Murder on the Atlantic

Murder on the Atlantic (North American Version)
Murder on the Atlantic
Жанр: Quest
Разработчик: Cobra Soft, IntraCorp
Издатель: IntraCorp
Год выхода: 1988
Платформа: Commodore 64
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 7 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 8.00 из 10
  • 1
  • 1
  • 3
Появление у нас на сайте отдельных страничек и описаний для игр, уже выложенных в исполнении для другой платформы, – факт не самый частый, но вполне себе встречающийся, особенно среди проектов эпохи 1980-х, которые при портировании могли запросто обзавестись не только видоизменённой графикой или чуть адаптированным под новые реалии интерфейсом, но и более-менее значимыми изменениями в самом игровом процессе. Однако «Murder on the Atlantic» – случай особенный и чуть ли не уникальный: предлагаемая здесь её версия является уже третьей по счёту на Old-Games.ru, причём второй – для Commodore 64! И даже вполне возможно, что не последней...

Всё дело – в историческом многообразии её изданий. Первая, авторская версия «Meurtres sur l’Atlantique» – второй по счёту игры в необычной серии детективов от Cobra Soft и лично мэтра Бертрана Брокара – изначально вышла в 1986 году на французском языке и на платформе Amstrad CPC, но вскоре удостоилась выпуска также и для Thomson и Commodore 64, а равно и перевода на немецкий язык. Англоязычное издание появилось годом позднее в Великобритании – и только в исполнении для Amstrad CPC и Commodore 64; последняя версия представлена и на нашем сайте: несмотря на некоторые досадные ошибки, допущенные переводчиками и портировщиками, это всё-таки та же самая игра, изобилующая как пищей для ума, так и «уликами», присутствовавшими в комплекте в физическом виде.

А вот издание 1988 года, выпущенное в США сразу для пяти платформ – Apple II, Commodore 64, IBM PC, Amiga и Atari ST, – унаследовало от своего европейского предка лишь название да общую идею по части серии убийств на борту роскошного трансокеанского лайнера. По сути дела, перед нами – совсем другая игра! Трудно сказать, чем руководствовалась компания IntraCorp, ограничившись скромным примечанием на предмет того, что некоторые фрагменты её «Murder on the Atlantic» были-де лицензированы у Infogrames, – однако ни Cobra Soft, ни сам Бертран Брокар в титрах не фигурируют. Да и первый же взгляд на комплектацию несколько разочаровывает: вместо рекордного числа в сорок «физических улик» в коробке приложена лишь примерно половина такого количества. Да и то – в основном скромные бумажные документы, заведомо уступающие в качестве оформления европейским «feelies»: никаких газет, гильз и флаконов с чернилами. Более того: американцы зачем-то положили в коробку с игрой джентльменский набор из пуговицы, скрепки, куска бечёвки и др., который в их версии никак не задействован! Вероятно, адаптацией сюжета для рынка США и наполнением упаковки приятными бонусами занимались совсем разные люди, – впрочем, особо жаловаться тоже не стоит: даже в таком виде издание IntraCorp благодаря задумкам CobraSoft готово дать немалую фору самой легендарной Infocom, а, скажем, шедшая вместе с версией для Commodore 64 маленькая лупа (помимо большой, встроенной в обложку) пусть и ничем реальным в нашем расследовании не помогает, но какую-никакую атмосферу всё же создаёт и на нужный детективный лад настраивает.

Да и чисто внешне «Murder on the Atlantic» смотрится, надо заметить, несколько лучше старших на год-другой европейских версий: красавица «Бургундия», по-прежнему главная героиня всей истории, занимает почти половину экрана – и наконец-то выглядит тем самым роскошным белоснежным лайнером, которым она и должна являться согласно сценарию. Правда, проработкой исторических деталей в американском варианте этого последнего, увы, не пахнет: к примеру, действие было зачем-то перенесено с весны 1938 года на осень, однако никаких отсылок к мировым событиям этого времени в игре не имеется – не считая одной газетной заметки об избрании (?) Гитлера. Играем же мы по-прежнему за безымянного сыщика, чей круиз прерывается телеграммой от начальства с требованием заняться произошедшими на борту судна – буквально накануне вечером, 12 сентября, – несколькими загадочными убийствами и исчезновениями. К нашим услугам – 14 палуб, более шестисот кают и около сорока подозреваемых; в оригинале было примерно столько же, однако – сравните масштабы оформления: список всех пассажиров «Бургундии» в европейских версиях насчитывал более четырёхсот фамилий, тогда как в американской их всего лишь под семьдесят... Сразу заметим, что физиономии тех самых четырёх десятков лиц, которых мы реально можем встретить на борту судна, ничуть не изменились, – однако имена у них теперь совсем другие, да и роли, как правило, тоже.

Несмотря на упоминавшийся приятный глазу внешний вид лайнера на экране компьютера, одно обстоятельство сразу же бросается в глаза: все помещения представлены отныне сплошным фоном, без разделения на клетки. Это, увы, не случайно: руководство пользователя американской «Murder on the Atlantic» даже не намекает на желательность (и тем более необходимость) тщательного составления вручную карты судна и ведения записей на предмет замеченных улик и выслушанных показаний свидетелей. Можно предположить, что ввиду этого заниматься расследованием будет несколько сложнее, – однако по части загадок мы, к сожалению, имеем дело с явным и беспросветным упрощением. Например, многие важные вещи нам будут сообщать прямым текстом вместо замысловатых намёков; посещать локации повторно нужды почти не возникнет; загадка с лифтом, игравшая такую важную трагическую роль в сюжете «авторской» версии убийств на Атлантике, превратилась прямо-таки в фарс (если застряли – нужно просто «нажимать на все кнопки», вызванивая техника или подавая сигнал тревоги); программу для расшифровки шпионского сообщения (к счастью, хоть оно тут никуда не делось) уже не придётся писать вручную, ибо в одной из кают нас отныне поджидает специальная печатная машинка, с ходу переводящая закодированные слова в обычные английские, – ну и так далее. Кстати сказать, это единственный случай задействования в управлении клавиши «Т», – в остальном же предстоит довольствоваться стрелками «влево» и «вправо» для перемещения, «Е» для осмотра локации, «I» для допроса находящегося рядом свидетеля и «L» для вызова лифта (разумеется, последнее делать разрешается лишь в двух точках на каждой из палуб). Приятно, что по мере перемещения по судну на экране автоматически появляется подпись с названием текущей локации и указателем о присутствии там доступного для беседы персонажа, – а после осуществлённого нами осмотра повторный визит подсвечивается «птичкой» по центру справа. Добавим ещё, что текст – крупный и удобочитаемый, а иллюстрации каждой из кают, приводимые в правом нижнем углу, при всей своей миниатюрности и тождественности таковым в версиях 1986–1987 годов вполне симпатичны.

Клавиша «Esc» позволяет выйти из режима декодировки, а во всех остальных ситуациях – в систему (сохранив при этом свой игровой прогресс: иным способом этого сделать не получится). А жаль: в ряде случаев нас подстерегает самая настоящая гибель! Трудно сказать, для чего IntraCorp добавила в игру подобные вещи, но факт остаётся фактом: в трёх местах нажатие клавиши осмотра моментально приводит к гибели – если только мы заранее не позаботились посетить (во время текущего игрового сеанса, а никак не в предыдущем сохранении) три других соответствующих каюты, в которых содержатся «подсказки», необходимые для выживания в экстремальных условиях. Ещё одно американское новшество чуть менее оригинально: где-то полдюжины локаций теперь заперты на кодовые замки из последовательности в пять или шесть цифр; часть кодов легко найти неподалёку (и в том числе среди комплектной игровой документации), тогда как отыскать другие может быть очень даже непросто.

В целом от перемены по части тонкостей сюжета и основной интриги – увы, ставшей куда менее проработанной – наши функции как следователя ничуть не изменились. Ведь от самой первой французской версии 1986 года американская вариация позаимствовала также и громкую идею с конкурсом: первые покупатели могли принять участие в розыгрыше приза в десять тысяч долларов (и двух с половиной тысяч поощрительных премий в виде купонов на приобретение продукции IntraCorp на сумму в две сотни), отправив до конца декабря 1988 года ответы на пятнадцать ключевых вопросов, свидетельствующие о достигнутых успехах в деле расследования убийств на Атлантике. Увы, история умалчивает о том, кому посчастливилось стать победителем в этом состязании – и состоялось ли оно вообще: как ни странно, есть некоторые основания полагать, что кое-какие немаловажные сюжетные моменты в американской версии для Commodore 64 остались за пределами игрового процесса по причине не то случайных багов, не то фатальной недоработки. Как бы то ни было, и после завершения конкурса «удешевлённые» версии этого издания по-прежнему оставались в продаже, – так что ничто не мешает и спустя несколько десятков лет снова отправиться в рейс на борту «Бургундии». Пусть в этом варианте она и выглядит скорее бледной копией своей старшей европейской сестры.
Автор обзора: Uka
DOS (Murder on the Atlantic), Commodore 64 (Murder on the Atlantic)
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.
В игру пока не играл, но не могу не отметить шикарное описание от Uka! Спасибо, очень заинтересовали!