Не совсем обычная и на удивление редкая аркада, забытая всеми, включая разработчиков, отрицавших само существование версии для IBM РС. Но вот она перед нами: практически ещё одна мировая премьера на Old-Games.ru. И на этот раз игра очень даже интересна и сама по себе, а не только в качестве музейного экспоната, не предназначающегося к использованию по прямому его назначению.
Ганноверская компания reLINE известна несколькими неординарными работами конца 1980-х и начала 1990-х годов – такими, как «Oil Imperium». Однако данный её продукт – пробный выпуск намеченной было «детской» серии игр YoungLine – оказался, по скромному мнению самих авторов, «мега-провалом», который вовсе и не должен был появляться на свет. Разработанная, судя по всему, ещё в 1989 г. под названием «Window Willy», игра была в итоге издана только два года спустя при помощи дистрибьютера Softgold и под более нейтральной вывеской «Window Wizard», – видимо, чтобы избежать потенциально опасных ассоциаций с тогдашним главой всенародно любимой компании Microsoft.
Тем не менее героя нашего зовут всё-таки Вилли, и работает он мойщиком окон в многоквартирных домах. А следовательно, наша игровая задача – управляя подвесной люлькой, перемещаться вдоль наружной стены жилых высотных зданий, дабы отыскивать и устранять на окнах всяческую грязь и заодно пытаться избежать всевозможных опасностей, свойственных нашей нелёгкой профессии. На каждом из этажей расположено по две квартиры, в каждой квартире по два окна, а в каждом окне – по две секции (глухая фрамуга вверху и открывающаяся часть внизу: несмотря на немецкое происхождение игры, действие разворачивается в Англии или в США). Каждую такую секцию следует обрабатывать особо, чуть подвигая нашу платформу; перемещение осуществляется стрелками курсора, а для собственно мойки используются клавиши X и C, отвечающие за движения руки с тряпкой соответственно влево и вправо.
Конечно же, применяются в этом процессе моющие средства, отображающиеся в правой нижней части экрана: клавиша 1 отвечает за выбор обычного раствора, которым мы и будем пользоваться 90% игрового времени. В особо тяжёлых случаях, когда загрязнение оконного стекла обеспечено случайно пролетавшим мимо голубем, приходится нажимать клавишу 2 и выбирать некий абразив с этикеткой IXO: будьте осторожны, поскольку применение данного детергента на обычном, просто запачканном стекле приведёт к его механическому повреждению! Кроме того, запаса IXO хватает всего на один раз – если особо грязных окон у нас несколько, нажмите цифру 3 и вызовите по мини-рации подкрепление: вскоре помощник сбросит нам с крыши ещё один флакон этого средства, который придётся ловить своей люлькой в стиле «Арканоида». Собственно, сверху и так постоянно будут падать самые различные предметы: некоторые из них – компьютеры, упаковки картофеля-фри, самоубийцы и др. – смертельно опасны и при соприкосновении приводят к падению нашей платформы на землю, тем самым отнимая у Вилли одну из доступных изначально трёх жизней; другие – например, выпавшие из окон кошки – вполне даже полезны, ибо их спасение оборачивается ростом очков, счётчик которых, наряду с тем самым количеством оставшихся жизней, отображается внизу по центру экрана.
Разумеется, начисляются нам баллы и за каждый успешно вымытый объект: общий прогресс по зачистке текущего уровня отображается в особой строке интерфейса слева внизу. Выше видно схематическое изображение ближайшего к нашему текущему местоположению окна, позволяющее более точно, нежели по основному экрану игры, определять степень запачканности каждой из двух его секций. Дело в том, что многие обитатели склонны сидеть у раскрытых окон своих квартир, тем самым препятствуя их мойке: авторы заявляют о ста различных анимированных персонажах. И действительно, кого мы только не встретим в процессе нашей напряжённой трудовой деятельности! Викинги в рогатых шлемах, симпатичные дамочки, квартирные воры, тирольцы с кружками пива в руках, учёные с пробирками и т.д. и т.п., – все они выглядят действительно мило и забавно в EGA-режиме (поддерживаются, но не рекомендуются также CGA и Hercules), напоминая об изначальной ориентации игры на детскую аудиторию.
В некоторых открытых окнах выставлены ценные вещи – мешки с долларами, кубки, кольца и т.п., – которые нам не только можно, но и нужно собирать, ибо это приводит к росту набранных Вилли игровых очков. Если же какая-нибудь усатая или не очень физиономия заняла собой как раз тот самый проём, который нам нужно помыть, – следует отправиться на своей платформе к другому окну той же квартиры и... вызвать туда её обитателя при помощи свистка или манка, нажав клавишу W. Более точно определить этот музыкальный инструмент, входящий в базовый набор снаряжения профессионального мойщика окон, не представляется возможным ввиду не самого высокого качества звукового оформления: поддерживается лишь PC Speaker, и особым разнообразием его репертуар не отличается (хотя с задачей информирования нас об опасностях и об успешно вымытых стёклах динамик всё-таки справляется, так что выключать звук сочетанием клавиш Alt-S вряд ли стоит).
А вот поставить игру на паузу посредством Alt-P временами бывает очень полезно. Поскольку нам нужно не только отыскивать грязные окна и отвлекать обитателей квартир от глубокомысленного наблюдения за воронами, но и постоянно увиливать от уже упомянутых опасных предметов, стремительно падающих сверху. А ведь есть здесь ещё и пролетающие мимо пчёлы и птицы, которые если и не обрушат нашу люльку, то вполне могут раскачать её и оттолкнуть от нужного нам окна. При работе на нижних этажах зданий ко всем этим мелким неприятностям прибавляются ещё и мячи, подбрасываемые местными ребятишками и также способные сбить платформу мойщика с намеченного курса. Поджидают нас и неприятности покрупнее: для их отображения отведено специальное окошко слева внизу, при помощи мигающей стрелочки показывающее, в каком направлении в настоящий момент можно обнаружить одну из самых страшных напастей для представителя нашей профессии – голубя, дождевую тучу или бомбу. С первым, увы, никак не справиться: можно только обречённо следить за вольным полётом отходов его жизнедеятельности, лихорадочно хватаясь рукой за стратегический запас абразива IXO. А вот тучу вполне можно... догнать и обезвредить, не допустив тем самым загрязнения какого-нибудь уже благополучно очищенного стекла. Наконец, на поздних уровнях появляются и бомбы, которые выставляются на окна отдельными несознательными гражданами и которые приходится находить и деактивировать опять-таки простому и скромному мойщику.
Всего в «Window Wizard» насчитывается семь зданий-уровней, в перерывах между которыми нам предлагается пособирать бонусы, поиграв в вариант «Арканоида»: действие происходит уже в открытом космосе, и на снабжённой ракетными двигателями люльке нужно увиливать от летящих компьютеров и собирать падающих людей или же стрелять в пролетающих голубей, стараясь не попасть при этом в прочих пернатых, и т.д. После первого бонусного уровня игра предложит пройти проверку на защиту от копирования: перебирая доступные варианты ответа при помощи «пробела», нужно будет нажать «ввод» на названии того цвета, которому соответствует отображающийся на экране и в справочной карточке код.
Как ни странно, но изобилующая такими интересными и оригинальными элементами геймплея игра не снискала практически никакой известности, а немногочисленные критики обвиняли её в своё время в простоте и раздражающей скучности. Сегодня с таким вердиктом согласиться трудно: скукой здесь и не пахнет – с учётом всех местных трудностей и достопримечательностей, – а вот отнесение «Window Wizard» к категории развлечений, предназначенных для юной аудитории, действительно выглядит странной ошибкой авторов. Работа мойщика окон – очень даже непростая и весьма нервная: голуби какают стаями; на крыше какие-то хулиганы раскачивают нашу люльку, мешая процессу очистки, а путающиеся под ней глупые вороны делают то же самое в непосредственной близости от нас; компьютеры и прочие хот-доги падают сверху один за другим непрекращающимся градом; а не успели мы вымыть особо проблемное окно на нижнем этаже здания, как где-то вверху уже прошла предательская дождевая тучка... Да, трудновато работать в такой обстановке. Но разве не за сложность мы и любим старые добрые аркады?!
Стоит также добавить, что редкая, несмотря на то что выходило сразу несколько изданий в Европе и Америке, РС-версия игры оказывается даже предпочтительнее вариантов для Amiga и Atari ST чуть ли не во всём, за исключением только звукового и музыкального сопровождения: на прочих платформах было реализовано исключительно управление при помощи джойстика, которое всё-таки менее удобно, чем использование клавиатуры, и которое, вполне возможно, внесло свой вклад в дело предания этой замечательной игры незаслуженному забвению.
Ганноверская компания reLINE известна несколькими неординарными работами конца 1980-х и начала 1990-х годов – такими, как «Oil Imperium». Однако данный её продукт – пробный выпуск намеченной было «детской» серии игр YoungLine – оказался, по скромному мнению самих авторов, «мега-провалом», который вовсе и не должен был появляться на свет. Разработанная, судя по всему, ещё в 1989 г. под названием «Window Willy», игра была в итоге издана только два года спустя при помощи дистрибьютера Softgold и под более нейтральной вывеской «Window Wizard», – видимо, чтобы избежать потенциально опасных ассоциаций с тогдашним главой всенародно любимой компании Microsoft.
Тем не менее героя нашего зовут всё-таки Вилли, и работает он мойщиком окон в многоквартирных домах. А следовательно, наша игровая задача – управляя подвесной люлькой, перемещаться вдоль наружной стены жилых высотных зданий, дабы отыскивать и устранять на окнах всяческую грязь и заодно пытаться избежать всевозможных опасностей, свойственных нашей нелёгкой профессии. На каждом из этажей расположено по две квартиры, в каждой квартире по два окна, а в каждом окне – по две секции (глухая фрамуга вверху и открывающаяся часть внизу: несмотря на немецкое происхождение игры, действие разворачивается в Англии или в США). Каждую такую секцию следует обрабатывать особо, чуть подвигая нашу платформу; перемещение осуществляется стрелками курсора, а для собственно мойки используются клавиши X и C, отвечающие за движения руки с тряпкой соответственно влево и вправо.
Конечно же, применяются в этом процессе моющие средства, отображающиеся в правой нижней части экрана: клавиша 1 отвечает за выбор обычного раствора, которым мы и будем пользоваться 90% игрового времени. В особо тяжёлых случаях, когда загрязнение оконного стекла обеспечено случайно пролетавшим мимо голубем, приходится нажимать клавишу 2 и выбирать некий абразив с этикеткой IXO: будьте осторожны, поскольку применение данного детергента на обычном, просто запачканном стекле приведёт к его механическому повреждению! Кроме того, запаса IXO хватает всего на один раз – если особо грязных окон у нас несколько, нажмите цифру 3 и вызовите по мини-рации подкрепление: вскоре помощник сбросит нам с крыши ещё один флакон этого средства, который придётся ловить своей люлькой в стиле «Арканоида». Собственно, сверху и так постоянно будут падать самые различные предметы: некоторые из них – компьютеры, упаковки картофеля-фри, самоубийцы и др. – смертельно опасны и при соприкосновении приводят к падению нашей платформы на землю, тем самым отнимая у Вилли одну из доступных изначально трёх жизней; другие – например, выпавшие из окон кошки – вполне даже полезны, ибо их спасение оборачивается ростом очков, счётчик которых, наряду с тем самым количеством оставшихся жизней, отображается внизу по центру экрана.
Разумеется, начисляются нам баллы и за каждый успешно вымытый объект: общий прогресс по зачистке текущего уровня отображается в особой строке интерфейса слева внизу. Выше видно схематическое изображение ближайшего к нашему текущему местоположению окна, позволяющее более точно, нежели по основному экрану игры, определять степень запачканности каждой из двух его секций. Дело в том, что многие обитатели склонны сидеть у раскрытых окон своих квартир, тем самым препятствуя их мойке: авторы заявляют о ста различных анимированных персонажах. И действительно, кого мы только не встретим в процессе нашей напряжённой трудовой деятельности! Викинги в рогатых шлемах, симпатичные дамочки, квартирные воры, тирольцы с кружками пива в руках, учёные с пробирками и т.д. и т.п., – все они выглядят действительно мило и забавно в EGA-режиме (поддерживаются, но не рекомендуются также CGA и Hercules), напоминая об изначальной ориентации игры на детскую аудиторию.
В некоторых открытых окнах выставлены ценные вещи – мешки с долларами, кубки, кольца и т.п., – которые нам не только можно, но и нужно собирать, ибо это приводит к росту набранных Вилли игровых очков. Если же какая-нибудь усатая или не очень физиономия заняла собой как раз тот самый проём, который нам нужно помыть, – следует отправиться на своей платформе к другому окну той же квартиры и... вызвать туда её обитателя при помощи свистка или манка, нажав клавишу W. Более точно определить этот музыкальный инструмент, входящий в базовый набор снаряжения профессионального мойщика окон, не представляется возможным ввиду не самого высокого качества звукового оформления: поддерживается лишь PC Speaker, и особым разнообразием его репертуар не отличается (хотя с задачей информирования нас об опасностях и об успешно вымытых стёклах динамик всё-таки справляется, так что выключать звук сочетанием клавиш Alt-S вряд ли стоит).
А вот поставить игру на паузу посредством Alt-P временами бывает очень полезно. Поскольку нам нужно не только отыскивать грязные окна и отвлекать обитателей квартир от глубокомысленного наблюдения за воронами, но и постоянно увиливать от уже упомянутых опасных предметов, стремительно падающих сверху. А ведь есть здесь ещё и пролетающие мимо пчёлы и птицы, которые если и не обрушат нашу люльку, то вполне могут раскачать её и оттолкнуть от нужного нам окна. При работе на нижних этажах зданий ко всем этим мелким неприятностям прибавляются ещё и мячи, подбрасываемые местными ребятишками и также способные сбить платформу мойщика с намеченного курса. Поджидают нас и неприятности покрупнее: для их отображения отведено специальное окошко слева внизу, при помощи мигающей стрелочки показывающее, в каком направлении в настоящий момент можно обнаружить одну из самых страшных напастей для представителя нашей профессии – голубя, дождевую тучу или бомбу. С первым, увы, никак не справиться: можно только обречённо следить за вольным полётом отходов его жизнедеятельности, лихорадочно хватаясь рукой за стратегический запас абразива IXO. А вот тучу вполне можно... догнать и обезвредить, не допустив тем самым загрязнения какого-нибудь уже благополучно очищенного стекла. Наконец, на поздних уровнях появляются и бомбы, которые выставляются на окна отдельными несознательными гражданами и которые приходится находить и деактивировать опять-таки простому и скромному мойщику.
Всего в «Window Wizard» насчитывается семь зданий-уровней, в перерывах между которыми нам предлагается пособирать бонусы, поиграв в вариант «Арканоида»: действие происходит уже в открытом космосе, и на снабжённой ракетными двигателями люльке нужно увиливать от летящих компьютеров и собирать падающих людей или же стрелять в пролетающих голубей, стараясь не попасть при этом в прочих пернатых, и т.д. После первого бонусного уровня игра предложит пройти проверку на защиту от копирования: перебирая доступные варианты ответа при помощи «пробела», нужно будет нажать «ввод» на названии того цвета, которому соответствует отображающийся на экране и в справочной карточке код.
Как ни странно, но изобилующая такими интересными и оригинальными элементами геймплея игра не снискала практически никакой известности, а немногочисленные критики обвиняли её в своё время в простоте и раздражающей скучности. Сегодня с таким вердиктом согласиться трудно: скукой здесь и не пахнет – с учётом всех местных трудностей и достопримечательностей, – а вот отнесение «Window Wizard» к категории развлечений, предназначенных для юной аудитории, действительно выглядит странной ошибкой авторов. Работа мойщика окон – очень даже непростая и весьма нервная: голуби какают стаями; на крыше какие-то хулиганы раскачивают нашу люльку, мешая процессу очистки, а путающиеся под ней глупые вороны делают то же самое в непосредственной близости от нас; компьютеры и прочие хот-доги падают сверху один за другим непрекращающимся градом; а не успели мы вымыть особо проблемное окно на нижнем этаже здания, как где-то вверху уже прошла предательская дождевая тучка... Да, трудновато работать в такой обстановке. Но разве не за сложность мы и любим старые добрые аркады?!
Стоит также добавить, что редкая, несмотря на то что выходило сразу несколько изданий в Европе и Америке, РС-версия игры оказывается даже предпочтительнее вариантов для Amiga и Atari ST чуть ли не во всём, за исключением только звукового и музыкального сопровождения: на прочих платформах было реализовано исключительно управление при помощи джойстика, которое всё-таки менее удобно, чем использование клавиатуры, и которое, вполне возможно, внесло свой вклад в дело предания этой замечательной игры незаслуженному забвению.
1) Принудительный запуск в выдеорежиме (указывается только один из них):
/c - CGA
/e - EGA
/v - VGA
/h - Hercules
2) Дополнительно:
/d - Debug mode - отладочный режим; не работает т.к. у word_583F4 надо четвёртый бит (0x10) выставить
/s - Sound disabled - отключает звук
/* - первый же вариант ответа в защите от копирования будет правильным - можно сразу нажать ENTER
Например, EGA режим с упрощённой защитой от копирования:
WINDOW.EXE /e /*
И ещё: Alt+Q - выход из игры (в документации не упомянут), сначала выкидывает в главное меню, а оттуда, если снова нажать, уже в DOS.