Бад Грейс (род. 1944) – так зовут американского ядерного физика, который в возрасте 35 лет неожиданно ощутил в себе потребность переквалифицироваться в художники – авторы забавных рисованных историй, в различных странах известных как «BD», «Comics» и так далее. Самый знаменитый его персонаж по имени Эрни появился на свет в 1988 году – и на протяжении последующих тридцати лет радовал поклонников своими приключениями, публиковавшимися сначала в газетах, а затем и на веб-сайтах и называвшимися первое время просто «Ernie», а после 1998 года – «Piranha Club». Как ни странно, наибольшую популярность работы Грейса снискали вовсе не в США, а в Северной Европе – в скандинавских и прибалтийских странах. Именно там усилиями студии Norsk Strek из города Осло и была в 1997 году выпущена «игроизация» истории Эрни и его друзей. С точки зрения жанровой принадлежности «Ernie: Broke in Bayonne» представляет собой нечто вроде оригинальной адвенчуры, умело замаскированной под сборник самых разнообразных аркадных и логических мини-игр (как видно, для Скандинавии такой подход был вполне характерен: вспомним чуть более позднюю «Rummel & Rabalder: SkumCity»).
Совместная работа Бада Грейса и Norsk Strek, скажем сразу, отличается при этом просто отличным качеством что рисовки, что игрового процесса, – к сожалению, планировавшаяся к выходу английская локализация если и состоялась (что само по себе далеко не факт), то до сих пор не найдена, и любителям экзотических диковинок остаётся довольствоваться двуязычным норвежско-шведским изданием. Которое, кстати сказать, отсутствовало в сети до 2019 года в принципе – и до конца января 2020-го в полной версии, со всеми видеороликами.
Зато именно по этой причине стоит предварительно сказать несколько слов о мире «Ernie» и населяющих его личностях. Все события разворачиваются в городке Бейонн, что в североамериканском штате Нью-Джерси; формально главным героем является молодой человек по имени Эрни Флойд – недавний выпускник местного университета, работающий помощником управляющего заведения общественного питания. Однако куда больше внимания в серии рассказов в картинках уделяется его друзьям, соседям и родственникам. В числе последних ведущее место принадлежит Сиду Фернвилтеру, дядюшке Эрни – и предпринимателю весьма широкого профиля (а по правде говоря, мошеннику, вечно готовому провернуть какую-нибудь очередную афёру или одолжить у племянника несколько долларов без шансов на возврат). Именно Сид и является организатором и бессменным казначеем того самого «Клуба Пираньи», объединяющего многих самых тёмных и подозрительных личностей – и настоящую кровожадную рыбину по кличке Эрл. Среди прочих, чуть менее значительных персонажей стоит упомянуть Дорис – невесту Эрни; её хулиганистого младшего брата Спенсера; рассеянную старушку Эффи, в доме которой главный герой квартируется и столуется; доктора Порка, лучшего друга Сида и врача-шарлатана, чьи жена и тёща славятся своим крутым нравом; телепроповедника Преподобного Боба; ушлого продавца подержанных автомобилей Элвиса Циммермана; препротивного и сверхупитанного Арнольда Арнольдски; криминальный дуэт братьев Вурлитцер; ну и ещё нескольких неординарных личностей - вроде инопланетянина Зерблатта с планеты Грелзак (осевшего в окрестностях, женившегося на земной женщине и заимевшего с ней на пару добрую сотню отпрысков – полулюдей-полулягушек).
Как несложно догадаться по такому перечню действующих лиц, акцент в приключениях Эрни и его земляков сделан на юмор. А львиная доля такового заключается в художественном стиле Бада Грейса, принимавшего в разработке игры самое активное и непосредственное участие. При этом на экранах мониторов его рисунки выглядят не только не хуже, но, пожалуй, даже и лучше, чем на газетных страницах, – отличаясь яркими цветами, чёткими линиями и общей карикатурной «мультяшностью», чем-то даже напоминая работы неподражаемого Пьера Гийода из Coktel Vision. В общем, не так уж и удивительно, что истории из жизни городка Бейонн пришлись по вкусу обитателям Европы! Озвучки здесь нет (не считая FMV-роликов, о которых будет сказано чуть позднее), музыкальное оформление ненавязчиво, а вот звуковые эффекты имеются в значительном количестве, аккомпанируя столь же обильной и крайне забавной анимации – часто вставленной на экраны смеха ради и не несущей никакой функциональной нагрузки, подобно различного рода «активностям» из детских развивающих игр (с тем, разумеется, отличием, что по многим показателям «Ernie: Broke in Bayonne» предназначается исключительно для взрослой аудитории).
Конечно же, имеется у нас при этом и общая цель игры: наш невидимый протагонист (иначе говоря, действие отображается в перспективе от первого лица) должен добиться членства в «Клубе Пираньи», начав с тысячи долларов в кармане – и заполучив куда большую сумму, необходимую для того, чтобы уже просто попасть в штаб-квартиру этой не особо достойной (и очень закрытой) организации, а также и собрав прочие предметы, полезные при вступительных испытаниях. Основной экран представляет собой панораму Бейонна, которую можно прокручивать из стороны в сторону, зажав левую кнопку мыши; большинство зданий при двойном щелчке на них открывают нам доступ к мини-играм и головоломкам, позволяющим заработать (или же потратить) драгоценные зелёные купюры. Вся соль заключается в том, что большинство таких развлечений – отнюдь не простые аркадные состязания или пазлы: победу в них чаще всего можно одержать только «нечестным» путём, нарушив всю привычную логику коварным (и чисто квестовым) применением какого-нибудь подходящего случаю предмета.
Интерфейс игры представлен прежде всего панелью управления внизу экрана: здесь можно увидеть количество имеющихся у нас на руках наличных, а также величину набранных очков и достигнутый уровень (последние два показателя, понятное дело, включаются лишь в специально отведённых местах). При помощи трёх кнопок в правом нижнем углу разрешается, соответственно, начать текущую мини-игру сначала, поставить процесс на паузу или вернуться из помещения назад на панораму города; нажатие на «Kontroll...» под счётчиком набранных баллов позволит отрегулировать кое-какие настройки вроде языка локализации, громкости звука, наличия фоновых эффектов и даже включения скрытого «чит-режима», а также и выйти из игры в систему. Рядом красуется похожая кнопка с обозначением «Bendeler» (норв.) или «Ägodelar» (шв)., то бишь «пожитки», открывающая панель вспомогательного инвентаря: здесь хранятся подобранные нами тут и сям полезные вещи, которые не получится активно использовать на экранах игры (и которые можно задействовать лишь изредка и часто автоматически). Собственно же настоящий инвентарь отображается постоянно внизу слева: числящиеся тут предметы именуются «инструментами» и в любой момент по нашему желанию способны заменять собой курсор. Изначально таковых у нас три: простой указатель в виде руки, используемый для перемещения и разнообразных действий; голова Бада Грейса, де-факто заменяющая функцию осмотра и позволяющая при нажатии ею на активные точки выводить в виде «пузырей»-субтитров соображения героя по поводу данных объектов интереса; ну и – зелёного цвета пачка с купюрами, помогающая тратить наш наличный запас с большей или меньшей пользой. Оба типа инвентаря мы будем пополнять, зажимая достойные внимания предметы на основном экране левой кнопкой мыши и перемещая их на левую или правую нижние панели. Обратите только внимание, что прокручивать ни ту, ни другую не разрешается: иначе говоря, количество посадочных мест у нас строго ограниченное, и при попытке поместить туда соответственно более девяти или десяти вещей крайняя правая из уже имеющихся будет утеряна! Будьте внимательны и осторожны.
Как можно догадаться, для участия в мини-играх потребуется немало смекалки, – за некоторой помощью можно отправиться к Мадам Эффи, которая подрабатывает в качестве ясновидящей и за пожертвование в размере 5, 10 или 25 долларов даст нам подсказку соответствующей степени прозрачности. Самая первая из прочих локаций – кабинет Сида, крайний слева на панораме города, в котором мы оказываемся в самом начале игры; подобно церкви Преподобного Боба, хозяин этого заведения старается выманить у нас деньги, а не дать их заработать (хотя при некоторой доле везения и сообразительности даже здесь можно разжиться кое-чем полезным). Достойный коллега этих двух джентльменов, доктор Порк, чья клиника находится уже в крайней правой позиции, запросит с нас 100 долларов за комплексное обследование здоровья при помощи продвинутого медицинского оборудования. Особо следует отметить здание «Художественной галереи»: помимо возможности полюбоваться портретами всех значимых обитателей городка здесь можно встретиться с самим автором игры, который расскажет о любом своём персонаже в миниатюрном видеоролике, причём – в некотором диссонансе со всей остальной игрой – на чистом английском языке (представленные на этом же экране значки флагов размещены исключительно смеха ради: на них, как и на любую картину с изображением жителя Бейонна или какого-либо значимого предмета, можно щёлкнуть левой кнопкой – и посмеяться реакции Бада Грейса). Помещение же «Клуба Пираньи» в центре города является нашей главной целью: сначала потребуется уговорить охранника впустить нас внутрь, сдавая деньги и прочее ценное имущество и выполняя задания дяди Сида, – в случае если это таки удастся, для успешного завершения игры предстоит ещё и пройти процедуру инициации (заключающуюся в чистке аквариума пираньи Эрла при помощи зубной щётки: смертельный номер).
Остальные десять локаций представляют собой те самые мини-игры. Например, в баре «Happy Hour» предстоит обслуживать посетителей в количестве пяти человек (включая, кстати, и самого Эрни Флойда, – так что играем мы явно не за него лично). Вверху расположены перевёрнутые ёмкости с напитками: требуется, зажав пустой стакан левой кнопкой мыши и стараясь не уронить его на пол, подвести курсор к нужному напитку сообразно пожеланию кого-то из клиентов. Последние делают заказы по очереди, причём часто необходимо запоминать, кто какую отраву предпочитает (ибо посетители могут как пожелать какой-то определённый напиток, так и просто попросить «повторить то же самое, что и в прошлый раз»). Временами некоторые из клиентов могут уходить или падать под стол от опьянения – непременно возвращаясь за новой порцией своего жидкого яда. Каждый правильно выполненный заказ приносит нам пять долларов; за разбитый стакан следует штраф в десять USD, но иногда это оказывается единственным выходом избежать уплаты в целых двадцать пять долларов за неправильно истолкованное пожелание (вдобавок к полному обнулению счётчика очков)!
Одним из наиболее забавных развлечений оказывается «Караопера»: единственным артистом на сцене является Арнольд, и поёт он пусть и очень забавно, но не особо художественно (бедный Россини!). Соответственно, нашей задачей является покупать помидоры у услужливо стоящего в партере импресарио Сида – и метать их в незадачливого тенора, на удивление ловко увиливающего от овощеснарядов. Чтобы убрать певца со сцены, потребуется десять точных попаданий, после чего наш запас наличных пополнится сотней долларов, а мы перейдём на следующий уровень этой мини-игры (и сможем усладить своё зрение и слух Арнольдом в новом образе). Нечто похожее ждёт нас и в «Павильоне аркадных автоматов»: заплатив десять долларов, можно поучаствовать в лошадиных скачках, пытаясь быстрыми нажатиями левой кнопкой мыши первым привести своего наездника к финишу за приз в двадцать долларов: задача практически невыполнимая без использования нечестных приёмов! Остановившись же в «Мотеле», Эрни просыпается среди ночи из-за шума, устроенного танцующими тараканами: прямо на одеяле, представляющем собой импровизированную сцену, расположено несколько миниатюрных табуреток, и задача заключается в том, чтобы, управляя артистом, одетым в белый костюм Элвиса Пресли, как можно быстрее занять место на одной из них после прекращения музыки: оставшийся стоять таракан выбывает из игры. Помимо перечисленного нам предстоит также: мыть машину Эрни, ликвидируя следы от хулиганств Спенсера и продуктов жизнедеятельности голубей; охотиться на лося в местном варианте виртуального тира; пытаться провести доктора Порка домой, состязаясь в карате с его женой и тёщей (да, «Mortal Pork» – это такой файтинг!); собирать стодолларовую купюру из кусочков, на которые она разлетелась после взрыва банковского сейфа, устроенного братьями Вурлитцер (за ограниченное время, по истечении которого нас нелюбезно препроводят в полицейский участок); упражняться в меткой стрельбе из тостера в пародии на «Space Invaders»; а также тренировать память в мнемонической игре, в которой Спенсер стучит молотком по пальцам принимающего душ Эрни.
В общем, уже просто знакомиться с «Ernie: Broke in Bayonne» оказывается очень даже весело, – если же вы можете похвастаться наличием незаурядных квестово-аркадных навыков, а то и знанием шведского или норвежского языка, обязательно попробуйте достичь членства в «Клубе Пиранья». Лучшие рекомендации всем любителям оригинальных редкостей!
Совместная работа Бада Грейса и Norsk Strek, скажем сразу, отличается при этом просто отличным качеством что рисовки, что игрового процесса, – к сожалению, планировавшаяся к выходу английская локализация если и состоялась (что само по себе далеко не факт), то до сих пор не найдена, и любителям экзотических диковинок остаётся довольствоваться двуязычным норвежско-шведским изданием. Которое, кстати сказать, отсутствовало в сети до 2019 года в принципе – и до конца января 2020-го в полной версии, со всеми видеороликами.
Зато именно по этой причине стоит предварительно сказать несколько слов о мире «Ernie» и населяющих его личностях. Все события разворачиваются в городке Бейонн, что в североамериканском штате Нью-Джерси; формально главным героем является молодой человек по имени Эрни Флойд – недавний выпускник местного университета, работающий помощником управляющего заведения общественного питания. Однако куда больше внимания в серии рассказов в картинках уделяется его друзьям, соседям и родственникам. В числе последних ведущее место принадлежит Сиду Фернвилтеру, дядюшке Эрни – и предпринимателю весьма широкого профиля (а по правде говоря, мошеннику, вечно готовому провернуть какую-нибудь очередную афёру или одолжить у племянника несколько долларов без шансов на возврат). Именно Сид и является организатором и бессменным казначеем того самого «Клуба Пираньи», объединяющего многих самых тёмных и подозрительных личностей – и настоящую кровожадную рыбину по кличке Эрл. Среди прочих, чуть менее значительных персонажей стоит упомянуть Дорис – невесту Эрни; её хулиганистого младшего брата Спенсера; рассеянную старушку Эффи, в доме которой главный герой квартируется и столуется; доктора Порка, лучшего друга Сида и врача-шарлатана, чьи жена и тёща славятся своим крутым нравом; телепроповедника Преподобного Боба; ушлого продавца подержанных автомобилей Элвиса Циммермана; препротивного и сверхупитанного Арнольда Арнольдски; криминальный дуэт братьев Вурлитцер; ну и ещё нескольких неординарных личностей - вроде инопланетянина Зерблатта с планеты Грелзак (осевшего в окрестностях, женившегося на земной женщине и заимевшего с ней на пару добрую сотню отпрысков – полулюдей-полулягушек).
Как несложно догадаться по такому перечню действующих лиц, акцент в приключениях Эрни и его земляков сделан на юмор. А львиная доля такового заключается в художественном стиле Бада Грейса, принимавшего в разработке игры самое активное и непосредственное участие. При этом на экранах мониторов его рисунки выглядят не только не хуже, но, пожалуй, даже и лучше, чем на газетных страницах, – отличаясь яркими цветами, чёткими линиями и общей карикатурной «мультяшностью», чем-то даже напоминая работы неподражаемого Пьера Гийода из Coktel Vision. В общем, не так уж и удивительно, что истории из жизни городка Бейонн пришлись по вкусу обитателям Европы! Озвучки здесь нет (не считая FMV-роликов, о которых будет сказано чуть позднее), музыкальное оформление ненавязчиво, а вот звуковые эффекты имеются в значительном количестве, аккомпанируя столь же обильной и крайне забавной анимации – часто вставленной на экраны смеха ради и не несущей никакой функциональной нагрузки, подобно различного рода «активностям» из детских развивающих игр (с тем, разумеется, отличием, что по многим показателям «Ernie: Broke in Bayonne» предназначается исключительно для взрослой аудитории).
Конечно же, имеется у нас при этом и общая цель игры: наш невидимый протагонист (иначе говоря, действие отображается в перспективе от первого лица) должен добиться членства в «Клубе Пираньи», начав с тысячи долларов в кармане – и заполучив куда большую сумму, необходимую для того, чтобы уже просто попасть в штаб-квартиру этой не особо достойной (и очень закрытой) организации, а также и собрав прочие предметы, полезные при вступительных испытаниях. Основной экран представляет собой панораму Бейонна, которую можно прокручивать из стороны в сторону, зажав левую кнопку мыши; большинство зданий при двойном щелчке на них открывают нам доступ к мини-играм и головоломкам, позволяющим заработать (или же потратить) драгоценные зелёные купюры. Вся соль заключается в том, что большинство таких развлечений – отнюдь не простые аркадные состязания или пазлы: победу в них чаще всего можно одержать только «нечестным» путём, нарушив всю привычную логику коварным (и чисто квестовым) применением какого-нибудь подходящего случаю предмета.
Интерфейс игры представлен прежде всего панелью управления внизу экрана: здесь можно увидеть количество имеющихся у нас на руках наличных, а также величину набранных очков и достигнутый уровень (последние два показателя, понятное дело, включаются лишь в специально отведённых местах). При помощи трёх кнопок в правом нижнем углу разрешается, соответственно, начать текущую мини-игру сначала, поставить процесс на паузу или вернуться из помещения назад на панораму города; нажатие на «Kontroll...» под счётчиком набранных баллов позволит отрегулировать кое-какие настройки вроде языка локализации, громкости звука, наличия фоновых эффектов и даже включения скрытого «чит-режима», а также и выйти из игры в систему. Рядом красуется похожая кнопка с обозначением «Bendeler» (норв.) или «Ägodelar» (шв)., то бишь «пожитки», открывающая панель вспомогательного инвентаря: здесь хранятся подобранные нами тут и сям полезные вещи, которые не получится активно использовать на экранах игры (и которые можно задействовать лишь изредка и часто автоматически). Собственно же настоящий инвентарь отображается постоянно внизу слева: числящиеся тут предметы именуются «инструментами» и в любой момент по нашему желанию способны заменять собой курсор. Изначально таковых у нас три: простой указатель в виде руки, используемый для перемещения и разнообразных действий; голова Бада Грейса, де-факто заменяющая функцию осмотра и позволяющая при нажатии ею на активные точки выводить в виде «пузырей»-субтитров соображения героя по поводу данных объектов интереса; ну и – зелёного цвета пачка с купюрами, помогающая тратить наш наличный запас с большей или меньшей пользой. Оба типа инвентаря мы будем пополнять, зажимая достойные внимания предметы на основном экране левой кнопкой мыши и перемещая их на левую или правую нижние панели. Обратите только внимание, что прокручивать ни ту, ни другую не разрешается: иначе говоря, количество посадочных мест у нас строго ограниченное, и при попытке поместить туда соответственно более девяти или десяти вещей крайняя правая из уже имеющихся будет утеряна! Будьте внимательны и осторожны.
Как можно догадаться, для участия в мини-играх потребуется немало смекалки, – за некоторой помощью можно отправиться к Мадам Эффи, которая подрабатывает в качестве ясновидящей и за пожертвование в размере 5, 10 или 25 долларов даст нам подсказку соответствующей степени прозрачности. Самая первая из прочих локаций – кабинет Сида, крайний слева на панораме города, в котором мы оказываемся в самом начале игры; подобно церкви Преподобного Боба, хозяин этого заведения старается выманить у нас деньги, а не дать их заработать (хотя при некоторой доле везения и сообразительности даже здесь можно разжиться кое-чем полезным). Достойный коллега этих двух джентльменов, доктор Порк, чья клиника находится уже в крайней правой позиции, запросит с нас 100 долларов за комплексное обследование здоровья при помощи продвинутого медицинского оборудования. Особо следует отметить здание «Художественной галереи»: помимо возможности полюбоваться портретами всех значимых обитателей городка здесь можно встретиться с самим автором игры, который расскажет о любом своём персонаже в миниатюрном видеоролике, причём – в некотором диссонансе со всей остальной игрой – на чистом английском языке (представленные на этом же экране значки флагов размещены исключительно смеха ради: на них, как и на любую картину с изображением жителя Бейонна или какого-либо значимого предмета, можно щёлкнуть левой кнопкой – и посмеяться реакции Бада Грейса). Помещение же «Клуба Пираньи» в центре города является нашей главной целью: сначала потребуется уговорить охранника впустить нас внутрь, сдавая деньги и прочее ценное имущество и выполняя задания дяди Сида, – в случае если это таки удастся, для успешного завершения игры предстоит ещё и пройти процедуру инициации (заключающуюся в чистке аквариума пираньи Эрла при помощи зубной щётки: смертельный номер).
Остальные десять локаций представляют собой те самые мини-игры. Например, в баре «Happy Hour» предстоит обслуживать посетителей в количестве пяти человек (включая, кстати, и самого Эрни Флойда, – так что играем мы явно не за него лично). Вверху расположены перевёрнутые ёмкости с напитками: требуется, зажав пустой стакан левой кнопкой мыши и стараясь не уронить его на пол, подвести курсор к нужному напитку сообразно пожеланию кого-то из клиентов. Последние делают заказы по очереди, причём часто необходимо запоминать, кто какую отраву предпочитает (ибо посетители могут как пожелать какой-то определённый напиток, так и просто попросить «повторить то же самое, что и в прошлый раз»). Временами некоторые из клиентов могут уходить или падать под стол от опьянения – непременно возвращаясь за новой порцией своего жидкого яда. Каждый правильно выполненный заказ приносит нам пять долларов; за разбитый стакан следует штраф в десять USD, но иногда это оказывается единственным выходом избежать уплаты в целых двадцать пять долларов за неправильно истолкованное пожелание (вдобавок к полному обнулению счётчика очков)!
Одним из наиболее забавных развлечений оказывается «Караопера»: единственным артистом на сцене является Арнольд, и поёт он пусть и очень забавно, но не особо художественно (бедный Россини!). Соответственно, нашей задачей является покупать помидоры у услужливо стоящего в партере импресарио Сида – и метать их в незадачливого тенора, на удивление ловко увиливающего от овощеснарядов. Чтобы убрать певца со сцены, потребуется десять точных попаданий, после чего наш запас наличных пополнится сотней долларов, а мы перейдём на следующий уровень этой мини-игры (и сможем усладить своё зрение и слух Арнольдом в новом образе). Нечто похожее ждёт нас и в «Павильоне аркадных автоматов»: заплатив десять долларов, можно поучаствовать в лошадиных скачках, пытаясь быстрыми нажатиями левой кнопкой мыши первым привести своего наездника к финишу за приз в двадцать долларов: задача практически невыполнимая без использования нечестных приёмов! Остановившись же в «Мотеле», Эрни просыпается среди ночи из-за шума, устроенного танцующими тараканами: прямо на одеяле, представляющем собой импровизированную сцену, расположено несколько миниатюрных табуреток, и задача заключается в том, чтобы, управляя артистом, одетым в белый костюм Элвиса Пресли, как можно быстрее занять место на одной из них после прекращения музыки: оставшийся стоять таракан выбывает из игры. Помимо перечисленного нам предстоит также: мыть машину Эрни, ликвидируя следы от хулиганств Спенсера и продуктов жизнедеятельности голубей; охотиться на лося в местном варианте виртуального тира; пытаться провести доктора Порка домой, состязаясь в карате с его женой и тёщей (да, «Mortal Pork» – это такой файтинг!); собирать стодолларовую купюру из кусочков, на которые она разлетелась после взрыва банковского сейфа, устроенного братьями Вурлитцер (за ограниченное время, по истечении которого нас нелюбезно препроводят в полицейский участок); упражняться в меткой стрельбе из тостера в пародии на «Space Invaders»; а также тренировать память в мнемонической игре, в которой Спенсер стучит молотком по пальцам принимающего душ Эрни.
В общем, уже просто знакомиться с «Ernie: Broke in Bayonne» оказывается очень даже весело, – если же вы можете похвастаться наличием незаурядных квестово-аркадных навыков, а то и знанием шведского или норвежского языка, обязательно попробуйте достичь членства в «Клубе Пиранья». Лучшие рекомендации всем любителям оригинальных редкостей!