишь приманкой, рекламным слоганом. С одной стороны, излишняя простота симуляции, с другой — зачем-то непростительная сложность самой игры. С третьей — недостаточное внимание к декору, который по насыщенности уступает какой-нибудь V-Rally 2 с её процедурными трассами. Но есть и шанс на искупление — Acclaim сделали сиквел "Дакара", где уже были и грузовики, и более приятная картинка, — но ПК-обители он не посещал. Стал ли он ближе к Идее? Это я поручаю выяснить вам.
Пески Времени
Если задуматься, то большинство гоночных игр, за исключением зубодробительных симуляторов для обладателей рулей, педалей и прочих аксессуаров, предлагает нам возможность покататься только на короткие дистанции. Дорога от Парижа до Дакара занимает свыше десяти тысяч километров, и виртуальным спортсменам придётся сильно попотеть и поизноситься, прежде чем они достигнут финишной черты. Но было бы наивно полагать, что разработчики стали воплощать в жизнь столь изнурительное занятие. На самом деле Paris-Dakar Rally короче. Значительно короче.
Да и название уже не соответствует истине — мало того, что соревнования заканчивались не доезжая до французской столицы, так с 2009-го они проводятся на территории Южной Америки из-за возросших террористических угроз в Мавритании и других малообеспеченных государствах, по землям которых и проходил маршрут. Но вернёмся в прошлое, когда обстановка была относительно спокойной и мавры меньше буянили и приставали к приезжим.
Чемпионат берёт начало в Дакаре, столице Сенегала, и вы в нём принимаете участие как один из где-то трёхсот претендентов. В лучшие годы это число могло быть ещё выше. Отличие этого ралли от многих других в том, что соревнуются между собой не только легковые автомобили, но также мотоциклы, квадроциклы и грузовики. Впрочем, по какой-то причине самая выигрышная для нас категория не представлена, а вместо неё отдельно выделены багги. И, оседлав единственно доступное транспортное средство из каждого разряда (а остальные тридцать шесть нужно открывать дополнительно, - вот жмоты), перейдём к первому этапу.
Легенда №237
Соревнование традиционно стартует первого января - и длится около двадцати дней; в нём тринадцать этапов разной протяжённости и сложности. Все этапы в игре имеют длину порядка двадцати пяти километров, и разбиты на ещё более короткие участки, буквально по пять-восемь километров. Кроме обычной гонки по дорогам или их подобию имеется также режим перемещения между этапами, ориентирование в пустыне, где экипажам предстоит отыскать путь между несколькими чекпоинтами, разбросанными по бесконечным африканским дюнам.
Но хватит о Дакаре. Сразу после первой поездки игра наносит удар ниже пояса двумя руками — она чересчур аркадна. Простодушных ралли-гонок хватает — и внедорожный Test Drive Off-Road, и родоначальная Sega Rally, и масса пограничных тайтлов, но при разговоре о каком-то реальном чемпионате на ум приходит прежде всего аккуратная симуляция. Вряд ли "Формула-1" ассоциируется у кого-то с озорными покатушками на бибиках в стиле Mario Kart.
В Paris-Dakar Rally очень своеобразное управление: то ли из-за прицела на контроллер Playstation 2, то ли из-за того, что его просто не адаптировали под ПК. Оно просто не такое - не ведут себя так машины, не реагируют так на поворот руля. Но ко всему можно привыкнуть, и к аркадным особенностям тоже. Далее — сложность! Большое число соперников снижает вероятность получение призового места — попробуйте придите на 30-м месте, если не 130-м… А такой шанс имеется, и, однажды отстав, наверстать потерянные секунды позднее будет непросто. Переходные пустынные этапы дают шанс поправить свою позицию в сетке, но ненамного, и они сами требовательнее обычных.
Свой болид, любой из четырёх видов, можно-таки сломать, как следует ударившись в лоб с горой — несколько раз, одного будет мало. В конце концов экипаж лишится одного из колёс, и дальше уже ехать станет трудно. Всё-таки это не ралли послевоенных малолитражек а-ля Изетта. Но и здесь жанр игры нивелирует тяжесть ситуации — по нажатию «таба» происходит моментальное восстановление, где утерянные запчасти ставятся на место, как кирпичики ЛЕГО. Я скажу вам больше — изначально их у вас двенадцать штук, а новые можно собирать между этапами, где они витают в воздухе. И нет, это не мираж.
Настроек автомобилей совсем ничего — высота и жёсткость подвески, величина дорожного просвета, давление в шинах. Всё меняется универсальным трёхпозиционным слайдером. По идее, машине с низкой посадкой и высоким давлением должно приходиться лучше на твёрдой трассе, а с низким давлением и высокими амортизаторами должно проще плыть по песчаному морю. На мой взгляд, эффект от всего этого незначительный.
Бобо-Диуласо - Уагадугу Express
Большинство этапов - это немного ветвящиеся трассы в разных частях африканского континента. Можно выбрать один поворот или другой, но разница во времени обычно слишком незначительна, чтобы забивать этим голову. Но при этом игра особо не связывает руки — даёт срезать через пригорок вместо того, чтобы его объезжать по кривой, или через ближайший бархан, — но, видимо, в качестве приза за хитрость полагается снижение скорости. Можно было бы это рационализировать соображениями типа того, что вне трассы — один песок, а дорога как-то примята, — но нет, мы гоняемся в разных дорожных условиях, и поведение везде такое же. И штурман — он не помогает: такое впечатление, что те, кто делал игру, напутали с таймингами, и предупреждения звучат слишком поздно, уже перед тем, как надо совершать какой-то манёвр. Хотя сам он ещё смеет выражать недовольство по поводу нашего стиля езды и, взглянув в ресурсы игры, также может начать канючить еду или воду или жаловаться на дурное самочувствие. Не так давно один из британских раллийных чемпионов посетовал, что большую часть времени просто не слышал своего штурмана и толку от его ЦУ практически не было, да и держал он его скорее просто за компанию. Многие были возмущены откровениями пилота, но после нескольких часов в Paris-Dakar Rally мы его начинаем лучше понимать.
Большая часть подобных игр рассказывает о борьбе водителя с поверхностями разных типов сложности — от привычного асфальта и грунтовки до грязевых треков и заснеженных оврагов. Но здесь у нас хоть маршрут и пролегает через полконтинента, но поведение сильно не меняется. Какие-то сдвиги видны лишь на тех самых пустынных этапах. Машина может запросто перевернуться от излишне лихого поворота руля или улететь в пропасть, — но это же аркада, господа: здесь вас просто «спасут» в мгновение ока и поставят обратно на дорожное полотно. Хуже приходится только при езде через высокие овраги, где у вашего автомобиля по умолчанию может просто не хватить мощности для взятия высоты. И никаких понижающих передач или спецсредств: не забываем, что на предметном стекле — А.
Если вдуматься, то всё мероприятие - это почти как поездка по Транссибирской Магистрали, только в ином темпе. Да, на разных этапах есть свои особенности, будь то деревеньки местных аборигенов, вулканические горы Нигера, леса Сенегала или подбитые танки в Египте, язвительное напоминание о поражении в войне с Израилем, — как мило. Но всё же этого мало, чтобы разнообразить небогатое графическое обрамление, — выдающейся картинкой Paris-Dakar Rally особо не балует.
Мне даже жаль, что игра получилась такой, как она есть, — более чем интересный концепт соревновательного туризма на высоких скоростях оказался лишь приманкой, рекламным слоганом. С одной стороны, излишняя простота симуляции, с другой — зачем-то непростительная сложность самой игры. С третьей — недостаточное внимание к декору, который по насыщенности уступает какой-нибудь V-Rally 2 с её процедурными трассами. Но есть и шанс на искупление — Acclaim сделали сиквел "Дакара", где уже были и грузовики, и более приятная картинка, — но ПК-обители он не посещал. Стал ли он ближе к Идее? Это я поручаю выяснить вам.
- Время и место:
Африка - Перспектива:
Вид от третьего лица
Вид от первого лица - Страна или регион происхождения:
США - Язык:
English