Таврели

Таврели
Жанр: Tabletop
Разработчик: Сергей Нестеров (Astrolf)
Издатель: -
Год выхода: 2008
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 5 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 9.00 из 10
  • 0
  • 0
  • 3
Соотечественники! В пылу увлечения экзотическими разновидностями шахмат, такими как китайские сянци, японские шоги, корейские чанги и прочие макруки, мы совершенно забываем о своих славянских корнях! Оказывается, существуют русские шахматы, а их история насчитывает более 1000 лет! Называются они таврели. Уже в скифских захоронениях археологи находили игральные кости, фигуры и расчерченные доски. После крещения Руси таврели были объявлены «бесовской забавой» наряду с другими - прежде всего азартными - играми. Нужно сказать, что и в Европе в Средние века католическая церковь, мягко говоря, недолюбливала даже обычные классические шахматы по схожим причинам. Таврели окончательно канули в лету после того, как царь Пётр I завёз в Россию моду на индийские шахматы. И вот в 1997 году в нашей стране благодаря усилиям энтузиастов было решено возродить забытую игру. Тогда же была создана федерация по русским шахматам. На основании большого объёма археологических данных были реконструированы и запатентованы правила современной игры. А вот с компьютерными программами, к сожалению, не сложилось… Стоп! – почти не сложилось: ведь одна такая программа всё же есть! О ней и пойдёт речь в данном описании. Но прежде стоит рассказать о правилах…

Что же собой представляют русские шахматы таврели? Играют ими на обычной клетчатой доске 8х8. Правила, ходы и начальная расстановка фигур почти такие же, как и в классическом варианте. Названия фигур отличаются: волхв (король), князь (ферзь), ратоборец (ладья), лучник (слон), всадник (конь), ратник (пешка). Фигурами являются плоские фишки с нанесёнными на них обозначениями, представляющими собой просто пересечение линий, подсказывающих нам о направлении ходов, которые может сделать фигура. Так, ратник – это просто крест (ходы ладьи), князь – четыре линии, симметрично пересекающиеся в центре (ходы ферзя), а обозначение конника по очевидным причинам «загогулистости» ходов шахматного коня в некоторых своих вариантах может напоминать не вполне политкорректный свастический символ. Теперь об отличиях. Самое главное: ни одна из фигур с доски не снимается. Они здесь принципиально не «рубят» – их как бы берут в плен, заточая в так называемые башни – стопки из плоских фишек. Верхняя фигура в стопке определяет правила хода всей башни. Это поистине прямое свидетельство высшей степени гуманизма древних славян, поскольку никто никого не рубит, не убивает, не съедает (ненужное вычеркнуть). Также можно собирать только свои фишки в башни, сверху поставить какую-нибудь дальнобойную фигуру, - и таким образом своеобразный «десант» забрасывается глубоко в тыл противника. Башни можно разделять произвольно, при этом правилами позволяется даже выпускать пленённую фигуру противника (она будет сверху разделённой стопки фишек), - безусловно, если это выгодно. Фишки ратников (пешек), дойдя до последней горизонтали, переворачиваются и превращаются строго в ту фигуру, перед которой они стояли в начальной расстановке. В этом случае особая пешка, стоящая перед волхвом (король), превратится в самую мощную фигуру – хелги. Это не имеющий классического аналога гибрид коня и ферзя в нашей терминологии. Да уж… Неизменное количество играющих фигур, образование башен, варианты их перемещения, поглощения, разделения, – всё это как минимум на порядок усложняет и без того мудрёные алгоритмы ИИ для создания любой шахматной программы, которая могла бы играть хотя бы на равных с человеком.

Предельно простая вещь для игры в русские шахматы была разработана нашим соотечественником Сергеем Нестеровым в 2008 году. Это приложение-доска, с помощью которого вы имеете возможность передвигать фигуры и записывать ходы. Пока по причине отсутствия мало-мальски работающих алгоритмов приложение, по сути, просто отображает фигуры. И это всё равно уже большой плюс, поскольку сегодня банально приобрести доску со специальными фигурами русских шахмат – это ещё нужно поискать. На реальной доске использовать даже обычные подписанные маркером шашки будет проблематично. Чисто конструктивно игра требует особых фишек со специально выточенной формой и обозначениями на основной, тыльной и боковой сторонах. А в приложении выделенная игроком составная башня удобно обозначается дополнительным знаком, и в текстовом окне справа можно увидеть все фигуры, заточённые в её составе. В программе можно сражаться самому с собой либо открыть игру по сети с оппонентом. Вот и весь небогатый функционал. Даже контроль правильности ходов фигур пока остаётся полностью на совести геймеров-шахматистов.

Как сказал чемпион России по русским шахматам О. В. Свирин: «Во втором тысячелетии человечество играло в двумерные шахматы, а в третьем, я абсолютно уверен, будет играть в трёхмерные». Так оно и есть. В фантастических фильмах мы зачастую можем увидеть какие-нибудь трёхмерные мегакосмошахматы. И это выглядит круто. Безусловно, описания пространственных 3D-досок уже можно встретить сегодня, но почему-то пока не видно толп фанатов, запоем играющих в такие шахматы. Уникальность русских шахмат как раз и заключена в том, что дополнительное измерение было реализовано не в заумной модификации доски, а в самóм понятии фигуры. Когда старинная игра спустя тысячу лет возрождается благодаря современным компьютерным технологиям – это поистине сильно берёт за душу. Теперь у нас просто нет морального права пропустить мимо такую, пусть пока и недостаточно функциональную, программу, как Таврели. И кто знает - возможно, уже сейчас или в скором будущем какой-нибудь неизвестный светлый гений программирования наконец-то создаст сильный ИИ и полноценный игровой движок для русских шахмат!
Автор обзора: WERTA
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
Вредный
@Vissavald, шо, и у норвежских викингов не было? Тоже задорно чудили?
У викингов был Хнефатафл. По нашему "Тавлеи". Адаптация тавлей есть на сайте - это King's Table: The Legend of Ragnarok (1993, DOS)

Таврели - это уже другая история. Вроде как древние: пишут, что игра появилась ещё в скифские времена. На Руси распространялась до IX-X вв. Археологи нашли детали игры в раскопках Старой Рязани, датируются XII веком. Ещё можно найти сведения в духе "Игра в русские шахматы упоминаются в былинах о Садко и Владимире Красное Солнышко". Но это не точно.
Современные русские шахматы, которых здесь назвали Таврели, появились в 90-е годы XX века. Выводы делайте сами.
@Vissavald, шо, и у норвежских викингов не было? Тоже задорно чудили?
Не стоит здесь пропагандировать паранаучные задорновистические стерлиговизмы им. проф. Чудинова. "Таврели" - бредовый новодел в духе уже уходящей (слава Роду, и уроду, и словѣнскому народу!) моды на "удревнительные" басни из области истории, религии и культуры Родины Слонов.