La 6ème Piste

La 6ème Piste
Жанр: Quest
Разработчик: Cadix
Издатель: Integral Media
Год выхода: 1999
Платформа: Windows
Оценка рецензента:
Оценка рецензента - 8 из 10
Оценка пользователей:
Оценка пользователей - 0.00 из 10
  • 0
  • 1
  • 2
Конец 1990-х как-то не очень вяжется с FMV-стилем, чей пик популярности в играх пришёлся на середину этого десятилетия. Да, появление DVD-проигрывателей вдохнуло новую жизнь в некоторые хиты прошлого с использованием живого видео: например, Sherlock Holmes: Consulting Detective и Silent Steel были переизданы в улучшенном качестве, которое обеспечивал новый формат. Однако в целом разработчики почти утратили интерес к идее слияния фильма и игры. Причин короткой жизни и провала FMV можно назвать множество, но этот обзор не ставит целью разбирать хотя бы одну из них. Вместо этого предлагаю обратить внимание на интерактивное кино La 6ème Piste, вышедшее в 1999 году исключительно во Франции. Авторы этой игры явно не собирались мириться с угасанием тренда. Название переводится на русский как «Шестой путь», хотя, учитывая контекст сюжета, на мой взгляд, более уместным был бы авторский вариант — «Шестая зацепка». Игра не обрела широкой известности и громкой огласки, позиционируясь в своё время как эксперимент кинопродюсера Марка-Андре Гринбаума. Однажды он решил вновь попробовать себя в роли режиссёра, но уже в таком необычном формате. Предыдущая режиссёрская работа Гринбаума — комедия с Кристианом Клавье «Рок и Тора» (1983). Опыта в создании видеоигр у него, во всяком случае, не было никакого. Вышел ли этот первый и последний блин комом? Попробуем разобраться ниже.

Париж. Не столь далёкое прошлое. Город культуры, любви и богатейшей истории всегда оставался также пристанищем для мошенников, убийц, насильников и организованной преступности. С ростом населения криминал не только увеличивается, но и приобретает новые формы. Управление внутренних дел обеспокоено: показатели раскрываемости дел не внушают оптимизма властям. Вступительный ролик игрофильма показывает суету и переполох, царящие каждый рабочий день в полицейском участке. Его сотрудники отчаянно стараются порадовать начальство, не покладая рук трудясь в офисе и на улицах. Вы — инспектор отдела по расследованию убийств, только что переведённый из другого участка в один из районов Парижа. В новом месте вам ещё не удалось обзавестись ни формальными, ни неформальными связями, да и начальство не слишком вам доверяет из-за сомнительной репутации в послужном списке. Впрочем, подробности, порочащие честь звания, остаются за кадром. Уже на первой встрече с комиссарами полиции и представителем гражданской власти вас ставят в жёсткие рамки: права на провал нет, каждая ошибка дорого обойдётся и отразится в служебном досье, а дедлайн неумолим. Комиссар в штатском сообщает, что средняя раскрываемость дела составляет трое суток. Именно столько времени вам даётся на следующий кейс. Вдобавок к вам приставляют двух нерадивых «фараонов», которые не ладят между собой и далеки от образа идеальных блюстителей порядка. Знакомьтесь: Пьер и Марсель. Пьер — недотёпа-ботаник, любитель нудных рассуждений, полагающийся на своё серое вещество и интеллект. Этот коллега предпочитает чесать языком и вести переговоры. Марсель — грубый и неотёсанный мужлан. Возможно, ему недостаёт ума напарника, зато решительности, силы и прямоты хоть отбавляй. Неудивительно, что эти двое — полные антиподы и при любой возможности спорят друг с другом. Поздно ночью раздаётся анонимный звонок: убийство. Свидетелей нет, мотив отсутствует, личность жертвы не установлена. Срочно на выезд! Поехали, ребята, за работу!

Самое сложное в La 6ème Piste — понять, где в потоке бесконечных, по большей части неинтерактивных сцен начинается игра. Перед нами то, что я бы назвал полноценным Full Motion Video. Фильм идёт практически без остановок. В привычном для многих квестовых FMV-детективов смысле — вроде The Dame Was Loaded, Virtual Murder или Santa Fe Mysteries — геймплея здесь нет. Диалогов, статичных экранов для пиксель-хантинга по фотографиям, исследования блокнота или записей не ждите. Забудьте об этом. Один ролик непрерывно сменяется другим. Возникает вопрос: как вообще играть? Единственный способ взаимодействия — традиционный для такого поджанра FMV: клик правой кнопкой мыши (ПКМ) в определённый момент видео. Это позволяет влиять на несколько типов действий:

1) Выбор решения, предложенного Марселем или Пьером. Здесь нужно быть осторожнее. Выбор может не только обидеть одного из коллег, окончательно испортив отношения в команде, но и привести к роковой ошибке в расследовании. Не зря я ранее описал характеристики подчинённых. Полагаться на рассуждения Пьера или Марселя стоит в зависимости от обстоятельств и обстановки. Иногда нужно надавить на преступника, а порой ситуация требует тонкого подхода.

2) Подбор или обнаружение улик. Всё просто: заметили на экране нечто примечательное — срочно кликайте ПКМ, пока камера не сменила ракурс. Если находка полезна, улика или зацепка отобразится в одном из шести слотов в нижней левой части экрана. Это не обязательно что-то материальное вроде бумажки или ключа — порой это мысли о человеке, которого позже можно будет навестить.

3) Вызов мишени для стрельбы из табельного оружия. Да, это бесполезно (простите за спойлер). Если сцена допускает применение оружия, в нижней правой части экрана появляется значок прицела. Нажмите «Пробел» — детектив достанет пистолет. Наведите мишень на человека в ролике и кликните ПКМ — выстрел. Но не спешите палить направо и налево, как Клинт Иствуд. Это не вестерн. Любое необоснованное применение оружия ведёт к Game Over. Зато можно посмотреть забавный ролик, где комиссар объясняет, какой вы негодяй, опозоривший управление.

Ещё одна любопытная деталь «геймплея» — ограничение по времени. Не пугайтесь: времени достаточно, и оно виртуальное. На экране отображается круг, где зелёная часть символизирует оставшиеся часы и минуты. В определённых сценах игра сама отсчитывает время, потраченное, например, на поездки, разговоры или заполнение рапортов. Интереснее другое: безрезультатные клики по экрану в поисках интерактивных зон караются штрафом в 10 минут за каждое пустое нажатие. Более серьёзные ошибки, вроде неверного решения, отнимают полчаса — это уже существенно. К счастью, игра позволяет сохраняться в любой момент: достаточно кликнуть на иконку папки в нижнем правом углу и зайти в опции, где также доступна загрузка. Правда, восстановится не точный момент, а начало эпизода. Эпизоды состоят из нескольких роликов и разделяются чёрным экраном, где игрок выбирает дальнейшее действие из имеющихся зацепок. Перед стартом можно включить режим «умного курсора», но, поверьте, лучше этого не делать — он убьёт всю интригу. Курсор будет менять форму в ключевых сценах, подсказывая моменты взаимодействия. Важно внимательно слушать речь на французском (естественно, без субтитров) и реагировать мгновенно: после определённых реплик Марселя, Пьера или других персонажей с ними можно взаимодействовать описанным способом. В игре несколько концовок, но одна из «хороших» у меня запустилась случайно — при повторных прохождениях я не делал ничего принципиально отличающегося.

В процессе расследования вы познакомитесь с множеством процедур, выполняемых криминалистами и следователями, — всё как в добротном полицейском сериале. Здесь есть допросы с лёгким пристрастием в управлении, пробивка номеров автомобилей по базе, изучение заключения коронера, задержание подозреваемых, работа на телефоне после публикации фоторобота, слежка с использованием устройств прослушивания. Словом, всё, что ожидаешь увидеть в кино про копов. Отличным дополнением служит убедительная игра актёров. Роль Марселя исполнил известный в Европе Бернар-Пьер Доннадье, обладатель множества наград за разные фильмы. Пьера не менее ярко сыграл американский актёр Бад Корт, запомнившийся по «Гарольд и Мод» (1971). В роли супервайзера главного героя здорово смотрится Луиза Флетчер, лауреат «Оскара» за «Пролетая над гнездом кукушки». Солидный каст для столь малоизвестной FMV-игры! Особенно мне понравился традиционный для французского кино юмор, проявляющийся во взаимоотношениях Пьера и Марселя. Они постоянно подкалывают друг друга, а их жаркие споры порой приобретают комичный оттенок — вам приходится выступать чуть ли не воспитателем в детском саду, решая, кому достанется игрушечный грузовик в песочнице. Я не раз улыбнулся во время прохождения. Конечно, это не Жан Рено и Клавье, но посмеяться они тоже заставляют. Помимо актёрской игры, есть на что посмотреть и на общем плане. Сцены посещений разных адресов перемежаются роликами с видами Парижа: достопримечательности, живописные кафе и бутики на старых улочках. Ты словно переносишься в машину времени, становясь туристом в столице Франции 90-х. Такие детали здорово украшают игру. В интернете я нашёл упоминание, что вместе с игрой был выпущен 90-минутный полнометражный фильм. Увы, мне не удалось найти его ни на YouTube, ни на Dailymotion, ни на нескольких торрент-трекерах, посвящённых кино.

В игре присутствуют сцены эротического характера, хотя откровенного секса нет. Несколько красивых молодых женщин демонстрируют полуобнажённые тела. Но этим не ограничивается: есть кадры с элементами садомазохизма и даже парад гомосексуалистов, который в Западной Европе уже не одно десятилетие считается нормой. Последний показан мельком, просто как часть повседневной жизни Парижа. Впрочем, эта «развратная» составляющая не рекламируется и естественно вписывается в порочную среду, где полицейские расследуют убийство весьма сомнительной личности. К тому же такие сцены ограничены по времени и не выходят за рамки телевизионного формата фильмов для взрослых, транслируемых с 21:00 до полуночи.

La 6ème Piste — любопытный представитель поджанра FMV с интерактивным кино. Уверен, многие поклонники квестов привыкли иначе представлять детектив с живыми актёрами. Запоздалое по времени выхода произведение Марка-Андре Гринбаума предлагает иной подход: динамичное расследование, требующее скорее интуиции и реакции, чем дедукции. По сути, вы больше смотрите кино, лишь изредка вмешиваясь в процесс — и то пассивно. Геймплей сводится к одобрению предложений коллег, выделению улик и выбору следующего адреса. Не так много, чтобы назвать La 6ème Piste полноценной игрой. Это может разочаровать геймеров, привыкших быть вовлечёнными в происходящее, а не смотреть фильм несколько часов. Тем не менее идея с штрафами за бесполезные клики по экрану кажется удачной и оригинальной. Охота за нужным кадром в непрерывном видео тоже заслуживает похвалы — это как минимум весело. Главное — не слишком расслабляться за просмотром картины, попивая кофе: игра требует внимания к произносимым репликам и событиям, чтобы поймать момент для действия. Рекомендую этот редкий тайтл всем фанатам Full Motion Video в играх.
Автор обзора: Farooq
Незарегистрированные пользователи не могут оставлять комментарии и оценивать игры. Зарегистрироваться можно на этой странице.