Данная игра была сделана по роману Тома Клэнси ещё до выхода одноименного фильма.
Сюжет вкратце таков: советский капитан, командующий новейшей ПЛАРБ "Красный Октябрь", обладающей сверхсекретным бесшумным движителем "Гусеница", по ряду причин решает сбежать вместе с лодкой в США. Для этого он подговаривает офицеров, устраняет несогласных и в тайне от команды во время похода уводит лодку на Запад, после чего, связавшись с ЦРУ и инсценировав аварию реактора, эвакуирует ничего не подозревающую команду на американский спасательный корабль, а сам вместе с единомышленниками, "чтобы лодка не досталась капиталистам", инсценирует утопление субмарины вместе с собой. Так бы это был идеальный план, и обманутое советское руководство, возможно, даже присвоило бы "героическим офицерам" ордена посмертно, - но это же Том Клэнси, а значит, без ложки идиотии никуда: наш герой - от большого ума, видимо, - перед отплытием оставляет сообщение своему родственнику, являющемуся также адмиралом советских ВМС и его прямым начальником, в котором признается, что хочет угнать лодку, и рассказывает, почему он это делает. Ну и, естественно, как только это сообщение доходит до адресата, весь советский флот начинает охоту за беглецом. Ну и там много всего произошло параллельно этому: все-таки это целый роман, и он правда достоин того, чтобы его прочитать, даже если вы очень болезненно относитесь ко всему антисоветскому.
Игра представляет собой обычный для своего времени симулятор подводной лодки от первого лица - то есть увидеть внешний мир можно только через перископ, а большую часть времени перед глазами будут исключительно карты, приборы, сонары и всевозможные меню. Примечательно разве что наличие у лодки двух типов движителей - бесшумной, но медленной "той самой" сверхсекретной "Гусеницы" и шумных, но быстрых "традиционных" винтов, - а также двух силовых установок: дизельной, шумной и требующей периодической подзарядки батарей в надводном положении, - и атомной, которая всем хороша, но по сюжету "ломается" на 6-й внутриигровой день (12 декабря). А ещё в интерфейсе игры местами задействованы русские буквы (повсеместно Я вместо R и др.) и курсор в виде серпа и молота.
Из вооружения присутствуют носовые и кормовые торпедные аппараты, в каждом из которых есть очень небольшой запас самонаводящихся торпед, часто проходящих мимо цели, если их запускать под неправильным курсом. От вражеского огня нас спасают ложные цели-приманки, количество которых ограничено, и наша скорость - на максимальной вражеские торпеды нас просто не догоняют.
В целом управление довольно быстро становится понятным, а вот что именно тут нужно делать и как всё работает - это можно узнать только из мануала. Поэтому настоятельно рекомендуется ознакомиться с ним, прежде чем приступить к игре, и затем держать его под рукой.
Наша задача - держать курс на Запад, уклоняясь от встреч с советскими кораблями, которые нас будут пытаться утопить, встретиться с любым американским кораблём и, получив от него координаты, прибыть в точку рандеву. Всё, игра пройдена. О том, где находятся флоты СССР и США, нам говорит радиоперехват, который мы можем вести, идя на перископной глубине. Вот только проблема в том, что советские флотилии часто трутся около американских, - и надо исхитриться подплыть к американцам "без свидетелей", иначе сразу GAME OVER. Плюс есть риск возникновения у команды подозрений, что происходит что-то не то, вследствие чего она может взбунтоваться и арестовать вас.
Немного об ощущениях от процесса: играбельно, но очень скучно.
Технически, несмотря на годы разработки, игра выполнена очень качественно, - графика даже в CGA выглядит хорошо, управление и интерфейс довольно удобные и понятные, звуковое сопровождение не шедевр, но, в общем-то, неплохое, и его при необходимости можно отключить.
Но вот геймплейное содержимое явно недоработанное: 99% игрового времени придётся просто плыть через Атлантический океан. Есть ускорение времени, - но его явно недостаточно, чтоб не успеть заскучать. Океан абсолютно пустой: кроме трёх советских и трёх американских флотов и одного траулера в самом начале игры, кораблей в нём больше нет. Сражаться в игре не нужно - даже если вы пустите на дно целый советский флот, этот "подвиг" нигде и никак не засчитывается, а благодаря радиоперехвату все советские корабли можно просто обходить на безопасном расстоянии. Если даже вам захочется вступить в сражение в развлекательных целях - то за противником придётся ещё побегать (если только вы не подойдёте к американскому флоту в присутствии советского или просто не выстрелите по кораблю США, - тогда вас просто неминуемо и скоропостижно сразу топят "по сюжету").
Сами битвы довольно сложные. К одним кораблям (Krivak'и) нельзя приближаться - они кидаются бомбами; другие пускают торпеды издалека. Плюс всякие манёвры и тихое подкрадывание, судя по всему, не работают совсем, "термоклин" в игре не реализован, скорость и, как следствие, шум вашей лодки влияет только на вашу способность услышать и обнаружить противника на большой дистанции, - а сами враги, похоже, видят вас всегда. Самой, по моему мнению, эффективной тактикой боя является прохождение на полном ходу через строй противников с одновременным выпусканием в них торпед.
К сожалению, какой-то атмосферы погони или чего-то напряжённого не ощущается, и что-то хоть как-то интересное и в духе оригинального произведения происходит только в самом конце и общего впечатления не изменяет. Игру можно порекомендовать, наверное, только любителям симуляторов подводных лодок, которые задались целью пройти их все.
Поддерживается два графических адаптера - CGA и EGA; картинка в обоих выглядит относительно неплохо, несмотря на дату выхода. Существуют также версии для других платформ, в частности для Atari ST, - там графика порой получше, и если вы дружите с эмуляторами этих систем, то можно попробовать их.
И да - именно здесь, наверное, впервые в истории видеоигр прозвучал гимн Советского Союза.
Сюжет вкратце таков: советский капитан, командующий новейшей ПЛАРБ "Красный Октябрь", обладающей сверхсекретным бесшумным движителем "Гусеница", по ряду причин решает сбежать вместе с лодкой в США. Для этого он подговаривает офицеров, устраняет несогласных и в тайне от команды во время похода уводит лодку на Запад, после чего, связавшись с ЦРУ и инсценировав аварию реактора, эвакуирует ничего не подозревающую команду на американский спасательный корабль, а сам вместе с единомышленниками, "чтобы лодка не досталась капиталистам", инсценирует утопление субмарины вместе с собой. Так бы это был идеальный план, и обманутое советское руководство, возможно, даже присвоило бы "героическим офицерам" ордена посмертно, - но это же Том Клэнси, а значит, без ложки идиотии никуда: наш герой - от большого ума, видимо, - перед отплытием оставляет сообщение своему родственнику, являющемуся также адмиралом советских ВМС и его прямым начальником, в котором признается, что хочет угнать лодку, и рассказывает, почему он это делает. Ну и, естественно, как только это сообщение доходит до адресата, весь советский флот начинает охоту за беглецом. Ну и там много всего произошло параллельно этому: все-таки это целый роман, и он правда достоин того, чтобы его прочитать, даже если вы очень болезненно относитесь ко всему антисоветскому.
Игра представляет собой обычный для своего времени симулятор подводной лодки от первого лица - то есть увидеть внешний мир можно только через перископ, а большую часть времени перед глазами будут исключительно карты, приборы, сонары и всевозможные меню. Примечательно разве что наличие у лодки двух типов движителей - бесшумной, но медленной "той самой" сверхсекретной "Гусеницы" и шумных, но быстрых "традиционных" винтов, - а также двух силовых установок: дизельной, шумной и требующей периодической подзарядки батарей в надводном положении, - и атомной, которая всем хороша, но по сюжету "ломается" на 6-й внутриигровой день (12 декабря). А ещё в интерфейсе игры местами задействованы русские буквы (повсеместно Я вместо R и др.) и курсор в виде серпа и молота.
Из вооружения присутствуют носовые и кормовые торпедные аппараты, в каждом из которых есть очень небольшой запас самонаводящихся торпед, часто проходящих мимо цели, если их запускать под неправильным курсом. От вражеского огня нас спасают ложные цели-приманки, количество которых ограничено, и наша скорость - на максимальной вражеские торпеды нас просто не догоняют.
В целом управление довольно быстро становится понятным, а вот что именно тут нужно делать и как всё работает - это можно узнать только из мануала. Поэтому настоятельно рекомендуется ознакомиться с ним, прежде чем приступить к игре, и затем держать его под рукой.
Наша задача - держать курс на Запад, уклоняясь от встреч с советскими кораблями, которые нас будут пытаться утопить, встретиться с любым американским кораблём и, получив от него координаты, прибыть в точку рандеву. Всё, игра пройдена. О том, где находятся флоты СССР и США, нам говорит радиоперехват, который мы можем вести, идя на перископной глубине. Вот только проблема в том, что советские флотилии часто трутся около американских, - и надо исхитриться подплыть к американцам "без свидетелей", иначе сразу GAME OVER. Плюс есть риск возникновения у команды подозрений, что происходит что-то не то, вследствие чего она может взбунтоваться и арестовать вас.
Немного об ощущениях от процесса: играбельно, но очень скучно.
Технически, несмотря на годы разработки, игра выполнена очень качественно, - графика даже в CGA выглядит хорошо, управление и интерфейс довольно удобные и понятные, звуковое сопровождение не шедевр, но, в общем-то, неплохое, и его при необходимости можно отключить.
Но вот геймплейное содержимое явно недоработанное: 99% игрового времени придётся просто плыть через Атлантический океан. Есть ускорение времени, - но его явно недостаточно, чтоб не успеть заскучать. Океан абсолютно пустой: кроме трёх советских и трёх американских флотов и одного траулера в самом начале игры, кораблей в нём больше нет. Сражаться в игре не нужно - даже если вы пустите на дно целый советский флот, этот "подвиг" нигде и никак не засчитывается, а благодаря радиоперехвату все советские корабли можно просто обходить на безопасном расстоянии. Если даже вам захочется вступить в сражение в развлекательных целях - то за противником придётся ещё побегать (если только вы не подойдёте к американскому флоту в присутствии советского или просто не выстрелите по кораблю США, - тогда вас просто неминуемо и скоропостижно сразу топят "по сюжету").
Сами битвы довольно сложные. К одним кораблям (Krivak'и) нельзя приближаться - они кидаются бомбами; другие пускают торпеды издалека. Плюс всякие манёвры и тихое подкрадывание, судя по всему, не работают совсем, "термоклин" в игре не реализован, скорость и, как следствие, шум вашей лодки влияет только на вашу способность услышать и обнаружить противника на большой дистанции, - а сами враги, похоже, видят вас всегда. Самой, по моему мнению, эффективной тактикой боя является прохождение на полном ходу через строй противников с одновременным выпусканием в них торпед.
К сожалению, какой-то атмосферы погони или чего-то напряжённого не ощущается, и что-то хоть как-то интересное и в духе оригинального произведения происходит только в самом конце и общего впечатления не изменяет. Игру можно порекомендовать, наверное, только любителям симуляторов подводных лодок, которые задались целью пройти их все.
Поддерживается два графических адаптера - CGA и EGA; картинка в обоих выглядит относительно неплохо, несмотря на дату выхода. Существуют также версии для других платформ, в частности для Atari ST, - там графика порой получше, и если вы дружите с эмуляторами этих систем, то можно попробовать их.
И да - именно здесь, наверное, впервые в истории видеоигр прозвучал гимн Советского Союза.
- Атмосфера:
Клюква - Время и место:
Современность - Происхождение:
Книги - Страна или регион происхождения:
Великобритания - Тематика:
Мореплавание - Техника:
Подводные лодки - Язык:
English