Вторая игра от Cobra Soft в детективно-приключенческой серии «Meurtres», созданная Бертраном Брокаром при помощи художницы Мари-Анны Алисон, появилась в 1986 году на таких популярных во Франции платформах, как Amstrad CPC, Thomson MO5 и Thomson TO7/70. Спустя год она была издана и в исполнении для куда более интернационального Commodore 64 – благодаря усилиям программиста Алена Фернандеса, известного сегодня в узких кругах любителей старых игр в качестве едва ли не единственного активиста «антиолдгеймерского» движения.
Перед нами снова оригинальное компьютерное воплощение «герметического детектива», и после железнодорожного экспресса, дебютировавшего в качестве антуража для расследования убийства в «Meurtre à Grande Vitesse», Б. Брокар вполне закономерно предлагает нам посетить трансатлантический пароход. И какой пароход! Знакомьтесь: главный герой игры – «Бургундия» (Burgogne), один из самых больших, быстрых и роскошных лайнеров, когда-либо бороздивших просторы Атлантического океана. Младшая сестра знаменитой «Нормандии», «Бургундия» не уступила ей в славе: едва сойдя в 1937 г. со стапелей, уже в своём первом рейсе она принесла владельцу, Compagnie Générale Transatlantique, знаменитую Голубую ленту. К услугам пассажиров первого класса, – а другого здесь просто и не было, – самые различные культурно-увеселительные заведения, расположенные на тринадцати палубах и призванные скрасить те четыре с лишним дня, которые требовались судну, чтобы преодолеть путь из Европы в Америку и обратно: от бального зала и театра до зимнего сада и католической часовни, не говоря уже о многочисленных бутиках и лавках. Увы, праздник жизни продолжался недолго: после начала Второй мировой войны «Бургундия», оставшаяся на причале в США, была переоборудована в транспортный корабль – и в начале декабря 1943 года геройски погибла, затонув где-то недалеко от Мурманска во время очередного рейса Арктического конвоя...
Разумеется, биография героини «Murder on the Atlantic» является художественным вымыслом авторов игры, и знатокам истории или судостроения не стоит недоуменно пожимать плечами, пытаясь отыскать имя «Burgogne» в списке лауреатов Голубой ленты, – однако нельзя не признать, что вымысел этот выглядит очень даже реалистично. Как и соответствие той исторической эпохе, в которую нам предстоит окунуться: на календаре середина апреля 1938 г. Входящий в комплект игры номер газеты «Le Courrier» (на французском языке, даже в английском и немецком изданиях!), вышедший накануне отплытия судна из Гавра, 12 апреля, позволяет более-менее точно оценить ситуацию сообразно последним новостям: формирование нового кабинета Даладье, окончательное завершение Аншлюса по результатам состоявшегося в уходящей в историю Австрии референдума, волнения в колониях, политика Front populaire, международные трения по поводу статуса Эфиопии... Редкие частные объявления и новости из мира авиации и автогонок не могут скрыть общей нагнетающейся атмосферы – начало войны всё ближе, и предгрозовая ситуация оказывается крайне питательной почвой для всевозможных заговоров, интриг и шпионских историй. Которые, вкупе с убийствами, нам и предстоит расследовать на борту «Бургундии», наполненной представителями многих наций самого различного уровня известности и подозрительности – почти как в знаменитом «The Last Express» накануне Первой мировой.
Разумеется, до появления шедевра Джордана Мехнера остаётся ещё десять лет – и внешний вид «Murder on the Atlantic» ожидаемо скромен. Почти половину экрана занимает неподвижный белый контурный профиль нашего судна – разделённого на ячейки, между которыми перемещается цветной квадратик, символизирующий нашего безликого и безымянного протагониста: сыщика, призванного распутать все происходящие на борту странные и загадочные события, включая убийства, похищения, бытовые скандалы и тому подобное. Не пугайтесь, увидев на экране прямо под профилем «Бургундии» два странных цветных квадрата, – это не глюк видеосистемы, а своеобразное решение Алена Фернандеса и его коллеги по портировке, художника Оливье Корвиоля. Именно здесь будут отображаться портрет одного из сорока свидетелей или подозреваемых, которых мы станем опрашивать (слева), и миниатюрное изображение текущей локации (справа). Таковых здесь уже несколько сотен: к счастью, каюты, как и свидетели, тщательно пронумерованы, что немного уменьшает ваш шанс заблудиться в коридорах и помещениях лайнера.
Путешествие наше начинается в бальном зале на палубе D. Перемещение по палубе влево и вправо осуществляется клавишами «,» и «.»; нажатие «S» покажет нам в пустом красном квадрате справа, где именно мы находимся, а «L» отобразит слева находящегося здесь же потенциального собеседника – если, разумеется, он или она действительно составляет нам компанию; команда же «Е» кроме этого проанализирует текущее помещение на предмет улик или каких-нибудь иных достопримечательностей; в случае если таковые будут как-то относиться к проводимому нами расследованию, можно будет задействовать и клавиши «О» (открыть), «А» (некоторое действие, включая – да-да – вскрытие трупов), а также «I» (запуск беседы со встречными лицами – а точнее, их монологов, которые можно поставить на паузу нажатием «пробела»). Для перемещения с одной палубы на другую к нашим услугам имеются два лифта, ясно показанных на схеме, – вызвать их можно (разумеется, только находясь на соответствующей локации) при помощи звёздочки «*», после чего потребуется указать нужную нам палубу (обозначаются они буквами от А до М). В случае если вам посчастливится обнаружить лестницу, перемещение вверх и вниз происходит нажатием клавиш «J» и «M»; наконец, «Р» зачем-то отобразит на экране портреты основных персонажей игры один за другим, а «+» даст возможность сохранить свой прогресс, чтобы при следующем запуске продолжить игру с того же места. Дополняется интерфейс только строкой с текстом внизу экрана, появляющейся при разговорах с подозреваемыми и свидетелями.
Зато в чём «Murder on the Atlantic», при всём своём скудном внешнем виде и незамысловатом вроде бы геймплее, оказывается чуть ли не впереди планеты всей – так это в качестве и количестве комплектации. В коробке с игрой, помимо тоненького, шестистраничного руководства пользователя и дискеты или кассеты с записью, поставлялось примерно 33 (да-да, именно так, тридцать три, – хотя точное число немного варьировалось в зависимости от языковых версий и конкретных экземпляров изданий 1986–1987 гг.) наименования дополнительной документации и материальных предметов – того, что с лёгкой руки Infocom получило название «feelies». Но до уровня Cobra Soft далеко даже этой прославленной американской компании: в упаковке игры Бертрана Брокара нас ждёт не только газета и различного рода визитные карточки, листовки, письма, заметки и несколько старых снимков, но и такая экзотика, как записка шрифтом Брайля, разорванная на кусочки фотография, шифровка, оружейная гильза, спичка, скрепка, кусок верёвки, микрофильм – и даже флакон «невидимых чернил»!
При этом подавляющее большинство (если не все) из этих предметов – не рекламные материалы и не сомнительной полезности сувениры вроде тех, что вкладываются в XXI веке в различного рода «коллекционные издания» популярных игр, чтобы хоть как-то оправдать те сотни долларов, которые издатели требуют за такие эксклюзивы у щедрых фанатов, – а самые что ни на есть улики, необходимые нам в нашем расследовании и самым непосредственным образом сопрягающие реальность виртуальную с материальной, почти как в гораздо более поздних экспериментах с «дополненной реальностью». Так что будьте к этому готовы: разорванную фотографию нужно будет складывать заново, плёнку с микрофильмом – изучать при помощи какого-нибудь увеличительного стекла, а «невидимые» чернила – наносить на одно из наименее понятных писем, дабы на нём проявились строки скрытого текста. Для расшифровки совсем уже закодированной записки потребуется... самостоятельно написать небольшую программку на языке BASIC – для чего среди комплектной документации имеется и листок с соответствующим алгоритмом, снабжённый пояснением процедуры дешифровки; на бумажном плане корабля очень даже не помешает вручную заштриховывать (по совету авторов – цветными карандашами) и надписывать уже посещённые нами каюты и прочие локации, чтобы не забыть и не затеряться, – а прилагающийся блок пиксельных изображений всех сорока персонажей «руководство пользователя» официально рекомендует разрезать на отдельные картинки – и наклеить их в заведённый специально для такого случая блокнот, дабы можно было присовокупить к портрету каждого подозреваемого выведанные у него или у других встречных лиц сведения о его алиби, местопребывании, свойствах характера и др. Кстати, не спешите выключать динамики, обратив внимание на отсутствие в игре какого бы то ни было музыкального или звукового оформления: как минимум, в одном месте звук будет – в виде радиосообщения азбукой Морзе (которое, естественно, предстоит расшифровывать именно что на слух).
Нетрудно заметить, что прохождение этой игры в современных условиях оказывается делом далеко не самым простым – и не только потому, что мало кто может похвастаться обладанием всей совокупности требуемых для прохождения улик и документов в полном и материальном виде. В конце концов, можно распечатать имеющиеся фотокопии игровых материалов или же оперировать с ними в электронном виде. Куда сложнее то, что расследование всех тайн «Murder on the Atlantic» требует такой скрупулёзности и такого терпения, которые не очень свойственны современному геймеру, избалованному совсем другим подходом к игровому процессу со стороны представителей жанра adventure. Мало обойти одно за другим сотни помещений и выслушать откровения десятков свидетелей, сопоставив и запротоколировав полученную от них информацию, – временами для обнаружения следующей зацепки требуется дождаться какого-то особого, не всегда очевидного события. А время играет здесь немаловажную роль, несмотря на отсутствие на экране тикающих часов, таких, какие появятся чуть позже во многих приключенческих играх «французской школы», чьё действие также происходит в реальном времени, – от последующих работ того же Бертрана Брокара вроде «Meurtres à Venise» – до «KGB» или «Le manoir de Mortevielle». Похоже, что при загрузке старой игры потраченное на прохождение время не сохраняется, так что может понадобиться просто оставить игру работающей на некоторое время, если вы заметите, что застряли – и слишком уж долго ничего не происходит. Ну а если вы всё же придёте к убеждению, что все тайны вы разгадали и все преступления распутали, – к вашим услугам особый режим, «Тест». Эта запускающаяся отдельной программой викторина позволит выяснить, насколько далеко вы продвинулись в прохождении, – путём ручного набора ответов на полтора десятка ключевых вопросов: от авторства шантажирующего письма до возраста капитана «Бургундии».
Как рекомендовать, так и не рекомендовать «Murder on the Atlantic» современным любителям старых игр одинаково сложно. Откровением в жанре детективной адвенчуры она вряд ли станет, и пройти её смогут далеко не все, – но познакомиться с ней стоит однозначно, хотя бы из-за беспрецедентно богатой на сюрпризы комплектации и соответственно оригинальных загадок. Опытным пользователям PC второй выпуск серии «Meurtres» может быть более знаком по американской версии 1988 г., благодаря которой игра наконец-то добралась и до персонального компьютера от IBM, – но то издание, выпущенное компанией IntraCorp, не только во многом уступает европейскому варианту от Infogrames по качеству и количеству сопроводительных материалов, но и значительно отличается по части загадок и даже сюжетных линий. Практически все персонажи получили в обновлении другие имена и истории; изображение «Бургундии» на экране пусть и обзавелось цветами, но потеряло деление на ячейки и нумерацию кают, а потому совсем не способствует ориентации на местности; список обитателей лайнера сократился с двухсот до примерно 70-ти лиц (пусть и по большей части невидимых); действие почему-то перенесено с апреля 1938 г. на сентябрь и лишено многих черт исторического реализма; вдобавок как из самой игры, так и из её документации пропали все упоминания об авторах оригинала. А потому знакомство с этим последним в исполнении для Commodore 64 может оказаться весьма интересным и примечательным.
Перед нами снова оригинальное компьютерное воплощение «герметического детектива», и после железнодорожного экспресса, дебютировавшего в качестве антуража для расследования убийства в «Meurtre à Grande Vitesse», Б. Брокар вполне закономерно предлагает нам посетить трансатлантический пароход. И какой пароход! Знакомьтесь: главный герой игры – «Бургундия» (Burgogne), один из самых больших, быстрых и роскошных лайнеров, когда-либо бороздивших просторы Атлантического океана. Младшая сестра знаменитой «Нормандии», «Бургундия» не уступила ей в славе: едва сойдя в 1937 г. со стапелей, уже в своём первом рейсе она принесла владельцу, Compagnie Générale Transatlantique, знаменитую Голубую ленту. К услугам пассажиров первого класса, – а другого здесь просто и не было, – самые различные культурно-увеселительные заведения, расположенные на тринадцати палубах и призванные скрасить те четыре с лишним дня, которые требовались судну, чтобы преодолеть путь из Европы в Америку и обратно: от бального зала и театра до зимнего сада и католической часовни, не говоря уже о многочисленных бутиках и лавках. Увы, праздник жизни продолжался недолго: после начала Второй мировой войны «Бургундия», оставшаяся на причале в США, была переоборудована в транспортный корабль – и в начале декабря 1943 года геройски погибла, затонув где-то недалеко от Мурманска во время очередного рейса Арктического конвоя...
Разумеется, биография героини «Murder on the Atlantic» является художественным вымыслом авторов игры, и знатокам истории или судостроения не стоит недоуменно пожимать плечами, пытаясь отыскать имя «Burgogne» в списке лауреатов Голубой ленты, – однако нельзя не признать, что вымысел этот выглядит очень даже реалистично. Как и соответствие той исторической эпохе, в которую нам предстоит окунуться: на календаре середина апреля 1938 г. Входящий в комплект игры номер газеты «Le Courrier» (на французском языке, даже в английском и немецком изданиях!), вышедший накануне отплытия судна из Гавра, 12 апреля, позволяет более-менее точно оценить ситуацию сообразно последним новостям: формирование нового кабинета Даладье, окончательное завершение Аншлюса по результатам состоявшегося в уходящей в историю Австрии референдума, волнения в колониях, политика Front populaire, международные трения по поводу статуса Эфиопии... Редкие частные объявления и новости из мира авиации и автогонок не могут скрыть общей нагнетающейся атмосферы – начало войны всё ближе, и предгрозовая ситуация оказывается крайне питательной почвой для всевозможных заговоров, интриг и шпионских историй. Которые, вкупе с убийствами, нам и предстоит расследовать на борту «Бургундии», наполненной представителями многих наций самого различного уровня известности и подозрительности – почти как в знаменитом «The Last Express» накануне Первой мировой.
Разумеется, до появления шедевра Джордана Мехнера остаётся ещё десять лет – и внешний вид «Murder on the Atlantic» ожидаемо скромен. Почти половину экрана занимает неподвижный белый контурный профиль нашего судна – разделённого на ячейки, между которыми перемещается цветной квадратик, символизирующий нашего безликого и безымянного протагониста: сыщика, призванного распутать все происходящие на борту странные и загадочные события, включая убийства, похищения, бытовые скандалы и тому подобное. Не пугайтесь, увидев на экране прямо под профилем «Бургундии» два странных цветных квадрата, – это не глюк видеосистемы, а своеобразное решение Алена Фернандеса и его коллеги по портировке, художника Оливье Корвиоля. Именно здесь будут отображаться портрет одного из сорока свидетелей или подозреваемых, которых мы станем опрашивать (слева), и миниатюрное изображение текущей локации (справа). Таковых здесь уже несколько сотен: к счастью, каюты, как и свидетели, тщательно пронумерованы, что немного уменьшает ваш шанс заблудиться в коридорах и помещениях лайнера.
Путешествие наше начинается в бальном зале на палубе D. Перемещение по палубе влево и вправо осуществляется клавишами «,» и «.»; нажатие «S» покажет нам в пустом красном квадрате справа, где именно мы находимся, а «L» отобразит слева находящегося здесь же потенциального собеседника – если, разумеется, он или она действительно составляет нам компанию; команда же «Е» кроме этого проанализирует текущее помещение на предмет улик или каких-нибудь иных достопримечательностей; в случае если таковые будут как-то относиться к проводимому нами расследованию, можно будет задействовать и клавиши «О» (открыть), «А» (некоторое действие, включая – да-да – вскрытие трупов), а также «I» (запуск беседы со встречными лицами – а точнее, их монологов, которые можно поставить на паузу нажатием «пробела»). Для перемещения с одной палубы на другую к нашим услугам имеются два лифта, ясно показанных на схеме, – вызвать их можно (разумеется, только находясь на соответствующей локации) при помощи звёздочки «*», после чего потребуется указать нужную нам палубу (обозначаются они буквами от А до М). В случае если вам посчастливится обнаружить лестницу, перемещение вверх и вниз происходит нажатием клавиш «J» и «M»; наконец, «Р» зачем-то отобразит на экране портреты основных персонажей игры один за другим, а «+» даст возможность сохранить свой прогресс, чтобы при следующем запуске продолжить игру с того же места. Дополняется интерфейс только строкой с текстом внизу экрана, появляющейся при разговорах с подозреваемыми и свидетелями.
Зато в чём «Murder on the Atlantic», при всём своём скудном внешнем виде и незамысловатом вроде бы геймплее, оказывается чуть ли не впереди планеты всей – так это в качестве и количестве комплектации. В коробке с игрой, помимо тоненького, шестистраничного руководства пользователя и дискеты или кассеты с записью, поставлялось примерно 33 (да-да, именно так, тридцать три, – хотя точное число немного варьировалось в зависимости от языковых версий и конкретных экземпляров изданий 1986–1987 гг.) наименования дополнительной документации и материальных предметов – того, что с лёгкой руки Infocom получило название «feelies». Но до уровня Cobra Soft далеко даже этой прославленной американской компании: в упаковке игры Бертрана Брокара нас ждёт не только газета и различного рода визитные карточки, листовки, письма, заметки и несколько старых снимков, но и такая экзотика, как записка шрифтом Брайля, разорванная на кусочки фотография, шифровка, оружейная гильза, спичка, скрепка, кусок верёвки, микрофильм – и даже флакон «невидимых чернил»!
При этом подавляющее большинство (если не все) из этих предметов – не рекламные материалы и не сомнительной полезности сувениры вроде тех, что вкладываются в XXI веке в различного рода «коллекционные издания» популярных игр, чтобы хоть как-то оправдать те сотни долларов, которые издатели требуют за такие эксклюзивы у щедрых фанатов, – а самые что ни на есть улики, необходимые нам в нашем расследовании и самым непосредственным образом сопрягающие реальность виртуальную с материальной, почти как в гораздо более поздних экспериментах с «дополненной реальностью». Так что будьте к этому готовы: разорванную фотографию нужно будет складывать заново, плёнку с микрофильмом – изучать при помощи какого-нибудь увеличительного стекла, а «невидимые» чернила – наносить на одно из наименее понятных писем, дабы на нём проявились строки скрытого текста. Для расшифровки совсем уже закодированной записки потребуется... самостоятельно написать небольшую программку на языке BASIC – для чего среди комплектной документации имеется и листок с соответствующим алгоритмом, снабжённый пояснением процедуры дешифровки; на бумажном плане корабля очень даже не помешает вручную заштриховывать (по совету авторов – цветными карандашами) и надписывать уже посещённые нами каюты и прочие локации, чтобы не забыть и не затеряться, – а прилагающийся блок пиксельных изображений всех сорока персонажей «руководство пользователя» официально рекомендует разрезать на отдельные картинки – и наклеить их в заведённый специально для такого случая блокнот, дабы можно было присовокупить к портрету каждого подозреваемого выведанные у него или у других встречных лиц сведения о его алиби, местопребывании, свойствах характера и др. Кстати, не спешите выключать динамики, обратив внимание на отсутствие в игре какого бы то ни было музыкального или звукового оформления: как минимум, в одном месте звук будет – в виде радиосообщения азбукой Морзе (которое, естественно, предстоит расшифровывать именно что на слух).
Нетрудно заметить, что прохождение этой игры в современных условиях оказывается делом далеко не самым простым – и не только потому, что мало кто может похвастаться обладанием всей совокупности требуемых для прохождения улик и документов в полном и материальном виде. В конце концов, можно распечатать имеющиеся фотокопии игровых материалов или же оперировать с ними в электронном виде. Куда сложнее то, что расследование всех тайн «Murder on the Atlantic» требует такой скрупулёзности и такого терпения, которые не очень свойственны современному геймеру, избалованному совсем другим подходом к игровому процессу со стороны представителей жанра adventure. Мало обойти одно за другим сотни помещений и выслушать откровения десятков свидетелей, сопоставив и запротоколировав полученную от них информацию, – временами для обнаружения следующей зацепки требуется дождаться какого-то особого, не всегда очевидного события. А время играет здесь немаловажную роль, несмотря на отсутствие на экране тикающих часов, таких, какие появятся чуть позже во многих приключенческих играх «французской школы», чьё действие также происходит в реальном времени, – от последующих работ того же Бертрана Брокара вроде «Meurtres à Venise» – до «KGB» или «Le manoir de Mortevielle». Похоже, что при загрузке старой игры потраченное на прохождение время не сохраняется, так что может понадобиться просто оставить игру работающей на некоторое время, если вы заметите, что застряли – и слишком уж долго ничего не происходит. Ну а если вы всё же придёте к убеждению, что все тайны вы разгадали и все преступления распутали, – к вашим услугам особый режим, «Тест». Эта запускающаяся отдельной программой викторина позволит выяснить, насколько далеко вы продвинулись в прохождении, – путём ручного набора ответов на полтора десятка ключевых вопросов: от авторства шантажирующего письма до возраста капитана «Бургундии».
Как рекомендовать, так и не рекомендовать «Murder on the Atlantic» современным любителям старых игр одинаково сложно. Откровением в жанре детективной адвенчуры она вряд ли станет, и пройти её смогут далеко не все, – но познакомиться с ней стоит однозначно, хотя бы из-за беспрецедентно богатой на сюрпризы комплектации и соответственно оригинальных загадок. Опытным пользователям PC второй выпуск серии «Meurtres» может быть более знаком по американской версии 1988 г., благодаря которой игра наконец-то добралась и до персонального компьютера от IBM, – но то издание, выпущенное компанией IntraCorp, не только во многом уступает европейскому варианту от Infogrames по качеству и количеству сопроводительных материалов, но и значительно отличается по части загадок и даже сюжетных линий. Практически все персонажи получили в обновлении другие имена и истории; изображение «Бургундии» на экране пусть и обзавелось цветами, но потеряло деление на ячейки и нумерацию кают, а потому совсем не способствует ориентации на местности; список обитателей лайнера сократился с двухсот до примерно 70-ти лиц (пусть и по большей части невидимых); действие почему-то перенесено с апреля 1938 г. на сентябрь и лишено многих черт исторического реализма; вдобавок как из самой игры, так и из её документации пропали все упоминания об авторах оригинала. А потому знакомство с этим последним в исполнении для Commodore 64 может оказаться весьма интересным и примечательным.
- Время и место:
Межвоенный период - Страна или регион происхождения:
Франция - Тематика:
Детектив - Язык:
English
Поэтому - насколько версия для С64 1987 года выпуска превосходит по глубине и подробности деталей издание для РС 1988 года, примерно настолько же она сама уступает французскому оригиналу 1986 г. Если знаете французский - поиграйте лучше в версию для Thomson!